Конспект арт-урока литературного чтения 2 класс. Тема: «Образ матери в художественных произведениях». Ю. Я. Яковлев «Мама»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Марочкина Наталья Анатольевна

Технологическая карта  урока/занятия

Предмет

курс В. А. Лазаревой «Литературное чтение» 2 класс

Класс

2 класс

Тип урока/занятия

арт-урок

Технология построения урока/занятия

обучение, воспитание и развитие личности, ее коррекция осуществляется средствами искусства в совокупности с содержанием конкретного предмета

Тема

«Образ матери в художественных произведениях».

Ю. Я. Яковлев «Мама»

Цель

Формирование ценностного отношения к близким людям.

Ведущий вид искусства:

литература

 

Основные термины, понятия

Работу над значением слова: раскрытие понятия мать, мама,  материнская любовь

Планируемый результат

на уровне ученика
• овладение навыками исследования, моделирования (в совместной деятельности с учителем);
• рост мотивации к познанию, к творчеству в учебной и коммуникативной деятельности;
• формирование  духовно-нравственной культуры;
• формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми, умение работать в творческой исследовательской группе.

Предметные умения

 

 Личностные УУД:

  • Формирование нравственных суждений;

 Формирование способности оценивать своё  поведение, нести ответственность за родных и  близких, умение аргументировать свою точку  зрения

 Социализация учащихся через проживание художественного образа.

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы в тексте

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Выразительно читать и пересказывать текст;

Учиться работать группе.

 

Организация пространства

Мизансцена  урока выражается в свободном передвижении учеников и учителя в пространстве класса в зависимости от необходимости содержания работы.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Оборудование: мультимедийная установка (презентация)

Раздаточный материал: конверты с пословицами и поговорками.

 

Стержень урока:

ценностное отношение к матери через

1)Работу над значением слова: раскрытие понятия мать, мама,  материнская любовь (вопрос - ответные упражнения);

2)Обращение к личному опыту (вопрос - ответные упражнения, 

предвидение последствий, чувств и поведения);

3)Развитие эмоциональной сферы (приём «Незаконченного предложения», «Словесного рисования»)

 

Интрига урока (основное действие в развитии урока):

чтение учителем (проживание) текста.

 

Ожидаемые результаты, проведения арт-урока:

на уровне ученика
• овладение навыками исследования, моделирования (в совместной деятельности с учителем)
• рост мотивации к познанию, к творчеству в учебной и коммуникативной деятельности;
• формирование  духовно-нравственной культуры;
• формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми, умение работать в творческой исследовательской группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Марочкина Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ города Иркутска гимназии №3

Конспект арт-урока литературного чтения 2 класс.

Тема: «Образ матери в художественных произведениях».

Ю. Я. Яковлев «Мама»

Сверхзадача: Формирование ценностного отношения к близким людям.

Задачи:

  • Социализация учащихся через проживание художественного образа;
  • Формирование нравственных суждений;
  • Формирование способности оценивать своё поведение, нести ответственность за родных и близких, умение аргументировать свою точку зрения
  • Развитие личности средствами искусства

Оборудование: мультимедийная установка (презентация)

Раздаточный материал: конверты с пословицами и поговорками.

Ведущий вид искусства: литература

Ход урока

Стержень урока: ценностное отношение к матери через

1)Работу над значением слова: раскрытие понятия мать, мама,  материнская любовь (вопрос - ответные упражнения);

2)Обращение к личному опыту (вопрос - ответные упражнения,  

предвидение последствий, чувств и поведения);

3)Развитие эмоциональной сферы (приём «Незаконченного предложения», «Словесного рисования»)

Интрига урока (основное действие в развитии урока): чтение учителем (проживание) текста.

Сюжет урока (этапы):

1 Этап Мотивационный

(Использование способов настройки: стихотворение для активизации чувственного опыта, воздействия на органы чувств). 

Ее милее нет.
Вся жизнь вокруг нее вращается,
Весь мир наш ею обогрет,
Весь век она старается
Она – опора в доме.

Хлопочет каждый час.
И никого нет кроме
Кто, так любил бы нас.

Она поможет, обогреет,
И как никто меня поймет;
Заботится, пока болею -
От изголовья моего не отойдет.

 - О ком идёт речь в этих поэтических строчках?

2 Этап Целеполагание.

Сегодня на уроке литературы мы будем говорить о материнской любви, об отношении к самому близкому и дорогому человеку.

а) Метод незаконченного предложения

Продолжите фразу:

Мама – это…..

3. Этап Ценностная оценка объекта, его творческое освоение.

а) В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. О маме.

Послушайте притчу, небольшой рассказ, который, по мнению литераторов, попадает прямо в сердце. 

Однажды к Кадию (мировой судья) пришли две женщины, держа одного ребенка за руки с двух сторон. Каждая из них утверждала, что это ее ребенок. И что другая хочет отобрать его.
           Кадий внимательно выслушал обеих женщин и сказал:
- Разобраться чей ребенок этот на самом деле трудно. Поэтому я
прикажу своим стражникам разрубить ребенка пополам  и отдать каждой
из вас половину. Как вам такое решение?
- Рубить, так рубите - сказала одна женщина - лишь бы он не достался ей.
- Нет! - закричала вторая - отдайте ребенка этой женщине... Только не убивайте!
           Кадий с довольным видом кивнул страже:
- Отдайте ребенка этой женщине. Она - настоящая мать.

 б) Осмысление содержания

- Как вы думайте, почему так поступил мировой судья Кадий?

в) Метод незаконченного предложения

 - Что для вас мама дополните и продолжите фразу

Мама – это….

г) Уточнение, усиление оценки образа

Мама, мамочка… Сколько тепла в этом слове, которое называет самого дорогого человека. Материнская любовь греет нас до самой старости. Именно мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас. И сегодня мы посмотрим, как раскрывается образ матери в искусстве.
- Какие виды искусства вы знаете? (живопись, литература, музыка)
-  С помощью каких изобразительных средств создаются образы в разных видах искусства? (краски, слово, звуки)
- Какие бы краски вы взяли, чтобы передать своё отношение к маме?  Почему?

Давайте посмотрим, как великие художники создают образ самого дорогого на земле человека. Я приглашаю вас в нашу картинную галерею.

Показ Презентации «Образ матери в музыке и живописи»

 - Вы прослушали музыку, просмотрели картины великих художников. Ребята, закройте глаза, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении.
-Кто из вас хочет рассказать о своей маме?

д) Метод незаконченного предложения

Вернитесь к нашей фразе и продолжите её новыми чувствами

Мама – это…

Продолжим наш разговор о маме. О материнской любви.

-У нас в гостях герои рассказа Юрия Яковлева «Мама»

4 Этап Научно-исследовательский

а) Деятельность с предметом (воздействие на органы чувств, создание образа героев произведения).

Выразительное чтение учителем рассказа Ю. Яковлева с целью передачи лирической интонации

б) Коллективное воссоздание, размышление о прослушанном

- От чьего имени написан текст?

- К кому обращается писатель? Найдите доказательства в тексте.

- Какие чувства вы испытывали, когда я читала рассказ?

в) Работа со словарём (лексическое значение слова).

-Какое редкое чудо решила показать  мама своему сыну. Какую краску вы возьмёте, чтобы нарисовать это чудо?

д ) Подбор пословиц и поговорок.

Возьмите конверты и выберите пословицу,  которая выражает более точно идею рассказа:

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнская молитва со дна моря вынимает (достаёт)

Материнское благословение на воде не тонет, на огне не горит. 

Материнское слово мимо (на ветер) не молвится. 

Сердце матери лучше солнца греет.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

3 Этап  Конценптуальный

а) Работа в группах

- Посмотрите на построение текста, какой авторский «секрет» вы заметили. (Начинать новую часть с главного слова.)

- Молодцы, что заметили. Да, действительно, это одна из особенностей построения текста. Запомните ее, и она вам вскоре пригодится.

- Разделите текст на части и озаглавьте .

Каждая группа представляет свой план. Коллективное обсуждение.

- Ребята, какой отрывок вам больше всего понравился? Почему?

(Учащиеся высказывают свое мнение)

- А о чьей маме автор рассказывал: о своей или о вашей?

(О своей, конечно. Он рассказал о своих воспоминаниях)

- А почему же автор, вспоминая о своей маме, говорил и о вас: «ты услышишь мамин голос», «ты, маленький, еще не умел говорить»?

(Автор хотел, наверное, чтобы его чувство передалось и нам.)

- Молодцы, вы хорошо поняли авторскую мысль.

б) Монолог учителя: выражение отношения учителя к   маме.

 - Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не обижал маму, ни разу не соврал, ни разу не оставил его в беде.

(Учитель садится). Взрослые тоже совершают ошибки и промахи и  у них тоже есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и становился лучше.

Сколько звезд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок y птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце - одно на свете.
Только мама - одна на свете.

в) Метод незаконченного предложения

Вернитесь к нашей фразе и продолжите её

Мама – это…

 - Кто хочет поделиться своими мыслями.

4 Этап Рефлексия

Продолжите предложение

Наиболее ценным для меня сегодня на уроке было…

5 Этап Домашнее задание

- Выучите наизусть наиболее понравившийся отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Мама».

- Подготовьтесь читать его в классе с нежной и душевной интонацией.

Мизансцена  урока        выражается в свободном передвижении учеников и учителя в пространстве класса в зависимости от необходимости содержания работы.

Ожидаемые результаты, проведения арт-урока:

на уровне ученика
• овладение навыками исследования, моделирования (в совместной деятельности с учителем)
• рост мотивации к познанию, к творчеству в учебной и коммуникативной деятельности;
• формирование  духовно-нравственной культуры;
• формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми, умение работать в творческой исследовательской группе.

В ходе работы на уроке важно искреннее выражение своих чувств, процесс, который проживает ребенок  в душе.

Школа - самое творческое место на  земле. В  ней можно из  любого  ребёнка вырастить доброго, отзывчивого, честного  человека, дать расцвести  таланту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"

Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"

В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Под творческой работой понимают особ...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:– умение выходить за пределы собстве...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...