Рабочая программа 3 класс литературное чтение
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Чиркова Галина Григорьевна

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Свиридова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie3.docx101.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса литературного чтения для учащихся 3 класса МОУ «Турунтаевская районная гимназия» разработана на основе авторской программы  В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации,  в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования 2010 года  и обязательному минимуму содержания образования.

Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
  • воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю. Нравственно-эстетическое воспитание и

развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы, и знает, как читать,  опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

         

Изучение курса имеет особое значение в развитии младшего школьника.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной.

Обучение грамоте и развитие речи является составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.

Цели обучения литературному чтению:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознаннным, правильным, беглым и выра базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Настоящий тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

В соответствии с этим реализуется типовая программа «Литературное чтение» (автор В.Ю.Свиридова).

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению, и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.

С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегра-тивным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику' не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературного чтения.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления л лингвистических фактов и явлений, литературоведческих понятий. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Для гуманитарного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания.

На ступени начатьной школы задачи учебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, энциклопедическими материалами. В требованиях к выпускникам начальной школы ключевое значение придается сформированное™ общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией, а именно умением извлечь и проанализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), и т. п. При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Большую значимость на этой ступени образования имеет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия,  соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и лг Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.В программе «Литературное чтение» обобщение материала по каждой главе осуществляется в форме проектов. Развивающие и воспитывающие возможности  проектов очень велики, поэтому  есть необходимость более глубокого их изучения, тем более что младшие школьники с удовольствием читают, заучивают, анализируют произведения.

Основные содержательные линии курса

Вступаем  в неизвестный мир

  • В единой семье всего живого

Открываем мир заново

  • Времена, когда звери говорили
  • Всмотритесь в мир своей души
  • Пересоздаём мир в творчестве
  • Без тебя мир неполный

Устное народное творчество. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Углубление представления о жанрах народного и авторского творчества. Общее представление о новом типе отношений человека и мира. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в былине.

Былина. Характеристика героя (победитель в борьбе с природными силами;защитник границ княжества и отечества;человек, прославляющий своими подвигами свое отечество). герои былинных циклов.Основные герои русских былин. Героическая тональность былин. Сравнение с героикой мифов.

Волшебная сказка. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с помощью магической силы  к торжеству ума,смекалки.

Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия.

Социально_бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок. Народная и авторская социально бытовая сказка.

Пословица. Связь с мифом и отражени зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта.Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы.

Жизнь жанров фольклора во времени. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно_исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебную сказку и былину.Басня. Корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, перечисления действий персонажей к яркой зарисовке картинки из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Басня как жанр, объединяющий разные типы повествования. Отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная авторская оценка, заключенная в морали басни. Авторская литература. Возможности разных видов повествования: прозы, поэзии,драмы.

Проза. Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания.

Сказочная повесть. Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия,превращения, испытания и подвиги героев.Волшебные помощники, предметы, числа.Реальность переживаний героя. Проявление характера в поступках и речи. Развитие характера во времени. Нравственные коллизии повести, работа героя по преодолению своих недостатков. Воспитание и самовоспитание героя.

Рассказ. Событие в рассказе  яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени. Драматизм рассказа. Внутренний мир героя. Отличие авторской точки зрения от точки зрения героя.

Поэзия. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжет разворачивания переживания. Эмоциональное заражение читателя силой чувств. Формирование представле_

ния о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов

олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).

Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).

Драма. Отличие зрителя от читателя:более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за собенностями драмы, композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, действий на картины;наличие списка действующих лиц, авторских комментариев ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Авторское присутствие в ремарках. Авторская позиция, выраженная устами героя.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков

                                          1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

                                          2. урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

                                          3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

                                          4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

                                          5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

. Итоговый контроль

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговой контрольной работы.

Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела,  проводится в форме проектной работы.

Объем и сроки изучения

На изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю, всего - 105 часов:

                                                                       Содержание  программы

1 часть

Ю.П. Мориц 1 сентября

Глава 1 Вступаем  в неизвестный мир

Сотворение мира

Калевала

Яичко

 Дом, который построил Джек

М.Я.Бородицкая Убежало молоко

Ясень Иггдрасиль

Загадки

Петушок – золотой гребешок и жерновцы

Сивка – бурка

Загадки

Хаврошечка

Г.М.Новицкая Берёза

И.А.Бунин Всё лес и лес

Ф.И.Тютчев Полдень

Н.Н.Носов Шурик у дедушки

М.В.Исаковский Попрощаться с тёплым летом

Глава 2 В единой семье всего живого

Боги-олимпийцы

Прометей

В.А.Жуковский «Родного неба милый свет»

А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край»

Боги древних славян

Земля со дна океана

Мороз, солнце и ветер

А.Н.Майков Колыбельная песня

М.В.Исаковский Ветер

А.С.Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч»

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

А.А.Фет «Глубь небес опять ясна»

М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко»

С.Г.Козлов Такое дерево

Г.Я.Снегирёв Чудесная лодка

А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен

Е.А.Евтушенко «Заря у клёна на руках»

С.Г.Козлов Как поймать яблоко

Хокку

С.А.Есенин С добрым утром!

Глава 3 Открываем мир заново

Мать  Сыра Земля

Похищение Персефоны

Небесные великаны

Заклички

К.Г.Паустовский Прощание с летом

А.С.Пушкин «Вот север тичи нагоняя…»

Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…»

Хитрая лиса

Д.Н.Мамин – сибиряк Серая шейка

М.Д.Яснов Мы и птицы

Э.Э.МашковскаяЗяблик согрелся

С.Я.Маршак «Воробьи по проводам»

П.П.Бажов Серебряное копытце

А.А,Фет «Чудная картина»

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…»

Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке…»

2 часть

Глава 4. Времена, звери говорили

Почему звери друг от друга отличаются. Нанайская сказка

Отчего  у зайца длинные уши. Мансийская сказка.

Медведь и бурундук. Нивхская сказка.

П.Н .Барто. Зимние гости

Р. Киплинг. Отчего у верблюда горб.

И.И. Акимушкин. Обезьяньи носы. Броненосцы.

Тим Собакин. Две коровы и коровка. Считалки.

К.Г.Паустовский. Стальное колечко.

И.Бунин. Родник.

Ю.И.Коваль. Тузик.

Ю.И.Коваль. Висячий мостик.

Ю.И.Коваль. Тучка и галки.

А.Фет. Весенний дождь.С. Маршак. Ландыш.

Н.Матвеева. Солнечный зайчик.

В.Драгунский. Красный шарик в синем небе.

Г  Глава 5. Всмотритесь в мир своей души

Прометей с  Эпиметеем лепят смертных из глины.Н. Матвеева. Девочка и пластилин.

И.Крылов. Ворона и Лисица.

И.Крылов. Лисица и Виноград.

Эзоп. Ворон и лисица. Лисица и виноград.

С.Михалков. Бараны.

У страха глаза велики. Русская народная сказка.

В. Гаршин. Лягушка – путешественница.

К.Паустовский. Кот Ворюга.

И.Пивоварова. Плохие сны. В. Голявкин. Был не крайний случай.

Г  Глава  6. Пересоздаем мир в творчестве

Орфей и Эвридика.

М.Бородицкая. Художник.Ю.Коваль. Соловьи.

Б. Заходер. Что такое стихи? К.Бальмонт. Трудно Фее. Гномы.

Г.Андерсен. Дюймовочка.

С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

М. Пришвин. Разговор деревьев.

Глава  7. Без тебя мир неполный

Девкалион и Пирра.

Н. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.

Ю. Кушак. Подарок в день рождения. М. Бородицкая. Котенок.

И.Тургенев. Воробей.

Н. Гарин-Михайловский. Тема и Жучка.

В. Драгунский. Девочка на шаре.

С. Махотин. В тридцатом веке.

.                                                        

                                                 Требования к результатам на конец 3 класса

Личностные универсальные учебные действия

– заинтересованное отношение к литературному

чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными

мотивами;

– интерес к различным видам художественной

деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству

самовыражения;

– основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

– чувство гордости за свою Родину, героическое

историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам

и достижениям ее граждан;

– основы для принятия культурных традиций своей страны;

– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

– осознание нравственно_эстетической проблематики литературного произведения;

– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных

Регулятивные универсальные учебные действия

осознавать этапы организации учебной работы;– принимать и сохранять учебную задачу, плани_

ровать ее реализацию и способы выполнения;

– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);

– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых

целей, намечать новые цели;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

– полно и адекватно воспринимать художественный и научно_познавательный текст;

– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

Обучающийся получит возможность научиться:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;

– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач,

в т.ч. в подготовке сообщений;

– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной

или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);

– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих

чувств и впечатлений;

– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

– сотрудничать с учителем и сверстниками;

– грамотно формулировать вопросы;

– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения,

вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

– принимать участие в коллективных проектах.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

– открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни,

аргументировать свою позицию;

– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Предметные результаты

– читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать

смысл прочитанного;

– выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;

– эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;

– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

– выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

– давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

– находить известные средства художественной выразительности;отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;

– осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами,делать выводы;

– самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;

– вычленять систему образов произведения,основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;

– самостоятельно читать тексты большого объема;

– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

– осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

– воспринимать юмор, иронию в литературе;

– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

– воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Учащиеся научатся

– наизусть 10–12 стихотворений разных авторов;

– имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4–5 современных писателей (поэтов); названия и содержание

их произведений, прочитанных в классе;

уметь:

– читать правильно и выразительно целыми словами вслух

и про себя; темп чтения 70–80 слов в минуту;

– различать малые жанры фольклора;

– находить и различать средства художественной выразитель

ности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

– отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от

былины;

– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры

героев разных произведений;

– выявлять авторское отношение к герою;

– рассказывать о любимом литературном герое;

– устно и письменно выражать отношение к прочитанному и

впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательско

го дневника).

добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

Метапредметные результаты:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной форме; выделять информацию из текстов разных видов; сравнивать произведения и их героев; работать в группе, учитывать мнения партнеров; задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;строить алгоритм поиска необходимой информации.

Календарно-тематическое планирование

№№

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Коррективы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Ю.П. Мориц «1 сентября»; «Здравствуй читатель» (знакомство с учебником)

1

Ознакомления с новым материалом.

Стихотворение Ю.П. Мориц «1 сентября»;статья –обращение автора учебника«Здравствуй читатель» (знакомство с учебником). Словарная работа.

Знать знаки-условные обозначения в учебнике. Уметь выразительно читать стихотворение.

Фронатальный .

С.3 – стих. наизусть.

Глава 1. «Вступаем в неизвестный мир» - 15 уроков.

2

Сотворение мира (Из греческих мифов)

1

Ознакомления с новым материалом.

Статья «Сотворение мира» (Из греческих мифов). Понятие «миф». Имена греческих мифов.

Знать, что такое миф. Уметь составлять контрастные пары.

Индивидуальный и фронтальный.

С. 6-7,читать.

3

Калевала (карельские сказания)

1

Комбинированный.

Карельское сказание «Калевала» (о создании мира). Сравнение с греческими мифами. Словарная работа.

Знать знач.слова «прародительница». Уметь сравнивать понятия, хорошо читать.

Индивидуальный и фронтальный.

4

«Яичко»-русская народная сказка.

1

Комбинированный

Яичко»-русская народная сказка. Понятия «этап устного бытования» у народной сказки. Словарная работа.

Знать, как древние славяне представляли устройство мира; что такое сказки-цепочки, значения устаревших слов.

Фронатальный .

С.12-14, чтение по ролям.

5

«Дом, который построил Джек» (Из английской народной поэзии)

1

Ознакомления с новым материалом.

«Дом, который построил Джек» (Из английской народной поэзии). Понятие «малые жанры фольклора».

Знать о приёме устного народного творчества - цепочке. Уметь хорошо читать.

Ответы на вопросы.

С. 15-17, выраз. читать.

6

М.Я.Бородицкая «Убежало молоко». Мировое дерево.

1

Ознакомления с новым материалом.

М.Я.Бородицкая «Убежало молоко». Понятие «Мировое дерево». Понятие «Накопительная цепочка».

Знать, что древний человек центром мира считал Мировое дерево; что такое принцип накопления в построении стихов.

Работа в парах.

С.18, наизусть.

7

«Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии).

1

Комбинированный.

«Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии). Герои скандинавских мифов. Работа в картинной галерее. Словарная работа.

Продолжение усвоения темы «Мировое дерево».

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.21, читать.

8

Загадки. «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» - русская народная сказка.

1

Урок-исследование.

Мировое дерево в русских народных загадках. «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» - русская народная сказка. Словарная работа.

 Рассмотреть Мировое дерево в русских народных загадках. Уметь читать по ролям.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

9-10

«Сивка-бурка» (русская народная сказка)

2

Комбинированный.

Сивка-бурка» (русская народная сказка). Число, которое управляет сказкой, заклинания у древних народов. Словарная работа. Работа с иллюстрациями в картинной галерее.

Знать, что древние люди верили в слово, пользовались заклинаниями, что «терем высокий» в сказке – это необычный облик Мирового дерева.

. Ответы на вопросы.

С.31-35, читать, с.35-40, пересказ по частям.

11-12

Загадки.

«Хаврошечка» (русская народная сказка).

2

Урок-исследование

Загадки - тайна речи.

«Хаврошечка» (русская народная сказка). Словарная работа.

Знать, что загадка – тайна речи, придуманная древним человеком, чтобы обезопасить себя от «тёмных сил»; что такое зачин и концовка сказки

Индивидуальный опрос. Работа в парах.

С.42-44, пересказ; с.44-47, пересказ

13

Г.М. Новицкая «Берёза», И.А. Бунин «Всё лес и лес», Ф.И Тютчев «Полдень». Эпитет.

1

Ознакомления с новым материалом.

Приём олицетворения в стихот. Г.М. Новицкой «Берёза», «Переплетения» сказки и реальности в стих. И.А. Бунина, повторы в стих. Ф.И Тютчева «Полдень». Эпитет. Словарная работа. Работа в картинной галерее.

Знать, что такое эпитет, олицетворение, образные сравнения.

Творческий поиск.

С.49-50, наизусть по выбору.

14-15

Н.Н. Носов «Шурик у дедушки».

2

Комбинированный.

Обсуждение поступков героев рассказа, характеров взрослых и детей. Словарная работа. Понятие «эпитет». Работа в картинной галерее.

Уметь правильно формулировать предложения, читать выразительно по ролям. Знать, что такое эпитет.

Творческое задание – придумать эпитеты. Ответы на вопросы.

С.51-54, чтение по ролям; с.54-57, чтение по ролям.

16

М.В. Исаковский «Попрощаться с тёплым летом…». Проверь себя.

1

Урок-исследование.

Поиск художественных приёмов в стих. М.В. Исаковского. Словарная работа. Самостоят.выполнение заданий «Проверь себя».

Уметь различать художественные поэтические приёмы, выразительно читать стихи.

Проверка литературной эрудиции.

С.61, наизусть.

                                                                                                       Глава 2. В единой семье всего живого – 14 уроков.

17

Боги-олимпийцы (Из греческих мифов).

1

Ознакомления с новым материалом.

Герои боги-олимпийцы в греческих мифах. Родословное древо греческих богов. Словарная работа. Схема семьи олимпийских богов.

Знать имена олимпийских богов, почему богов называют олимпийскими. Атрибуты богов.

Творческое задание – придумать «современного» бога.

Рассказ о любом из богов.

18

Прометей.

1

Урок-исследование

Прометей – бог, который дал людям огонь, знания, научил земледелию, ремеслам, чтению и письму. Словарная работа.

Знать, кто такой Прометей, понятие «знание – сила».

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.70-73,

Читать, отвечать на вопросы.

19

В.А.Жуковский, А.К.Толстой. Стихи.

1

Урок-поиск

Особые слова о любви к родине в стихотворении В.А.Жуковского. Чувство восторга к родимому краю в стихотворении А.К.Толстого.

Уметь красиво формулировать свои мысли в предложении, выражать свои чувства; уметь выразительно и эмоционально читать стихи.

Ответы на вопросы.

С.74, наизусть по выбору.

20

Боги древних славян.

1

Изучение новой темы.

Боги древних славян и роль, им отведенная народом. «Природные» боги. Словарная работа.

Знать имена богов древних славян. Уметь хорошо читать.

Фронтальный опрос.

Рассказ о любом из богов.

21

«Земля со дна океана» (Легенда). «Мороз, Солнце и Ветер» (Русская народная сказка).

1

Комбинированный.

Легенда о богах Белбоге и Чернобоге – о богах добра и зла. Словесные портреты богов. Сравнение мифа со сказкой. Словарная работа.

Знать приемы олицетворения, чем миф отличается от сказки.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.79-81, пересказ своими словами.

22

А.Н.Майков «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер!..».

1

Урок-исследование.

Контраст, на котором строится образ ветра в стих. А.Н.Майкова. Детали, благодаря которым мы видим ветер в стихах М.В.Исаковского и А.С.Пушкина. Художественные приемы.

Знать, что такое «контраст» и другие худ.приемы. Уметь выразительно читать стихи.

Ответы на вопросы.

С.82-83, наизусть по выбору.

23-24

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

2

Урок-исследование.

Поиск в сказке А.С.Пушкина известных худ.приемов. Словарная работа.

Знать, что такое сюжетная линия. Уметь сравнивать сказки А.С.Пушкина с народными сказками.

Проверка литературной эрудиции.

С.84-92, наизусть отрывок по выбору.

С.92-96, выразительное чтение.

25

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Работа по картинам А.Рылова.

1

Урок-поиск.

Обсуждение сюжета сказки А.С.Пушкина, её персонажей. Работа (в картинной галерее) по картинам А.Рылова «Зеленый шум» и «В голубом просторе». Поиск образа, созданного художником. Словарная работа.

Уметь выражать свои чувства, понимать, какие детали картины помогают услышать шум ветра.

Творческое задание.

Сочинение по впечатлениям от одной из картин.

26

А.А.Фет «Глубь небес опять ясна…», М.Ю.Лермонтов «На севере диком…».

1

Комбинированный

Поиск поэтических выражений, которые помогают воспринять зиму и весну как сон и пробуждение в стих. А.А.Фета. Описание настроения, выраженное в стихах М.Ю.Лермонтова. Работа в картинной галерее.

Уметь находить точные поэтические выражения, правильно подбирать слова для выражения чувства. Знать, что такое «парная рифма».

Проверка литературной эрудиции.

С.98-99, наизусть по выбору.

27

С.Г.Козлов «Такое дерево».

1

Изучение нового материала.

Мысли, чувства, поведение героев в сказке С.Г.Козлова «Такое дерево».

Понимать, что делает текст сказочным и что приближает его к реальной жизни. Уметь представить себя деревом, цветком, птицей и т.д.

Творческое задание.

С.100-102, читать по ролям.

28

Г.Я.Снигирёв «Чудесная лодка». А.А.Фет «Летний вечер…».

1

Урок-поиск.

Удивительное в природе в рассказе Г.Я.Снигирёва «Чудесная лодка». «Описательные» детали в стихотворении А.А.Фета.

Учиться проявлять наблюдательность для открытий. Иметь представление об «описательных» деталях.

Ответы на вопросы.

С.105 наизусть.

29

Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». С.Г.Козлов «Как поймать облако».

1

Комбинированный.

Картина рассвета в стихотворении Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». Приемы, использованные поэтом. Красивое, поэтичное в сказке С.Г.Козлова «Как поймать облако». Словарная работа.

Уметь правильно определять художественные приемы, правильно передавать чувства, выраженные автором.

Проверка литературной эрудиции.

С.106-109, чтение по ролям.

30

Хокку. С.А.Есенин «С добрым утром!».

1

Урок-исследование.

Японские трехстишия хокку, которые помогают почувствовать окружающий мир. Работа в картинной галерее. Словарная работа.

Знать, что такое «созерцание». Уметь находить глаголы в стихотворении, образные сравнения.

Ответы на вопросы.

С.111 наизусть.

                                                                                                                         Глава 3. Открываем мир заново – 18 уроков.

31

Мать Сыра Земля (Из славянских мифов)

1

Урок-поиск.

Явления природы в мифах древних славян. Пословица. Словарная работа.

Уметь рассуждать над значением пословиц как «учёный» и «поэт». Знать причину возникновения мифов древних славян о природе.

Творческое задание.

Найти 5 пословиц о земле.

32

«Похищение Персефоны» (Из греческих мифов).

1

Урок-исследование

Изложение древнегреческого мифа о богине плодородия Деметре и её дочери Персефоне. Словарная работа.

Уметь предполагать, объяснением какого природного явления может быть этот миф; сравнивать героев славянских мифов с героями греческих.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.116-118, читать.

33

«Небесные великаны» (Сказание).

1

Комбинированный.

Славянское сказание о четырёх великанах, борьба четырёх божеств за право властвовать над природой. Словарная работа.

Знать, что в произведениях устного народного творчества можно узнать, как представляли себе мир наши предки.

Ответы на вопросы.

С.119-120, читать

34

Заклички. К.Г. Паустовский «Прощание с летом».

1

Урок-исследование.

Заклички – в древности слова магии. Элемент «задабривания» в закличках. Художественные приёмы в рассказе Паустовского «Прощание с летом».

Знать, что такое «закличка». Уметь анализировать сюжет художественного произведения, составить отзыв о произведении.

Творческое задание.

Написать отзыв о своём впечатлении от проч. отрывка.

35

А.С. Пушкин «Вот север…», Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…».

1

Урок-наблюдение.

Художественные приёмы, используемые А.С Пушкиным. Способ рифмовки в стихах А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. Словарная работа.

Уметь находить в тексте стих.выражения, которые передают красоту зимней природы.

Творческое задание.

Написать сочинение «Чудесная жизнь леса зимой».

36

«Хитрая лиса» (Корякская сказка)

1

Комбинированный.

Представления древних людей о мире в народных сказках. Первоначальные представления о мире у разных народов во многом похожи.

Уметь сравнивать сюжеты сказок разных народов, находить в них общее и отличительное

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.128-130, чтение по ролям.

37-38

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

2

Урок-исследование

Авторская сказка. Отношение героев сказки к проблемам и жизненным трудностям, к окружающим. Чуткое отношение автора к природе. Словарная работа.

Уметь правильно оценивать поступки героев, сравнивать и делать выводы.

Ответы на вопросы.

С.130-137,пересказ на 4 варианта.

39-40

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

2

Урок-исследование.

Отчаяние и одиночество Серой Шейки. Сравнение концовок в трёх частях, выявление их особенности.

Учиться видеть чувства персонажей, правильно находить слова автора, повествующие о жизни природы.

Творческое задание.

Придумать пятую часть сказки.

  41

М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам».

1

Изучение нового материала.

Искусство обращено к душе человека, к миру чувств. В стихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру. Работа в картинной галерее.

Уметь доказывать, что в стихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру; читать стихи выразительно, обыгрывая звукоподражение.

Ответы на вопросы.

С. 145-146, наизусть.

42-43

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

2

Комбинированный

Обсуждение характеров героев, разыгрывание диалогов между девочкой и стариком

Уметь правильно оценить поступки героев; читать по ролям.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С. 147-148, пересказ,

С.148-150, читать по ролям.

44-45

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

2

Урок-исследование

Обсуждение: что делает повествование сказочным. Построение сюжета, особенности героев.

Уметь правильно оценить поступки героев; читать по ролям.

Ответы на вопросы.

С.151-153, читать по ролям. С.153-154, пересказ.

46

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

Закрепление изученного.

Моменты повествования, когда реальность и сказка переплетаются так тесно, что их трудно отделить друг от друга.

Уметь сравнивать авторскую сказку с народной, находить общие детали, рассматривать построение сюжета и особенности героев.

Индивидуальный и фронтальный опрос

С.155-159, выраз. чтение.

47

А.А. Фет «Чудная картина», М.Ю. Лермонтов (Из Гёте) «Горные вершины».

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

Анализ стихотворения, фразы в стихах, выражающие сильные чувства, создание впечатления тишины и неподвижности. Работа в картинной галерее.

Уметь видеть  в стихотворении близкие детали пейзажа, читать стихотворение, спокойствие, трепетность, бережное отношение к миру.

Творческое задание.

С.160-161, наизусть по выбору.

48

Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…».

1

Изучение нового материала.

Особенности родной природы в стихах. Эпитеты. Пословицы. Работа в картинной галерее.

Уметь отличать действия «смотреть» и «всматриваться», «слушать» и «вслушиваться»,находить эпитеты.

Творческое задание.

«Проверь себя», ответы на вопросы.

                                                                                        Часть вторая.  Глава 4. Времена, когда звери говорили -15 уроков.

49

«Почему звери друг от друга отличаются» (Нанайская сказка)

1

Изучение нового материала.

Созданные людьми причудливые объяснения качеств животных в народных сказках. Построение сюжета.

Знать, как строится сюжет сказки. Уметь доказывать с помощью текста, что человек наблюдал за повадками животных.

Фронтальный опрос.

С.4-5, читать по ролям.

50

«Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка).

1

Урок-исследование

Описание внешности и повадок зайца по сказке. Характер сказки.

Уметь объяснять характер сказки, читать по ролям, выбирать правильную интонацию.

Ответы на вопросы.

С.6-7, читать по ролям.

51

«Медведь и бурундук» (Нивхская сказка)

1

Урок-поиск.

Сравнение двух частей сказки, характеров двух животных. Научный текст о животных. Словарная работа.

Уметь сравнивать поступки персонажей сказки, определять роль героев в сказке

Самостоятельная работа.

С.8-10, пересказ по частям.

52

П.Н. Барто «Зимние гости».

1

Изучение нового материала.

П.Н. Барто- поэт и учёный. Хрупкость красоты природы, описанная поэтом в стихотворении «Зимние гости».

Уметь видеть и описать словами картину, полученную при чтении первой строчки.

Творческое задание.

С.13, наизусть.

53

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»

1

Урок-исследование

Вступление и заключение сказки. Фантазии автора на тему происхождения горба у верблюда.

Уметь анализировать заголовок сказки. знать, что в произведении писатель размышляет о том, что его волнует.

Творческое задание.

С.18-19, выраз.читать.

54

И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы»,  « Броненосцы».

1

Урок-исследование

Научно-популярные тексты. Отношение автора к своим персонажам.

Уметь определять стиль произведения, находить точную информацию о животных, определять отношение автора к своим героям.

Фронтальный опрос.

С.21-23, пересказ по вариантам.

55

Тим Собакин «Две коровы и коровка». Считлки.

1

Изучение нового материала

Упражнения для фантазии. Понятные и неясные считалки, Древние считалки – «персты судьбы».

Уметь фантазировать, составлять рассказ, излагать мысли, понимать, какие выражения в считалках помогают расчёту.

Творческое задание.

С.24, наизусть.

56-57

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

2

Изучение нового материала

Авторская сказка в отличие от сказок и мифов размышляет не об опасностях окружающего мира, а о внутреннем мире человека. Жанр произведения.

Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы, жанр произведения.

Творческое задание. Определить продолжение произв.

С.26-29, краткий пересказ, с.30-31, пересказ

58

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

1

Урок-исследование

Произведение К.Г. Паустовского повествует не только о жизни персонажей, но о красоте природы, о родном крае. Самый понравившийся отрывок.

Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы, жанр произведения, рассуждать, как развивались события в других условиях.

Ответы на вопросы.

Выучить самый красивый отрывок.

59

И.А. Бунин «Родник».

1

Комбинированный.

Кольцевой способ рифмовки. Эпитеты, олицетворения, сравнения. Работа в картинной галерее.

Знать, что такое «кольцевая рифмовка». Уметь определять художественные приёмы.

Проверка литературной эрудиции.

С. 38, наизусть.

60

Ю.И. Коваль «Тузик», «Висячий мостик».

1

Урок-исследование.

Ощущение родства со всем миром в рассказах писателя Ю.И. Коваля.

Уметь читать художественные произведения с юмором.

Индивидуальный и фронтальный опрос

С.39-41, пересказ по вариантам.

61

Ю.И. Коваль «Тучка и галка». А.А. Фет «Весенний дождь».

1

Комбинированный.

Рассказ о том, что разные объекты природы могут мирно сосуществовать.

Уметь выбирать слова и интонации для подтверждения главной мысли произведения, находить в стихот.детали, подтверждающие созданную автором картину.

Творческое задание.

С.43, наизусть.

62

С.Я Маршак «Ландыш». Н.Н. Матвеев «Солнечный зайчик».

1

Изучение нового материала.

Восхищение хрупким весенним чудом в стих. С.Я Маршака «Ландыш». Словарная работа. Работа в картинной галерее.

Уметь объяснять, как художнику удаётся передать весеннее настроение; находить в тексте контрастные образы.

Ответы на вопросы.

С.44, наизусть.

63

В.Ю. Драгунский «Красный шарик в синем небе».

1

Комбинированный.

Душевные переживания героя в рассказе В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе». Чувства детей в рассказе. «Проверь себя».

Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы; определять чувства героев рассказа.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.46-47, пересказ

                                                                                                      Глава 5. Всмотрись в мир своей души – 13 уроков.

64

«Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины» (Из древнегреческого мифа)

1

Изучение нового материала.

Мифы разных народов предлагают разные варианты ответа на вопрос о происхождении человека.

Иметь представление о сходстве и родстве людей и животных в древнегреческих мифах .

Фронтальный опрос

С.50-51, читать.

65

Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин».

1

Урок-поиск.

Изменение характера героини стихотворения Н.Н. Матвеевой «Девочка и пластилин». Работа в картинной галерее.

Уметь доказывать, что героиня стих.сначала в роли неумелого и капризного, а потом доброго и умного создателя.

Ответы на вопросы.

С.52, наизусть.

66

И.А. Крылов «Ворона и лисица».

1

Изучение нового материала.

Жанр литературы – басня, содержащая в себе назидание, поучение, мораль. Словарная работа.

Уметь находить мораль басни, находить в тексте слова, которые показывают отношение автора к своим героям.

Творческое задание.

С.53-54, наизусть.

67

И.А. Крылов «Лисица и Виноград».

1

Закрепление изученного.

Жанр литературы – басня, содержащая в себе назидание, поучение, мораль. Работа в картинной галерее.

Уметь находить в басне мораль, при отсутствии таковой выражать мораль своими словами.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.55, наизусть.

68

Эзоп «Ворон и лисица». «Лисица и виноград»

1

Изучение нового материала.

Эзоп – баснописец древности. Сравнение басен Эзопа и И.А. Крылова. Способ чтения морали в баснях Эзопа.

Уметь находить мораль в в баснях Эзопа. Знать, можно ли прочитать басню Эзопа по ролям.

Творческое задание. Сочинить свою басню.

С.56-57, пересказ.

69

С.В. Михалков «Бараны».

1

Урок-исследование.

Предупреждение поэта в юмористической форме. Обсуждение творчества И.А. Крылова и С.В. Михалкова.

Уметь описывать происшествие одними звуками, выразительно читать.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.58, наизусть.

70

«У страха глаза велики» (русская народная сказка)

1

Урок-поиск.

Обсуждение названия сказки и одноимённой пословицы: что появилось раньше сказка или пословица. Словарная работа.

Уметь объяснить, почему народная сказка легче запоминается чем авторская, разыграть сказку в ролях так, чтоб было весело и красиво.

Творческое задание. Игра «Театр»

С.59-62, пересказ.

71-72

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

2

Урок-наблюдение.

Понятие «Цитата». Анализ характера главной героини сказки. Обсуждение событий.

Уметь подтверждать цитатой из текста свою точку зрения, давать характеристику чувств героев сказки.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.63-66, пересказ по рядам.

73

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».  «Панчатантры» (Фрагмент из индийского собрания сказок).

1

Закрепление изученного.

Понятие «аннотация». Рассказ лягушки о своих приключениях. Сравнение сказки с басней. Сравнение двух сказок. Словарная работа.

Уметь сравнивать причины полёта лягушки и черепахи. определять детали, которыми насыщено повествование.

Проверка литературной эрудиции.

С.71-72, читать по ролям.

74-75

К.Г.Паустовский «Кот-Ворюга».

2

Изучение нового материала.

В рассказах К.Г.Паустовского обычная жизнь предстает необыкновенной, насыщенной яркими деталями. Словарная работа.

Уметь находить выражения, подчеркивающие комичность происходящего, почувствовать, в чем состоит глубинный смысл этого рассказа.

Творческое задание. Работа в группе.

С.73-75, пересказ.

С.75-78, пересказ.

76

И.М.Пивоварова «Плохи сны». В.В.Голявкин «Был не крайний случай».

1

Урок-исследование.

Поведение детей в рассказах И.М.Пивоваровой «Плохи сны». В.В.Голявкина «Был не крайний случай». Воспитательные ценности этих рассказов. «Проверь себя».

Уметь «оживлять» рассказы: читать монологи героев, помогая себе мимикой, жестами, читать по ролям.

Творческое задание. Игра «театр».

С.79-81, пересказ по вариантам.

                                                                                                           Глава 6. Пересоздаем мир в творчестве – 15 уроков.

77-78

«Орфей и Эвридика» (Из древнегреческого мифа).

2

Изучение нового материала.

Культура и искусство – настоящий музей времени. Образы мифов – это достояние мировой культуры. Словарная работа. Работа с иллюстрациями.

Уметь находить подтверждение в тексте, что Орфей – не волшебник, доказывать, в чем сила музыки.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.85-88, читать.

С.88-90, читать.

79

М.Я.Бородицкая «Художник». Ю.И.Коваль «Соловьи».

1

Комбинированный.

В стихотворении М.Я.Бородицкой «Художник» герой преображает все вокруг и меняет наш взгляд на мир. Звукоподражание в тексте Ю.И.Коваля «Соловьи». Работа в картинной галерее.

Уметь находить строчки, которые являются звукоподражанием, определять скорость чтения рассказа.

Проверка литературной эрудиции.

С.92, наизусть

80

Б.В.Заходер «Что такое стихи?». К.Д.Бальмонт «Трудно Фее».

1

Изучение нового материала.

Искусство не только передает впечатление художника, оно учит нас смотреть на мир по-другому. Слова, которые передают особенности птиц и растений и оживляют их в стихотворении К.Д.Бальмонта «Трудно Фее».

Знать, что многое открывается одаренному читателю, который вместе с поэтом готов посмотреть на мир с необычной точки зрения.

Ответы на вопросы.

С.96-97, наизусть.

81

К.Д.Бальмонт «Гномы».

1

Комбинированный.

Мотив «маленького» героя в стихотворении К.Д.Бальмонта «Гномы» и в других произведениях фольклора и авторской литературы.

Уметь видеть, как поэт размышляет над тайной, в каких строчках настроение поэта резко меняется.

Творческое задание. Написать отзыв.

С.98, наизусть.

82-83

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

2

Урок-поиск.

Приметы волшебства, которые подчеркивают необыкновенное, чудесное рождение девочки. Описание Дюймовочки.

Уметь давать правильную характеристику внешнего вида и характера героини, объяснять, с каким чувством описывает автор жабу и её сына.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.100-104, пересказ по вариантам.

С.105-109, пересказ по вариантам.

84-85

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

2

Урок-наблюдение.

Жизненные трудности Дюймовочки. Отношения Дюймовочки и майского жука.

Уметь объяснить, почему Дюймовочка недолго задержалась у жука, рассказать о том, как жилось девочке в норе у мыши.

Творческое задание. Игра «театр».

С.109-111, пересказ по вариантам.

С.111-115, выр.читать.

86

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

1

Урок-исследование.

В авторской сказке Дюймовочке помогает душевная сила, доброта, способность любить. Испытания Дюймовочки.

Уметь составить план событий сказки и рассказать об одном из эпизодов подробно.

Творческое задание. Как продлить цепочку приключений Дюймовочки.

С.115-119, читать.

87-88

С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

2

Комбинированный.

Резко отрицательный характер персонажа сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Уметь характеризовать героев произведения, выявлять авторское отношение к герою, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного чтения книги.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.121-123, пересказ.

С.123-125, читать.

89-90

С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

2

Урок-наблюдение.

Справедливость наказания, избранного гномом для Нильса. Можно ли Нильсу сочувствовать.

Уметь доказывать, какими потерями обернулась для Нильса его приключение с гномом; чего лишился Нильс, а что получил взамен.

Ответы на вопросы.

С.126-128, краткий пересказ.

С.128-132, читать.

91

М.М.Пришвин «Разговор деревьев». М.Я.Бородицкая «В гостях у лесника».

1

Урок-исследование.

Шепот леса в рассказе М.М.Пришвина «Разговор деревьев». Течение времени в мире, созданном   М.Я.Бородицкой в стихотворении «В гостях у лесника». Работа в картинной галерее.

Уметь видеть, с помощью каких выражений создается образ почек в рассказе; правильно подбирать скорость чтения, понимать, как расположение строчек помогает понять настроение и интонацию стихотворения.

Творческое задание «В гостях у лесника».

С.136, «Проверь себя».

                                                                                                            Глава 7. Без тебя мир неполный – 12 уроков.

92

«Девкалион и Пирра» (Из древнегреческого мифа).

1

Изучение нового материала.

Природа – сила добрая и страшная, грозная и живая. Мифы и сказки говорят нам о прошлом и могут научить нас сегодняшних. Библия.

Уметь объяснить, какая новая версия сотворения человека есть в этом мифе; в чем состоит урок этого текста для современных людей.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.138-140, читать.

93

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Урок-поиск.

Отношение деда Мазая к беззащитным животным противопоставлено поведению других людей. Словарная работа.

Уметь доказать, что в словах деда Мазая есть мудрость и простота, грубоватая нежность, добродушная сила.

Творческое задание.

С.141-144, отрывок по выбору наизусть.

94

Ю.Н.Кушак «Подарок в день рождения». М.Я.Бородицкая «Котёнок». И.С.Тургенев «Воробей».

1

Урок-исследование.

Отношение автора к своему герою в стихотворении Ю.Н.Кушака «Подарок в день рождения». Любовь придает силы, вдохновляет на добрые дела – основной мотив рассказа И.С.Тургенева «Воробей». Словарная работа. Работа в картинной галерее.

Уметь объяснять свои чувства, возникшие при чтении этих произведений; находить эпизоды, которые произвели самые сильные впечатления.

Ответы на вопросы.

С.145-146, наизусть по вариантам.

95-96

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».

2

Урок-наблюдение.

Отношение Тёмы к Жучке и случившемуся с ней несчастью. Сравнение описания столовой и сада. Сон Тёмы.

Уметь доказывать, цитируя текст, что Тёма очень любит Жучку и беспокоится за неё; доказывать, можно ли в начале чтения догадаться, что будет происходить в дальнейшем.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.148-150, читать.

С.150-152, краткий пересказ.

97

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».

1

Комбинированный.

Действия Тёмы, которые показывают его мужество. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» Антуан де Сент-Экзюпери.

Суметь доказать, приводя цитаты из текста, что Тема не только добрый, но и смышленый мальчик.

Творческое задание. Письмо Тёме.

С.155-159, читать.

98

Э.Э.Мошковская «Нужен он…».

1

Изучение нового материала.

Понятие «хороший человек», что значит быть хорошим человеком. Рассказ о человеке, который является примером для ученика.

Уметь выразить свое отношение к понятию «хороший человек» и отношение к себе.

Ответы на вопросы.

С.160, наизусть.

99-100

В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

2

Урок-исследование.

Разница между воспоминаниями о цирке и новыми впечатлениями. Чувства Дениса во время представления. Работа с иллюстрацией.

Суметь доказать, понравилось ли Дениске в цирке, что бы происходило с Дениской при других обстоятельствах.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.161-162, краткий пересказ.

С.162-163, отрывок наизусть.

101-102

В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

1

Урок-исследование.

Ожидание девочки на шаре. Переживания Дениса и отца.

Суметь доказать, почему отец быстро шел домой, не разговаривая с сыном, объяснить название рассказа.

Творческое задание.

С.166-171, читать по ролям.

Рассказ о видах искусства.

103

С.А.Махотин «В тридцатом веке».

1

Урок-обобщение.

Образ времени в стихотворении С.А.Махотина «В тридцатом веке». Работа в картинной галерее.

Уметь высказывать свои размышления о времени и вечности; выразительно читать.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.173, наизусть.

Список литературы

(методическая, пособия для учащихся, учебники)

  1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 ч. / В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров, 2012 г.
  2. Свиридова В.Ю.  Христоматия по литературному чтению 2 класс / В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров, 2012 г.

Методические пособия для учителя.

  1. Литературное чтение 3 класс: поурочные планы по учебнику В.Ю. Свиридовой. 1 и 2 полугодие/ автор составитель Журнал «Начальная школа».
  2. Газета «Первое сентября», «Начальная школа».
  3.  «Дидактические карточки-задания по литературному чтению», О.В.Узорова
  4. «Игровые технологии обучения в начальной школе», Е.В.Калмыкова.
  5. «Литературные игры в начальной школе», О.А.Лютова.
  6. «Весёлая литература в начальной школе», И.А.Агапова.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

CD «Азбука от Кирилла и Мефодия»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...