Главные вкладки

    Статья "Стратегии смыслового чтения"
    статья по чтению по теме

    Кондратюк Наталья Алексеевна

    В статье говорится о стратегии смыслового чтения, о необходимости работы с текстом, начиная с начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statyastrategii_smyslovogo_chteniya_.docx23.39 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Стратегии смыслового чтения.

                                                                «Чтение – вот лучшее учение»

                                                                                                    А.С. Пушкин

    Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д.   Нас интересует чтение в узком смысле.  Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

    Одним  из  основных умений является  навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности. На итоговой аттестации в 9 классе выпускники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения . Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста. 

    Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». [1, с. 8].

    В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

     Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

    Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова). У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

    Все исследователи сходятся в одном: чтение – это неоднородный психический процесс, и эта неоднородность рассматривается как одна из характеристик, делающих его сложным как для овладения, так и для исследования. Считается, что механизм чтения состоит в том, что извлечение информации происходит на основе воссоздания звуковой формы речи. Следует заметить, что это определение не выявляет специфики чтения на разных этапах его становления и не учитывает того, что техническое умение (техническое чтение) должно быть преобразовано в самостоятельную осмысленную деятельность (смысловое чтение). В большинстве своем исследования чтения посвящены анализу механизмов чтения на стадии освоения его техники. В работах основоположников  отечественной педагогической психологии определена проблема освоения смыслового чтения как специфического вида деятельности в условиях школьного обучения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, И. И. Ильясов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, и др.). Вместе с тем приходится признать, что исследований, посвященных анализу смыслового чтения как специфического вида деятельности пока еще недостаточно.

    Процесс освоения учащимися чтения в начальной школе включает два последовательных этапа (Д. Б. Эльконин): освоение техники чтения (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения (второй и последующие годы обучения).

    Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

     

    Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

    Мы должны научить своих учеников:

    • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

    — определять главную тему, общую цель или назначение текста;

    — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

    — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

    — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

    — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

    — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

     

    • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

     

    • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

    — определять назначение разных видов текстов;

    — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

    — различать темы и подтемы специального текста;

    — выделять не только главную, но и избыточную информацию;

    — прогнозировать последовательность изложения идей текста;

    — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

    — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

    — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

    — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

     

    Выпускник c нашей помощью получит возможность научиться:

    • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

     

    Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

    Мы должны научить:

    • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

     

    • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

     

    • интерпретировать текст:

    — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

    — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

    — делать выводы из сформулированных посылок;

    — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

     

    Возможно, некоторых из наших учеников мы сможем даже научить (по крайней мере мы должны к этому стремиться):

    • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

     

    Работа с текстом: оценка информации

    Мы должны научить:

    • откликаться на содержание текста:

    — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

    — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

    — находить доводы в защиту своей точки зрения;

     

    • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

     

    • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

     

    • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

     

    • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

     

    Также на наших уроках ученики получат возможность научиться:

    • критически относиться к рекламной информации;

    • находить способы проверки противоречивой информации;

    • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

     

    Основными видами чтения являются:

    – ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;

    – поисковое/просмотровое чтение ,предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

    – изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

    – вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

    Смысловое чтение должно рассматриваться не как вид чтения , а, скорее, характеризовать уровень чтения. Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.

    Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме и в письменной форме. Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

    Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

    формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

    Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

    Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

    Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

    Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

    Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

    Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

    Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

    Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

    Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

    технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

    технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....