Главные вкладки

    Рабочая программа по чтению (2 класс) по теме:
    Рабочая программа по курсу "В гостях у сказки" для 2 класса

    Коровина Елена Алексеевна

    Рабочая программа по курсу "В гостях у сказки" для 2 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rab.prog_._po_kursu_v_gostyakh_u_skazki.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24»

    Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения

    Руководитель МО

    ___________________

     /М. В. Стрежнева/

    Протокол №1

    «30» августа 2012 г.

    Согласована

    с зам. директора по УВР


    ____________________

    /И. М. Иконникова/


    «30» августа 2012 г.

    Утверждена руководителем образовательного учреждения

    ___________________ /С.С.Сурайкин/

           Приказ №47

    «30» августа 2012 г.

    Рабочая учебная программа

    по курсу «В гостях у сказки»

      для 2 Г класса

    Составитель: Коровина Е.А.,

    учитель начальных классов

    Саранск 2012 г.


                                             
    Пояснительная записка 

    В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

    Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.

    В подобной системе особо заметное место занимает курс «В гостях у сказки».

    Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
            Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.
    В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Данная инновационная культурно-образовательная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных, мордовских народных и авторских сказок с использованием на занятиях краеведческих материалов.

    Цель программы:

    • формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского и мордовского народа;
    • формирование второклассников как квалифицированных читателей;
    • формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;  
    • расширение читательского кругозора второклассников;
    • формирование навыков исследовательской работы.

    Задачи:

    • приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной, мордовской народной и авторской сказки.
    • воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
    • развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.
    • развивать навыки исследовательской работы: собирать информацию, анализировать, делать выводы и т.д.

    Общая характеристика учебного курса.

        В качестве учебного материала для формирования второклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Второклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя второклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

        Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей семи-восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

       Важно заметить, что данная программа  ставит своей целью проведение литературоведческого анализа (раскрытие замысла, подтекста, авторского отношения, составление образа, работа над средствами интонационной выразительности) для последующего синтеза – драматизации. Тематическая ценность данной программы: воспитанники на занятиях кружка «В гостях у сказки» знакомятся с произведениями не только русской культуры, но и с культурой мордовского народа.

         Осознать духовный мир русских народных, мордовских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные  и сюжетно-ролевые игры, инсценизация, музейные экскурсии, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности  интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, сочинительство, постановка спектаклей, работа с литературой, сбор информации, опрос.
           Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках чтения, русского языка, основ православной культуры, при проведении классных часов, бесед с участием родителей, школьных праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, литературный аукцион, конкурс, спектакль, исследовательская работа.
          В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
     Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они собирают информацию, наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы.

    Описание места учебного курса в учебном плане.

    Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-8 лет (второй класс)  в объеме 34 часа в год (один час в неделю).

    Ожидаемые результаты:

    Учащиеся должны уметь:

    – определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

    – давать характеристику основным действующим лицам произведения;

    – высказывать своё отношение к прочитанному;

    – выделять в тексте слова автора, действующих лиц;

    - работать с дополнительной литературой (под руководством взрослых).

    Учащиеся  должны знать:

    – виды сказок (о животных, волшебные, бытовые);

    – народные и авторские сказки;

    - признаки сказки как жанра;

    – пословицы, поговорки, крылатые выражения ( усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати их употребить).





















    Тематическое планирование.

    № п/п

    Тема занятия


    Содержание занятия

    Дата проведения




    план.

    факт.

    1

    Вводное занятие. Путешествие в сказку.

    Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» Посещение спектакля кукольного театра.



    2-3

    «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».

    Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Теремок». Беседа-диалог: «Хвастовство и самонадеянность до добра не доведут». Распределение и пробы ролей в спектакле «Теремок». Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.



    4-5

    «Доброе слово — что ясный день».

    Беседа-диалог: Доброе слово — доброе дерево — добрый плод. Знакомство с русской сказкой «Морозко» и мордовской сказкой «Черные онучи». Игра в «Вежливое слово» (участники передают мячик друг другу, сказав при этом доброе, вежливое слово, не повторяясь). Практическая работа: выписать в рабочую тетрадь вежливые, добрые слова, которые встретились при чтении сказок; выбрать одно (любое) вежливое слово и рассказать историю его происхождения, придумать сказку с этим словом.



    6

    «Медведь – сказочный герой».

    Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о              сказочном герое – медведе. Беседа о доброте. Сочинить загадки про медведя.



    7-8

     «Что за прелесть эти сказки!»                                                        


     Путешествие по пушкинским сказкам. Знакомство с выставкой сказок А. С. Пушкина разных лет изданий с иллюстрациями разных художников. Просмотр и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке». Беседа-диалог о смирении и гордости, бескорыстии и жадности, послушании и своенравии. Твое понимание поговорок: «Чего нет, того и хочется», «Кто много желает, тот и мало видает». Практическая работа: прочитать любую из сказок А. С. Пушкина, выписать в рабочую тетрадь пушкинские термины, обозначающие чувства: отрицательные и положительные; написать письмо-совет одному из отрицательных героев сказки, после которого ему захотелось бы совершить добрый поступок.



    9-10

    «Ты лети, лети, лепесток!»

    Знакомство со сказкой В. Катаева «Цветик-Семицветик». Выразительное чтение сказки. Просмотр мультфильма «Цветик-Семицветик» с последующим обсуждением. Практическая работа: написать мини-рассказ о том, на что бы ты использовал последний лепесток? Подобрать пословицы, поговорки о взаимовыручке, добром сердце, сострадании.



    11-12

    «Волшебный цветок».

    Знакомство с выставкой сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» разных годов издания. Портрет писателя. Выразительное чтение сказки по ролям. Инсценировка понравившихся отрывков. Практическая работа. Листки активности с заданиями: выписать в рабочую тетрадь добрые, красивые слова из сказки «Аленький цветочек» ; придумать и записать свое продолжение сказки, ответив на вопросы: если бы вместо младшей дочери к Чудищу отправились другие сестры, что было бы? Если бы Чудище превратилось в молодого человека, у которого не было бы богатства и дворца, что было бы?; нарисовать или сделать поделку аленького цветочка.



    13

    «Сказка в красках».

    Моя любимая сказка. Любимый герой. Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, прокомментировать её. Развитие фантазии, творческой самостоятельности учащихся на основе сюжета любимой сказки.



    14-15

    Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки».

    Выставка детских творческих работ и поделок. Представление лучших работ. Награждение. Проведение конкурсов: «Из какой мы сказки?», «Подбери слова к сказке», «Продолжи, что произошло дальше?» Литературный аукцион «Кто больше назовет положительных героев русских сказок?» Инсценирование отрывков из любимых сказок, кукольный спектакль. Практическая работа: проверка знаний, умений, навыков обучающихся, оформление выставки, организация и проведение инсценировок сказок.



    16

    Знакомство с понятием «исследовательская работа».

    Рассказать о значении и  об этапах исследовательской работы. Показать пример исследовательской работы. Вызвать интерес к её выполнению.



    17

    Выбор темы для коллективной исследовательской работы.

    Тему исследовательской работы связать с русской или мордовской народной сказкой, пословицами или поговорками. Учитывать интересы учащихся. Разделить детей на группы по заинтересовавшим их темам.



    18

    Выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследовательской работы.

    Учить выдвигать гипотезы к предстоящей работе, определять цели и задачи.



    19-22

    Сбор информации по теме исследовательской работы.

    Работа с дополнительной литературой. Обмен информацией между детьми в группах, её обсуждение.



    23-26

    Разработка практической части исследовательской работы.

    Составление опросов, анкет.



    27-28

    Проведение опросов, анкетирований.

    Дети проводят составленные ими анкетирования, опросы.



    29-30

    Обработка анкет, опросов.

    Подведение итогов по анкетированию или по опросу.



    31

    Выводы по практической части.

    Формулирование выводов по практической части.



    32

    Сопоставление гипотезы и выводов.

    Выяснить, подтвердилась гипотеза или опроверглась. Обсуждение.



    33-34

    Оформление исследовательской работы.

    Требования к оформлению исследовательской работы.



    Литература.

    1. Атрихалова Е. В., Ксенофонтов И. В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. — Калуга, КГИМО, 2010.
    2. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. — М., 2009
    3. Газета «Педсовет» №11, 2010.
    4. Газета «Школьные игры и конкурсы» №2, 2010.
    5. Пушкин А. С. Сказки. — М., 2002
    6. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М.. 1989
    7. Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». — М., 1995 




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России) 2 класс.

    В данном материале содержится учебная программа по русскому языку (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

    Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс

    Рабочая программа курса «Литературное чтение» для  2 а класса на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта программы начального...

    Рабочая программа по английскому языку -"Engoy English"2 класс по М.З Биболетовой

    В рабочей программе по английскому языку-"Engoy English" 2класс по М.З.Биюолетовой описана пояснительная записка.календарно-тематическая планирование....

    Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс по русскому языку

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкудля 2 классана 2013-2014 учебный год   Составлена по УМК «Школа России» к учебнику Канакиной В.П. «Русский язык»....

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г.С. РИГИНОЙ

    Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандар...

    "рабочая программа кружка "В гостях у сказки" 1 класс ФГОС

    Программа содержит аннотацию , пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по ФГОС...