РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение»
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской  программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение».

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_liter_chteniyu_2_klass.doc447 КБ

Предварительный просмотр:





РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА


по курсу

«Литературное чтение»

                                                 

По программе 136 часов /4 часа в неделю/

По учебному плану 136 часов /4часа в неделю/






























                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской  программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение».

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»

                                                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   КУРСА.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

                                  МЕСТО   КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

        Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. -В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

                           ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ   КУРСА.

Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что  литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. 

  Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 25 - 30 слов в минуту. 

2

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту.

  Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.

Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту. 

3

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. 

  Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. 

4

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. 

Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту.

  Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

Темп чтения - не менее 85 - 100 слов в минуту. 

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

                        Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

                               Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

                                                      Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

                   Литературоведческая пропедевтика   (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

 Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся   (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


                                                                     РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Личностные          

Метапредметные

Предметные

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



                                                          МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.


2


3

4

УЧЕБНИКИ

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.

15

16

17
18

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

19
20
21
22

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.

23

24

25

26

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).

27

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

28

29

30

31

32

33

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставка для книг, держатели для схем и таблиц.

Полки для книг.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

         - правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность;

        - средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения);

        - различать на слух произведения я различных жанров;

 - знать наизусть 10 произведений классиков отечественной литературы.

должны уметь:

- правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами;

        - темп чтения незнакомого текста 40 - 50 слов в минуту (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка);

        - читать художественные произведения по ролям;

        - отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание;

- пересказывать небольшой по объёму текст с опорой на картинный план или вопросы;

- орфоэпически правильное произношение слов в предложенном для чтения тексте;

- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться вопросами и заданиями, помещёнными в учебнике;

- передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков.

                                     Планируемые результаты освоения ООП  на предметном содержании курса « Литературное чтение»


Тема раздела

                  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные

Метапредметные

Личностные

Самое великое чудо на свете

Научится ориентироваться в

 учебнике

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Устное народное творчество





Научится выразительно читать целыми словами, определять главных персонажей, работать с текстом, выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела, загадывать и отгадывать загадки, рассказывать по плану.

УЗНАЕТ  разновидности и отличительные особенности народного творчества, отличительные особенности народной сказки.

Получит возможность научиться звукоподражанию, сочинять загадки, рифме, определять характер героев.

Освоит роль ученика; сформирует интерес (мотивации) к учению.

Оценивает  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Люблю природу русскую. Осень.


УЗНАЕТ одно стихотворение по выбору наизусть, научится анализировать произведения, выразительно читать стихотворения, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность познакомиться с литератур-ными жанрами,познакомиться с понятием олицетворение, сравнение,

познакомиться с устаревшими словами.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Оценивает  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Русские писатели

Научится различать понятия «писатель», «автор», «произведение», выразительно читать небольшой текст, определять главную мысль произведения;

 делить текст на части, составлять картинный план,  выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела; выразительно читать текст, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность научиться звукоподражанию, создавать свои двустишия,, познакомиться с рифмой, устаревшими словами, кириллицей, узнать понятие «действующие лица», получит возможность определять характер героев.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Ценит и принимает базовые ценности:   «родина», «природа».

О братьях наших меньших


Научится читать целыми словами и выразительно, пересказывать по опорным словам, читать по ролям, разбивать текст на части и подбирать заголовки к ним, ; анализировать произведение.

Получит возможность познакомиться с рифмой, звукоподражанием, рифмой,

Получит возможность познакомиться с рифмой, звукоподражанием, определять характер героев, игрой в слова.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя. Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Ценит и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение, «семья».

Уважает  свою семью, родственников, любит  родителей.

 Из детских журналов

Научится  читать выразительно целыми словами, уметь анализировать поступки героев, анализировать произведение, читать выразительно, передавая при чтении различные интонации, рассуждать и делать выводы

Получит возможность определять характер героев, познакомиться с устаревшими словами, производить звукозапись

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Люблю природу русскую. Зима

УЗНАЕТ одно стихотворение по выбору наизусть, научится анализировать произведения, выразительно читать стихотворения, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность познакомиться с литературными жанрами,познакомиться с понятием олицетворение, сравнение,познакомиться с устаревшими словами.

Регулятивные

Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

Определят цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определят план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется  в учебнике: определят умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает  героев, их поступки: находит общее и различия.

Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определять тему.

Комуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «природа».

Оценивает  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Писатели — детям


Научится различать понятия «писатель», «автор», «произведение», выразительно читать небольшой текст, определять главную мысль произведения,делить текст на части, составлять картинный план,  выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела; выразительно читать текст, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность научиться звукоподражанию, создавать свои двустишия,, познакомиться с рифмой, устаревшими словами, кириллицей, узнать понятие «действующие лица», получит возможность определять характер героев.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Я и мои друзья


Научится читать целыми словами и выразительно, пересказывать по опорным словам, читать по ролям, разбивать текст на части и подбирать заголовки к ним; анализировать произведение.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечело-веческих норм

Люблю природу русскую. Весна  

УЗНАЕТ одно стихотворение по выбору наизусть, научится анализировать произведения, выразительно читать стихотворения, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность познакомиться с литературными жанрами, познакомиться с понятием олицетворение, сравнение,

познакомиться с устаревшими словами.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм


И в шутку и всерьез


Научится читать целыми словами и выразительно, пересказывать по опорным словам, читать по ролям, разбивать текст на части и подбирать заголовки к ним, ; анализировать произведение.

Получит возможность познакомиться с рифмой, звукоподражанием, рифмой,

Получит возможность познакомиться с рифмой, звукоподражанием, определять характер героев, игрой в слова.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Литература зарубежных стран

Научится определять произведения зарубежной литературы.  

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Выразительное чтение,

использование интонаций,

соответствующих смыслу текста

делить текст на части, составлять картинный план,  выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела; выразительно читать текст, передавая при чтении различные интонации.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Дата

 Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Ресурсное обеспечение

пл

факт

Вводный урок по курсу литературного чтения (1час)

1/1

03.09

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Самое великое  чудо на свете (4часа)

1/2

04.09

Книги, прочитанные летом. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант писателя.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.

Представлять выставку книг, прочитанных летом.

Представлять любимую книгу и любимых героев.

Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

Составлять рекомендательный список по темам.

Участвовать в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека»

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.

Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия

Т.№2

2/3

05.09

Самое великое чудо на свете. Книга как особый вид искусства. Элементы книги.

3/4

06.09

Библиотеки. Проект. «О чём может рассказать школьная библиотека?»

4/5

10.09

Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Старинные и современные книги. Сравнение книг.

Ж. «Совр.урок» № 3, 2008

Устное народное творчество (15часов)

1/6

11.09

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения .

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать  загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку.

Соотносить рисунок и содержание сказки: делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

2/7

12.09

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.

Ж. «Совр.урок» № 3, 2008

3/8

13.09

Потешки, прибаутки- малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от  потешки. Слово как средство создания образа.

Ж. «Совр.урок» № 3, 2008

4/9

17.09

Скороговорки, считалки, небылицы- малые жанры устного народного творчества. Ритм - основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

Ж. «Совр.урок» № 3, 2008, №5,2008

5/10

18.09

Загадки, пословицы, поговорки- малые жанры устного народного творчества.

Ж. «Совр.урок» № 5, 2008

6/11

19.09

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет».

7/12

20.09

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Ж. «Совр.урок» № 6, 2008

8/13

24.09

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

9/14

25.09

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств  характера.

10/15

26.09

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Рассказывание сказки по рисункам.

11/16

27.09

Русская народная сказка «Каша из топора». Рассказывание сказки по плану

12/17

01.10

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

13/18

02.10

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Творческий пересказ.

14/19

03.10

Обобшение знаний по теме «Устное народное творчество». Викторина по сказкам

А.Шибаев «Вспомни сказку».

презентация

15/20

04.10

Проверим  себя и оценим свои достижения (№ 9 - 16).

Люблю природу русскую. Осень (8часов)

            1/21

08.10

Картины осенней природы. Осенние  загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интереснее выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

2/22

09.10

Лирическое стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Настроение. Интонация стихотворения.

3/23

10.10

Картины осенней природы.

К. Бальмонт «Поспевает брусника».

А. Плещеев «Осень наступила»,

аудиозапись

4/24

11.10

А. Фет «Ласточки пропали». Средства художественной  выразительности

5/25

15.10

С. Есенин «Закружилась листва», В.Брюсов «Сухие листья», И.Токмакова «Опустел скворечник» А. Толстой «Осень». Сравнение лирического  поэтического и прозаического  текстов.

6/26

16.10

В. Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы».  Сравнение художественного и научно-популярного текстов.

7/27

17.10

М. Пришвин «Осеннее утро».

И,Бунин «Сегодня так светло кругом»

аудиозапись

8/28

18.10

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

Проверим себя и оценим свои достижения.

презентация

Русские писатели (14часов)

1/29

22.10

А.С. Пушкин -великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» Сказочные чудеса.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов художественном тексте.

Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты)

Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты – повествования.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст –рассуждение по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Участвовать в проекте, распределять роли , находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

Портрет писателя

аудиозапись

2/30

23.10

А.С. Пушкин Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» Картины природы. Настроение стихотворения.

3/31

24.10

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (знакомство).

4/32

25.10

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (выразительные средства языка). Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.

Иллюстрации к сказке

5/33

05.11

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Характеристика героев произведения.

6/34

06.11

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»

7/35

07.11

И. Крылов Басня «Лебедь, щука и рак». Структура басни. Модель басни.

Портрет, аудиозапись

8/36

08.11

И. Крылов Басня  «Стрекоза и Муравей». Нравственный смысл басен. Характеристика героев басни

аудиозапись

9/37

12.11

Л. Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басни.

10/38

13.11

Л. Толстой «Филиппок». Характеристика героев произведениея.

аудиозапись

11/39

14.11

Л. Толстой «Филиппок». Подробный пересказ текста.

12/40

15.11

Л. Толстой «Правда всего дороже». Соотнесение пословицы со смыслом басни.

13/41

19.11

Л.Толстой «Котенок». Подробный пересказ.

аудиозапись

14/42

20.11

Обобщение по разделу «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

презентация

О братьях наших меньших (12часов)

1/43

21.11

О братьях наших меньших.

Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением , выбирать виды деятельности на уроке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Сравнивать сказки и рассказы о животных

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природы, изображенную в художественных произведениях.

Определять героев произведения; характеризовать их.

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выбирать книги по темам и по авторам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном  кругу чтения.

Энциклопедия, презентация

2/44

22.11

Б. Заходер «Плачет киска»

 И.Пивоварова «Жила-была собака». 

Приемы   сказочного текста в стихотворе-

нии.

3/45

26.11

В. Берестов «Кошкин щенок».

Герой стихотворения. Рифма.

4/46

27.11

Сказка «Как собака друга искала»

Домашние животные

5/47

28.11

Рассказы о животных.М. Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков.

6/48

29.11

М. Пришвин «Ребята и утята» Пересказ по плану.

7/49

03.12

Рассказы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ».

8/50

04.12

Е.Чарушин «Страшный рассказ» Пересказ по плану.

9/51

05.12

Рассказы о животных. Б. Житков «Храбрый утенок». Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана.

10/52

06.12

Рассказы о животных. В. Бианки «Музыкант». Подробный пересказ на основе вопросов.

11/53

10.12

 В.Бианки «Сова». Пересказ по рисункам.

12/54

11.12

Обобщение по теме « О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения.

                                                                            Из детских журналов (9часов)

1/55

12.12

Из детских журналов. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.Оценивать свои достижения.

Выставка детских журанлов

2/56

13.12

Произведения из детских журналов. Д. Хармс «Игра».

Портреты писателей

3/57

17.12

Д. Хармс «Вы знаете?». Игра в стихи.

4/58

18.12

Д. Хармс, С.Маршак  «Веселые чижи». Подбор заголовка в соответствии с содержанием.

5/59

19.12

Д. Хармс «Что это было?».Ритм стихотворного текста.

6/60

20.12

Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Ритм стихотворного текста.

7/61

24.12

Ю. Владимиров «Чудаки». Выразительное чтение на основе ритма.

аудиозапись

8/62

25.12

А. Введенский «Ученый Петя» «Лошадка». Выразительное чтение на основе ритма

9/63

26.12

Обобщение по разделу «Из детских журналов». Проверим себя и оценим свои достижения. Проект «Мой любимый детский журнал»

Библиотечный час с презентацией.

Люблю природу русскую. Зима (9часов)

1/64

27.12

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

 Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Т.№11

2/65

14.01

Лирические стихотворения. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло» К.Бальмонт «Светло-пушистая снежинка белая» Я.Аким «Утром кот принёс на лапах…»

3/66

15.01

Ф.Тютчев«Чародейкою Зимою». Настроение стихотворения.

Н.шк. 1сент.»

№ 1,2007 с.10

4/67

16.01

С. Есенин «Поет зима аукает». «Береза». Авторское отношение к зиме.

5/68

17.01

Русская народная сказка «Два Мороза». Главная мысль произведения. Характеристика героев.

6/69

21.01

С.Михалков«Новогодняя быль».Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

7/70

22.01

Весёлые стихи о зиме. А.Барто «Дело было в январе».

8/71

23.01

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

презентация

9/72

24.01

Проверим себя и оценим свои достижения. Игра «Поле чудес»

                      Писатели детям(17часов)

1/73

28.01

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря ученика и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях , отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Составлять план произведения , пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

2/74

29.01

К. Чуковский «Путаница».Настроение стихотворения.

Портрет, выставка книг

3/75

30.01

К. Чуковский «Радость». Рифма.

4/76

31.01

К. Чуковский «Федорино горе».

5/77

04.02

К. Чуковский «Федорино горе».Авторское отношение к изображаемому.

6/78

05.02

С. Маршак «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.

Портрет, выставка книг

7/79

06.02

Эпическое стихотворение.С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». Заголовок. Содержание произведения.

8/80

07.02

С. Михалков «Мой щенок». Деление текста на части. Характеристик героя  произведения с опорой на его поступки

Портрет, выставка книг

9/81

11.02

А. Барто Стихи для детей.«Веревочка». Заголовок и настроение произведения.

Портрет, выставка книг

10/82

12.02

А. Барто «В школу» «Мы не заметили жука»

11/83

13.02

А.Барто «Вовка –добрая душа». Выразительное чтение стихотворения.

12/84

14.02

Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Затейники».

Портрет, выставка книг

13/85

18.02

Юмористические рассказы для детей. Н.Носов«Живая шляпа». Герои произведения. Авторское отношение к ним.

14/86

19.02

Н.Носов «Живая шляпа» .Составление плана текста. Подробный пересказ на основе составленного плана.

15/87

20.02

Н. Носов «На горке». Герои юмористического рассказа.

16/88

21.02

Н. Носов «На горке» Подробный пересказ на основе картинного плана.

17/89

25.02

Обобщение по разделу «Писатели - детям». Проверим себя и оценим свои достижения


Я и мои друзья (10часов)

1/90

26.02

Знакомство с названием раздела «Я и мои друзья». В. Берестов «За игрой»

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении теста.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении.

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Составлять план рассказа; пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Т.№12

2/91

27.02

 Стихи о дружбе и обидах. Нравственно-зтические представления.

В. Берестов «Гляжу с высоты», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду, В.Лунин «Я и Вовка»

3/92

28.02

Стихи о дружбе и обидах

Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

4/93

04.03

Ю. Ермолаев «Два пирожных!». Нравственно- этические представления.

5/94

05.03

В. Осеева «Волшебное слово». Смысл названия рассказа.

Портрет, выставка книг

6/95

06.03

В.Осеева «Волшебное слово». Пересказ от лица автора.

7/96

07.03

В. Осеева «Хорошее». Составление устных рассказов о дружбе и взаимовыручке.

8/97

11.03

В. Осеева «Почему?». Соотнесение названия рассказа с пословицей.

9/98

12.03

В. Осеева «Почему?». Составление плана рассказа.

10/99

13.03

Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверим себя и оценим свои достижения

Составление рассказа «Мой друг»

Люблю природу русскую. Весна (10часов)

1/100

14.03

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать достижения.

2/101

18.03

 Лирические стихотворения. Ф. Тютчев «Зима недаром злится». «Весенние воды». Приём контраста в создании  картин зимы и весны.

3/102

19.03

Лирические стихотворения А. Плещеев  «Весна», «Сельская песенка». Настроение стихотворения.

4/103

20.03

Лирические стихотворения А. Блок «На лугу».

5/104

21.03

С. Маршак «Снег уже теперь не тот». Слово как средство создания картины природы

6/105

01.04

И. Бунин «Матери».

7/106

02.04

А. Плещеев «В бурю».

8/107

03.04

Е.Благинина  «Посидим в тишине»,

Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

9/108

04.04

С.Васильев «Белая береза».

Проект «День Победы-9мая»

10/

109

08.04

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Проверим себя и оценим свои достижения

презентация

И в шутку и всерьёз ( 14часов)

1/110

09.04

Знакомство с названием раздела «И в шутку и всерьёз». Б. Заходер «Товарищам детям»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение и про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки , используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

2/111

10.04

Весёлые стихи Б.Заходера  «Что красивей всего?». Инсценирование стихотворения.

3/112

11.04

Весёлые стихи Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Анализ заголовка.

4/113

15.04

 Весёлые стихи. Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Чтение стихотворения на основе ритма.

5/114

16.04

Э. Успенский «Чебурашка».

6/115

17.04

Э.Успенский«Чебурашка» Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Э.Успенский

«Если был бы я девчонкой».

7/116

18.04

Стихи Э.Успенского «Над нашей квартирой», «Память» Авторское отношение к читателю.

8/117

22.04

Стихи В. Берестова  «Знакомый», «Путешественники».

9/118

23.04

Стихи И. Токмаковой «Плим»,

«В чудной стране». Ритм стихотворения.

10/

119

24.04

Весёлые рассказы для детей. Г. Остер «Будем знакомы». Характеристика героев

11/

120

25.04

Г. Остер «Будем знакомы». Пересказ текста на основе вопросов.

12/

121

29.04

В. Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана

13/

122

30.04

В. Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление последовательности событий текста на основе вопросов

14/

123

01.05

Обобщение по разделу «И в шутку и в серьез». Проверим себя и оценим свои достижения.

презентация

Литература зарубежных стран( 13часов)

1/124

02.05

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг.

Восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям.

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение и про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.

Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом

Уметь самостоятельно составлять проект, подбирать материал на определенную тему

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

Т.№10

2/125

06.05

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Сравнение русских и зарубежных песенок.

3/126

07.05

Английские народные песенки «Перчатки» «Храбрецы»

4/127

08.05

Французская народная песенка «Сюзон и мотылек». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

5/128

09.05

Ш. Перро «Кот в сапогах» Герои зарубежных сказок. Сравнение героев.

Портрет, выставка книг

6/129

13.05

Ш. Перро «Кот в сапогах» Выборочный пересказ.

7/130

14.05

Ш. Перро «Красная шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.

8/131

15.05

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Пересказ по плану.

Портрет, выставка книг

9/132

16.05

Эни Хогарт «Мафии и паук». Герои сказок. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

10/

133

20.05

Эни Хогарт «Мафии и паук» Составление плана сказки для подробного пересказа

11/

134

21.05

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Проект «Мой любимый  писатель – сказочник»

12/

135

22.05

Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольный урок по проверке навыка чтения.

13/

136

23.05

 Обобщающий урок по произведениям, изученным во 2 классе КВН «Цветик-семицветик»

В разделе «Люблю природу русскую» добавлен 1 час на изучение стихотворения  С.Васильева «Белая  берёза», в разделе «Литература зарубежных стран» добавлен 1 час на повторение пройденного из резервных часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"чтение"

Календарно-тематическое планирование учебного куоса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Литературное чтение» (автор: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. «Азбука», Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Литературное чтение»)

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...