Урок литературоного чтения во 2 классе "Чудесный мир мордовских сказок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Баринова Наталья Александровна

Урок с применение ИКТ направлен на формирование умения отличать волшебные сказки от сказок о животных. Игровые упражнения с использованием SMART-программы помогают сделать урок более увлекательным и продуктивным. Презентацию к уроку можно посмотреть перейдя по ссылке http://yadi.sk/d/Q2cGgwtABTxrH

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnyy_mir_mordovskikh_skazok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Чудесный мир мордовских сказок

Цель:  расширить представление учащихся об устном народном творчестве и начать знакомство с мордовской литературой.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Посмотрели. Улыбнулись!

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь!

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь.

Если сказки кто читает,

Туда, бывает, попадает.

Про всех сказочных героев

Всё он там узнает.

  1. Актуализация знаний

-На прошлых уроках литературного чтения мы познакомились со сказками разных народов мира. Сказки каких народов вы читали?

-Как называется республика, в которой мы живём?

-Вам, наверное, интересно узнать какие сказки есть у мордвы?

      III. Постановка темы урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с мордовской сказкой, узнаем, какие сказки есть у мордвы, кто главные герои этих сказок.

Тема нашего урока «Чудесный мир мордовских сказок».

  1. Работа по теме урока.

1.  - Сказка в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Веками мордва скрывалась в лесах от своих притеснителей. Живя в лесу, люди занимались пчеловодством, охотой, земледелием. Женщины рукодельничали. По вечерам мордовские девушки собирались на посиделки, где за вышиванием приданного исполняли песни, рассказывали сказки.

Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов за пушниной, жили месяцами в лесных избушках, называемых зимницами. Долгими зимними вечерами сидели у огня и рассказывали друг другу сказки.

- Как и у русского народа у мордвы есть сказки о животных и волшебные сказки. Чем сказки о животных отличаются от волшебных сказок?

2. - Дома и на занятиях детского чтения вы читали разные мордовские сказки. Проверим, кто был самым внимательным читателем, тот с легкостью справится с заданием.

Разделить сказки на группы: сказки о животных и волшебные сказки.

Сказки:

«Виряня», «Пугливая мышь», «Яраска», «Медвежий сын», «Дуболго Пичай», «Благородный медведь»,  «Куйгорож», «В лесной избушке», «Ветка орешника», «Как ворона лисицу обманула».

V.  Сообщения о богах древней мордвы.

- Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Это нашло отражение и в мордовских сказках. Я предлагаю поближе познакомиться с некоторыми из этих богов.

Послушаем сообщения, которые подготовили ребята.

Вирь-ава

в мордовской мифологии дух, хозяйка леса. Человеку показывается редко, имеет вид обнажённой длинноволосой, иногда одноногой женщины, с грудями, переброшенными через плечи. Может вывести заблудившегося из лесу или наоборот запутать дорогу, защекотать до смерти; уходить от неё нужно пятясь назад, тогда она не разберёт, куда ведут следы.

Мастор-ава

Древнейшим божеством мордвы была Мастор-ава, или, по-другому, Мода-ава. Она считалась держательницей земли.

Мордва представляла землю женщиной, обладающей плодородной силой, которая давала всё необходимое для людей. Поэтому к ней относились с особым почтением, посвящали много жертвоприношений. Мордва считали, Мастор-ава могла даже  помочь больному выздороветь.

Ведь-ава

в мордовской мифологии дух, хозяйка воды. Каждый источник имел свою Ведь-ава Ведь-аву представляли в виде обнажённой женщины с длинными волосами, которые она любит расчёсывать. Она и ведь-атя могут утопить купающихся или наслать болезнь, которую только Ведь-ава и может вылечить (откупиться от нее можно, бросив в воду деньги, просо и т. п.). Ведь-ава так  же посылала дождь .

 Нишке-паз, Вере-паз,  Шкай в мордовской мифологии верховный бог. Нишке создал небо и землю, пустил в мировой океан трёх рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, женщинам — домашней работой.  Чаще всего его представляли в человеческом облике, реже в обличии быка, зайца или птицы. Он сидел на высоком-высоком дереве, стоящим среди земли, верхушкакоторого была скрыта за облаками. А, иногда, чтобы наказать грешников спускался на землю.

Куд-атя

Мордовсими божествами, хранителями жилища и семьи считалась супружеская пара Куд-ава и Куд-атя. Они обитали в подполе, под печкой, под порогом или в переднем «красном»  углу. Когда жители дома разъёзжались, то Куд-ава и Куд-атя бунтовали, залезали на дом, бросали с крыши что-нибудь, шумели, плакали.

Пурьгине-паз

в мордовской мифологии бог грома. Он разъезжает по небу на колеснице, запряженной тремя огненными конями, колеса колесницы высекают молнии.  В левой руке Пурьгине-паза - гром, в правой - дождь. Он представлялся людям вооруженным камнями, которые он кидал в людей и скот. От гроз и дождей, особенно летних зависела будет ли  урожай у  земледельца. В этих целях богу грома молились и приносили жертвы.

- Обо всех богах мордва складывала песни, сказки, легенды.

VI. Работа в парах

- Внимательно слушали? Выполним следующее задание, поработаем в парах.

- На столе лежат карточки. Вам нужно соединить имена богов с явлениями природы, которыми они повелевали.

ДОМ

ВОДА

ЗЕМЛЯ

ВЕРХОВНЫЙ БОГ

ЛЕС

ГРОМ

МАСТОР-АВА            

НИШКЕ-ПАЗ

ВИРЬ-АВА

КУД-АТЯ

ПУРГИНЕ-ПАЗ

ВЕДЬ-АВА

VII.  Физ. минутка

Выполняют танц. движения под музыку.

VIII. Работа над сказкой.

  1. Инсценирование сказки

- А сейчас мы познакомимся ещё с одной мордовской сказкой. Будьте внимательными.

Как собака друга искала

Мордовская сказка

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.

С тех пор собака и человек живут вместе.

 

  1. Беседа по сказке.

- Это волшебная сказка или сказка о животных? Докажите.

- Сколько героев-животных в сказке? Назовите их.

- Кто главный герой в сказке?

- Эта сказка напоминает вам докучную сказку или сказку-цепочку? Почему?

- Какие русские народные сказки-цепочки вы знаете?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: у мордовского и русского народов много общего.

- Эта сказка про настоящее богатство?

- А в чём настоящее богатство?

IX. Итог.

- Сегодня на уроке мы вспомнили мордовские сказки, познакомились с новой сказкой, узнали,  каким богам поклонялась древняя мордва. Как вы думаете, зачем нам необходимо знать как жили наши предки, о чем и о ком сочиняли сказки?

- В чем же наше главное богатство?

- На следующих занятиях детского чтения мы познакомимся с другими мордовскими сказками и узнаем много нового и интересного.

X. Рефлексия

- На уроке вы работали очень хорошо. Поблагодарим друг друга за урок.

- А сейчас я предлагаю каждому из вас выразить свое настроение. На доске 2 вида смайлика. Каждый по очереди подойдет к доске и выберет того смайлика, который соответствует его настроению.

МОУ «Лицей №7»

Из опыта работы

учителя начальных классов

Бариновой Н.А.

«Чудесный мир мордовских

сказок»

(урок литературного чтения во 2 классе,

 семинар-практикум в рамках школьного семинара

для учителей начальных классов, 23.11.11г.)

гор.окр. Саранск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"

Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...

Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония

Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текстаЗадачи:...

Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония

Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текстаЗадачи:...

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Формирование нравственных ценностей у детей на уроках литературного чтения на материале русских народных сказок.

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей у детей на уроках литературного чтения на материале русских народных сказок....