Разработка урока. Литературоное чтение. Г. Х. Андересен "Русалочка"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Корнева Алена Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rusalochkaa_andersen_2012.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

Тема: Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Обобщение

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Андерсена «Русалочка», показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения;
  • совершенствовать навык работы с текстом, развивать монологическую речь (её содержательность, точность, последовательность), умение высказывать свои мысли, классифицировать материал и делать выводы, создавать условия для проявления познавательной активности учащихся;
  • воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах, группах.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

                                                            Ход урока

I. Организационный момент.                              

Игра «Здравствуйте!»

- Скажем «Здравствуйте!» - руками (жест для приветствия всех присутствующих).

- Скажем «Здравствуйте!» - глазами (с тем, с кем хочется).

- Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостным наш дом.

- Я хочу пожелать нам с вами удачи в нашем нелёгком, но важном деле, успехов при открытии новых  знаний, успехов при обсуждении проблем, которые будут вставать перед вами, не бойтесь высказывать своих мыслей и чувств.

II. Сообщение целей и задач урока.                                                                      (слайд 1-2)

- Сегодня мы завершаем изучение произведения Андерсена «Русалочка». У каждого возраста - свой Андерсен. Для маленьких читателей – это «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Огниво». В 8-9 лет – «Дикие лебеди», «Снежная королева». В 11-12 читают «Русалочку». Очень многие дети знают «Русалочку» по мультфильмам, но её         «скрытый смысл», по словам Андерсена «способен понять только взрослый человек». Но раз эта сказка помещена в программу 4-ого класса, значит, мы с вами попробуем понять

«скрытый смысл» этого произведения. Это цель нашего урока.

- Эпиграфом к уроку будут слова русского писателя  Юрия Нагибина: «Без Русалочки мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше».

III. Актуализация опорных знаний.                                                                   (слайд 3)

- Сначала мы повторим материал, который изучали про Г.Х. Андерсена.

1.Повторение правил работы в группе (от каждой группы выбрать выступающего).

1-я группа:

- подготовить сообщение о Гансе Христиане Андерсене.

2-я группа:

-вспомнить какую работу мы выполняли, изучая это произведение (прочитали сказку, разделили её на части, пересказывали по плану, составляли характеристику героев, рисовали рисунки, просматривали мультфильм, создали альбом по творчеству Ганса Христиана Андерсена, провели КВН по сказкам автора).

 3-я группа:

- составить цепочки «Название произведения - герои»

4-я группа:

Игра «Убрать лишнее слово»

Место жительства      Героини                        Предметы                      Сказки        

Оденс                          Дюймовочка               Розовые кусты                       Свинопас              

Франция                     Русалочка                    Кораблик                                Соловей

Копенгаген                Красная Шапочка      Штопальная игла                    Кот в сапогах

Дания.                       Снежная королева      Хрустальная туфелька            Дикие лебеди

Герой

Эльф

Кай

Солдат

Гулливер

2. Проверка задания по группам.

IV. Анализ произведения.

1. Опираясь на слова Юрия Нагибина мы постараемся доказать точность его высказывания, а для этого пронаблюдаем за жизнью главной героини, за отношением к Русалочке других героев сказки и автора                                                   (слайд 4 – музыка)

2. С чего начинается сказка?  Пейзаж для писателя – средство подчеркнуть своё отношение к героям.  Выберите из этого описания наиболее яркие, запоминающиеся детали и зачитайте их.                                                                  (выборочное чтение с.167)

3. А сейчас мы послушаем рассказ о семье морского царя и ответим на вопрос: соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки и отношений, царящих в нём?

                                                                                                 (подробный пересказ с.167-168)

4. Расскажите, как Андерсен изображает Русалочку.                                                (слайд 5)      

                                                                              (ответы детей, выборочное чтение с.168 )

Вывод: Русалочка отличалась от сестер, ее тянуло к необычному, она была мечтательна, романтична.

5. Расскажите о впечатлении, которое произвёл на Русалочку молодой принц.                  

                                                                                                                           (ответы детей)

6. Какой первый  подвиг совершила ради принца?                        

7. Какое первое разочарование пережила Русалочка?                          (ответы детей, с 173)

8. Объясните, почему Андерсен решил описать великий бал во дворце морского царя перед тем, как Русалочка отправится к ведьме?                                                          (слайд 6)                          

                                                                                                             (выборочное чтение с.177) 

9. Андерсен мастер описывать прекрасное, но он с такой же выразительностью описывает и безобразное. Где это в сказке наблюдается?                        (выборочное чтение с.179, 180)

- Зачем Андерсен описал  дорогу к ведьме и ее саму так безобразно?                    (слайд 7)

Вывод: Какова роль пейзажа в сказке? (Пейзаж помогает передать состояние героя, помогает передать  отношение автора к героям).

10. На какие жертвы пошла Русалочка ради любви к принцу?

11. А теперь давайте посмотрим финал мультфильма «Русалочка» и сравним его с финалом сказки Андерсена.                                       (просмотр финального отрывка из м/ф)

12. Сравнение финалов сказки ( В нашей жизни не всегда все заканчивается хорошо, и сказка Андерсена правдоподобнее мультфильма)                                        (слайд 8 - музыка)

- Послушайте музыкальный отрывок и скажите, соответствует ли он финалу сказки Андерсена?

V. Итог урока.

- Как вы думаете, каков же «скрытый смысл» этого произведения? (Если по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку. Тот кто любит, приносит себя в жертву ради любимого человека)

- О какой любви еще говорится в этой сказке? (О родственной)        

- Какие нравственные уроки мы получили из этого произведения? (Нельзя причинять боль другим; нужно бережно относиться к родным; если любишь, не нужно ничего бояться)

                                                                                                                           (слайд 9 - музыка)

- В Дании, на родине Андерсена, Русалочке поставлен памятник. Как вы думаете, за что датчане увековечили русалочку? (за смелость, решительность, за умение любить, за то, что душа у нее была прекрасная).

VI. Рефлексия.                                                                                                         (слайд 10)

1.Продолжите предложение.

- На уроке я работал (а) …

- Своей работой на уроке я … , потому что …

- Мне было трудно …

- Теперь я могу …

- Мое настроение …, потому что …

2. Оцените свою работу в баллах условными обозначениями:

+  хорошо,    +_  удовлетворительно,    _     плохо.

Фамилия:

Задания

     +   ,    +-   ,    -

1.Работа в группе

2.Чтение отрывков

3.Участие в обсуждении сказки

Оценка

 

VII. Домашнее задание.                                                                                          (слайд11)

1.Написать отзыв о сказке по памятке.

2. Пословицы о любви.

3. Придумать свой вариант продолжение сказки.

Место жительства      Героини                        Предметы                      Сказки        

Оденс                          Дюймовочка               Розовые кусты                       Свинопас              

Франция                     Русалочка                    Кораблик                                Соловей

Копенгаген                Красная Шапочка      Штопальная игла                    Кот в сапогах

Дания.                       Снежная королева      Хрустальная туфелька            Дикие лебеди

Герой

Эльф

Кай

Солдат

Гулливер

Фамилия:

Задания

     +   ,    +-   ,    -

1.Работа в группе

2.Чтение отрывков

3.Участие в обсуждении сказки

Оценка

Фамилия:

Задания

     +   ,    +-   ,    -

1.Работа в группе

2.Чтение отрывков

3.Участие в обсуждении сказки

Оценка

Фамилия:

Задания

     +   ,    +-   ,    -

1.Работа в группе

2.Чтение отрывков

3.Участие в обсуждении сказки

Оценка

Фамилия:

Задания

     +   ,    +-   ,    -

1.Работа в группе

2.Чтение отрывков

3.Участие в обсуждении сказки

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"

Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...

Урок литературоного чтения во 2 классе "Чудесный мир мордовских сказок"

Урок с применение ИКТ направлен на формирование умения отличать волшебные сказки от сказок о животных. Игровые упражнения с использованием SMART-программы помогают сделать урок более увлекательным и п...

Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония

Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текстаЗадачи:...

Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония

Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текстаЗадачи:...