Алфавит. Первый букварь, азбука.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Темерёва Татьяна Григорьевна

Знакомство с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, знакомство с текстами старых букварей, учимся понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alfavit.doc76 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_alfavit1nachalo.ppt2.94 МБ
Office presentation icon prezentatsiya_alfavit2kontsovka.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Увалобитиинская СОШ»

Саргатского муниципального района Омской области

ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Алфавит. Первый букварь, азбука.

(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)

Учитель: Темерёва Татьяна Григорьевна

2013 год

1.Тема урока: Алфавит. Первый букварь, азбука.

2. Тип урока: Открытие нового знания.

3. Представление о результатах:

   - личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых                           знаний и  умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

   - метапредметные результаты:

       а) Познавательные УУД:

           формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое                высказывание в устной форме.

       б) Коммуникативные УУД:

            формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

            числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

        в) Регулятивные УУД:

            принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с

            учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

     - предметные результаты:    - дети познакомятся с первыми печатными русскими учебными книгами, с русскими людьми, которые

        принесли славянам грамоту, написали первые учебные книги, напечатали их, открыли школы для детей;

           - приведут в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих;

           - узнают об истории своей родины, научатся ценить её историческое достояние.

                                       

4.Цель урока: познакомить с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

5. Технология: системно - деятельностный метод обучения.

6. Оборудование: азбука, букварь, современный алфавит, древнерусский (славянский) алфавит, электронное приложение (первый букварь, азбука, рисунок Ивана Федорова, рисунок печатного станка, рисунок буквицы и заставки, рисунок украшений из книг, рисунок типографии Ивана Федорова, рисунки страниц азбуки и букваря).

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к уроку.

Включение детей в урок.

Уточнять и конкретизировать действия учащегося.

-Урок литературного чтения.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

Контролировать свою готовность к уроку.

Готовность к учебной деятельности.

2.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Формулировать познавательную цель с помощью учителя.

На доске изображение: 


Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.

Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Чтение учителем стихотворения про алфавит:


Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.


Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь!

Дети отвечают.


А Б В Г Д Е













Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит».







Дети слушают.




Дети работают в группах, составляя алфавит у доски.


































Самооценка.

3.

Актуализация знаний.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;      опора на выделенные учителем ориентиры действия.



Сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных букв?

Согласных?

Назовите буквы, которые не обозначают звука.

Назовите парные согласные.

Дайте характеристику звуков:

        [ч]        [б]        [ж]


Найдите слова близкие по значению:


учитель, азбука, дети,

алфавит, преподаватель, ученики, 

педагог, ребята, букварь.


Ну а теперь дайте полную  формулировку темы  урока.



Ответы детей.







Дети работают в группах.




Дети работают у доски, меняя карточки со словами.



Ответ детей:

«Тема урока: Алфавит, азбука, букварь».









Самооценка.





Самооценка.


4.


Мотивация учебной деятельности.


Повторение изученного материала.


Всегда ли люди пользовались современным русским алфавитом?



Выборочное чтение по тексту «Первоучители словенские»


- Кто создал старославянский алфавит?

- Кто такие Кирилл и Мефодий?

- Почему их называют равноапостальные?

- Какой праздник отмечается 24 мая в нашей стране?


Ответ детей:

«Нет, т.к. раньше люди пользовались старославянским алфавитом».




Дети отвечают на вопросы отрывками из текста.













Самооценка.

5.

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений.  Постановка проблемы урока.

Достаточно ли вам знаний, чтобы прочитать и понять, что здесь написано?


ДЕТИУЧАТБУКВЫ.

Предложение это или слово?

Почему сложно прочитать предложение?


Вам было сложно, но вы молодцы – справились с заданием.


Сможете ли вы прочитать, что здесь написано:

БУКИ  ЛЮДИ  АЗ  ГЛАГОЛЬ ОН  СЛОВО  ЛЮДИ  ОН ВЕДИ  ИЖЕ





Дети пытаются прочитать.










Дети пытаются прочитать, но не могут. Не хватает знаний.














Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.

6.

Решение учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднений.

Решить данную проблему нам поможет сегодня произведение Владимира Крупина «Первый букварь».


В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели станки, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова.


Чтение рассказа «Первый букварь» учителем и учениками.


Рассмотрите страницу старинной азбуки.

Давайте сравним буквы современного и древнерусского алфавитов.

Сможете ли вы теперь узнать, что написано на данной строке?































Помощь учителю в чтении текста.







Дети сравнивают буквы.



Дети по первым буквам              

читают : «Б л а г о с л о в и»

7.

Физминутка.

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Направлять.


Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.

Выполнять.

Снять усталость.

8.

Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания.

Я не случайно выбрала это слово, т.к. в старину дети учились читать большей частью тексты молитв, где часто звучало слово: «Благослови».

Какие важные знания сообщаются в тексте

«Первый букварь»?


Учитель дарит на память детям фотографии памятника Ивану Фёдорову.







Ответ детей:

Первую книгу напечатал Иван Фёдоров.

Впоследствии её назвали азбукой.

Она помогала научиться  читать, писать, послушанию, уважению, добру.

Самостоятельно комментируют решение.

9.

Введение знаний в систему.

Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.

Рассмотрите страницы первого букваря.

Что необычного вы там заметили?


Да, верно такие необычные буквы называют Буквицы.


Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который выполнял такие буквицы в виде орнамента?


Давайте познакомимся с другими букварями и азбуками.

Букварь для детей написал К.Д. Ушинский. Он написал для детей первую книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир».

А больше ста лет назад «Азбуку» написал Л.Н. Толстой. У себя в имении  Ясная Поляна он открыл школу для бедных детей. Он учил их читать, писать, учить стихи, рассказывать.

 Л.Н. Толстой старался учить малых детей добру, состраданию, уважению к старым и беспомощным людям.

Ответ детей:

«Первые буквы абзаца высотой в несколько строк и выполнены в виде орнамента».




Дети работают в группах.


Самоконтроль.







Дети по карточкам читают рассказы «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья» и др.









Самостоятельно выполняют работу по составлению орнамента букв.

Самооценка.







Самооценка.

10.

Итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.


 - Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?


 

- Как мы решили эту проблему?



 - Где нам пригодятся эти знания?

Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.


Чтение старославянского текста.


Познакомились с названием букв старославянского алфавита.

Если мы захотим прочитать старинные книги и многое узнать об истории нашей страны.

Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели.

11.

Рефлексия.

Оценка своих достижений на уроке.

 - Что вам больше всего понравилось на уроке?


 - Какое задание было самым трудным?

 - Какое – самым простым?

- Продолжите предложение:

        - На уроке я узнал…

        - Я запомнил…

        - Мне понравилось…



Я предлагаю вам дома разрисовать букву из старославянского алфавита, а может даже придумать узор (детям раздаются листы буквы «К»).


 - А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?

 

 - У кого весёлые смайлики?


 - У кого серьёзные смайлики?

 

 - Спасибо всем за урок.


 -Урок окончен.  

Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дощечка с азбукой. Около XIV века.

Слайд 3

Берестяная грамота.

Слайд 4

Рукописные книги.

Слайд 5

Печатный станок Ивана Фёдорова.

Слайд 6

Первый букварь Ивана Фёдорова .

Слайд 7

Первопечатник Иван Фёдоров в своей мастерской.

Слайд 8

Памятник Ивану Фёдорову (г.Москва)

Слайд 9

Старославянский алфавит (Кириллица).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Украшения из книг Ивана Фёдорова.

Слайд 2

Буквицы Букваря.

Слайд 3

Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой

Слайд 5

Букварь ваших прабабушек и прадедушек.

Слайд 6

Буквари ваших бабушек и дедушек.

Слайд 7

Буквари ваших мам и пап.

Слайд 8

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ: На уроке я узнал… Я запомнил … Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

первый букварь

Презентация приготовлена к уроку обучения грамоте по теме "Первый букварь". Материал рассказывает о книгах  по которым учились читать как в далеком прошлом, так и в наши дни....

Первый букварь.

Презентация предназначена для использования на уроке обучения грамоте в послебукварный период УМК "Школа России"...

Сценарий праздника "Спасибо, книга первая - Букварь!"

Сценарий праздника окончания изучения букваря в 1 классе. Здесь много стихотворений, занимательных заданий, игр и песен. Ребята с мудрым Букварём помогут Лентяйкину узнать важность и значение для жизн...

Первый букварь

Знакомство учащихся с первым букварем...

Спасибо, книга первая-Букварь!

Итоги работы по букварю в занимательной форме....

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока по теме: В.Куприн "Первый букварь", И.Фёдоров "Алфавит".

Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления учащихся с произведением, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышленияТип урокаРешение учебной задач...