Курмашева А.С Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Конспект урока для коррекционных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytye_uroki.docx219.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Курмашева А.С. 3 класс  

Тема: Ф.Тютчев «Чародейкою зимою».

  • Цель: способствовать развитию речи;
  • формировать навыки чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление;
  • воспитывать любовь к чтению;
  • прививать любовь к природе.

Оборудование: портрет писателя ,картина о зиме.

Методические приёмы: аналитическая беседа.
Тип урока: урок-исследование

ХОД УРОКА

  1. Орг момент.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Все друг к другу повернитесь,

 А теперь все улыбнитесь.

 Улыбнитесь  мне, гостям

 И садитесь по местам.

2.Минутное чтение

3.Вступительная беседа (учитель читает)

«Ты навестила лес дремучий.

Ты пробежала по лугам.

Твой верный брат, мороз трескучий,

Раскрасил нос и щеки нам.»

4. Выделение темы, идеи стихотворения:

– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на уроке?
– Какие зимние месяцы вы знаете?
– Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Месяц январь – зиме государь.
Береги  нос в большой мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Декабрь зиму встречает, а год провожает.

Два друга — мороз да вьюга.

Зимой морозы, а летом грозы

Готовь зимой телегу, а летом сани.

– Какие народные приметы знаете? 

Много снега – много хлеба.

Лед сильно трещит - будет мороз.

Зима снежная — лето дождливое.

Зима морозная — лето жаркое.

Зима- красивейшее время года.

-За что мы любим зиму?(За  зимние забавы, за  новогодние каникулы.)

-А почему зима – волшебница?  (За одну ночь может изменить все вокруг: покрыть землю снегом, украсить окна узором, сковать льдом реки.)

5.Объяснение нового материала.

– Сегодня, мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа. Мы познакомимся с Фёдором Ивановичем Тютчевым, с  его стихотворением «Чародейкою зимою».

  Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803 года  Ещё мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Многие стихи Тютчева о красоте природы. В его стихотворениях  природа  живая и одухотворенная.

Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу.

Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал землю. Деревья в лесу словно  одеты в белые шубы, шапки.

-А каким  же увидел зимний лес Тютчев?

Об  этом  мы сейчас узнаем из стихотворения   «Чародейкою зимою».

Выразительное чтение учителем.

Тихо звучит музыка.

6. Словарная работа

– Как вы понимаете слово «чародейка»?

Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья)

Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)

Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.

– Что такое, снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)

Мечет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная форма глагола –мечет)

Затрепещет – задрожит.

Составление плана.

-Как же  поэт называет зиму?   (чародейкою).

-Кто такая чародейка?   (волшебница).

-Какие слова. Строки рисуют сверкание леса в солнечных лучах? Солнце зимнее ли мечет….

  Учитель  выносит  на доску главное из сказанного:

Образ леса, который переливается в лучах солнца.  Чародейка-Зима, которая околдовала лес. Солнце освещает лес.

1.Чародека-Зима.

2.Лес.

3.Солнце.

А музыка помогла вам почувствовать своё настроение?

Да.

Какую музыку вы услышали?

Музыка звучала нежная, волшебная,  таинственная, сказочная. Музыка переливала, блестела и играла.

7.Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами  будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа.

8.Прочитайте стихотворение про себя.

9.Физмиинутка

10.Анализ стихотворения.

Работа над  текста.

Прочитайте ещё первую строфу.

О чём или оком  мы узнаем из первой строфы?

(О Чародейке –Зиме, которая околдовала лес ).

Тютчев называет зиму – Чародейкой. Подберите синонимы к слову «чародейка».

Чародейка Зима-   волшебница, колдунья, прекрасная, удивительная.

А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе?

Да.

Докажите текстом.

«Чудной жизнью он блестит..»

Лес « под снежной бахромою..»

 Чародейка-Зима украсила лес «снежной бахромой..», лес стал волшебным, стал другим.

В каком состоянии находится зимний  лес?

Неподвижною, немою…….не мертвец и не живой

Какой волшебный сон снится зимнему лесу?

Сном………пуховой.

Как  преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?

Солнце ……………..красой.

А как  вы думаете, от чего так светится лес?

Солнце освещает лес.

Выразительное чтение учащимися.

Как  будем читать это стихотворение?

Быстро, медленно, весело, торжественно.

. Итог. Рефлексия.

- О какой природе мы с вами говорили?  В какое время года?

Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может

остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .

Тест:

Соедините стрелками правильные ответы.

Чародейка-Зима.                     Луч косой
Лес                                       волшебница              

 Солнце                                     околдован      

1.Как же поэт называет зиму?

а) Снежная

б) Чародейка  

2.Что сделала зима с лесом?  

а) очаровала.

б) околдовала  

3.Как автор назвал красу леса?

а) прекрасной

б) ослепительной                  

У. Выучите , пожалуйста, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою Околдован, лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курмашева А.С Тема: Сложение и вычитание числа 10.Коррекционный 1»А» класс

Данный урок входит в серию уроков математики 1 класса  темой «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-сказка). Использование данного метода делает пол...

Математика 2класс Курмашева.А.С Тема:"Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд"

Конспект урока для коррекционных классов.Познакомить со сложением и вычитанием трёхзначных чисел без перехода через разряд.формирование навыков письменных и устных вычислений...

Курмашева А.С. Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"

Конспект урока для коррекционных классов....

Курмашева А.С. г.Павлодар СОШ№15 "НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ" (СЦEНАРИЙ НОВОГОДНEГО ПРАЗДНИКА)

- вызвать у детей праздничное настроение;показать, как нарядно и красиво украшена ёлка и обратить внимание на карнавальные костюмы детей; учить узнавать основных персонажей новогоднего праздника:...

Курмашева А.С г.Павлодар СОШ №15 "Новогодний праздник"

- вызвать у детей праздничное настроение;показать, как нарядно и красиво украшена ёлка и обратить внимание на карнавальные костюмы детей; учить узнавать основных персонажей новогоднего праздника:...

Курмашева А.С "Новогодний праздник"

: - вызвать у детей праздничное настроение;показать, как нарядно и красиво украшена ёлка и обратить внимание на карнавальные костюмы детей; учить узнавать основных персонажей новогоднего праздник...

Курмашева А.С г.Павлодар СОШ№15 КВН «Математика – очень важная наука.» 4 класс

Математика - очень важная наука. Без неё необходится ни один человек независимо от возраста и профессии.  Наше  соревнование прежде всего игра....