Литературный праздник-игра в 3 классе «Приключения в царстве Царя Берендея»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Беленкова Елена Николаевна

 

Для лучшего усвоения материала по теме: «Устное народное творчество. Русские народные сказки» предлагаю литературный праздник "Приключения в царстве Царя Берендея". Выполнение заданий поможет окунуться детям в сказочный мир. В  качестве подготовки к празднику предлагаю викторину по народным сказкам, можно провести также конкурс сочинений «Сказка – ложь, да в ней намек», конкурс инсценировок сказок, выставки рисунков, изменить сказки на новый лад и т.д. На основе текстов из сказок можно работать над усвоением правил по русскому языку, над выработкой у учащихся орфографической зоркости, а сказочные герои могут помогать в этом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беленкова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МОАУСОШ № 5 станицы Прочноокопской

Новокубанского района

«Приключения в царстве Царя Берендея»

литературный праздник-игра в 3 классе.

Цели:   - повышать интерес к чтению, к народной сказке;

- развивать речь, воображение, творческие способности;

- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Подготовка к празднику.

  1. Предварительное чтение и обсуждение русских народных сказок.
  2. Рисование иллюстраций к сказкам.
  3. Проведение на уроках чтения викторин по русским народным сказкам.
  4. Подготовка костюмов сказочных героев. Можно использовать элементы костюмов.
  5. Готовится реквизит к празднику. В роли оформителей могут выступить учащиеся, родители.

Ход мероприятия:

I. Вступление.

Звучит запись песни «Лукоморье» в исполнении вокальной группы. Учитель:

-Вы  хорошо подготовились к этому праздничному дню, прочитали много сказок. Сегодня мы с вами отправимся по сказочным  дорожкам в царство царя Берендея, повстречаем в пути сказочных героев, нас ждут сказочные испытания.

Итак… начинаем праздник  «Приключения в царстве Царя Берендея»

II. Представление детей. Каждый представляет себя сам.

Например,

- Я -  Баба – Яга – Костяная нога. Моя любимая сказка…

III. Подготовка к путешествию.

     Звучит Песня «Здравствуй сказка».

  - Далеко-далеко раскинулось Сказочное царство, Тридесятое государство, царство царя Берендея. Деревья там самые причудливые, горы самые высокие, терема самые расписные, птицы самые звонкие, а чудища – самые страшные.

Задание 1. Разбиться на три команды и взять в  котомку сказочные предметы.

     - Предлагаю отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Одному  тяжело в пути-дороге, поэтому  отправимся командами, чтобы легче было в пути трудности преодолевать. Дорога предстоит дальняя. Нужно котомку в дорогу собрать с вещами необходимыми. Перед вами скатерть, но скатерть необычная и на ней  не яства заморские, а предметы «сказочные», которые вам в пути понадобятся. Предлагаю выйти поочередно каждой команде и выбрать по 3 предмета, назвав  волшебные свойства предмета и сказки, где эти предметы встречались.

     На столе лежат: гребень, зеркальце, полотенце, сосуд с живой водой, колечко, яблочко, игла, яйцо, семимильные сапоги, клубочек,  шапка-невидимка, скатерть-самобранка.

Задание 2. Получить свитки с маршрутами.

       Команды получают свитки, на которых указаны маршруты путешествия. (Все команды идут в разные стороны. У первой команды  испытания начнутся с заданий у башни, у второй – у Бабы Яги и т.д). 

- Котомки собрали, отправляемся в путь. Всем предстоит пройти три испытания. Почему три? (В сказках все по  три: три сестры, три сына, три головы, три испытания, три загадки и т.д.). Будьте внимательны, на пути встречаются указатели, которые вам помогут найти нужное направление.

(По всем маршрутам надо заранее проставить указатели, стрелки: камень - указатель, указатели «болото», «дремучий лес», «башня», и т.д.).

Свиток 1.

1.Найти  башню и у Стражника  взять 5 ключей.

2. Пробраться к Бабе  Яге и взять у  нее мухоморы, по пути  

    освободив Царевну-Лягушку.

3.Пройти через лес к опушке. В теремке встретит вас Марья Искусница. Надо у нее хлеб-соль отведать, по душам поговорить.  

     Вернуться в царский дворец Берендея.

Свиток 2.

1. Пробраться к Бабе Яге и взять у  нее мухоморы, по пути  

    освободив Царевну-Лягушку.

2. Пройти через лес к опушке. Встретит вас в теремке Марья Искусница. Надо у нее хлеб-соль отведать, по душам поговорить.

3.Найти  башню и у Стражника  взять 5 ключей.

     Вернуться в царский дворец Берендея.

Свиток 3.

1. Пройти через лес к опушке. Встретит вас в теремке Марья  

    Искусница. Надо у нее хлеб-соль отведать, по душам поговорить.

2. Найти  башню и у Стражника   взять 5 ключей.

3.Пробраться к Бабе  Яге и взять у  нее мухоморы, по пути  

    освободив Царевну-Лягушку.

     Вернуться в царский дворец Берендея.

Задание 3. Отправиться в путь. 

Команды отправляются в путь. Стрелки, указатели помогают ребятам  справиться с заданиями. В сказочный лес можно превратить школьные этажи, в теремок, в котором ребят встречает Марья Искусница можно превратить школьную библиотеку. Когда ребята идут к Бабе Яге, то им еще встречается и Кикимора со своими заданиями, выполнив которые, ребята освобождают Царевну-Лягушку. Ребята-старшеклассники могут исполнить роли сказочных героев.

IV. Испытания.

Испытание 1. Башня со Стражником. Стражник задает вопросы и за каждый правильный ответ дает членам команды  по ключу, который нарисован на картоне и вырезан. Если ответа нет, то  ключ не дается, а забирается один сказочный предмет.

Вопросы Стражника:

1. Одно из имен Василисы? (Премудрая).

2. Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар-птицей? (Берендей).

3. Яблоки, дарящие молодость? (Молодильные).

4. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (Дуб).

5. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Палица).

Испытание 2. Встреча с Бабой Ягой в избушке – на курьих ножках. За каждый правильный ответ ребятам выдается мухомор (нарисованный на картоне и вырезанный).

- Все меня боятся, а я Баба Яга современная. В школе работаю. Сказку вам почитать? Нет лучше вопросы задам.

  1. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата (Баба Яга).
  2. Сказочное существо, житель леса. Так называемый дух леса. (Леший).
  3. Самый мокрый и одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).

4. Кто приходится  мне  братом бессмертным? (Кощей Бессмертный).

5. Как зовут мою сестрицу, хозяйку болота?  (Кикимора).

  - Вот как раз за моим домом дорожка к ней и ведет. (На пути ребятам

   встречается указатель «болото», «Кикимора»).

Вопросы Кикиморы. После ответов ребят Кикимора отдает лягушку из бумаги, сделанную методом  оригами.

1. - Скажите – ка,  по какой надобности отправляли цари в путь своих сыновей?

2. - Какие козни придумывали цари, чтобы сгубить неугодных людей?

Испытание 3.  Испытание в теремке.  Хозяйка теремка – Марья Искусница (школьный библиотекарь). За каждый правильный ответ членов команды хозяйка дает бублик.

Хозяюшка:

    -  Здравствуйте, гости дорогие! Не стесняйтесь! Располагайтесь поудобнее.  Зовут меня Марья  Искусница. Как в нашу страну попали?  Небось, сказки любите. Вижу - долго идете. Вот и отдохните у меня. Домик у меня небольшой. Все своими руками делала. Люблю рукодельничать. Не подумайте, что хвастаюсь. Нас таких в русских сказках много.

1. - Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками? (Марья-царевна (Поди туда…), Хаврошечка, девица из сказки «Морозко». Елена Прекрасная, Василиса Премудрая).

2. – А знаете ли вы какие яства наиболее часто в сказках предлагают гостю? (Хлеб-соль, мед, щи, кашу, и т.д.).

Отгадайте сказки:

3. «Тепло ль тебе девица, тепло ли тебе,  красная»?

4. «Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его. Давай-ка лучше силы пробовать». (Иван – крестьянский сын и чудо-юдо).

5. В какой сказке доброму молодцу пришлось прыгать на коне высоко-высоко. А получил он за это  поцелуй царевны и женитьбу на ней? (Сивка-бурка).

V. Возвращение в Царство Берендея.

- Ну-ка, покажите, с чем явились.

Команды показывают все что принесли. В котомке команды-победителя должны быть  три волшебных предмета, пять мухоморов, пять ключей, пять бубликов, лягушка-оригами.

Подсчет всех предметов.

VI. Итоги. Награждение. Награждается грамотой команда-победитель, все участники награждаются приготовленными родителями пирогами, отмечаются сказочные костюмы учащихся, наиболее активные участники игры и подготовки к ней, объявляется благодарность родителям за подготовку к празднику. Можно провести совместное чаепитие.

Берендей:

-Ну что ж знаю, что четверть первая учебная у вас закончилась. Чтобы каникулы начались надо волшебные слова и заклинания сказочные вспомнить.

(«По щучьему велению», «Двое из сумы: попить! поесть!», «Сивка-бурка», и т.д. .….

VII. Заключение.

Берендей: - Прощаясь с вами, думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми заканчивались наши сказки.

(«И стали жить поживать», «... И я там был…», «И жили  они долго и счастливо»). - Чего и вам желаю. Рисунки поместим на выставку в нашу библиотеку. Путешествие по стране Сказок заканчивается, но вы, открыв сборник русских народных сказок, можете его продолжить. Список прочитанных сказок надо пополнить.    В добрый путь!

Звучит песня « У Лукоморья».

Викторина по русским народным сказкам, которая проводится перед праздником для лучшего усвоения материала. Вопросы могут быть использованы на уроках чтения и внеклассных мероприятиях.

I.  Из какой сказки эти слова?

1. «– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

    Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и

    Выгнала».

2. «- Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да  

    приговаривай:

   “Ловись, рыбка, мала да велика,
   Ловись, рыбка, мала да велика”.

3. «Аленушка, сестриц моя!

    Выплынь, выплынь на бережок,

    Костры кипят чугунные,

    Ножи точат булатные,

    Хотят меня зарезати!»

4. «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?»

5. «… Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу». А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».

6. «…Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать? Побежала она к молочной реке – кисельным берегам».

7. «Кто сидел на моем стульчике и сломал его?».

8. «Сядь на пенек, съешь пирожок».

II. Назовите:

1. Кто делал дела, не слезая с печи? (Емеля).

2. Девочка, перехитрившая медведя? (Маша).

3. Что тянул дед и вытянуть не мог? (Репку).

4. Кот в русских сказках? (Баюн).

5. Животное, в которое была заколдована Кощеем героиня сказки? (Лягушка)

6. Река, у которой сражался Иван-крестьянский сын? (Смородина).

7. Прозвище Никиты, что спас Киев от змея? (Кожемяка).

8. Нечистая сила неизвестного пола: «не то мужик, не то баба»? (Лихо Одноглазое).

9. Столярный инструмент, использованный для приготовления необычного блюда? (Топор).

10.Высокопоставленная особа, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Несмеяна).

11. Швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла).

12. Деталь женского платья,  в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающего мира? (Рукава).

13. Хлебобулочное изделие, известное своими похождениями? (Колобок).

14. Сказочное пресмыкающиеся с тремя головами. (Змей Горыныч).

15. Дерево, на котором висит сундук, принадлежащий Кощею Бессмертному? (Дуб).

16. Мужское имя, часто встречающееся  в сказках? (Иван).

17. Какую песенку пел Колобок?

18. Что пела коза своим козлятам?

19. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

20. Что приговаривала  курочка Ряба деду и бабе?

21. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

22. Сестра Иванушки? (Аленушка).

23.Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

24. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

25. Кого пытались съесть пятеро, а шестому это удалось?

26. Огнедышащее чудище – Змей …(Горыныч).

27. Герой сказки, который ездил к царю на печи. (Емеля).

28. Близнецы, готовые выполнить любое задание? (Двое из сумы).

29. Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кошей Бессмертный).

30. Полное название сказочной скатерти? (Скатерть-самобранка).

31. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? 

III. Отгадайте, от кого эти телеграммы?

“Спасите, нас съел серый волк!” (Козлята).

“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко”. (Мышка).

“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби”. (Волк).

“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома”. (Маша).

“Помогите, мой брат превратился в козленочка!” (Алёнушка).

“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул!” (Медвежонок).

“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич).

IV. Отгадайте загадки.

1. Летела стрела и попала в болото.

    А в том болоте поймал её кто-то.

    Кто, распростившись с зеленою кожею

    Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

2. Нет ни речки, ни пруда.

    Где воды напиться?

    Очень вкусная вода

    В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

3. Отворили дверь козлята

    И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

4. На окошке он студился

    Взял потом и укатился

    На съедение лисе. (Колобок)

5. Что за чудо, что за диво

    Едут сани без коней? («По-щучьему велению»).

6. Посадил ее дед в поле

    Лето целое росла.

    Всей семьей ее тянули

    Очень крупная была. (Репка).

7. Красна девица грустна,

    Ей не нравится весна.

    Ей на солнце тяжко,

    Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

8. В небесах и на земле скачет баба на метле,

   Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

9. У Аленушки-сестрицы

    Унесли братишку птицы.

    Высоко они летят

    Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

10. На сметане был мешен

    В русской печке испечен.

    Повстречал в лесу зверей

    И ушел от них скорей. (Колобок)

11. Жили-были семь ребят

    Белых маленьких козлят.

    Проник обманом серый в дом.

    Коза потом его нашла,

    Перехитрить его смогла.

    И всех детей своих спасла. (Козлята)

12.Много серебра и злата

    В сундуках своих он спрятал.

    В мрачном он дворце живёт

    И чужих невест крадёт. (Кощей бессмертный)

V. Продолжи:

Шапка - … (невидимка).

Гуси - … (лебеди).

Скатерть - … (самобранка).

Гусли - … (само гуды).

Сивка - … (бурка).

Баба - …(Яга).

Кощей - … (Бессмертный).

Мальчик - …. (с пальчик).

Сапоги -… (скороходы).

Молодильные - … (яблоки).

      Для лучшего усвоения материала по теме: «Устное народное творчество. Русские народные сказки» можно провести также конкурс сочинений «Сказка – ложь, да в ней намек», конкурс инсценировок сказок, выставки рисунков, изменить сказки на новый лад и т.д. На основе текстов из сказок можно работать над усвоением правил по русскому языку, над выработкой у учащихся орфографической зоркости, а сказочные герои могут помогать в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключения в царстве математики

Внеклассное мероприятие...

Праздник "Приключения в Царстве Математики"

Сценарий этого праздника можно использовать при завершении проекта: "Математика вокруг нас" и предметных недель по математике в начальной школе....

Праздник - игра в 1 классе "Прощай,Азбука!"

Данная раработка может использоваться как внеклассное мероприятие,посвящённое окончанию периода обучения грамоте в первом классе,  и как игра с учениками в начальной школе во внеурочное время....

Информационная карта урока литературного чтения в 4 классе по темам: "Притчи "Царь и кузнец", "Шрамы на сердце" УМК "Перспектива"

Конспект урока литературного чтения по темам: "Притчи "Царь и кузнец", "Шрамы на сердце" в 4 классе....

Осенний праздник - игра "В гостях у Берендея"

Осеннее мероприятие для младших школьников и их родителей....

Сценарий праздника «Осень в царстве лесного царя Берендея»

Сценарий для проведения утренника "Праздник Осени" в начальной школе.  Утренник построен в форме сказки, подобраны стихи , песни, частушки. Разработано мероприятие с целью показать крас...