Главные вкладки

    Разработка урока по литературному чтению
    методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

    Нечваль Нэля Ивановна

    Формирование техники чтения и приёмов понимания текста, развитие устной речи, творческих способностей детей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением, приобщение детей к литературе как искусству  слова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по литературному чтению М. Пришвин « Золотой луг»

    Цели урока: формирование техники чтения и приёмов понимания текста, развитие устной речи, творческих способностей детей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением, приобщение детей к литературе как искусству  слова.

    Ход урока:

    1. Оргмомент. Введение в урок.

    Чтение с доски стихотворения:

    Июльская ночь

    В три часа запевает ранняя птица.

    А пенке птичьей пока ещё спится.

    Песенку ночь укачает, остудит,

    А птица её согревает и будит.  (Э.. Штритматтер)

    2. Проверка домашнего задания

    Дети читают придуманные загадки о камышовке и других лесных птицах.

    Например:

    Что за птичка- невеличка                          Эта птичка так пуглива;

    У ручья на веточке,                                            чуть шумок и камнем вниз

    Раскрывает клюв певичка,                                 Ну а песня - просто диво:

    А поют - кузнечики                                            От сверчка не отличишь.

    (Аудиокассета с записью «Голоса птиц»)

    -А как поют другие обитатели леса?

    -Что интересного вы узнали из произведения В. Бианки «Кто чем поёт?» Какие сделали открытия?

    -После столь яркой разноголосицы послушаем тишину « освежённого ливнем луга»(Дети читают наизусть отрывки из рассказа «Неслышимка»)

    3. Чтение авторского текста на с.105

    4.Работа с текстом рассказа до чтения.

    -Настя и папа уже подсказали нам тему нашего урока, мы даже знаем о чём этот рассказ.

    -Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, почему этот рассказ называется

    «Золотой Луг»?

    -Мы уже не в первый раз встречались с произведениями М.Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали раньше?

    -О чём обычно писал М.Пришвин?

    -В чём отличительная особенность его рассказов?  (Они короткие,  написаны доступным  языком. В них открываются секреты привычных вещей,   о простом рассказывается по-новому)

    5. Работа с текстом во время чтения.

    а) Самостоятельное чтение рассказа «Золотой луг» про себя.

    Вопросы после чтения.

    -Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? Удалось ли автору поразить вас?

    -Сумели ли вы представить всё то, о чём рассказывал автор?

    -Подходит ли к тексту название рассказа?

    -К какому типу текста можно отнести этот рассказ? (Текст- повествование с элементами описания)

    -Какие три части должны присутствовать в любом тексте?

    -В чём особенность каждой из них?

    -Попробуем отыскать каждую из этих частей в рассказе.

    б) Повторное чтение рассказа вслух, деление на части, комментирование.

    Чтение первой части (Вступление)

    -Автор подводит нас к главной теме рассказа.

    -От какого лица ведётся повествование?

    -Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (нет)

    -Кто был старше из братьев? Почему?

    -Как это идти в пяту?

    -Какой промысел мог быть у мальчишек? Что обозначает это слово?

    -Что значит  созревают одуванчики?

    -Что такое забава? Что значит постоянная забава?

    - В рассказе В.Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название - «неслышимка». Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе Пришвина? (фукну)

    -От какого слова образовалось это слово?

    -Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?

    -Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?(Неинтересные цветы- простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты)

    -Каким предложение заканчивается первая часть? Как можно её озаглавить? (постоянная забава, цветы для забавы)

    Чтение второй части Вопросы после чтения.

    -Нашли ли вы подтверждение  того, почему луг назван «золотым». Прочитайте.

    -Каким настроение отзывалась картина луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковёр?

    -Что заставило мальчика заняться наблюдением?

    -Какое объяснение происходящему нашёл рассказчик?

    -С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика?

    -Как можно озаглавить вторую часть?(тайна золотого луга, маленькое открытие, секрет одуванчиков)

    В чём главная мысль  этой части? (Раскрывается тайна названия луга)

    Чтение третьей части.

    -Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём, по-вашему, она состоит? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только увидеть, приглядеться)

    -Как теперь называет одуванчики рассказчик?

    -Как озаглавим третью часть? (один из самых интересных цветков, цветок моего детства)

    На доске:1.Вступление. Цветы для забавы.

                      2.Основная часть. Маленькое открытие.

            3.Заключение. Цветок моего детства.

    6. Работа с текстом после чтения.

    а) Проблемный вопрос к тексту.

    -Какое открытие сделал для себя писатель? А можно ли, на ваш взгляд, считать это открытием?

    б) М. Пришвин- человек и писатель.

    -Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых цветов»,сделать открытие? Каким вы его себе представляете?

    Рассказ учителя о М. Пришвине.

    в) – В чём поэтичность рассказа «Золотой луг»? Какие эмоционально-выразительные средства языка использует автор? Приведите примеры из текста.

    7. Подготовка к выразительному чтению.

    Поиск интонации к каждой части.

    1-я часть - игриво весело. Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением.

    2-я часть- с нежностью, с восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика.

    3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно.

    8.Выразительное чтение рассказов.

    9.Возвращение к иллюстрации

    -Какое предложение из текста вы бы подписали под иллюстрацией?

    -Какие «секреты» одуванчика вы знаете?

    «Одуванчик снимает шар - к дождю»

    10.Подведение итогов

    -Что роднит Пришвина с Бианки? Каким писателем можно считать М. Пришвина?

    -Прочитайте слова К. Паустовского, которые подтверждают нашу мысль

    «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

    11.Домашнее задание. Подготовка к сочинению.

    -Мне бы хотелось, чтобы язык ваших сочинений был таким же живым и звучным


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

    Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

    Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

    Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

    Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

    Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

    Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...