На все руки мастер.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Плешакова Елена Викторовна

Внеклассное чтение. О Борисе Жидкове. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhidkov.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР

Цели:

  • расширить читательский кругозор учащихся;
  • привить любовь и интерес к книге, к слову;
  • развивать внимание, мышление, память, речь.

Сегодня мы с вами вспомним писателя, а какого вы должны мне сказать, отгадав ребус (в нём зашифровано имя писателя)

     

       Б О Л Т »  »

       Р У К А  » » »

   «  Л И С Т »

 Мы узнали, что нашего писателя зовут Борис.

 А чтобы узнать фамилию писателя, послушайте стихотворение «Почта» Самуила Маршака, в котором есть такие строчки:

Житков за границу по воздуху мчится –

Земля зеленеет внизу.

А вслед за Житковым в вагоне почтовом

Письмо заказное везут.

- Итак, сегодня на нашем занятии пойдёт речь о Борисе  Житкове.

- А кто знает, что с письмом было дальше? ( Оно путешествовало вслед за адресатом в Германию, в Англию, В Бразилию и в конце концов вернулось в Ленинград. Туда, где Борис Житков стал писателем.)

- Ведь писателем он стать не собирался. Можно сказать , что ему повезло, он прожил как бы три жизни:

  • в первой – он был мальчиком, мечтавшим о приключениях и путешествиях, учеником и студентом;
  • во второй – моряком, инженером, путешественником.
  • в третьей – писателем.

Ну, давайте обо всём по порядку.

- Борис Степанович Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 года недалеко от города Новгорода. В этом году исполнилось…( 130 лет со дня рождения писателя).

- Семья была большой: родители, 3 дочери и сын. Борис Житков был самый младший в семье.

- Отец будущего писателя, Степан Васильевич Житков, учил ребят предмету, на котором делают такие действия:  18 + 6 =

                                                             24 + 10 =

- Какой же предмет преподавал отец писателя?     ( Математику)

- А мама будущего писателя была прекрасной пианисткой, поэтому с детства Борис Житков интересовался музыкой, играл на скрипке.

Детство Житкова прошло в Одессе. Там он окончил гимназию. Во время учёбы познакомился с К.И. Чуковским, что в будущем определило судьбу Житкова.

К.И. Чуковский (Коля Корнейчук) вспоминал:

«Я сидел на «камчатке», а он (Борис) – далеко впереди. Мне нравилось, что он живёт в порту, что у него есть собственная лодка….телескоп на 3-х ножках, скрипка и чугунные шары для гимнастики, и ручной… волк»

-Да, ребята, не удивляйтесь, он сам взял его ещё щенком и выдрессировал.

Борису Житкову не было ещё и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил в лодке далеко в море, лучше всех вязал морские узлы , вызывая зависть соседних мальчишек. С детства ему нравились мужественные люди. Воля и настойчивость помогли ему овладеть множеством профессий: он работал химиком, кораблестроителем, штурманом дальнего плаванья. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и  странах З.Ш., в кругосветном плавании и в научных экспедициях.

- А теперь сосчитайте и запишите ответы на наши примеры. Мы получили две цифры- 24 и 34.

- Я не случайно задала вам сосчитать эти примеры. Эти две цифры связаны с биографией писателя.

- Оказывается, когда будущему писателю было 24 года, он окончил Новороссийский университет, прекрасно знал географию, химию, биологию и физику.

- Скажите коротко, что изучают эти науки?

  география – (наука о Земле)

   химия – (наука о химических  элементах, их соединениях и превращениях.)

   биология – (наука о живой природе)

   физика – (часть природоведения, наука о природе, её закономерностях)                                                                                                   

- В 34 года Житков окончил политехнический институт в Петербурге  и стал кораблестроителем.

- Ребята,  кто нам может сказать, чем занимаются кораблестроители, что они должны знать и уметь?  

 ( Это инженер, умеющий строить морские суда.  Для этого он должен хорошо знать точные науки – математику, физику и другие . Уметь применить эти знания на практике).                                                                

                                                                                                                             

-  С 1917 года будущий писатель работал инженером в порту г. Одессы. Город стоит на берегу Чёрного моря. Борис Житков ловил на море рыбу, купался и посещал береговые мастерские. Там он научился работать на различных станках, делать воздушных змеев, табуретки, а также модели яхт и пароходов. В тоже время он увлекался фотографией, астрономией и знал множество созвездий.

- Но, однажды это вторая жизнь окончилась печально: инженер остался без работы. (все его знания, умения, опыт вдруг стали никому не нужны). Но выход нашёлся.

- Дверцу в новую, третью жизнь распахнул перед Б. Житковым его школьный товарищ – Корней Чуковский.  «Попробуй  писать рассказы для детей», - сказал он.  Житков всегда славился среди знакомых как чудесный рассказчик, он очень здорово разбирался в том, что будет интересно детям, самыми простыми словами мог рассказать о самых сложных вещах. Ведь, все, о чём писал Борис Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Житкову тогда было уже 42 года.

Первый рассказ назывался «Над водой». А , вообще за 15 лет – он написал более 100 произведений для детей. Особенно много у него рассказов про животных, он не просто любил животных, а везде , где бывал, наблюдал за ними и и записывал всё, что видел в свои дневники.

- Посмотрите не выставку: здесь представлены несколько его рассказов про животных.

Отгадайте загадку и нарисуйте животного (рассказ про этого животного есть на выставке):

Стоит большая гора –

Не из камня, а живая.

Уши большие, маленький хвост

И длинный трубчатый нос.

- Итак, ребята, что вы нарисовали? О какой горе идёт речь? (о слоне)

Писатель в рассказе «Про слона» описал то, что увидел в Индии: как слон хоботом посадил 4-х детей к себе на спину, подошёл к дереву и пригнул ветку, чтобы ребята могли достать плоды; как помогал женщине из колодца доставать воду, потому что она стирала; как купался со слонёнком и обливал из хобота водой детей.  Но больше всего автора удивил слон, который без всякой команды складывал брёвна в штабеля.

- Есть среди вас те, кто читал этот рассказ?  - Как  вы думаете, могут ли слоны предчувствовать дождь? (За 5 км до его приближения)

- А теперь по отрывку из рассказа, догадайтесь о ком идёт речь?

«…Если на лапки встанет, то не больше полуаршина. Мордочка  сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. На ней был надет синий жилет…» (Обезьянка, рассказ «Про обезьянку».)

- А кто из вас читал этот рассказ и знает как её звали? (Яшка)

- В каком рассказе писателя говорится о маленьком, но бесстрашном зверьке, одержавшем победу над змеёй?  («Мангуста»).

В этом рассказе автор говорит о том, как он побывал на острове Цейлон, где решил купить маленького зверька – Мангуста.

- А кто знает, какие ещё животные стали героями рассказов Б.С. Житкова? (вам помогут загадки)

Загадки:

1. Полосатые лошадки, африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки на лугу среди травы!

Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки от копыт до головы.

                (зебра)

2. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,

    А когда придёт весна, просыпается от сна.  

               (медведь)

3. Длинные иголки по земле волочатся,

  Приставать к нему никому не хочется.

              (дикобраз)

4. Сер, да не волк,

   Длинноух, да не заяц,

   С копытами, да не лошадь.

               (осёл)

5. В реках Африки живёт

   Злой зелёный пароход.

          (крокодил)

  1. Решетка на нём нарисована чётко,

И очень к лицу людоеду решётка.

                   (тигр)

  1. Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поёт.

             (кошка)

  1. Зубовато, серовато, по полям рыщет,

Телят, ягнят ищет.

             (волк)

- Ещё на нашей выставке есть очень оригинальная книга писателя, которая называется «Что я видел».  Оригинальная потому, что до Житкова такой книги не создавал никто из писателей.  В ней писатель поделился впечатлениями путешественника, повидавшего много всего интересного. Книжка эта для детей 4-5 лет.

- Может и вам ребята, когда вы были в детском саду родители читали эту книжку. Назовите имя главного героя этой книги? (Алёша)

- Главный герой книги – Алёша Почемучка – был реальным мальчиком: он жил в одной квартире со старшей сестрой писателя.

- Есть на нашей выставке и такая интересная книга, которая называется «Что бывало». В неё вошли простые и понятные детям рассказы о жизни.

Прежде чем рассказать об одном из них, отгадайте загадку:

На улице – столбом, а в избе – скатертью? (дым)

- Как вы думаете, что страшнее на пожаре – дым или огонь? (ответы детей)

- Есть у нашего писателя рассказ «Дым»: «Никто этому не верит, а пожарные говорят: «Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. Ещё в дыму ничего не видно, не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу»».

- Ребята, если хотите узнать, что произошло с мальчиком Петей на пожаре, прочитайте рассказ, а сейчас изобразите знак, предупреждающий об опасности огня и дыма.

 - Писал он и пьесы для детского театра ( Семь огней).

- Есть у Житкова и цикл рассказов  «Морские истории». Это как бы энциклопедия морского дела, где отражён опыт многих поколений  моряков.

В этих рассказах море как бы проверяет  героев, сталкивает храбрость с трусостью, доброту с жадностью. (так, например в рассказе «Шквал» читателя с первых строк волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма судна, а в рассказе «Компас»- удастся ли матросам снять компас  с захваченного предателями парохода).

И таких рассказов – очень много.

 - В конце жизни писатель мечтал о создании журнала картинок для детей , начиная с 3-х лет, т.е. даже более юных, чем возраст читателей книги «Что я видел». Но, не успел. Умер он от рака лёгких 19 октября 1938 года (в 56 лет) в Москве.

- Что бы ещё написал «этот вечный Колумб», как называл его Виталий Бианки, подари ему судьба долгую жизнь?

Подведение итогов:

- Как можно кратко рассказать о писателе, можно ли назвать его  мастером? Почему?

(Житков не только интересный писатель, но и неугомонный и внимательный путешественник, эрудит, разносторонне развитый человек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация мастер класса "Сотворим добро своими руками"

презентация мастер класса "Сотворим добро своими руками"...

Мастер-класс ученика: "Помпоны своими руками".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3758542","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Мастер- класс ученика: "Помпоны своими руками" (работа ...

Мастер-класс «Все делаем своими руками».

Цель:     Формировать у детей знания и умения по изготовлению объемной аппликации из бумаги.Задачи:•    Познакомить детей с техникой «торцевание»  при выполнени...

Флористический мастер-класс: букет своими руками к 1 сентября.

День знаний невозможно представить себе без цветов, которые школьники преподнесут своим любимым учителям. Но как сделать так, чтобы именно букет, подаренный Вашим ребёнком, произвёл особое впечатление...

Картины своими руками. Мастер-класс

Кто не хочет порадовать своих родных и друзей работами, сделанными своими руками из бросового материала. Данный материал поможет найти необычное решение этой проблемы. Картины из коробок из-под конфет...

Петушок из цветной бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Описание: Мастер – класс будет полезен всем, кто хочет порадовать близких людей подарком, сделанным своими руками.Фото в блоге по ссылке http://ped-kopilka.ru/blogs/maiorova-tatjana/master-...

Программа развития творческих способностей обучающихся «На все руки мастер»

quot;На все руки мастер" программа развития творческих способностей...