Программа развития творческих способностей обучающихся «На все руки мастер»
рабочая программа на тему

Наталья Александровна Романова

"На все руки мастер" программа развития творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа развития творческих способностей обучающихся

«На все руки мастер»

Составила

Учитель надомного обучения

Романова Н.А.

г. Смоленск

2015-2018

Пояснительная записка.

Творчество – особый вид деятельности,

Оно в самом себе несёт удовлетворение.

(С.Моэм)

Пояснительная записка

 Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

  С психологической точки зрения младший школьный возраст это благодатный период  для развития творческих способностей. Это обусловлено характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

     

Цель программы: раскрыть педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

 Задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме раскрытия творческого потенциала младших школьников.
  2. Раскрыть сущность понятий «творчество», «творческий потенциал ребенка».
  3. Разработать и реализовать  программу развития творческих способностей обучающихся  «На все руки мастер», способствующую раскрытию творческого потенциала детей с ОВЗ, обучающихся в условиях надомного обучения.

Практическая значимость: способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, материалы могут быть использованы в практике работы учителями начальных классов, воспитателями  групп продленного дня, во время летнего оздоровительного отдыха детей в рамках работы  лагеря или детской площадки.

В современной модели образования на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится во главе воспитательного процесса, центром внимания педагога. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Главная задача школы – обеспечить развитие личности каждого ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности – учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения   результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

    Творчество в  общем смысле – это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

         Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её.  Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того,  как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь. В творческой деятельности ребенок развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. 

Творческая деятельность, с одной стороны, является результатом, а, с другой, - важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Для развития творческого потенциала  детей с ОВЗ могут разрабатываться  индивидуальные образовательные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Данная программа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

 Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей  каждого ребенка. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.

Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса ребенка к творчеству.

В работе с обучающимися применяется конструирование из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Важно поощрять интерес к изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Занятия заинтересовывают и увлекают каждого обучающегося, в условиях надомного обучения, своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий. Обучающийся овладевает умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учится постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Для занятий использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и т.д.

Программа рассчитана на три года обучения

Первый год — 17 занятий

Второй год — 17 занятий

Третий год – 17 занятий

Режим занятий — 2 раза в месяц (1 занятие через неделю);

Программа рассчитана на детей  9-11 лет.

 
Методы, используемые на занятиях

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность. 

1 год обучения

Сентябрь

Тема: «Овощи».
Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Пластилин, картон с трафаретом.

Октябрь

Тема: «Грибок».
Цель: Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

Ноябрь

: Тема: «Овечка».
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Тема: «Цыпленок».
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.
Материал: бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

Ноябрь

Тема: «Ёж».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

Декабрь

Тема: «Снежинка».
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: макароны, картон, трафарет, клей, кисть.

 Тема: «Свитер».
Цель: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, крупы.

Январь

Тема: «Птичка на кормушке».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.

 Тема: «Тарелочка»
Цель: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах.
Материал: трафарет тарелки, клей ПВА, кисть, крупы, семена.

Февраль

Тема: «Диван».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Картон , клей, кисточка.

Тема: «Машина».
Цель: Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность.
Материал: спичечные коробки, клей ПВА, кисть.

Март

Тема: «Жираф».
Цель: Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, пшено.

Тема: «Подснежник».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Бумага для квиллинга, клей, кисточка.

Апрель

Тема: Коллективная работа. «Перелетные птицы» 
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.

Тема: «Космос»
Цель: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.

Май

Тема: «Лето».
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: цветная бумага, салфетки, крупы, клей, кисть.

Диагностика. Выставка работ

2 год обучения

Сентябрь

Тема: «Фруктовый сад».
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.

 Октябрь

Тема: «Листопад».
Цель: Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета(желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетки.

Ноябрь

 Тема: «Лес».
Коллективная работа.
Цель: Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Картон с трафаретом, салфетки, кисточка, крупы.

Декабрь

Тема: «Шапка».
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.


«Лошадка».
Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Январь

Тема: «Печенье».
Цель: Учить детей работать с соленым тестом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Соленое тесто.

Февраль

Тема: «Кубок для папы».
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы.

: Тема: «Дом».
Цель: Учить детей работать с коробками из- под туалетной воды, цветной бумаги, клея. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, клей, кисть, цветная бумага, коробками из- под туалетной воды.

Март

Тема: «Цветок для мамы».
Цель: Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.

Тема: «Корзиночка».
Цель: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах.
Материал: бутылка из – под лимонада, ножницы.

Апрель

Тема: «Рыбки».
Цель: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: крышечка из-под йогурта, пластилин, семена, крупы, зубочистка, ножницы.

 Тема: «Цветы»
Цель: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.

Май

Тема: «Бабочка»
Цель: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.

Тема: «Открытка для ветеранов»
Цель: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

Мастер- класс «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики»

Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках математики.Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным....

Развитие творческих способностей обучающихся. Влияние их на формирование учебных навыков и развитие речи

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.Эрих Фромм...

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся «Игро - тека»

Новизной данной программы является сочетание игровых технологий и театрализованной деятельности. Дети учатся на занятиях самостоятельно определять цель, содержание и правила игр, изобра...

Рабочая программа по развитию творческих способностей обучающихся "Калейдоскоп" для 2 класса

Рабочая программа по развитию творческих способностей обучающихся "Калейдоскоп"...