Учебно-методические материалы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроке"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

С 2010 года начальная школа работает по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). В связи с его введением возросло внимание к деятельностному подходу в образовании. В данной работе я предлагаю рассмотреть деятельностный метод под углом зрения включения в его структуру универсальных учебных действий (УУД). Во ФГОС УУД переданы в форме метаумений: «овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности…», «овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза…» и др.

        При деятельностном методе и в определении цели, и в выборе способов действий, и в оценке достигнутых результатов участвуют сами учащиеся. Они становятся субъектом образовательного процесса. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что структура деятельности отражает не столько деятельность учителя, сколько учащихся.

        Для того, чтобы ученик включился в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. То есть реализация деятельностного метода автоматически включает в себя следующие УУД: 1) целеполагание; 2) регулятивные, познавательные УУД (планирование, анализ, синтез, классификация, моделирование и др.); 3) оценку учебной деятельности. Чтобы учителю на уроке не упустить эти элементы из внимания, наиболее надежный способ – отразить их в структуре урока.

        Предлагаю разработку урока литературного чтения в 3 классе (УМК «Начальная школа XXI века»), проведенного мною в рамках семинара руководителей школьных методических объединений учителей начальных классов г.Боровичи 28 февраля 2013г. по теме «Формирование универсальных учебных действий через урок и внеурочную деятельность».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc62.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_skazki_tri_sestry.ppt250 КБ

Предварительный просмотр:

Татарская народная сказка «Три сестры».

УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс

Учебник: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение».М., «Вентана – Граф», 2012

Тема: Татарская народная сказка «Три сестры».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с татарской сказкой «Три сестры».
  2. Формировать правильное, осознанное, плавное чтение.
  3. Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста.
  4. Способствовать воспитанию нравственно-этических основ гражданственности и человечности.
  5. Формировать универсальные учебные действия.

Планируемые результаты.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

личностные:

  • мотивация на бережное отношение к духовным ценностям;
  • высказывание собственных суждений и их обоснование;

регулятивные:

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
  • самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

познавательные:

  • смысловое чтение как осмысление и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации;
  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез как составление целого из частей;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;

коммуникативные:

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение слушать и вступать в диалог.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина 2 класс II часть, рабочая тетрадь №2, презентация (слайды), картинки животных.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (эмоциональный настрой на урок).

Урок литературного чтения.

-Сегодня нас ждет встреча с новой сказкой.

-Кто любит читать и слушать сказки? (Слайд №1)

2.Актуализация знаний.

Игра «Знатоки сказок» (Слайд№2)

-Это русские народные сказки.

-Какие еще бывают сказки?

(Слайд №3)

Великие сказочники (слайд №4)

Отгадай сказку и автора (слайд №5)

-По другому признаку какие бывают сказки? (слайд №6)

3.Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока.

-Сегодня у нас татарская народная сказка «Три сестры».

Много знаем, много сказок читали.

-Что же нового может открыть нам урок? Какие учебные задачи мы можем поставить?

(В случае затруднения на доску опорные слова «сравнить», «чему учит»).

4. «Открытие» нового знания.

1) Загадки о животных:

  1. Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

                                     (белка)

2.Живет спокойно – не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха, гуляет…                  (черепаха)

3.Наткет, наплетет,

Сядет и добычу ждет.

                                    (паук) 

4.Домовитая хозяйка,

Пролетая над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

                                    (пчела)

(картинки на доску)

(Слайд №7)

2) Задание перед слушанием сказки: определить, какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных.

3) Чтение сказки учителем.

5.Первичное закрепление.

Беседа после первичного чтения:

-Назовите героев сказки.

-Кто понравился больше и почему?

-Какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?

-Народная или литературная?

-Какого народа?

-Это народность другого государства или нашей страны России?

 -Республика Татарстан – один из регионов России. Расположена в Центральной части, по берегам рек Волги и Камы. Главный город – Казань. Татары живут и в других областях нашей страны.

-Помним о том, что мы поставили одной из задач «сравнить с русскими народными сказками».

Еще будем работать над содержанием сказки, чтобы выяснить это.

Физкультминутка «Как живешь?»

6.Аналитическое чтение, работа с текстом.

Выполнение заданий в рабочей тетради «Литературное чтение стр. 46-47.

Приложение.

7.Включение в систему знаний и повторение.

-Сравните татарскую народную сказку «Три сестры» с русскими народными сказками.

(Слайд №8)

Сказка – ложь, да в ней намек. (Слайд №9)

-Чему же учит эта сказка?

-Какие пословицы о маме знаете? (Слайд №10)

8. Домашнее задание.

-Какое домашнее задание по работе над сказкой хотели бы выполнить?

Пересказ от имени белочки.

9. Итог урока, рефлексия деятельности.

-Удалось ли нам решить учебные задачи, которые мы ставили?

-Благодаря чему?

-Что хорошо получилось?

-Над чем нужно еще много работать?

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе

вам будет светло,

Пусть будет уютно

и очень легко!

-Сказки бывают народные и авторские (литературные).

-Волшебные, бытовые, о животных.

Целеполагание.

Учащиеся высказываются.

Отгадывают загадки.

Учебник стр. 87-89.

Учащиеся слушают сказку, следят по учебнику.

-Мать, белочка, три сестры.

-Волшебная.

-Народная.

-Татарского.

-Народность России.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, потом проверяют.

Учащиеся называют признаки сходства и отличия татарской народной сказки с русскими народными. (Зачин «Жила-была женщина», троекратное повторение, волшебство, доброта и справедливость побеждают.)

-Сказка – ложь, да в ней намек.

-Отзывчивости, доброте, милосердию к самому близкому на свете человеку – маме.

Учащиеся называют.

1. Мама – хороший друг,

она лучше друзей двух.

2. Птица рада весне,

А дети матери.

3. Материнская ласка конца не знает.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказки Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости. Когда появились сказки точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

Слайд 2

Игра “Знатоки сказок”. .

Слайд 3

Запомни! Сказки бывают народные и литературные. Народные сказки не имеют автора, так как не известно, кто их сочинил. Если известна фамилия автора сказки, то это уже литературная сказка.

Слайд 4

Великие сказочники

Слайд 5

Отгадай произведение и его автора.

Слайд 6

Классификация сказок сказки бытовые о животных волшебные

Слайд 7

Три сестры.

Слайд 8

Структура волшебной сказки. Присутствие особых элементов: зачина, концовки, троекратных повторов.

Слайд 9

Сказка ложь, да в ней намёк…

Слайд 10

Пословицы о маме: 1.Мама – хороший друг, Она лучше друзей двух. 2. Птица рада весне, А дети матери. 3. Материнская ласка конца не знает .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»

Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

Доклад на тему: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возмож...

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...