Праздник, посвященный К. И. Чуковскому
план-конспект занятия по чтению по теме

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. Можно использовать в урочное и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx29.36 КБ
Файл vneklassnoe_zanyatie.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие.

Праздник, посвященный  К.И. Чуковскому.

Учитель начальных классов первой категории МБОУ СОШ №6 города Торжка Тверской области Смирнова Р.В.

Цель; продолжить знакомство с творчеством писателя, развивать интерес   к чтению, воспитывать чувство к прекрасному.

Оборудование:

1) выставка книг К. И. Чуковского; 2) выставка детских иллюстраций к сказкам К И. Чуковского; 3)  портрет К. И. Чуковского; 4) запись «Опера «Мойдодыр»: 5) видеофильм «Приключения  Бибигона»; 7) книги К. И. Чуковского и о К. И. Чуковском.6) презентация.

                                           Оформление   доски:________________________________

                                     Корней Иванович Чуковский

сказочник                       «Талант у Чуковского неиссякаемый,

критик                              умный, блистательный, веселый,

переводчик                       праздничный»,

                                                                          (И. Андроников)

1 .Вступительное   слово:

-Жизненный путь Корнея Чуковского - сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы - завершен. Нет среди нас писателя. Но книги его живут и будут жить. Свою книгу от двух до пяти он посвятил детям. О ней будут знать и дети, которые будут жить после нас.

(Чтение вступительной части к этой книге)

«Было когда-то веселое время: жилье мое стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса, очень длинная, около двух километров, сплошь была усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Слоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой. Мы строили на песке неприступные крепости, спускали на воду бумажные флоты.

Когда Ляле было 2,5 года, ее спросил какой-то незнакомец:

- Ты хотела бы быть моей дочкой?

Она величаво ответила:    

- Я мамина и больше никовойная.

Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.

- Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она. Приятно узнавать от детей, что у лысого голова - босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что муж стрекозы - стрекозел. И очень забавляли меня такие детские речения и возгласы:

—  Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.

—  Наша бабуля   зарезала  зимой   гусей,   чтобы они не простудились. Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.

— Зачем ты это сделал?

—  Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.

—  Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

—  Ну, Нюра, довольно, не плачь!

—   Я плачу не тебе, а тете Симе»

2. Портрет К. И. Чуковского:  ( слайд 1)

—  Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корней Ивановича Чуковского.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Дети рассказывают стихи К. Чуковского «Головастики», «Бутерброд», «Радость», «Поросенок» и другие, затем учитель продолжает:

—  Корней Иванович Чуковский отличался большим    трудолюбием. «Всегда,        писал он,— где бы   я   ни был:   в трамвае,   в очереди

за хлебом, в приемной зубного врача,— я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

3.Конкурс загадок.( слайды 2-7)

Дети читают  загадки и отгадывают их

            Чудесный дом

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

    Чудесная пещера

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!

              Чудесные кони

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!

       Чудесный паровоз

Паровоз без колёс!

Вот так чудо – паровоз!

    Не с ума ли он сошёл –

    Прямо по морю пошёл.

              Почему?

Мудрец в нём видел мудреца

Глупец - глупца,

    Баран – барана,

                  Овцу в нём видела овца,

                  И обезьяну – обезьяна.

                 Но вот подвели к нему

    Федю Баратова,

    И Федя неряху

              Увидел лохматого.

       

Берегись!

Ах,   не трогайте меня:                            

Обожгу и без огня!                                      

4. Начало творчества.

_ — Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде.   Мальчик  капризничал,   стонал,   плакал.   Чтобы  хоть  как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил, Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:

«Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

 По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!» (слайд 8)

Так родился на свет «Мойдодыр».

5.    Инсценировка   «Мойдодыра».

 6.Слушание оперы.

— Стихи   Чуковского очень музыкальны. Сейчас   мы   послушаем   оперу

«Мойдодыр»   композитора   Ю.   Левитина.

   Опера   —   это   музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.

Вначале  звучит  «Увертюра»  —  вступление  к  опере.   Звучат  фанфары,

привлекая  внимание   слушателей.   Далее  звучит  лучезарный,  солнечный  марш: «Рано утром, на рассвете умываются мышата». Входит неряшливый  мальчик.   Музыка   меняется,   становится   тревожной.   Далее   звучит   ария  «Умывальника». Он гневно кричит на грязнулю. Появляется Крокодил. Он  недоволен грязнулей и громовым басом кричит: «Уходи-ка ты домой...» От мальчика убегают все его вещи.

Сцена умывания мальчика оживленная, быстрая. Музыка светлеет. Мальчик полон радости:   все   вещи   к   нему   возвращаются.

Финал   оперы   радостный.   Звучит   гимн   воде:   «Да   здравствует   мыло  душистое...»

Дети слушают оперу.

7. Викторина.

—    Героем многих сказок К, И. Чуковского является Крокодил. (слайд 9)

—    Вспомните: какие это сказки?

(Дети называют   сказку   и читают из нее отрывок наизусть)

Долго, долго крокодил                                

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница».)

Бедный крокодил

Жабу проглотил. («Тараканище».)

 

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил...

(«Мойдодыр».)

...И со слезами просил:

- Мой милый, хороший,

-  Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон».)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся

Крокодил

И злодея

Бармалея,

Словно муху,

Проглотил.

(«Бармалей».)

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил.. .

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод гак урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?» («Крокодил».)

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит —

Солнце красное...

(«Краденое солнце».)                

8. Воспоминания    К. И. Чуковского:

— К, И. Чуковский рассказывает:                  

«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море.

Я    заплыл    довольно    далеко,    и    вдруг    под действием солнца, ветра

и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я угону,

Если пойду я ко дну

и т. д.

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей

скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной

коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни

начала, ни конца у сказки не было».

9. Чтение по ролям сказки «Айболит» . 

10. Узнай героя.

—    А теперь поиграем.(слайд 11)

 Расшифруйте имена сказочных героев

—    Угадайте, из каких сказок они пришли к нам

11. Чтение по ролям «Федорино горе».

— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать.

Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».

Дети читают по ролям сказку .

12. Проведение игры.

—  У  меня   в   мешке   находятся   разные вещи. Их кто-то потерял.

- Кто   из   вас,   ребята,   может   помочь найти    их    владельцев?

- Но    вы    должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о ней говорится:

а)  телефон — У меня зазвонил телефон... («Телефон»);

б)  воздушный шарик — Ехали медведи на велосипеде... («Тараканище»);

в)     мыло — Вот    и   мыло   подскочило... («Мойдодыр»);

г)   блюдце — А за ними блюдца...   («Федорино горе»);

д)  калоша — Пришли мне дюжину новых калош... («Телефон»);

е)  термометр — И ставит им градусники... («Айболит»).

Игрушки: слоненок, зайчик, собачка, ежик.

- Вспомните, в каких сказках вы о них читали.

— А   в   какой   сказке   прославляют   воробья?

Прославляют, поздравляют удалого Воробья! («Тараканище».)

—  А комара?

Слава, слава Комару Победителю! («Муха-Цокотуха».)

—  А Айболита?

Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!   («Айболит».)

—  А Крокодила?

Рада, рада, рада, рада детвора,

Заплясала, заиграла у костра:

«Ты нас,

«Ты нас,

Ты нас

От смерти спас,

Ты нас освободил.

Ты в добрый час

Увидел нас,

О добрый

Крокодил!» («Бармалей».)

—  А медведя?

Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: «Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко». («Краденое солнце».)

—  Как звали мальчика, которого испугался Крокодил?

—  Ваня Василъчиков. («Крокодил».)

—  А   кто   ходил   с   павлиньим   хвостом

—    Медведь. («Топтыгин и Лиса».)

 Награждаются   игрушками дети,   которые показали    отличные    знания    произведении К. И. Чуковского.

15. Просмотр видеофильма «Приключения Бибигона».

— Сказки К. И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: «У меня зазвонил телефон...» или «...Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живет крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки мы все очень любим его», (Дети смотрят видеофильм «Приключения Бибигона».)

16.Итог праздника. Выставка книг. Награждение.

Стихи Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек — не человек.

Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б. Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевел с английского «Приключения барона Мюнхгаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Приключения маленького оборвыша», «Принца и нищего», «Рикки -Тикки-Тави» и др.

В старших классах вы прочитаете повесть К. И. Чуковского «Серебряный герб» и книгу   о русском   языке   «Живой,   как   жизнь».

Ираклий Андроников писал, что «талант  у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный,      веселый,    праздничный.    С    таким    писателем           не расставайтесь   всю   жизнь».

В конце  праздника дети награждаются книгами и открытками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное занятие. Праздник , посвященный К.И . Чуковскому» Учитель начальных классов Смирнова Р.В . МБОУ СОШ №6 города Торжка Тверской области

Слайд 2

Корней Иванович Чуковский Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка.

Слайд 3

Конкурс загадок Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо — Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Слайд 4

Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят У дверей. И мясо и хлеб — всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю!

Слайд 5

Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода Тверда, Словно каменная!

Слайд 6

Паровоз без колёс! Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошёл – Прямо по морю пошёл.

Слайд 7

Мудрец в нём видел мудреца Глупец - глупца, Баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху Увидел лохматого.

Слайд 8

Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня!

Слайд 9

«Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!»

Слайд 12

Расшифруйте имена сказочных героев БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ

Слайд 13

«Талант у Чуковского неиссякаемый , умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение в спец агенты. Праздник посвященный 23 февраля

Этот сценарий для мальчиков 1 класса....

Литературный праздник, посвященный творчеству К.И.Чуковского "Рада, рада детвора"

Материал знакомит учащихся с биографией и творчеством Чуковского. Ребята узнают о  многогранности таланта поэта, читают его стихи, загадки, разыгрывают инсценировки.  В заключение ...

Праздник, посвященный К. И. Чуковскому

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы....

Материал для проведения праздников "Посвящение в первоклассники" и "Посвящение в казачата"

Разработки праздников "Посвящение в первоклассники" и "Посвящение в казачата", презентации, музыуальные клипы....

Материал для проведения праздников "Посвящение в первоклассники" и "Посвящение в казачата"

Разработки праздников "Посвящение в первоклассники" и "Посвящение в казачата", презентации, музыуальные клипы....

ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО.

Мероприятие для учащихся 2 класса, посвященный творчеству известного писателя Корнея Ивановича Чуковского...