"Добрым молодцам урок" (А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему

Николаева Надежда Васильевна

Разработка урока с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrym_molodtsam_urok.rar2.4 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

ФИО (полностью)

Николаева Надежда Васильевна

Место работы

МОУ «СОШ №40»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема и номер урока в теме

Урок 10

Базовый учебник

Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. – "Маленькая дверь в большой мир" – литературное чтение. Издательство: Баласс, 2012 г.

  1. Цель  урока: обеспечить освоение учащимися новой учебной информации.

9. Задачи:

- обучающие: уметь самостоятельно анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с помощью приёмов и схем, применяемых в стратегиях по продвижению чтения.

-развивающие: развивать монологическую, диалогическую и письменную речь; развивать произвольное и непроизвольное внимание в групповой, фронтальной и индивидуальной работе при анализе текста; развивать зрительную память в умении ориентироваться в тексте, развивать мыслительные операции (анализ и синтез) в работе с текстом; развивать умение аргументировать свою позицию при анализе текста, развивать воссоздающее воображение на примере домашнего задания нарисовать образ одного из главных героев, каким он тебе представляется.

-воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки в групповой работе; самостоятельность в групповой и индивидуальной работе; к анализу текста и любовь к сказкам на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

  1. Тип урока: урок комплексного применения знаний.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

        12. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, АРМ учителя. АРМ ученика.

        13. Структура и ход  урока:

-оргмомент (2 мин )

-проверка домашнего задания (6мин),

- актуализация знаний и сообщение темы урока(3 мин)

-изучение  нового  материала(10мин)

-физкультминутка (3мин)

-продолжение работы над новой темой (10мин)

-закрепление изученного материала (7 мин)

-итог  урока (2мин)

-домашнее задание (2мин)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Название используемых ЭОР (указание порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный этап

Прежде чем мы начнём серьёзную работу, выполняем упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
- Упражнения для языка (вращение, “маятник”)
- Упражнения для губ (“пятачок- улыбка”)
- “Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)
Выполняем упражнения на развитие дикции:
произнесение одной и той же скороговорки с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).

Ученики выполняют упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2 мин

2

Проверка домашнего задания

Оформление выставки рисунков, поделок, выполненных ребятами.

Обсуждение работ.

Обращение к конкретным строкам сказки Ершова, иллюстрирующим работу.

Обсуждение учащимися выполненных работ

6 мин

3

Актуализация знаний

Чтение авторского текста (с. 31 от слов: «Наступило…»)

– Чему радостно улыбнулся Саша?

– Как вы думаете, со сказками каких писателей можно встретиться в сборнике сказок?

– Вы готовы к чтению новых сказок? Чего вы ждёте от встреч с этими сказками?

Высказывание учениками своего мнения

3 мин

4

Изучение нового материала

1.Портрет А.С.Пушкина (N109670)

2.Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина (N137051)

3. Чтение отрывка из сказки «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин (N 168023)

Чтение сказки А.С. Пушкина.

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте имя и фамилию автора. Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали?

– Читали ли вы сказки Пушкина? Какие именно? Какое впечатление от этих сказок у вас осталось?

– Прочитайте название сказки.

– Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка.)

– О чём ещё можно узнать из заголовка? (О героях сказки.)

– Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?

– Что ещё можно предположить до чтения?

– Кто уже знаком с содержанием сказки?

– Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка.

– Прочитайте про себя начало сказки (с. 32). Похоже на сказку? Тогда начнём читать.

2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения:

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – большая рыболовная сеть (читаем в тетради, с. 4).

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

По ходу чтения делаем остановки для комментариев и обращаем внимание детей на то, как бедны были старик и старуха, на то, что старик трижды закидывал невод (сказочная примета!), на отношение старика к рыбке и пр.

Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором:

Ответы учеников из своего жизненного опыта.

Ученики говорят, что видели мультфильм, что сказку им читали в семье, они её читали сами.

Учащиеся читают отрывки из сказки и смотрят видеофрагмент.

Групповая  работаю со словарем Ожегова

10 мин

5

Физкультминутка

Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Быстро-быстро уплыла.

3мин

6

Продолжение работы над темой

Вопросы после чтения 1-й части:

– Как жили старик со старухой?

– Какое чудо произошло?

– Каким мы видим старика в начале сказки?

– Как отнеслась старуха к рассказу старика?

– Каким вам представляется старик? А старуха?

– Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?

2-я часть (3–4-я строфы). Читают ученики.

Попутно ведётся объяснение слов.

Корысть – выгода, польза;

кликать – звать;

пуще – больше и т.д.

Вопросы после чтения 2-й части:

– Как старик объясняет рыбке своё возвращение?

– Заметьте: каждый раз рыбка спрашивает старика: чего тебе надобно? Каждый раз старик отвечает: надобно ей. О чём это говорит?

– Как отнеслась рыбка к просьбе старика?

– Чего теперь захотелось старухе?

3-я часть (5–6-я строфы). Читает учитель. По ходу чтения поясняются слова, читаются сноски, обращается внимание на предложение в скобках.

– Какое предложение взято в скобки? Зачем оно выделено?

– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?

4-я часть (7–8-я строфы). Читает учитель.

По ходу чтения обращаем внимание на предложение в скобках: Неспокойно синее море.

Вопросы после чтения:

– Какой вы себе представляете старуху в этой сцене?

– Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки?

5-я часть (9–10-я строфы до слов на с. 37 «Старичок к старухе воротился».)

Читают ученики – про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения:

– Как изменилось поведение старухи?

– Что меняется на море?

– Кем захотела теперь быть старуха?

– Почему это желание старухи испугало старика?

6-я часть (11–12-я строфы со слов на с. 37 «Старичок к старухе воротился».).

– Как изменилась старуха?

– А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»? Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

7-я часть (13–14-я строфы). Читают ученики, комментарий учителя по ходу чтения. Обращаем внимание на то, как меняется настроение, всё темнее становятся краски...

Вопросы после чтения:

– Чем теперь недовольна старуха?

– А что же старик, попытался он остановить старуху?

– Чем закончилась сказка?

3. Выявление первичного восприятия:

– Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?

4. Выявление первичного восприятия. Беседа по тексту.

– Такого ли конца вы ждали? Можно ли конец сказки назвать хорошим?

– Ответ на первый вопрос учебника (с. 40).

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы.

Групповая работа со словарем Ожегова.

Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы.

Учащиеся читают отрывки из сказки и смотрят видеофрагмент.

Ученики читают про себя.

Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы.

Высказывание учениками своего мнения

Ученики выказывают своё отношение к героям.

10мин

7

Закрепление пройденного материала

1.Расставь кадры в верном порядке (N 190885)

2.Подбери цитату (N190931)

1. Расположите картинки в верной последовательности.

2. Подберите к каждому рисунку цитату из сказки А.С.Пушкина:

- почернело синее море

- помутилось синее море

- слегка разыгралось

- неспокойно синее море

- на море черная буря

Располагаю картинки в нужной последовательности.

Выбирают правильный ответ.

7 мин

8

Итог

– Какой же урок извлекли вы из сказки?

– Выполнение задания 5 на с. 5 тетради – выбор наиболее точной формулировки.

Выставление оценок.

2мин

9

Домашнее задание

1. Перечитать сказку.

2. Выполнить задание 6 в тетради (с. 5).

Учащиеся слушаю и записывают в дневники домашнее задание.

2мин

Приложение к плану-конспекту урока

«Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурсов

Форма предъявления информации (иллюстрации, презентации, видео фрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Портрет А.С.Пушкина (N109670)

Информационно модульный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg

2

Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина (N 137051)

Мультимедиа

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000129-1000-4ddd-708e-1900469b3da0/i04_s1.swf

3

Чтение отрывка из сказки «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин (N 168023)

Видеофрагмент

Демонстрация видеофрагмента

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000000a7-1000-4ddd-3ddb-330046973289/?

4

Расставь кадры в верном порядке (N 190885)

Мультимедиа

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ebdf4e5-75bf-425c-811e-a94e91d18d2b/%5BNS-LIT_2-02%5D_%5BID_023-1%5D.html

5

Подбери цитату (N 190931)

Мультимедиа

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/454a7e66-31cd-4d73-a813-5fb309b9ce07/?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по чтению "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке."

конспект урока+ презентация, повторение ранее изученного материала, знакомство с новым,подведение итогов -кроссворд....

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова по теме "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке". В презентации представлены 2 этапа работы над пр...

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Урок по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказека о рыбаке и рыбке"...

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

: Победа добра над злом А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗОЖ».Тема занятия: Победа добра над злом А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Класс: 3 «А»Дата проведения...