Урок чтения и развития речи.Чтение и перессказ сказки "Лёгкий хлеб"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Гуртовая Нина Антоновна

Знакомство с белорусской сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_lyogkiy_khleb.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Гуртовая Нина Антоновна, учитель начальных классов

 Класс: 4

Предмет: Чтение и развитие речи

         

    Тема:  Чтение и пересказ сказки « Лёгкий хлеб»

Цель: продолжить знакомство с белорусской сказкой;

         - развивать навыки выразительного и беглого чтения, пересказа;

         - учить выделять смысловые части, работать со словесным  и

           картинным планом;

         - прививать навык   самостоятельной работы и контроля;

         - воспитывать любовь к труду и людям труда, бережное  

           отношение к хлебу.

Оборудование: словарные слова для подготовительного чтения, пословицы, словесный план ( у каждого на парте и на доске), картинный план,  шапочки героев сказки для  инсценирования , плакат «Берегите хлеб», иллюстрации к русским народным сказкам  (викторина).

Методический комплект: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Просвещение,2008; учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

                                                    Ход урока.

 Настрой на урок : У нас сегодня на уроке гости. Постарайтесь все хорошо работать на уроке. Желаю удачи и успехов, хорошего настроения.   

 1. Ребята, я хочу пригласить вас  на выставку рисунков ( рисунки  по мотивам русских народных сказок)

    - Назовите сказки, которые изобразил художник.

     - Как называются эти сказки?

    - Почему они называются народными?

     - Чему учат эти сказки? ( добро побеждает зло)

     - С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?

2. Сообщение темы урока.

    -  Сегодня на уроке мы продолжим знакомство  с белорусской

        народной сказкой « Лёгкий хлеб».

    - Но сначала подготовимся к чтению. Откройте учебники по закладке.

       

3. Чтение скороговорки с разной интонацией и скоростью ( скороговорка напечатана на закладке) :

                 Бублик, баранку, батон и буханку

                 Пекарь из теста испёк спо-за ран-ку

  - Как вы понимаете слово  спозаранку?

4. Чтение I части текста учащимися по цепочке с последующим

     пересказом.

    - Как мужик рассказывал о лёгком хлебе?

    - Почему волк не захотел  лёгкого хлеба?

5. Чтение II части сказки учителем.

    Задание: Попробовал ли волк лёгкого хлеба?

                    Какими словами можно охарактеризовать волка?

6. Пятиминутка подготовительного чтения

     Работа со слабыми учащимися (чтение отрывка из сказки по слогам по карточке)

    При-бе-жал волк к ре-ке.

    - Гуси, гуси, я вас съем!

    - Ешь, толь-ко сна-ча-ла спой нам песню, а мы по- слу-ша-ем.

    -Сел волк на коч-ку и на-чал выть.

7. Первичная проверка понимания.

   Игра «Правильно или нет?»

  - Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то  ест.

- Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.

- Ешь, - говорит конь,- но только  сдери с моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы.

- Пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.

- Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.

- А на лугу овцы пасутся и пастух рядом ходит.

- Съесть его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.

8. Словарная работа : выгон, подковы, лощинка, пригорок ( используются рисунки).

9. Составление плана текста .

   - А теперь давайте составим план прочитанного текста. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столе и расставьте цифрами порядок частей в прочитанной сказке.

     -Встреча волка с мужиком.

     - Встреча  волка с гусями.

     - Рассказ мужика о хлебе.

     - Волк и конь.

     - Волк и баран.

- Молодцы! Сверьте свой план с планом на доске.

      1. Встреча волка с мужиком.

      2. Рассказ мужика о хлебе.

      3. Волк и конь.

      4. Встреча волка с гусями.

      5. Волк и баран.

10. Физкультминутка.

           Вот мы руки развели,
          Словно удивились.
         И друг другу до земли
         В пояс поклонились!
         Наклонились, выпрямились,
         Наклонились, выпрямились.
         Ниже, ниже, не ленись,
         Поклонись и улыбнусь

11. Работа по плану : чтение   II части сказки, пересказ по картинному

      плану( на доске картинный план с фигурами героев сказки)

           а) разговор волка с конём, волк и баран;

           б) чтение по ролям – встреча волка с гусями.

12. Инсценирование   отрывков из сказки по выбору учащихся:

   волк и гуси, волк и конь, волк и баран .

  ( Используются маски животных)

13.Работа над пословицами

 - Как вы понимаете пословицы :

        «Горька порой работа, да хлеб сладок»

        « Не трудиться, так хлеба не добиться»

14. Вывод: Без хлеба не обходится ни  завтрак, ни обед, ни ужин.

      Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на   столе был    вкусный, мягкий хлеб. У нас в стране всегда  относятся к  хлебу с уважением .

 И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам, им сейчас очень трудно добывать себе корм.                            

         

 15. Чтение правила : « Давайте будем беречь каждый кусочек хлеба»

16. Домашнее задание: стр. 55-56, чтение и пересказ по плану.

17. Итог урока, оценка активности учащихся.

     - Какое задание на уроке вам больше всего понравилась?

     - Что показалось самым интересным?

     - Чему учит эта сказка?

     - Всем спасибо, вы хорошо потрудились. И у вас хорошее настроение.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....