Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_4klass.rar337.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании МО                              

учителей начальных классов

Протокол № 1

от « 27» августа 2015г  

Руководитель МО

___________Н.П.Трунова

Утверждена        

Приказ №     от «01» сентября 2015г

И.о.директора школы

__________________О.А.Фотинова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ  4 КЛАССА

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                      Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                        Е.В.Золотенко

Содержание

Пояснительная записка……………………………………...............................с.

Содержание программы……………………………………………………….с.

Учебно-тематический план…………………………………………..…….…с.

Календарно-тематический план…………………………………………........с.

Учебно-методическое обеспечение……………………………..…………...с.

Материально-техническое обеспечение………………………………….…с.

Интернет-ресурсы………………………………………………………….…с.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы, автор – И.А.Грошенков, под редакцией  В. В. Воронковой, М., Просвещение, 2009 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1.  Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря  2012 г. 273-ФЗ;
  2. Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
  3. Учебного плана МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска на 2015-2016 учебный год, утвержденного и.о.директора школы, приказ №3                   от 01.09.2015г.;
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  5.  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года;
  6. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденного директором школы, приказ № 3  от   01.09.2014 г.        

 Целью данной программы является:

    использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.

На уроках  по изобразительному искусству ставятся  следующие основные задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом  существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу изобразительному искусству  включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:

  • овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
  • освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
  • развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
  • формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
  • развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа  по изобразительному искусству рассчитана на 35 часов в год   (1 час  в неделю).

Учебные часы:

по учебному плану – 35 часов в год.

по учебно-календарному графику –        часов в год.

Часы для контрольных работ:нет

Формы организации образовательного процесса: урок

Формы обучения:

- коллективные;

- индивидуальные;

- групповые;

- фронтальные

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Виды и формы контроля:

- текущий контроль;

- практические, устные работы.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
      передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
      использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
      передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
      подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
      пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
      анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
      употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
      рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Учебно - тематическое планирование

 Темы, изучаемые в 4 классе.

Кол-во

часов

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (15ч)

Рисование с натуры  овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги)

Рисование с натуры листа дуба. Беседа по картинкам

Рисование с натуры ветки рябины

Составление узора из растительных форм

Растительный узор  (в цвете)

Рисование геометрического орнамента по предложенному учителем образцу.

Беседа. Декоративно – прикладное искусство

Рисование на тему “ Строительство нового дома”

Рисование на тему “ Сказочная избушка” (украшение узором наличников и ставен)

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположение ниже уровня зрения; беседа о правилах перспективного сокращения; передача объема светотенью (карандаш), (кружка, кастрюля)

Беседа на тему  « Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла

Составление узоров из элементов хохломской росписи.

Наш добрый друг  –  Художник круг

Рисование с натуры раскладной пирамиды

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (12ч)

Декоративное панно “ Снежинки ”

Рисование  с натуры игрушки- грузовика

Рисование на тему “ городской транспорт”

Рисование с доски пятиконечной звезды

Д. р. составление орнамента в полосе с введением в него пятиконечной звезды и веточки ели

Рисование с натуры предмета симметрической формы ( вымпел с изображением ракеты)

Рисование с натуры игрушка ракета на машине

Д. р. листок отрывного календаря к празднику 8 Марта

Рисование с натуры скворечника

Рисование на тему “Пришла весна ”. Рассматривание иллюстраций картины ( И. Левитана “ Март”, “ Первая зелень ”,  К. Юон  “ Мартовское солнце”

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (7ч)

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Декоративное рисование расписного блюда ( узор из ягод и листьев )

Рисование на тему “ Космические корабли в полете”

Рисование с натуры в виде набросков ( 3-4 предметов на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов

Рисование  предмета симметрической формы ( настольная лампа)

Рисование с натуры бабочка.

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных форм

( например, цветы и бабочки)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

      1

1

1

1

1

1

1

      2

1

1

1

      1

1

1

1

      1

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды контроля

По  плану

Факт

1

Рисование с натуры  овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги)

     1

Дифференцированная работа

03.09

2

Рисование с натуры листа дуба. Беседа по картинкам

1

Текущий опрос

Самостоятельная работа.

10.09

3

Рисование с натуры ветки рябины

1

Фронтальная работа

17.09

4

Составление узора из растительных форм

1

Текущая работа

Самостоятельная работа.

24.09

5

Растительный узор ( в цвете )

1

Дифференцированная работа

01.10

6

Рисование геометрического орнамента по предложенному учителем образцу.

1

Текущий опрос

Самостоятельная работа.

08.10

7

Беседа. Декоративно – прикладное искусство

1

Текущий опрос

Самостоятельная работа.

15.10

8

Рисование на тему

«Строительство нового дома»

1

Текущая работа

Самостоятельная работа.

22.10

9

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1

Фронтальная работа

29.10

10

Рисование с натуры предмета цилиндрической формы.

Кружка.

1

Фронтальная работа

12.11

11

Рисование с натуры предмета цилиндрической формы. Кастрюля.

1

Текущая работа

19.11

12

Беседа на тему «Золотая хохлома».

1

Дифференцированная работа

26.11

13

Составление узоров из элементов хохломской росписи.

1

Текущий опрос

03.12

14

Наш добрый друг  – Художник круг

1

Текущий опрос

10.12

15

Рисование с натуры раскладной пирамиды

1

Текущий опрос

17.12

16

Городской транспорт.

Рисование  с натуры игрушки- автобуса.

1

Самостоятельная работа.

Фронтальная работа

24.12

17

Городской транспорт.

 Рисование  с натуры игрушки- грузовика.

1

Фронтальная работа

14.01

18

Геометрический орнамент в квадрате.

1

Текущая работа

Самостоятельная работа.

21.01

19

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

 1

Дифференцированная работа

28.01

20

Декоративное панно «Снежинки».

1

Текущий опрос

Самостоятельная работа.

04.02

21

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело».

  1

Самостоятельная работа.

11.02

22

Вымпел с изображением ракеты.

1

Текущая работа

   18.02

23

Рисование с натуры. Раскладная пирамидка.

1

Фронтальная работа

25.02

24

Отрывной листок календаря к празднику 8 Марта.

1

Фронтальная работа

03.03

25

Рисование  с натуры. Бульдозер, подъемный кран.

1

Текущая работа

10.03

26

Рисование с натуры. Бумажный стаканчик.

1

Дифференцированная работа

17.03

27

Рисование с натуры скворечника.

1

Текущий опрос

07.04

28

Рассматривание иллюстраций картин:             И. Левитан. «Март», «Первая зелень»,                    К. Юон. «Мартовское солнце».

Рисование на тему «Весна пришла».

1

Текущий опрос

Самостоятельная работа.

14.04

29

Постройка из элементов строительного материала.

1

Фронтальная работа

21.04

30

Декоративное рисование расписного блюда. Узор из ягод и листьев.

1

Текущий опрос

28.04

31

Рисование на тему «Космические корабли в полете.»

1

Фронтальная работа

05.05

32

Рисование с натуры. Часы настенные, настольные,

напольные.

1

Текущая работа

Самостоятельная работа.

12.05

33

Столярные инструменты (молоток, лопата).

1

Дифференцированная работа

19.05

34

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа.)

   1

Текущий опрос

26.05

Учебно-методического обеспечения

Основная литература

  1. Грошенков И.А. Уроки рисования в 1-4 классах. Вспомогательная школа.- М.: Просвещение,1992г.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой.М.: «Просвещение», 2009.

Материально-техническое обеспечение

  1. Ноутбук

  1. Мультимедиапроектор

  1. Переносной экран

4. Слайд-комплекты (20 слайдов, методические рекомендации)

Пейзаж в произведениях русских художников

5. Набор репродукций

Изохрестоматия русской живописи (20 репродукций)

Интернет-ресурсы

Перечень электронных образовательных ресурсов:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Естественно-научный образовательный портал  http://www.en.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Федеральный портал "Информационно-коммуникативные технологии в образовании"  http://www.ict.edu.ru/

Федеральный портал "Нанотехнологии и наноматериалы"  http://www.portalnano.ru/

Учебное электронное книгоиздание

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ. http://fsu.edu.ru/p1.html

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/

Издательский дом "Первое сентября" http://1september.ru/

Издательство "АСТ"   http://www.ast.ru/

Издательство "Детская литература"  http://www.detlit.ru/

Издательство "Просвещение"  http://www.prosv.ru/

Издательство "Учитель"  http://www.uchitel-izd.ru/

Образовательная электронная пресса

Газета "Первое сентября"  http://ps.1september.ru/

Газета "Учительская газета"  http://www.ug.ru/

Электронные библиотеки, словари

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодияhttp://www.megabook.ru/

Русский биографический словарь  http://www.rulex.ru/

Русские словари. Служба русского языка  http://www.slovari.ru/

Рубикон: энциклопедии, словари, справочники  http://www.rubricon.com/

Универсальный справочник-энциклопедия All-in-Onehttp://www.sci.aha.ru/ALL/

Ресурсы для учителя и родителей

Викиучебник (открытые книги)  http://ru.wikibooks.org/wiki/

Всероссийский интернет-педсовет  http://pedsovet.org/

Сайт для учителей Завуч.инфоhttp://www.zavuch.info/

Сеть творческих учителей  http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.

Рабочая программ по учебному предмету озм   «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»...

План урока развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс

Тема урока: овощи: лук, морковь, репа. Общедидактическая цель: восприятие и первичное осознание обучающимися нового материала.ТДЦОбразовательные цели:Создать условия для:Уточнения и расширения пр...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.

Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...

Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".

Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...