ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Бондарева Ирина Александровна

Рабочая программ по учебному предмету

 озм   «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

 НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ

 ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых второклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

     

 

 

                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozm.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам.директора по У.Р.

___________________

Л.П.Малышева

                              Рабочая программа

                         по учебному предмету

                           озм   «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

 НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ

 ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»

                                         

                                          2 класс

                                                                        учитель начальных классов

                                                               КГСОУ  «Мотыгинская СКОШИ  VIII вида»                                                                                                                                

                                                                      Бондарева Ирина Александровна

                                                        2012 – 2013 уч. год

                                          Пояснительная записка

      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых второклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

       У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

       Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

       В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

       Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

       Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

       Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

       На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятия.  Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

      Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

Примерная тематика

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

       Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

       Дом, квартира, домашний адрес.

       Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

       Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

       Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

       Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

       Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

       Овощи и фрукты. Сравнение.

       Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

       Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

       Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

       Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

       Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

       Домашние и дикие животные. Сравнение.

       Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

       Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

       Птицы и насекомые. Сравнение.

       Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

       Повторение.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

 

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы.

       Экскурсии. Наблюдения за поведением домашних животных.

       Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

 

           Содержание образовательной программы по предмету

                                                                    ОЗМ

        

2 класс (34часа)

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

факт

1

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день.

1

6.09

2

Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз;

1

13.09

3

экскурсия на природу для проведения наблюдений

1

20.09

4

в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

1

27.09

5

Дом, квартира, домашний адрес.

1

04.10

6

Правила дорожного движения: переход улицы по переходу и на зеленый свет светофора.

1

11.10

8

Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

1

18.10

9

Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки.

1

25.10

10

Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

1

08.11

11

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах.

1

15.11

12

Употребление в пищу овощей. Выращивание лука.

1

22.11

13

Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

1

29.11

14

Овощи и фрукты. Сравнение.

1

06.12

15

Деревья. Береза, клен и другие деревья ближайшего окружения.

1

13.12

16

Деревья. Ель, сосна, пихта, кедр .

1

20.12

17

Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями.

1

27.12

18

Узнавание и называние комнатных растений. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

1

17.01

19

 Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха и другие.

1

24.01

20

Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

1

31.01

21

 Домашние животные. Кролик.

1

07.02

22

Основные части тела, питание, способ передвижения.

1

14.02

23

Дикие животные. Заяц.

1

21.02

24

Основные части тела, питание, способ передвижения.

1

28.02

25

Домашние и дикие животные. Сравнение.

1

07.03

26

Птицы. Ворона, воробей. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

1

14.03

27

Птицы. Сорока,  галка, синица. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

1

21.03

28

Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

1

04.04

29

Птицы и насекомые. Сравнение.

1

11.04

30

Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. уход за кожей (умывание, мытье);

1

18.04

32

Уход за волосами (стрижка, расчесывание);

1

25.04

33-

34

уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

 Повторение.

1

1

16.05

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

План урока развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс

Тема урока: овощи: лук, морковь, репа. Общедидактическая цель: восприятие и первичное осознание обучающимися нового материала.ТДЦОбразовательные цели:Создать условия для:Уточнения и расширения пр...

Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".

Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...