Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Портянская Светлана Николаевна

 

Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление полученных знаний через сбор информации об объекте (птицы) с целью анализа, обобщения и представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс.

Учитель: Портянская С. Н.

Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию.

Тип урока-проекта – закрепление полученных знаний через сбор информации об объекте (птицы) с целью анализа, обобщения и представления.

В ходе подготовки к уроку была организована поисковая деятельность учащихся. Перед проведением урока класс был разделён на две группы. Первой было предложено подготовить рассказ о зимующих птицах, второй – о перелётных.

Этапы работы:

1. Совместный поиск информации через ресурсы классной, школьной библиотеки.

2. Совместная обработка информации.        

3. Распределение ролей (кто какую птицу будет представлять на публичном выступлении).

4. Оповещение родителей, что в классе ведётся поисковая деятельность по теме: «Зимующие и перелётные птицы». Помощь родителей в изготовлении кормушек для птиц.

5. Наблюдение за птицами в городе.

6. Проведение библиотечного урока «Что мы знаем о птицах?»

7. Поиск материала для стенда «Календарь природы», изготовление аппликационной кормушки, подбор «Птичьих примет».

8. Составление папки о птице (иллюстрации, фотографии, стихи, загадки, рассказ-описание по плану, данному учителем).

9. Публичная защита на уроке.

Анализируя урок по «методу проектов», отмечу трудности:

 - несформированность у учащихся коммуникативных умений: умение спрашивать, делать запрос учителю, библиотекарю; умение управлять голосом;

 - низкий уровень самостоятельного познания;

 - недостаточный уровень самостоятельности учащихся;

 - нет готовности, «зрелости» к продуктивной исследовательской деятельности.

Положительные стороны данной системы организации урока:

-поэтапность обеспечила успешную мотивацию на процесс познания и обучения, повысила внутреннюю активность учащихся, обеспечила переход учащихся из состояния пассивного слушателя в участника учебной деятельности.

«Метод проектов» позволил учащимся делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; позволил попробовать свои силы, проявить себя, расширить свои знания, приобрести опыт познания и показать публично достигнутый результат.

Цель:

Обобщение знаний о зимующих и перелётных птицах через информационно-поисковую деятельность учащихся.

Задачи:


1) Научить учащихся представлять продукт поисковой деятельности через рассказ-описание.
2) Формировать первичные навыки самостоятельного познания.
3) Формировать лексико-грамматический строй речи через задания: словообразование, согласование слов – предметов с другими частями речи.
4) Развивать творческий потенциал ребёнка.
5) Воспитывать интерес к предметам и явлениям окружающей среды.
6) Воспитывать бережное отношение к природе на примере птиц.

Коррекционные задачи:

1. Корректировать недостатки мыслительной деятельности учащихся через формирование обобщённых понятий, развитие умения дифференцировать по существенным признакам, поиск информации.

2. Развивать устную речь на основе заданий: составить рассказ – описание по плану; составить словосочетание, образовать новое слово; подобрать слова-антонимы.

3. Расширить представления об окружающем мире.

4. Корректировать зрительное восприятие через задания на различение;

зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.

5. Компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (умение выслушать товарища, преодолеть трудности).

Оборудование:

карточки: «перелётные птицы», «зимующие птицы», «снегирь», «синица», «воробей», «голубь», «утка», «ласточка», «грач», «скворец»; иллюстрации птиц; иллюстрации зимнего леса, следов птиц; опорные карточки; иллюстрации: «Кормушка», «Скворечник», «Гнездо»; рефлексивный экран; аудио-материал (П. И. Чайковский «Времена года»; «Голоса птиц»), презентация к уроку.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Рапорт дежурного. /Сегодня 8 февраля, погода облачная, без осадков (опорные схемы)./

Учащиеся садятся, отмечают погоду в тетради.

II. Актуализация знаний через эмоциональный настрой.

 Звучит музыка (П. И. Чайковский «Времена года». «Декабрь»)

 - Какое сейчас время года?

 - Как называется текущий месяц?

 - Оставьте ту картинку, на которой изображение соответствует погоде сегодня. Почему оставили эту иллюстрацию? (3 иллюстрации)

 - Вот как-то раз задумала Зима в феврале приукрасить свой наряд, а то он обносился за декабрь и январь. Белым ровным слоем покрыла она землю. Стали поля и лесные поляны как чистые белые страницы. Днём Зима снега напустит, а к вечеру всё белым – бело. Утром приходит Зима, а белые страницы покрыты множеством чёрточек, значков ( Слайд с изображением следов птиц на снегу).

 - Что это такое? – удивляется Зима.

 - Помогите Зиме. (Это следы птиц на снегу).

III. Сообщение темы урока.

 - Зимний лес не спит, а дремлет,

   Серебром окутан весь.

   Не покинув свою землю

   Много птиц зимует здесь.

 - Какие птицы могли оставить свои следы на снегу? (учащиеся перечисляют птиц).  

 - Найдите этих птиц на картинке.

 - Расположите их в ряд.

 - Как называется эта группа птиц? (Зимующие).

 - Какие птицы называются зимующими? (Птицы, которые остаются на зиму или прилетают к нам зимовать).

 - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

 - Назовите птиц, которые остались в ряду.

 - Как можно назвать эту группу птиц? (Перелётные).

 - Какие птицы называются перелётными?

 - Каких перелётных птиц вы ещё знаете?

 - Тема нашего урока: Птицы зимующие и перелётные.

(Записываем в тетради число, тему урока).

IV. Защита проектов.

 - Вы много потрудились для урока: читали книги о птицах, разучивали стихи, рисовали, наблюдали за птицами, составляли сообщения по плану. Поделитесь сегодня своими знаниями.

1. Первая наша гостья…

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,
Крикунья хрипловатая

Известная персона

Кто она?         (Ворона).

(Сообщение Скворцова Ивана).

 - Какие вы помните приметы, когда по поведению вороны предсказывали погоду?

2. Чернокрылый, красногрудый,

    И зимой найдёт приют.

    Не боится он простуды –

    С первым снегом тут как тут.           (Снегирь).

(Вохмянцев Ю.).

 - Продолжите мой рассказ (упражнения в составлении словосочетаний).

В зимнем (лесу); стоял сильный (мороз); на пушистом (снегу); сидел красногрудый (снегирь).

3. Птичка – невеличка

    Серая и бойкая.

    Весело чирикает,

    Прыгает да скачет.       (Воробей).

(Николаев В.).

 - Как ласково назовём воробья? А его хвост? Крыло?

4. Кто красуется на ветке

    В жёлтой праздничной жилетке?

    Это маленькая птичка,

    А зовут её  (синичка).

(Бабушкин К.)

 - Подберите слова, противоположные по смыслу:

синичка большая - ……… (маленькая);

синичка грустная - ……... (весёлая);

синичка голодная - …….. (сытая);

синичка больная - ……… (здоровая).

 - Молодцы. Вы очень интересно рассказывали о птицах. А сейчас мы себя представим птицами.

V. Физминутка.

1. Руки подняли и помахали –

    Это деревья в лесу.

    Локти согнули, кисти встряхнули –

    Ветер сбивает пургу.

    Плавно руками помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, покажем –

    Крылья мы сложим назад.

Я буду называть слова, если вы услышите названия птиц – хлопайте, что-то другое – топайте.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.

VI. Помощь птицам зимой.

 

- Чем питаются птицы зимой?

 - Зимой остаются те птицы, которые питаются семенами, ягодами, крошками, шишками, падалью.

 - Как зимой живётся птицам?

 - От чего они больше страдают: голода или холода?

 - Чем мы можем им помочь?

 - В нашей работе участвовали не только дети, но и родители. Сейчас Катя расскажет, как они с папой придумали помочь птицам. (Рассказ учащегося).

 - Какие птицы прилетают к нашей кормушке?

Стихотворение «Синица».

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Полетела пообедать,

Но кругом лишь снег да снег.

Хорошо, что ей кормушку

Сделал добрый человек.

 - Если мы зимой поможем птицам, то и весной они отблагодарят нас пением, будут следить, чтобы не было вредителях на деревьях.

Учащиеся: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех сторон

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Учитель: Приучите птиц в мороз,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.

VII. Перелётные птицы.

 - Закройте глаза и послушайте пение птиц.

А теперь представьте, что солнышко пригревает всё сильнее, тёплые лучи касаются вашего лица, вам хочется улыбнуться. Ласковые лучи обогревают всё вокруг.

После зимы наступает весна.

 - Назовите птиц, которые с весной вернутся в родные края? Подберите названия к картинкам.

1.  – На шесте – дворец,

       Во дворце – певец,

       А зовут его - …(скворец).

(Калашникова К).

 - Как называется жилище скворца?

2.  – Всех перелётных птиц черней,

        Чистит пашню от червей.

        Взад – вперёд по пашне вскачь,

        А зовётся птица ……….(грач).

(Логунов А.)

 - Какое главное занятие птиц весной? (Вывести птенцов).

- Как вы будете себя вести, если увидите гнездо?

VIII. Закрепление полученных знаний.

- Молодцы. Вы выполнили большую работу. Каждый из вас постарался выразительно и ярко представить выбранную птицу.

 - О ком мы говорили на уроке?

 - На какие группы разделяют птиц?

 - Назовите зимующих птиц? Перелётных?

 - Запишите в тетради: 1 ряд – зимующие птицы; 2 ряд – перелётные птицы.  

 - Молодцы. Мяч вручается……….(активному учащемуся).

Игра «Волшебный мяч».

Водящий кидает мяч, сидящий ученик, называет птицу, учащийся кидает мяч обратно и говорит какая она – зимующая или перелётная.

IX. Рефлексия. (На фоне записи голосов птиц).

С помощью рефлексивного экрана на доске учащийся заканчивает предложение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно услышать…
  • Я выполнял задание…
  • Урок научил меня…
  • Я научился…

 - Спасибо всем за урок.

Приложение

Стихи детских поэтов о птицах

Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!  (Агния Барто)

Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

***

Ворона
Я ношу со вкусом
Бантики и бусы.
Выйду за околицу
Среди бела дня.
«Ах, какая модница!» -
Скажут про меня.  (В. Степанов)

***

Воробей
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.  (С. Черный)



Зима с грачами спорит -
Морозит и метелит.
Открывшуюся землю
Опять снежком устелит.
Грачи не унывают -
И каркают ,и скачут:
"Дорогу одолели
И будем живы , значит!
Мы так летели долго 
На родину ,домой!
Немножечко потерпим ,
Помиримся с зимой!"  (С. Русановская)



Лишь весна и чёрный грач
Проверяет, словно врач,
Не болеют ли поля?
Завелась в земле ли тля?
С червячками в борозде
Он найдёт её везде.  (А. Мохорев)



Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днем ходил,
Клювом червяков ловил. (Г. Кодиненко)

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень,
Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек». (Ю. Синицын)

Разговор с синицей

Посвисти еще,
Синичка,
Это добрая привычка:
Рано утром прилететь
У окошка
Посвистеть.

В январе
В лихую стужу
Голос твой
Мне очень нужен.
А тебе
За твой привет
Приготовил я обед.
Не забудь же,
Прилети, у окошка
Посвисти...

Мне с твоей
Веселой песней
День короткий
Интересней!
Пусть еще
Шумят метели,
Через зимние
Недели
Твой рассказ
Навстречу ветру
Проложил
Тропинку к лету. (Михаил Садовский)

Снегири

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принёс.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди. (А. Прокофьев)

Загадки про птиц

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
(дятел)

Видали вы его не раз - он скачет в двух шагах от нас: "Чирик-чирик! Чирик-Чирик!" Кто к этой песне не привык.(воробей)

Зимой на ветвях яблоки!
Скорей их собери! 
И вдруг вспорхнули
яблоки, 
Ведь это... 
(снегири).

Целый день без перерыва -
Кар-кар-кар,
- кричит сварливо.
(ворона)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
(воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)

Эта чёрная птица
К нам с юга примчится.
«Крак-крак-крак!» — прокричит, 
Все поля облетит.
(грач)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его...
(скворец)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица...
(грач)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый...
(воробей)

В жёлтом платьице она
Нам видна издалека.
Шапка чёрная у птицы,
А зовут её...
(синица)

С первым снегом прилетает.
Красной грудкой щеголяет.
(снегирь)

Каждый год я к вам лечу -
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(снегирь)

Стайкой шумной прилетели,
Крошки, зёрнышки все съели.
(воробьи)

В серой шубке перовой,


В птичьих драках он — герой.
(воробей)

Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата.
(синица)

Птичьи приметы

Воробьи купаются в пыли - к дождю

Когда птицы примолкли - ожидай грома.

Вороны взвиваются в тучи к ненастью, хохлятся - к непогоде.

Птицы на землю садятся - к ведру, на крыши - к ненастью.

Поют весело - к хорошей погоде. Прячутся днем в гнезда - к дождю.

Птицы хохлятся - к ненастью.

Перед ненастьем птицы сильно кричат, песен совсем не поют, много и низко летают, кружатся, ощипываются.

Воробьи летают стаями - к сухим погожим дням.

В пасмурную дождливую погоду, в самом начале дня начинают неожиданно петь - значит погода разгуляется.

Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

Воробьи перед сильным ветром прячутся под стреху.

Снегирь под окном чирикает - к оттепели.

Зимой воробьи дружно раскричались - к оттепели, прячутся - на мороз или к метели, Летом в пыли купаются - к дождю, сидят, напыжившись - перед дождем, защебечут в продолжительное ненастье - жди наступления ясной погоды.

Вороны и галки с криком затевают игру - к оттепели.

Синичка начинает с утра пищать - ожидай ночью мороза.

Воробьи вдруг среди зимы начинают активно собирать пух и перья - через несколько дней ударят морозы. Сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра.

Вороны и галки зимой вьются в воздухе - перед снегопадом, садятся на снег - к оттепели, на вершины деревьев - к морозу, на нижние ветки - к ветру.

Вороны зимой собираются стаей, кричат каркают - жди снега или мороза.

Ворона каркает летом - к дождю, зимой к метели.

Вороны и галки зимой вьются в воздухе - перед снегом.

Вороны садятся на снег - к оттепели, на вершины деревьев - к морозу.

Вороны садятся кое-как, головами в разные стороны - безветренная темная ночь, сели головой в одну стороны, да на сук потолще - будет сильный ветер со стороны направления головы.

Литература

1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.

2. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат ,М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

4. Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.

5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат ,М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Ссылки

1. Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования

Сайт программы «Обучение для будущего»

2. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

3. Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика — статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.

3. Л. В. Насонкина. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков  — статья на сайте Ярославского педагогического вестника.

4. Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

5. Полат Е. С. Метод проектовСтатья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

== Ссылки ==

1. [http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm  Е. С. Полат. Метод проектов] — статья на сайте Российской Академии Образования

2.  [http://www.iteach.ru/ Сайт программы «Обучение для будущего»]

3.  [http://www.researcher.ru/ Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»]

4. [http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика] — статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.

5. [http://vio.fio.ru/vio_03/cd_site/Articles/art_4_4.htm Горлицкая С. И. История метода проектов.] Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

6. [http://vio.fio.ru/vio_01/Article_0_1.htm Полат Е. С. Метод проектов] Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Конспект для урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Тема: «Одежда. Виды одежды» 3 СКК VIII вида

Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение  распределять одежду по сезонам;-позна...

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой"

Тема. Одежда. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).Цель: расширить представления обучающихся о видах одежды, ее назначении; учить у...