Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой"
план-конспект урока (3 класс)

Русанова Наталья Дмитриевна

Тема. Одежда. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Цель: расширить представления обучающихся о видах одежды, ее назначении; учить ухаживать за одеждой.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- показать функциональную значимость одежды от сезона и назначения;

- уметь подбирать одежду в зависимости от назначения;

- обучать правилам ухода за одеждой.

коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное восприятие, внимание, память;

- развивать связную речь через умение вести диалог;

- развивать умение работать в группах .

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде;

- воспитывать умение слушать и уважать своих одноклассников.

Основные понятия: виды одежды – повседневная, домашняя, спортивная, праздничная; гладильная доска, ролик, паровая щетка, сушилка, комод.

Ресурсы:

- раздаточный печатный материал;

- предметные картинки – одежда;

- иллюстрации «Уход за одеждой»;

- разрезные картинки «Одежда»;

- дидактический материал для игр.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид деятельности: познавательная, речевая.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесные, практические, наглядные, методы контроля и самоконтроля; рассказ, беседа - практикум, практическая, самостоятельная работа.

Ожидаемый результат:

- уметь различать виды одежды, знать назначение различных видов одежды;

- уметь ухаживать за одеждой.

План урока.

  1. Психологический настрой.
  2. Психогимнастика.
  1. Упражнение на дыхание.
  2. Упражнение для глаз.
  3. Чистоговорки.
  1. Актуализация знаний.

Игра «Молчанка».

  1. Работа над темой.
  1. «История появления одежды».
  2. Работа в группах « Виды одежды».
  3. Физминутка «Встань – ка»
  4. Беседа - практикум.

А) «Уход за одеждой»

Б) «Повесь на вешалку»

5. Динамическая пауза «Хлопушки - топотушки»

                6. Закрепление.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКОУ «Обоянская  школа-интернат»

Урок по развитию устной речи

на основе ознакомления

с предметами и явлениями

окружающей действительности

для обучающихся 3-а класса

             

Подготовила и провела учитель начальных классов:

Русанова Н.Д.

г. Обоянь

Тема. Одежда. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Цель: расширить представления обучающихся о видах одежды, ее назначении; учить ухаживать за одеждой.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- показать функциональную значимость одежды от сезона и назначения;

- уметь подбирать одежду в зависимости от назначения;

- обучать правилам ухода за одеждой.

коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное восприятие, внимание, память;

- развивать связную речь через умение вести диалог;

- развивать умение работать в группах .

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде;

- воспитывать умение слушать и уважать своих одноклассников.

Основные понятия: виды одежды – повседневная, домашняя, спортивная, праздничная; гладильная доска, ролик, паровая щетка, сушилка, комод.

Ресурсы:

- раздаточный печатный материал;

- предметные картинки – одежда;

- иллюстрации «Уход за одеждой»;

- разрезные картинки «Одежда»;

- дидактический материал для игр.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид деятельности: познавательная, речевая.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесные, практические, наглядные, методы контроля и самоконтроля; рассказ, беседа - практикум, практическая, самостоятельная работа.

Ожидаемый результат:

- уметь различать виды одежды, знать назначение различных видов одежды;

- уметь ухаживать за одеждой.

План урока.

  1. Психологический настрой.
  2. Психогимнастика.
  1. Упражнение на дыхание.
  2. Упражнение для глаз.
  3. Чистоговорки.
  1. Актуализация знаний.

Игра «Молчанка».

  1. Работа над темой.
  1. «История появления одежды».
  2. Работа в группах « Виды одежды».
  3. Физминутка «Встань – ка»
  4. Беседа - практикум.

А) «Уход за одеждой»

Б) «Повесь на вешалку»

5. Динамическая пауза «Хлопушки - топотушки»

                6. Закрепление.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

  1.  Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Улыбнитесь друг другу, я хочу, чтобы такое настроение сохранилось на весь урок.

- Ребята, назовите сегодняшнее число и месяц.

- Какое число было вчера?

- А какое число будет завтра?

- Какие времена года вы знаете?

- А какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.

- Какой сейчас у нас урок?

- Чему мы учимся на уроках развития речи? (учимся правильно и красиво говорить, знакомимся с животными, растениями, с природой).

  1. Психогимнастика.
  1. Упражнение на дыхание «Сдуть снежинку с рукавички»
  2. Упражнение для глаз

Повторяем за мной: закрыли глаза, посчитали до 5, открыли глаза. Вытянули правую руку вперед и следим глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

  1. Чистоговорки.

Ду-ду-ду- в куртке я гулять иду.

Га-га-га- у меня два сапога.

За-за-за- шапка лезет на глаза.

Ох-ох-ох- мокрый плащ просох.

Цы-цы-цы- мы такие молодцы.

  1. Актуализация знаний.

Игра «Молчанка»  

(на парте картинка – отгадка, дети, молча, вывешивают на доску картинку одежды)

Ребята, я буду загадывать загадки, а у вас на партах лежат картинки-отгадки, выставим их на доску.

Отгадайте загадки:

  1. Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой. (Рубашка)

  1. По дороге шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел. (Брюки)

  1. Пушистая, а не зверь.

Греет, а не печка. (Шуба)

  1. А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает. (Варежки)

Перечислите, что это. (Это рубашка, …)

 Назвать эти предметы одним словом вы сможете, если расставите цифры по порядку.

1    2  3  4  5  6  

 о  д  е  ж  д  а        

- А для чего нужна одежда? (Одежда помогает согреться, быть красивыми)                       

- Какая бывает одежда? (одежда бывает разная: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная, домашняя).

-  Как сохранить одежду? (за одеждой нужно ухаживать: чистить, стирать, гладить)

- А теперь попробуйте определить тему урока? ( Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой)

- Правильно. Сегодня мы закрепим все, что узнали об одежде.

  1. Работа над темой.

К нам в гости пришел Незнайка. Он принес задания, с которыми не смог справиться, давайте ему поможем. Но сначала  расскажем ему об истории появления одежды.

  1. «История появления одежды» (Рассказывают обучающиеся)
  • Чтоб в морозы не замерзнуть,

Чтоб спастись от холодов,

Человек в любую шкуру

Завернуться был готов. (Горбунов Ян)

  • Первую ткань человек сделал из стебельков растения – льна, научился прячь пряжу и изготавливать ткань. (Казаченко Роза)

  • И люди стали просто обматываться тканью.

Потом люди научились из ткани шить.

Платья были длинные, до самой земли. (Павленко Илья)

  • Но это было неудобно и постепенно их начали укорачивать.

И сейчас человек придумал очень много видов одежды. (Наташа)

  • Одежда по назначению бывает для дома, для работы, для праздников, для занятий спортом. (Паньченко Лариса)
  1. Работа в группах «Виды одежды».

А сейчас давайте поможем Незнайке выстроить цепочки из слов:

- вид,

- назначение,

- названия предметов.

Найдите карточку, где написано:

для праздников, вечеринок и торжеств. А теперь найдите то слово, которое объединяет их в один вид, как он называется? (Праздничная)

Расставьте карточки по порядку, сначала вид одежды, а потом их назначение.

ПРАЗДНИЧНАЯ

для праздников, вечеринок и торжеств

А теперь найдите карточку с праздничной одеждой.

костюм, праздничное платье, белая рубашка

Составляем предложение:

Праздничная одежда нужна для праздников, вечеринок и торжеств. К ней мы относим белую рубашку, костюм, платье.

Выбирайте следующий вид одежды и прорабатывайте его:

  • Рабочая (для работы; халат, комбинезон, спецодежда)
  • Спортивная (для занятий спортом; спортивный костюм, футболка, кимоно)
  • Домашняя (используется в быту; пижама, ночная рубашка, халат, фартук)
  • Повседневная (используется каждый день; джинсы, свитер, платье)

Давайте еще раз повторим виды одежды.

  1. Физминутка «Встанька –ка»

А сейчас отдохнем, я называю вид одежды. Кто одет в такую одежду, тот подпрыгивает. У кого нет, тот садится на корточки. (Юбка, шуба, брюки, футболка, пальто, свитер, блузка, платье, сарафан, пиджак, носки, колготки, куртка)

Садитесь за парты, вы были очень внимательными.

  1. Беседа – практикум

А). «Уход за одеждой». Работа с наглядным материалом.
- Ребята, к нам в гости пришли друзья незнайки: девочка Чистюля и мальчик Грязнуля. Посмотрите на этих детей.

- Чем они отличаются? (Девочка опрятная, чистая, мальчик грязный, неаккуратный)

- А почему они так отличаются? (Мальчик грязнуля, он совсем не смотрит за своей одеждой, а девочка аккуратненькая. На нее приятно посмотреть. Когда человек чистый, аккуратный его все уважают). 
- Так вот, чтобы быть чистыми и аккуратными, нужно следить за своим внешним видом. Ребята, а вы знаете, как это сделать? (стирка, сушка, глажка, чистка, хранение)

Стирка – ручная и машинная

Сушка – специальные сушилки

Глажка – гладят белье на гладильной доске

Чистка – есть одежда, которую стирать нельзя. Это шуба или пальто. Их чистят щеткой.

Хранение – после этого одежду развешивают в шкафу или складывают в комод.

- Давайте повторим, как нужно ухаживать за одеждой, чтобы всегда выглядеть опрятно? (дети проговаривают правила ухода за одеждой).

- Молодцы, ребята! Мы с Незнайкой уверены, вы все и  мальчик Грязнуля будете следить за своим внешним видом и одеждой.

Б). «Повесь на вешалку»

- Следующее задание Незнайки повесить одежду на вешалку. Девочки вешают платья, халаты. Мальчики – брюки, пиджаки. И посмотрим, кто лучше и аккуратнее это сделает. (Молодцы, все справились с заданием и научили Незнайку вешать одежду на вешалку). 

  1. Динамическая пауза.  Игра «Хлопушки - топотушки»

Незнайка предлагает отдохнуть и поиграть. Если назову одежду – хлопнуть в ладошки, если обувь – топнуть. (Брюки, ботинки, платье тапки, туфли, пиджак, юбка, сапоги, рубашка).

  1. Закрепление

Еще одно задание Незнайки: сложить разрезные картинки и назвать вид одежды.

 (Дети складывают, затем называют вид одежды).

  1. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, были активными, соблюдали дисциплину. Благодаря вам Незнайка научился различать одежду и следить за своим внешним видом. Теперь он будет опрятным и аккуратным. Он дарит вам медальки за хорошую работу на уроке. Давайте попрощаемся с ним.

- Вам понравился урок?

- Что запомнилось больше?

- Какими вы хотите быть?

Давайте обобщим полученные знания, для этого закончим предложения:

Юбка, брюки, свитер, блузка, платье – это…… (одежда)

Одежда бывает разная:…….. (повседневная, рабочая, праздничная, спортивная, домашняя)

Чтобы одежда была чистой, ее надо….. (чистить, стирать, гладить, складывать и аккуратно хранить)

После нашего урока, я надеюсь, что вы будете следить за своей одеждой и всегда будете опрятными и аккуратными.

          Если вы были довольны своей работой на уроке прикрепите к солнцу    лучик жёлтого цвета, а если не довольны или вам было трудно работать на уроке – прикрепляйте красный луч.

(обучающиеся прикрепляют лучики солнца на доску.)

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.

Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...

Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.

  Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...

Конспект для урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Тема: «Одежда. Виды одежды» 3 СКК VIII вида

Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение  распределять одежду по сезонам;-позна...