Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_osnove_zucheniya_predmetov.rar26.87 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
                        С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ    ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

2 класс

Пояснительная записка

      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (
стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.     Основными задачами во 2 классе являются:

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы. 

ПРОГРАММА

2 класс

(1 ч в неделю)

Примерная тематика

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
      
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
      
Дом, квартира, домашний адрес.
      
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
      
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
      
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
      
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
      
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
      Овощи и фрукты. Сравнение.
      
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
      
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
      
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Домашние и дикие животные. Сравнение.
      
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
      
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      Птицы и насекомые. Сравнение.
      
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
      Повторение.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
      Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
      участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
      составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
      Учащиеся должны
знать:
      названия и свойства изученных предметов и их частей;
      обобщающие названия изученных групп предметов.

Развитие устной речи на основе изучения

предметов и явлений окружающей   действительности (34ч)

1 четверть- 8часов

Название раздела, темы урока

Кол-во час.

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

по плану

фактически

1

Сезонные изменения в природе

1

обобщения и систематизации знаний

упражнения, беседа

Картина «Лето»,
учебник, методичка.

4.09

2

Экскурсия «изменения в природе»

1

комбинированный

упражнения, рассказ, работа с учебником

предметные и сюжетные картинки об осени, карточки- символы, учебник

11.09

3

Практическая работа «Сбор семян»

1

урок-экскурсия.

экскурсия, рассказ, объяснение

18.09

4

Погода (ясно, пасмурно, снег, дождь)

1

урок-экскурсия.

экскурсия, упражнение

учебник, методичка.

25.09

5

Погода каждый день

1

обобщения и систематизации знаний

упражнение, объяснения, рассказ

картинки

2.10

6

Изменения в  природе жизни растений и животных

1

закрепления знаний

упражнения, рассказ,

предметные и сюжетные картинки об осени,

9.10

7

Уточнение и расширение представлений об изменениях в природе осенью. «Сезонные изменения в природе»

1

урок-экскурсия.

экскурсия, беседа

«осколочные» картинки, учебник, методичка

16.10

 8

Экскурсия во двор школы

1

обобщения и систематизации знаний

Беседа, рассказ

картина «В школе»

23.10

                                                                                                                             2 четверть- 7часов

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Формы работы на уроке

Информационное сопровождение

            дата

По плану

фактически

1

 Отлёт птиц

1

закрепления знаний

Ролевая игра, упражнение

Серия сюжетных картинок «Птицы»

13.11

2

Изменения в природе в зимние месяцы (холод, снег)

1

изучения нового материала

Беседа, упражнение, описание

Картинки, загадки

20.11

3

Изменения в природе в зимние месяцы (гололедица, снег)

1

Закрепление материала

рассказ, беседа, упражнение

Предметные картинки

27.11

4

«В гости к зиме»

1

Урок-экскурсия.

Экскурсия, беседа

4.12

5

Беда на льду

1

изучения нового материала

Демонстрация, беседа

картинки

11.12

6

Меры безопасности в зимнее время года

1

 закрепления знаний

дидактическая игра, рассказ- описание

 картинки

18.12

7

«Растения и животные зимой»

1

Урок-экскурсия.

Экскурсия, беседа

Термометр, линейка, корм для птиц

25.12

                                                                         

                                                                                 3 четверть- 10 часов

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

По плану

фактически

1

Школа, пришкольный участок

1

обобщения и систематизации знаний

Составление рассказа по серии сюжетных картинок  «Зимние забавы детей»

Сюжетные картинки, серия картинок

15.01

2

«Классы и кабинеты в школе»

1

Комбинированный. экскурсия

беседа, рассказ- описание

 иллюстрации

22.01

3

Дом, квартира. Домашний адрес

1

комбинированный

упражнение, рассказ

картинки

29.01

4

Дорога в школу и домой

1

комбинированный

практическая работа

Модель светофора. Знаки: «Осторожно дети!», «Стоянка автобуса»

5.02

5

Семья

1

комбинированный

рассказ

предметные картинки

12.02

6

Одежда для дома

1

комбинированный

практическая работа

тряпочки для обуви, щётка для обуви

19.02

7

Одежда для мальчиков и девочек

1

обобщения и систематизации знаний

упражнение, рассказ по картинному плану

предметные картинки картинки части тела зайца

26.02

8

Уход за одеждой и обувью

1

обобщения и систематизации знаний, практическая работа

упражнение, рассказ по картинному плану

предметные картинки

5.03

9

Посадка лука в ящики

1

практическая работа

Картинки, лейка палочка для рыхления

12.03

10

Овощи и фрукты. Сравнение

1

обобщения и систематизации знаний

беседа

Муляжи

19.03

                                                                                          4 четверть- 9 часов

Название раздела, темы урока

Кол-во час.

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

По плану

фактически

1

Расширение представлений  об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе весной»

1

Урок-экскурсия.

экскурсия

 учебник, картинки

2.04

2

Раннецветущие растения: медуница, мать- и- мачеха. Закрепление и расширение представлений о приметах весны

1

обобщения и систематизации знаний

беседа, рассказ

 картинки с признаками весны, предметные картинки с раннецветущими цветами

9.04

3

Птицы: ворона. Уточнение и расширение представлений о повадках и привычках птиц

1

комбинированный

упражнение, рассказ

картинки птиц, вороны

16.04

4

Птицы: воробей. Уточнение представлений о птицах на основе знакомства с воробьём

1

комбинированный

упражнение, рассказ

 картинки птиц, воробья

23.04

5

Насекомые: жук. Знакомство с майским жуком

1

комбинированный

наблюдение, беседа

картинки насекомых, майского жука, схемы- символы

30.04

6

Насекомые: бабочка. Закрепление представлений о строении и поведении насекомых

1

комбинированный

рассказ, демонстрация, упражнение

картинки бабочек, сюжетная картинка «Летний луг»

7.05

7

Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие

1

закрепления знаний

дидактическая игра

предметные картинки, схемы- символы

14.05

8

Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание

1

изучения нового материала

практическая работа, чтение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского

расческа, ножницы, мочалка, предметные картинки со средствами гигиены

21.05

9

Итоговый урок  «Здравствуй лето!»

1

закрепления знаний

устный журнал

иллюстрации, картинки, запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»;

28.05

                                     

                                                 Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004
  2. Ковалько, В.И.  Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
  3. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
  4. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2  классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.
  5. Худенко Е.Д., Терехова  И.А.«Знакомство с окружающим миром».  2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ  Москва 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.

Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...

Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.

  Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...

Конспект для урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Тема: «Одежда. Виды одежды» 3 СКК VIII вида

Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение  распределять одежду по сезонам;-позна...