Русская народная сказка"Самое дорогое"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Лубникова Анна Владимировна

Конспект урока чтения и развития речи для коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoe_dorogoe.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Лубникова А.В.

Чтение и развитие речи

Тема: Воспитание трудолюбия в сказке «Самое дорогое» Русская народная сказка.  

Цели:

  1. ознакомить учащихся с народным творчеством. Учить выделять главную мысль произведения, подробному и выборочному пересказу, делению текста на законченные по смыслу части;  
  2. развивать и корригировать речь, внимание, фонематический слух, обогащать словарный запас;
  3. воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: таблица, словарные слова.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый,
  Всех зовет нас на урок.
  Ну-ка, детки, все готовы?
  Начинаем точно в срок.
  На места все тихо сядем,
  Не нарушим тишину.
  Приготовились все слушать, 
  Я урок сейчас начну.

  1. Проверка домашнего задания.

«Два плуга». Пересказ .

         III. Упражнения для развития речевого аппарата. 

1.Дыхательная гимнастика: «Свеча»

2.Артикуляционная гимнастика:   «Лошадка».

3.Речевая разминка.

- Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением: (Слайд 2)

 КОШКА КРОШКА НА ОКОШКЕ  КАШКУ КУШАЛА ПО КРОШКЕ

- Прочитайте, разделяя на слоги.

Прочитайте выразительно, скороговоркой, быстро, ещё быстрее.

IV. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Как называется раздел, по которому мы с вами будем работать?

V. Изучение нового материала.

-Чтение сказки учителем и демонстрация иллюстраций к сказке.(Слайд 3-12)

2. Словарная работа (разбор непонятных слов).(Слайд 13-14)

Кормиться – добывать средства к жизни, к пропитанию.

Прут – тонкая ветка без листьев.

Ивовый – сделанный из ветвей ивы.

Прялка – приспособление для ручного скручивания шерстяной нити.

-Физминутка для глаз.( Слайд 15)

-Чтение учащимися про себя.

-работа по содержанию.

Читаем первый абзац.

- В каком месте жили герои сказки?

- Назовите персонажи, которые мы можем встретить в жизни.

- Чем занимался старик?

- Чем занималась старушка?

- Скажите такая ситуация может ли быть в жизни?

Читаем 2 абзац.

- Что произошло как-то раз?

- Куда пошел старик? (В лес)

- Может ли быть в жизни такая ситуация? Такая ситуация называется житейская (бытовая).

- Кого он там встретил?

- Какой это герой сказки правдивый или выдуманный?

- Что не позволил старику сделать Лесной Дед? А что предложил старику?

Вот это уже появляется сказочный элемент, где нужно герою – старику проявить ум, смекалку, найти выход из создавшейся ситуации.

- Как повел себя старик?

- Сразу старик со старухой нашли выход? (Троекратное повторение действий)

- Перечислите, что предлагал старик попросить у Лесного Деда?

- Прочитайте, на чем они остановились?

Теперь дочитайте сказку в группах до конца и самостоятельно найдите в тексте и подчеркните главную мысль сказки.

Отвечайте по группам.

- Можно ли, по мнению старика, считать это главным в жизни?

- Совпали ли ваши высказывания о том, что для вас самое дорогое, с тем, что мы узнали для себя нового?

V. Выразительное чтение сказки

Кто хочет прочитать эпизод сказки?

Понравилась ли вам сказка? Чем?
На чем же основан вымысел в данной сказке?
Анализ содержания сказки в форме беседы по вопросам:
Где жили старик со старухой ? Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста.
- Чем занимались старик и старуха? Прочитайте.
- Для чего старик пошёл в лес? Кого он там встретил?
- Как выглядел Лесной Дед? Прочитайте.

-Что будут просить у Лесного Деда старик со старухой? 
 (Мнения детей: “прялку, нож, богатство, молодость”).
- Ожидали ли вы такое окончание сказки?

Понравилась ли вам сказка? Чем?
На чем же основан вымысел в данной сказке?

VI. Физкультминутка.

VII. Закрепление нового материал

1.  Выразительное чтение (самостоятельное чтение, в парах)

2. Выборочное чтение.

2. Подготовка к пересказу.

Индивидуальная работа Женя ,Саша.

Работа с пословицами.

- Найдите пословицу, которая относится к прочитанной сказке: (Слайд 16)

1.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

2.Где труд, там и счастье.

3. Как аукнулось, так и откликнулось.

  7. Домашнее задание( Слайд 17)
8. Итог урока.
- С какой сказкой мы познакомились?
- Кто герои сказки?
- Какова главная мысль сказки?
- А если бы вы встретили Лесного Деда , что бы вы попросили у него ?

Рефлексия. Что же самое дорогое в жизни?
Итог. “Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Гармония" “Русская народная сказка “Самое дорогое”

Цель:познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.Задачи урока:образовательные:  познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,способствовать формированию у у...

Русская народная сказка "Самое дорогое"

Название УМК – «Гармония»Название вариативного учебника, автора учебника – Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Класс, в котором проводился урок  - 2  классЦель урока:Со...

Литературное чтение. Русская народная сказка "Самое дорогое". 3 класс.

Презентация по литературному чтению в третьем классе. Русская народная сказка "Самое дорогое" по учебнику О. В. Джежелей....

Презентация. Русская народная сказка "Самое дорогое"

За лесом за еловым, под солнышком ......