Работа с басней С.В. Михалкова "Зеркало"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Китаева Инна Игоревна

Обучение чтению басен - вопрос в методике далеко не новый. Вот уже 300 с лишним лет басня воспринимается большинством учителей как чисто дидактическое, собственно нравоучительное произведение. С этих позиций безусловное предпочтение в начальной школе отдается басням И.А. Крылова. Основная часть методической литературы, посвященной работе с басней как жанром, построена на примере анализа произведений великого русского баснописца.

Поскольку в современные учебники для начальной школы включены басни и других авторов, предлагаем разработку урока литературного чтения в 4 классе по изучению басни С.В. Михалкова "Зеркало".

http://festival.1september.ru/articles/624283/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_basney_s.v._mikhalkova.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с басней С.В. Михалкова «Зеркало»

     Обучение чтению басен — вопрос в методике далеко не новый. Вот уже 300 с лишним лет басня воспринимается большинством учителей как чисто дидактическое, собственно нравоучительное произведение. С этих позиций безусловное предпочтение в начальной школе отдается басням И.А. Крылова. Основная часть методической литературы, посвященной работе с басней как жанром, построена на примере анализа произведений  великого русского баснописца.

       Поскольку в современные учебники для начальной школы включены басни и других авторов, предлагаем  разработку урока литературного чтения в 4 классе по изучению басни С.В. Михалкова  «Зеркало».         

Тип урока: урок изучающего чтения

Цель урока: проанализировать басню С.В. Михалкова «Зеркало»

Задачи урока:

   Образовательные:

  • Формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», «баснописец»;
  • Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
  • Продолжить работу по развитию умения анализировать и преобразовывать художественный текст.

   Развивающие:

  • Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на текст или собственный опыт;
  • Развивать сценические способности детей;
  • Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;
  • Развивать творческие способности учащихся.

   Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к чтению художественных произведений, которые помогут сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
  • Организовать деятельность, благодаря которой дети на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;
  • Расширить представления о правилах и способах взаимодействия с окружающим миром; о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

   Оборудование:

   1)Литературное чтение: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной

       школы: в 2 ч. Ч. 2/Авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.:  

       Вентана-Граф, 2001. – 160 с.: ил.

       ISBN 5-88717-146-4

   2) Картинки с изображением слона, носорога, страуса, верблюда, жирафа

   3) Доска

   

Ход урока:

I. Организационный момент

- Работа нам предстоит серьёзная и интересная. А начнём мы урок с разминки.

   1. Эвристическая разминка

   Цели: 

  • Обеспечить снятие психологического барьера перед началом умственной работы;
  • Активизировать мозг на выполнение учебной деятельности;
  • Дисциплинировать ум и направить мысли на решение учебной проблемы;
  • Способствовать развитию познавательной активности.

   - Вам необходимо расшифровать пословицу и объяснить её смысл.

   ЕТИНЕЧ    ЕЗБ    ШЛЕРАЗМЫНЯИ    –    ТЕОСУП    ЯЗАТЕНИ.

   ЧТЕНИЕ    БЕЗ    РАЗМЫШЛЕНИЯ     –    ПУСТОЕ    ЗАНЯТИЕ.

 II. Этап актуализации знаний

   Цели:

  • Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», «баснописец»;
  • Развивать умение высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на собственный опыт.

   - Прежде, чем я сообщу тему нашего урока, давайте повторим и закрепим наши знания о басне. Свой ответ стройте, опираясь на понятия, записанные на доске, и подтверждайте примерами из различных басен.

   III. Постановка учебной задачи и ход её решения.

          Анализ басни С.В. Михалкова «Зеркало»

   1. Предвосхищение возможного содержания басни

   Цели:

  • Подготовить учащихся к восприятию новой басни;
  • Развивать воссоздающее воображение.

   - Итак, сегодня мы будем анализировать басню С.В. Михалкова, которая называется «Зеркало».

   Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне?

Кто её герои? Какой может быть мораль

   - Вы знаете, что героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус. Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?

  2. Первичное восприятие произведения.

   Цели:

  • Проверить первоначально высказанные предположения;
  • Развивать навык чтения молча (для себя);
  • Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное.

   - Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебники на

стр. 116 и прочитайте басню.

   - Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.

   - Какие чувства вы испытали? Что вас удивило?

   3. Анализ текста басни. Выявление морали.

   Цели:

  • Развивать умение использовать простейшие приёмы анализа художественного текста;
  • Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;
  • Составлять несложные монологические высказывания о произведении, героях;
  • Развивать внимание к художественному слову;
  • Демонстрировать понимание прочитанного текста, определяя главную мысль, отвечая на вопросы по содержанию.

    - Из каких частей состоит басня?

    - В каком предложении заключена мораль?

    - В чём смысл морали?

    - Какая ситуация подтверждает эту мораль?

    - Почему автор поместил мораль в конце?

    - Какой недостаток высмеивается в басне?

  4. Подготовка выразительного чтения.

   Цели:

  • Развивать навык беглого чтения и умение ориентироваться в тексте;
  • Выяснить мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты;
  • Определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героев;
  • Осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.

   - Прочитайте последнее задание на стр. 117.

   - Чтобы передать образ каждого героя, нужно дать характеристику всем действующим лицам.

   - Какие слова подтверждают, что все животные реагировали на издевательства Носорога?

   - Ещё нам необходимо выяснить отношение автора к героям басни.

 

  5. Выразительное перечитывание текста басни по ролям (в группах).

   Цели:

  • Организовать деятельность, благодаря которой учащиеся на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;
  • Развивать умения осознанно и выразительно читать по ролям литературное произведение;
  • Организовать работу по творческому дополнению текста (созданию сценария).

   Задания группам.

   Игра «Радиотеатр» (1 группа).

- Вам нужно подготовиться и исполнить басню так, будто заслуженный артист России читает её по радио.

   

   Игра «Живые картины» (2 группа).

- Ваша задача мимикой и жестами передать услышанное.

   Игра «Сценаристы» (3 группа).

- Вам необходимо создать сценарий последнего абзаца басни, содержащего мораль.

   6. Выразительное чтение басни как интерпретация авторского замысла.

       Выступление групп.

   

   7. Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.

   - Могло ли что-то подобное произойти с людьми?

   - Были ли у вас похожие ситуации?

   - Как вы поступали?

   IV. Итог урока (рефлексия).

 - Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?

 - О чём хотите узнать больше?

 - Что бы вы изменили в себе после этого урока?

 - Что понравилось больше всего? Какое задание было интересно выполнять?

 - Какое задание оказалось сложным? Почему?

   

V. Домашнее задание (по выбору):

  • Подготовить пересказ басни от лица одного из героев;
  • Сочинить басню в прозаической форме с моралью, выраженной в пословице «Человек с коротким умом обзаводится длинным языком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над басней

План анализа басни...

Работа над басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Презентация содержит материал для работы в группах....

Творческая работа учителя. Басня.

Сочиняли с детьми на уроке басни. Попробовала себя в этом виде творчества. На втором слайде текст басни. А дальше анимированные слайды со звуком. Чтобы услышать мораль басни, надо сделать щелчок мышко...

Методика работы над басней.

Презентация. "Методика работы над басней"....

Методика работы над басней

Методика работы над басней на уроках литературного чтения во 2  классе(на примере учебника « Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий,  Л.А.Виноградская  Литературное чтение.Учебник. 2 ...

Памятка: "Работа над басней".

Памятка: "Работа над басней"....

Памятка "Работа над басней"

Памятка "Работа над басней" может быть использованна при оформлении уголка чтения....