Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рымша Янина Геннадьевна

Рабочая программа по "Литературному чтению". 3 Класс. "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_progr.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ

                                   3 КЛАССА

Программа включает:

1. Круг произведений для чтения.

2. Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом.

3. Обогащение и развитие опыта творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности.

             КРУГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

В круг чтения для 3 класса входят произведения, представляющие все основные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классическая и современная литература.

В разделы включены произведения из золотого фонда детской литературы. Значительное место занимают произведения современных писателей.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

Развитие навыка чтения:

развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного;

обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества текстов, прочитанных этим способом; углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли произведения);

развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя;

развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:

ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя; обучение приемам выразительной речи и чтения;

совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах;

произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков;

обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;

обучение чтению художественных произведений по ролям; драматизация произведений;

следование правилам подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу; развитие умения планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

Требования к уровню сформированности навыка чтения:

правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами; соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста; темп чтения — 70—75 слов в минуту.

Выработка умений работы с текстом:

подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием иллюстраций к тексту и приема устного рисования;

установление последовательности событий в произведении и осмысление их взаимосвязей друг с другом; подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением;

самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом;

составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя; словесное рисование картин к художественным текстам;

составление рассказов на основе наблюдений за жизнью школы, класса;

самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей; оценка поступков героя (с помощью учителя);

внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в текстах; ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию, произведений, близких по тематике; самостоятельное выполнение учебных заданий к тексту

             ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЫТА

             ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

             И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К  

                                       ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЙ

Развитие творческих способностей школьников:

формирование способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру;

развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года; видеть, открывать для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы, эмоционально отзываться на ее красоту; формирование у детей собственного видения окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах;

накопление опыта живых впечатлений от общения с миром животных, за которыми ученики наблюдают в лесу, зоопарке, живом уголке; развитие умения подмечать позы, повадки, характерные движения животных в различных ситуациях; умение рассказывать об увиденном;

наблюдение за настроением человека в различных ситуациях;

коллективное слушание художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.

Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений:

рассматривание и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва); проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени); усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печальную;

коллективное или индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок,

рассказывание-импровизация на заданную тему;

развитие у детей интереса к услышанным рассказам, сочинениям, стимулирование творческой активности при их обсуждении.

Развитие умения выражать в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояния природы и человека:

проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характеристики, описания предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй;

устные и письменные рассказы детей на заданные темы.

ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Развитие творческих способностей школьников:

развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, при совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений;

приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений; развитие поэтического слуха, наблюдение за звукописью, звукоподражанием;

размышление над содержанием произведений, умение выражать свое отношение к прочитанному; сравнение стихотворений разных поэтов, написанных на одну тему, и ряда стихотворных произведений одного и того же автора;

развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям;

развитие умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности.

АКТИВИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОЛНОЦЕННО

ВОСПРИНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческих способностей школьников:

развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умения подбирать свой вариант сравнения и сопоставлять его с авторским, накапливание опыта восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность;

развитие внимания детей к средствам художественной выразительности; заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение получившегося описания с авторским; целенаправленное формирование умения воссоздавать адекватные представления во время чтения художественных текстов на основе сопоставления реального и образного описания предметов или явлений;

развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе оживления двух рядов представлений — реальных и образных; совмещения двух рядов представлений, благодаря чему происходит проникновение в авторское, образное видение мира; изменение отношения ребенка к окружающему миру в процессе формирования эстетического восприятия действительности;

формирование потребности в осмыслении позиции автора, особенностей образного видения им мира и нравственно-эстетической оценки описываемого;

сочинение собственных текстов разных жанров;

придумывание варианта развития сюжета известных сказок и рассказов, изменение и перестановка героев произведения, перенесение действия в необычную обстановку (в подводное царство, на Луну, Марс и т. д.);

упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя (с помощью учителя);

развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу;

развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки; коллективное, групповое и индивидуальное создание иллюстраций, диафильмов по прочитанным произведениям (рисование на пленке и показ через кодоскоп); озвучивание созданных диафильмов музыкальными произведениями;

рисование портретов литературных героев, подбор к созданным описаниям музыкальных произведений;

сопоставление и эмоционально-эстетическая оценка способов изображения художественного образа в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном);

коллективная драматизация художественных произведений; введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста;

коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

Первоначальное накопление опыта работы с литературоведческими терминами:

формирование умения узнавать и различать жанры литературных и фольклорных произведений;

ознакомление детей с некоторыми особенностями мифа;

наблюдение за ритмичностью стихотворной речи, изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте.

В зависимости от подготовки детей учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...