Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век
рабочая программа по чтению (2 класс)

Воротынская Ольга Николаевна

Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Гурского с.п.

Комсомольского муниципального района Хабаровского края

Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю

МО начальных классов

Зам.директора по УМР

Директор

Протокол №            

от «     »                 201    г. ____________О.Н.Воротынская

__________И.В.Шестакова.

___________И.И.Гыскэ

«____»__________20       г

«____»__________ 201    г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по литературному чтению

2 класс

начального  общего образования

(ФГОС)

УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Воротынская Ольга Николаевна

                                          2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Сведения о программе.

Программа разработана на основе авторской программа под редакцией, Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века» ) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф, 2011.

 Цели и задачи курса.

      Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

        

Описание места учебного предмета , курса в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования рабочая программа по курсу «Литературное чтение» предусматривает 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю).

Изменения.

В связи с досрочным окончанием 2019-2020 уч.года не пройденные в 1 классе в 4 четверти  произведения перенесены  во 2 класс  2020-2021 уч.года

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

1

06.09

Досрочное окончание

 2019-2020 уч.года

Объединение тем. С. Романовский «Русь».

Н. Сладков "Скворец -молодец".  

2

12.09

Досрочное окончание

 2019-2020 уч.года

Объединение тем.Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки.

В.Сутеев. « Кораблик».

3

18.09

Досрочное окончание

 2019-2020 уч.года

Объединение тем.Шутка, считалка, потешка, пословицы. Кир Булычёв «Скороговорка».

4

03.10

Досрочное окончание

 2019-2020 уч.года

А.Л.Барто «Я – лишний».Я.Аким «Мама».

Э. Успенский «Всё в порядке».

5

04.10

Объединение тем. В.Сутеев «Кто лучше?» В.А.Осеева «Потерянный день»,  «Три товарища», «Печенье».

6

05.10

Объединение тем. А. Митта «Шар в окошке».

В.А.Осеева «Кто наказал его?»

7

09.10

Объединение тем. Е. Пермяк «Две пословицы».  Е.Пермяк «Торопливый ножик».

8

23.10

Н.Толстой «Солнце и ветер».В.Бианки «Синичкин календарь».

Э.Мошковская «Лёд тронулся».

9

25.10

Объединение тем. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Г.Скребицкий «Осень».   И.Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок).

10

06.11

Объединение тем.

Н. Сладков «Эхо».

С.Я.Маршак «Апрель».М.М.Пришвин «Лесная капель».

11

08.11

Объединение тем.

Э. Шим « Х М.Пришвин «Норка и Жулька». Э.Шим «Глухарь». Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья».

12

13.11

Объединение тем.

З. Александрова «Зима».

В.Бианки  «Лис и Мышонок.»

13

20.11

Объединение тем.

К. Ушинский «Мороз не страшен». К.Д. Ушинский «Играющие собаки».

Л.Н.Толстой «Косточка».

14

23.11

Е.Пермяк «Самое страшное». М.Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин?» «На катке»

15

19.03

Объединение тем.

С. Баруздин "Салют".

М.Пляцковский «Урок дружбы».

16

20.03

И.Бутман «Клоун». Е.Пермяк «Бумажный змей».

В.Берестов «Серёжа и гвозди».

17

03.04

А.Пушкин. « Сказка о царе Салтане».

18

23.04

М.Яснов «В лесной библиотеке».

В.Сутеев «Цыплёнок и Утёнок».

19

15.05

Объединение тем.

Русская народная сказка "Хаврошечка".

Р.н.с.  «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Общая характеристика предмета

Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».

Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.

Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.

Методы и приемы обучения:

-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;

-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;

-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;

-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;

-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;

-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;

-письмо: дописывание, списывание, сочинение;

-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге.

Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Концепция (основная идея) программы  рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Особенностью программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Специфическими особенностями литературного чтения являются следующие:

1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

3.   Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4. Сочетание работы над произведением и детской книгой  как особым объектом изучения.

5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения  и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании  с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Формы организации учебного процесса.

индивидуальные, групповые, работа в парах.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование   умения   планировать,   контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  • Регулятивные универсальные учебные действия:
  • - понимание и постановка учебной задачи;
  • - составление плана и последовательности действий;
  • - самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
  • - коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
  • - овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.
  •      В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

  • Познавательные универсальные учебные действия:
  • - формирование познавательной учебной задачи;
  • - выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
  • - восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
  • - поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
  • - умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
  • - способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • - интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
  •  - рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
  •  - выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
  •   Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
  •    Знаково-символические познавательные действия: 
  • - моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует  текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.  Составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия. Составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
  •  Логические универсальные действия:
  • - анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
  • - установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
  • - формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
  • - сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
  • - аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
  •     Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
  • - понимание и формирование учебной задачи;
  • - выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия:
  •     Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи):
  • - слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
  • - умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
  • - овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
  • - умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
  • - умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
  • - умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
  • -  умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
  • -  умение полно и аргументированно строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,   давать   и    обосновывать   нравственную    оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения во 2 классе:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
  • понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
  • постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
  • различать пословицы и загадки по темам;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;
  • выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
  • рассказывать сказки с присказками;
  • создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;
  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге в ее аппарате;
  • сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

Содержание курса.

Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения детских писателей, произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.

О нашей Родине (5ч)

Знакомство с произведениями о Родине, родной природе, любви к русской земле, о ее прошлом и настоящем. Работа над рифмой, выделение диалога.

Народная мудрость (6 ч)

Работа над пословицами, загадками. Знакомство с былинами, выделение их особенностей.

О детях и для детей (13 ч)

Работа с произведениями: развитие умения озаглавливать части рассказов, читать по ролям, пересказывать. Знакомство с понятиями: персонаж, герой. Знакомство с баснями, развитие умения определять мораль басни. Выявление особенностей бытовой сказки.

Мир сказок (6ч)

Знакомство со сказками, определение их особенностей. Развитие умения составлять рассказ о герое произведения. Выразительное чтение сказок, пересказ

Уж небо осенью дышало (6 ч)

Упражнения в выразительном чтении. Выделение логических ударений, соблюдение пауз. Определение темы произведений. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков.

Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение.. Выявление главной мысли, авторской позиции.

Снежок порхает, кружится…(18 ч)

Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Развитие умения пересказывать по плану. Знакомство с понятием «авторская сказка» Упражнения в выразительном чтении. Выделение логических ударений, соблюдение пауз.

Здравствуй, праздник новогодний! (10 ч)

Работа с текстами стихотворений. Выделение сравнений. Определение тона и темпа чтения. Работа над содержанием произведений.

О братьях наших меньших (12 ч)

Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану, по картинному плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Работа с текстами стихотворений: упражнения в выразительном чтении, выделение логических ударений, соблюдение пауз.

Зарубежные сказки (13 ч)

Работа с текстами сказок: разыгрывание сказок по ролям, развитие умения пересказывать сказки, описывать героев, сравнивать сказки, определять особенности народных и авторских сказок.

Семья и я (15 ч)

В этом разделе происходит знакомство со стихами, рассказами, сказками о семье, былью как жанром устного народного творчества. Работа над произведениями раздела предусматривает: заучивание стихов и песен наизусть, подробный пересказ текстов, выявление главной мысли, авторской и личной позиции.

Весна, весна красная…(24 ч)

Знакомство с песнями – закличками. Работа с текстами рассказов и стихов: развитие умения находить описание, читать выразительно, кратко пересказывать прочитанное, читать по ролям. Выявление главной мысли, авторской и личной позиции.

Там чудеса (8)

Знакомство с волшебными сказками, определение их особенностей. Развитие умения составлять рассказ о герое произведения. Выразительное чтение сказок, пересказ.

Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие(заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение.

Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору. Героям и их поступкам.

Творческая деятельность. Появление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжение произведения, фольклора. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Навык чтения. (Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему) (200-250 слов) текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданию и вопросам к тексту произведения

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся

04.09

1.

Ф. Савинов «Родина».

1

Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения.

05.09

2.

И. Никитин «Русь».

1

Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения.

06.09

3.

С. Романовский «Русь».

Н. Сладков "Скворец -молодец".  

1

Чтение "про себя". Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя (диалог).

07.09

4.

С. Романовский «Слово о Русской земле».

1

Слушание. Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.

11.09

5.

С. Прокофьев «Родина» Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Россия, Русь,  куда я ни взгляну».

1

Упражнение: чтение вслух, "про себя", выразительное. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихотворениям о Родине.

12.09

6.

Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки.

В.Сутеев. « Кораблик».

1

Сравнение разных малых фольклорных форм. Слушание народной музыки. Работа с учебником.

13.09

7.

Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал».

1

Слушание. Беседа: былина и былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины.

14.09

8.

Былины. «Три поездки Ильи Муромца».

1

Анализ былины: повторы, напевность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Творческая работа: придумывать продолжение былины. Чтение "Про себя".

18.09

9.

Шутка, считалка, потешка, пословицы. Кир Булычёв «Скороговорка».

1

Выразительное чтение диалога шутки. Выделение при чтении главных слов, определение темпа и тона чтения. Упражнения в чтении считалок. Объяснение смысла пословицы. Сравнение различных жанров фольклора.

19.09

10.

Проверь себя.

1

Обобщение по теме.

20.09

11.

А. Барто «Катя». Дополнительное чтение Б. Заходер «Перемена».

1

Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи, тона, темпа. Выделение рифмующихся слов. Беседа: выявление авторской точки зрения, высказывание своей точки зрения. Сравнение произведений о детях.

21.09

12.

С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах».

1

Слушание. Сравнение произведений С. Буруздина: стихотворения и рассказа. Определение их темпы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям к произведению.

25.09

13.

С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело».

1

 Сравнение произведений С. Баруздина: стихотворение и рассказа. Определение их темы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям к произведению.

26.09

14.

Е. Пермяк «Смородинка».  Дополнительное чтение: С. Михалков «Прогулка».

1

Чтение "Про себя". Работа с текстом: деление на части, составление плана.

27.09

15.

Н.Носов "Заплатка". Г.Сангир «Рабочие руки».  Дополнительное чтение: Нанайская сказка «Айога».

1

Слушание рассказа Н. Носова. Выполнение заданий к тексту в учебнике и тетради. Определение главной мысли. Составление рассказа о девочке.

28.09

16.

Басни И. Крылов «Лебедь Щука и Рак. Л.Толстой «Страшный зверь». Дополнительное чтение Я. Аким «Жадина».

1

Работа с басней, ее структурой и формой. Выразительное чтение. Рассматривание иллюстраций. Объяснение учителем слов: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И. Крылова и Л.Толстого.

02.10

17.

М. Зощенко «Самое главное».

1

Слушание рассказа. Анализ произведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении.

03.10

18.

А.Л.Барто «Я – лишний».Я.Аким «Мама».

Э. Успенский «Всё в порядке».

1

Слушание рассказа. Анализ произведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении.

04.10.

19

В.Сутеев «Кто лучше?» В.А.Осеева «Потерянный день»,  «Три товарища», «Печенье». 

1

Стение "про себя" сказки В.Сутеева "Кто лучше?". Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений (жанр, тема, автор).

05.10

20.

А. Митта «Шар в окошке».

В.А.Осеева «Кто наказал его?»

1

Самостоятельное чтение рассказа "Шар в окошке". Беседа по содержанию. Подробный пересказ по готовому плану. Выполнение заданий в тетради. Сравнение произведений. Работа с текстом произведения Е.Пермяка. Объяснение пословиц. Пересказ по плану. Сравнение произведений и книг о детях.

09.10

21.

Е. Пермяк «Две пословицы».  Е.Пермяк «Торопливый ножик».

1

Работа с текстом произведения Е. Пермяка. Объяснение пословиц. Пересказ по плану. Сравнение произведений и книг о детях.

10.10

22.

Л. Пантелеев "Две лягушки». Дополнительное чтение В. Катаев «Цветик- семицветик».

1

Работа со сказкой Л. Пантелеева "Две лягушки". Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня).

11.10

23.

В. Беспальков «Совушка».

1

Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

12.10

24.

В. Сутеев «Снежный зайчик». Дополнительное чтение Н.Носов «На горке». Н. Носов «Затейники».

1

Работа с рассказом и с иллюстрациями к тексту. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов В. Сутеева. Самостоятельное чтение рассказа Н. Носова "Затейники". Выполненение заданий. Книги Н. Носова и В. Сутеева.

16.10

25.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа чтения. Упражнения в правильном выразительном чтении. Работа с иллюстрацией к тексту.

17.10

26.

Бр. Гримм «Маленькие человечки» Дополнительное чтение Бр. Гримм «Три брата».

1

Чтение сказки, выполнение заданий под руководством учителя. Сравнение сказок (народная и авторская), определение темы.

18.10

27.

Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Дополнительное чтение Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине».

1

Самостоятельное чтение сказки. Выполнение заданий под руководством учителя. Творческая работа: придумать историю жизни одной из горошинок.

19.10

28.

Бр. Гримм «Семеро храбрецов».

1

Работа со сказкой: выделение особенностей сказки. Выразительное чтение. Сравнение сказок с похожими сюжетами.

23.10

29.

 Н.Толстой «Солнце и ветер».В.Бианки «Синичкин календарь».

Э.Мошковская «Лёд тронулся».

1

Работа со сказкой: выделение особенностей сказки (повторы и последовательность событий) и национальных признаков (имена героев, детали), Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок с похожими сюжетами: русской народной сказки «У страха глаза велики» и сказки братьев Гримм «Семеро храбрецов».

24.10

30.

Проверь себя.

1

Обобщение по теме: выполнение заданий в учебнике и тетради.

25.10

31.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Г.Скребицкий «Осень».   И.Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок).

1

Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Рассматривание иллюстрации к тексту.

26.10

32.

Э. Шим «Белка и Ворон» Е. Трутнева «Осень».

1

Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя.

06.11

33.

Н. Сладков «Эхо».

С.Я.Маршак «Апрель».М.М.Пришвин «Лесная капель».

1

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров: сказки и рассказа.

07.11

34.

Н. Рубцов « У сгнившей лесной избушки...» Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы».

1

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнение в чтении. Введение и объяснение понятий "загадка". Чтение рассказа М. Пришвина. Выполнение заданий, обучение пересказу.

08.11

35.

Э. Шим « Х М.Пришвин «Норка и Жулька». Э.Шим «Глухарь». Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья». 

1

Слушание. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

09.11

36.

Проверь себя.

1

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами.

13.11

37.

З. Александрова «Зима».

В.Бианки  «Лис и Мышонок.»

1

Чтение стихотворения. Выполнение заданий в тетради и учебнике. Введение понятий "сравнение".

14.11

38.

С. Иванов «Каким бывает снег».  Дополнительное чтение С. Есенин «Пороша».

1

Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану.

15.11

39

И. Соколов-Микитов «Зима в лесу».

1

Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ.

16.11

40

Э. Шим «Всем вам крышка».

1

Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко, реальные и сказочные события.

20.11

41

К. Ушинский «Мороз не страшен». К.Д. Ушинский «Играющие собаки».

Л.Н.Толстой «Косточка».

1

Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Обучению пересказу по плану. Сравнение народных сказок.

21.11

42

Русская сказка «Дети Деда Мороза».  Дополнительное чтение. Немецкая сказка «Бабушка Метелица».

1

Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Обучение пересказу по плану. Сравнение народных сказок.

22.11

43

М. Пришвин «Деревья в лесу».

1

Работа с рассказом: самостоятельная подготовка к выразительному чтению, выразительное чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Творческая работа: рисование картины "Зима в лесу".

23.11

44

Е.Пермяк «Самое страшное». М.Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин?» «На катке»

1

Самостоятельное чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе.

27.11

45

И. Суриков «Детство».

1

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе.

28.11

46.

В. Даль «Девочка Снегурочка».

1

Слушание сказки. Выделение зачина, повторов, концовки, песенок.

29.11

47.

В. Даль «Девочка Снегурочка».

1

Слушание сказки. Выделение зачина, повторов, концовки, песенок.

30.11

48.

Русская народная сказка «Снегурочка».

1

Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.

04.12

49.

Русская народная сказка «Снегурочка».

1

Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.

05.12

50.

Дополнительное чтение Японская народная сказка «Журавлиные перья».

1

Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.

06.12

51.

Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза».

1

выразительное чтение отрывка из поэмы. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений поэта. Работа с книгами Н. Некрасова.

07.12

52.

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует».

1

Чтение рассказа "про себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе.

11.12

53.

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу».

1

Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа. Слушание. Упражнения в правильном чтении, выделении сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

12.12

54.

И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»

1

Упражнения в правильном чтении, выделении сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

13.12

55.

Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича». Дополнительное чтение В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

Работа в группах (5-10 человек)

14.12

56.

С. Михалков « В снегу стояла елочка».

1

Слушание. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Коментирование текста.

18.12

57.

А. Гайдар  «Елка в тайге».

1

Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану.

19.12

58.

А. Гайдар  «Елка в тайге».

1

Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану.

20.12

59.

Книги А. Гайдара.

1

Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. Работа с книгой А. П. Гайдара "Чук и Гек".

21.12

60.

С. Маршак «Декабрь». С. Городецкий «Народные приметы».

1

Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование обложки к стихотворению. Повторение произведений С. Маршака.

25.12

61.

Книги С. Маршака.

1

Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование обложки к стихотворению. Повторение произведений С. Маршака.

26.12

62.

Библиотечный урок «Книги Х. К.  Андерсена». Дополнительное чтение «Штопальная игла», «Ель».

1

Рассматривание и выборочное чтение книги Х.К. Андерсена.

27.12

63.

Проверь себя.

1

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

28.12

64.

Урок-утренник «Идет волшебница зима».

1

Содержание урока-утренника:   выставка творческих работ учащихся по теме;                         конкурс чтецов и рассказчиков;                                                     -инсценирование отдельных произведений по теме;                               конкурс знатоков загадок о зиме;                                            викторина "По страницам нашего учебника".

15.01

65.

Народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение Е. Чарушин «Перепелка».

1

Выполнение заданий под руководством учителя. Самостоятельное чтение стихотворения В. Жуковского "Птичка". Сравнение произведений.

16.01

66

К. Ушинский «Кот Васька». Считалка. Загадки.  Произведения фольклора Е. Благинина «Голоса леса». Дополнительное чтение М Пришвин « Как поссорилась кошка с собакой».

1

Упражнение в чтении. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение стихотворение.

17.01

67

М. Пришвин «Старый гриб».  Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца».

1

Слушание. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Рассматривание книг М. Пришвина. Самостоятельное чтение стихотворения. Выяснение отношения автора к своему герою. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений (жанр, тема, автор).

18.01

68.

К. Ушинский « Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Оленёнок».

1

Выразительное чтение произведений разных жанров. Выполнение заданий. Сравнение моделей обложек прочитанных произведений.

22.01

69.

В. Бианки «Еж- спаситель». Скороговорки.  Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка».

1

Работа с рассказом, выполнение заданий в учебнике и тетради.

23.01

70

М. Дудин « Тары-бары…»

1

Чтение стихотворения. Выполнение заданий.

24.01

71.

Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты».

1

Упражнение в чтении. Работа с текстом. Выявление реального в произведениях. Упражнение в чтении. Работа с текстом.

25.01

72.

К. Ушинский "Плутишка кот". Дополнительное чтение: К. Паустовский "Барсучий нос".

1

Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Составление плана. Пересказ по плану.

29.01

73

Русская народная сказка "Журавль и цапля".

1

Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Краткий пересказ.

30.01

74.

Дополнительное чтение: Африканская народная сказка "О том, как лиса обманула гиену".

1

Слушание.  Выполнение заданий в учебнике и тетради.

31.01

75.

Русская народная сказка "Зимовье зверей".  

1

Слушание. Комментирование заглавия. Работа с текстом и иллюстрацией. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

01.02

76.

Дополнительное чтение. Немецкая народная сказка " Белый медведь и бурый медведь".

1

Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выделение реального и вымышленного в произведении. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение литературных сказок.

05.02

77.

Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича".

1

Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выделение реального и вымышленного в произведении. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение литературных сказок.

06.02

78.

Дополнительное чтение Р. Киплинг "Откуда у кита такая глотка".

1

Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выделение реального и вымышленного в произведении. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение литературных сказок.

07.02

79.

Русская народная сказка "Белые перышки".

1

Чтение сказки учителем. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение народных сказок.

08.02

80.

Украинская народная сказка "Колосок". Дополнительное чтение Французская сказка "Волк, улитка и осы".

1

Работа с текстом сказки. Описание героев сказки. Сравнение сказок о петушке. Рассматривание книг со сказками о петушке.

12.02

81.

Английская народная сказка "Как Джек ходил  счастья искать".

1

Самостоятельное чтение. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой "Зимовье зверей". Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека.

13.02

82.

Английская народная сказка "Как Джек ходил  счастья искать".

1

Самостоятельное чтение. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой "Зимовье зверей". Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека.

14.02

83.

Норвежская сказка "Лис Миккель и медведь Бамсе".

1

Чтение веселых историй. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов.

15.02

84.

Норвежская сказка "Лис Миккель и медведь Бамсе".

1

Чтение веселых историй. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов.

19.02

85.

Дополнительное

Чтение. Сказка

американских индейцев

«Как кролик взял

койота на испуг».

1

Чтение веселых историй. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов.

20.02

86.

Братья Гримм "Бременские музыканты".

1

Слушание. Беседа. Выполнение заданий. Сравнение сказок разных народов. Работа с книгами братьев Гримм.

21.02

87.

Братья Гримм "Бременские музыканты".

1

Слушание. Беседа. Выполнение заданий. Сравнение сказок разных народов. Работа с книгами братьев Гримм.

22.02

88.

Английская народная сказка "Сказка про трех поросят". Дополнительное чтение Дж. Харрис "Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха."

1

Слушание. Выделение песенки, развитие событий, образы героев. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки и сказки  С. Михалкова "Три поросенка".

26.02

89.

Дополнительное чтение Дж. Харрис "Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха".

1

Слушание. Выделение песенки, развитие событий, образы героев. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки и сказки  С. Михалкова "Три поросенка".

27.02

90.

Проверь себя.

1

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

28.02

91.

Л.  Толстой "Лучше всех". Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня.   М. Лермонтов "Спи, младенец…".

1

Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения. Творческая работа: сочинение рассказа "Вся семья вместе - и душа на месте".  Объяснение понятий: быль, рассказ, пословица, колыбельная песня.

29.02

92.

Е. Пермяк «Случай с кошельком».

1

Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения.

04.03

93.

С. Аксаков «Моя сестра».

1

Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения.

05.03

94.

В. Осеева "Сыновья". Пословица. А. Майков "Колыбельная песня".

1

Отработка навыка чтения. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение рассказа В. Осеевой "Сыновья". Пересказ по плану.

06.03

95.

Л. Толстой  "Отец и сыновья". А. Плещеев "Дедушка". Дополнительное чтение И. Панькин "Легенда о матерях".

1

Самостоятельное чтение рассказа. Определение главной мысли. Выполнение заданий.

07.03

96.

Л. Воронкова "Катин подарок".  Ю. Коринец "Март". Дополнительное чтение Б. Заходер "Сморчки".

1

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Подробный пересказ.

11.03

97.

А. Плещеев "Песня матери".

1

Самостоятельное чтение стихотворения А. Плещеева "Песня матери". Выполнение заданий. Упражнение в выразительном чтении.

12.03

98.

А. Плещеев "Песня матери".

1

Самостоятельное чтение стихотворения А. Плещеева "Песня матери". Выполнение заданий. Упражнение в выразительном чтении.

13.03

99.

Татарская народная сказка "Три сестры". Дополнительное чтение С. Михалков "А что у вас?"

1

Чтение вслух татарской сказки. Образы персонажей. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

14.03

100.

В.Солоухин "Деревья".

1

Чтение стихотворения учителем. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение.

18.03

101.

С. Михалков "Быль для детей".

1

Беседа о Дне Победы. Слушание произведения. Выразительное чтение третьей части. Самостоятельное чтение стихотворения.

19.03

102.

С. Баруздин "Салют".

М.Пляцковский «Урок дружбы».

1

Беседа о Дне Победы. Слушание произведения. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение стихотворения.

20.03

103.

И.Бутман «Клоун». Е.Пермяк «Бумажный змей».

В.Берестов «Серёжа и гвозди».

1

Обобщение по теме. Выполнение заданий.

21.03

104.

Проверь себя.

1

Обобщение по теме. Выполнение заданий.

01.04

105.

Народная песня "Весна, весна красная". А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»   А.Чехов "Весной".

1

Выразительное чтение народной песни. Творческая работа.

02.04

106.

А. Пушкин "Гонимы вешними лучами…" Г. Скребицкий "Весна-Художник".

1

Слушание. Выполнение заданий. Комментирование заглавия. Самостоятельное чтение рассказа Г. Скребицкого "Весна-художник".

03.04

107.

А.Пушкин. « Сказка о царе Салтане».

1

Слушание. Выполнение заданий. Комментирование заглавия. Самостоятельное чтение рассказа Г. Скребицкого "Весна-художник".

04.04

108.

Н. Сладков "Снег и Ветер". Дополнительное чтение Н.Сладков "Лесные шорохи".

1

Самостоятельное чтение сказки "Снег и Ветер". Выполнение заданий под руководством учителя.

08.04

109.

С. Маршак "Весенняя песенка".  Дополнительное чтение  В. Маяковский "Тучкины штучки".

1

Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий. Самостоятельное чтение рассказа. Сравнение жанров произведения.

09.04

110

Э. Шим «Чем пахнет весна».

1

Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий. Самостоятельное чтение рассказа. Сравнение жанров произведения.

10.04

111.

Е. Баратынский "Весна, весна".  Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

1

Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий.

11.04

112.

А. Куприн «Скворцы».

1

Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

15.04

113.

Н. Сладков "Скворец -молодец".  

1

Самостоятельное чтение.

16.04

114.

 Дополнительное чтение К. Ушинский "Проказы старухи зимы".

1

Выразительное чтение.

17.04

115.

 Дополнительное чтение Н. Сладков "Проталина".

1

Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Самостоятельное чтение сказки-диалога.

18.04

116.

Н. Сладков "Апрельские шутки". А. Барто "Апрель".

1

Чтение учителем сказки. Выполнение заданий к тексту. Выразительное чтение стихотворения.

22.04

117.

Г. Скребицкий "Жаворонок".

1

Самостоятельное чтение рассказа. Работа с книгами Н.Сладкова о природе.

23.04

118.

М.Яснов «В лесной библиотеке».

В.Сутеев «Цыплёнок и Утёнок».

1

Выразительное чтение песенки - заклички. Выполнение заданий. Сравнение произведений фольклора. Творческая работа: сочинение загадок и песенок – закличек.

24.04

119.

В. Жуковский "Жаворонок". Дополнительное чтение В. Бианки "Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину".

1

Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

25.04

120.

О. Высотская "Одуванчик". М. Пришвин "Золотой луг".

1

Сравнение произведений о весенней природе. Творческая работа.

29.04

121.

П. Дудочкин "Почему хорошо на свете". Дополнительное чтение Э. Шим "Муравейник".

1

Работа со сказкой.

30.04

122.

Н. Сладков "Весенний гам". А.Барто "Воробей". Дополнительное чтение Р. Сеф "Чудо".

1

Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Выполнение заданий.

02.05

123.

М. Пришвин "Ребята и утята". Дополнительное чтение Н. Сладков "Весенний разговор.

1

Самостоятельное чтение рассказа. Составление рассказа по иллюстрации.

06.05

124.

Б. Заходер "Птичья школа".

1

Слушание. Беседа по содержанию. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

07.05

125.

Дополнительное чтение М. Горький "Воробьишко".

1

08.05

126.

К. Ушинский "Утренние лучи". Дополнительное чтение  М. Пришвин "Лесная капель".

1

Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

13.05

127.

А. Барто "Весна, весна на улице".

1

Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Обучение заучиванию наизусть.

14.05

128.

Проверь себя.

1

Обобщение по теме. Самостоятельное выполнение контрольной работы "Проверь себя" в тетради. Самопроверка по образу.

15.05

129.

Русская народная сказка "Хаврошечка".

Р.н.с.  «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

1

Самостоятельное чтение. Выделение признаков сказки. Пересказ по плану.

16.05

130.

Дополнительное чтение Русская народная сказка "Чудо-чудное, диво-дивное", "Царевна- лягушка".

1

Самостоятельное чтение. Выделение признаков сказки. Пересказ по плану

20.05

131.

А. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке".

1

Слушание сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с книгами сказок А. Пушкина.

21.05

132.

А. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке".

1

Слушание сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с книгами сказок А. Пушкина.

22.05

133.

Дополнительное чтение  А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

1

Слушание сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с книгами сказок А. Пушкина.

23.05

134.

Ш. Перро "Кот в сапогах".

1

Чтение сказки вслух. Выполнение заданий. Работа с иллюстрациями. Описание кота.

27.05

135.

Дополнительное чтение Индийская народная сказка "Золотая рыбка".

1

Чтение сказки вслух. Выполнение заданий. Работа с иллюстрациями.

28.05

136.

Проверь себя.

1

Выполнение заданий в учебнике. Самостоятельная работа в тетради. Самопроверка по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...