Конспект урока по литературному чтению в 4 классе И.С.Никитин «В синем небе…»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Цель урока:  продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_savvich_nikitin.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

             « Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин «В синем небе…»

Цель урока:  продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.

Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.

Воспитывать у учащихся любовь Родине.

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль:  текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик  с  романсом на стихотворение; учебник «Родная речь». 

                                                            ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент
  2. Формулировка темы, цели  урока.

- Как называется раздел учебника, который мы читаем?

- С творчеством какого поэта знакомились на прошлом уроке?

- С творчеством какого поэта будем знакомиться сегодня?

3.Проверка домашнего задания.

   -Урок начнём с проверки домашнего задания. Уточните, что вы готовили дома.

      (Чтение наизусть стихотворения А.Плещеева «Дети и птичка» )

 4.Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»

1) Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).

   Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу  реки.

С высокой кручи побережья,  где стоял дом Никитиных,  поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.

Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.

С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.

Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.

Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи.

Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»

    В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.

- Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта, и память о нём увековечена.

2) Первичное знакомство со стихотворением

 - А теперь приготовьтесь слушать.

(аудиозапись; электронное приложение к учебнику)

3) Проверка первичного восприятия стихотворения:

- Что вы представили, когда слушали? (Синее небо, облака, простор и т.д.)

-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?  

- Прочитайте, какое у вас задание:

4) Словарно-лексическая работа.

«Прочитайте стихотворение. Отметьте незнакомые слова».

- Какие слова требуют разъяснения?  (Ответы учащихся)

5) Словарная работа

Грезит - мечтает

Межа - граница земельных участков.

Зарево- огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений

Храм- здание для совершения богослужения и религиозных обрядов

5)Работа над анализом стихотворения.

- Исследуем стихотворение.

-Сколько строф в этом стихотворении?  (три)

-Как называется такая строфа (трёхстишье)

-Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)

-Какие рифмы в этом стихотворении (парные)

- Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно

(дети читают стихотворение про себя)

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?

 ( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

- С помощью чего создаются эти картины?

 (с помощью художественных средств)

- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

  ( эпитетами, сравнением)    

- Вспомните, что такое эпитет.

1) Эпитет –  чаще  всего  имя прилагательное.

2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется  в переносном значении.

3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

Чтение учащимися стихотворения по четверостишиям. Задание: найти эпитеты.

Физкультминутка.

Работа над анализом стихотворения. ( продолжение)

- Что такое синонимы? Подберите синонимы к  словам:

Грезит - мечтает

Восторг - восхищение

Золотой - жёлтый, оранжевый

Сиять- мерцать, переливаться

-Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам:

Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.

Восторг - огорчение, печаль, тоска.

- Давайте представим,  что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт.

-  Нарисуйте эти изумительные картины.

( работа в парах, словесное рисование)

  ( Проверка.)

- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

   (На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце, и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием)

- Сейчас мы посмотрим слайды и будем называть строки из стихотворения, которые подойдут к данным картинам. ( Чтение всего стихотворения.)  

 - Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?

    (Мы видим, что в природе тишина, как в храме,  и  И.С.Никитин восхищается этой тишиной)

-Мы познакомились  с прекрасным стихотворением.

- Какие мысли передал Никитин?

(И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении;  Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог  увидеть нам)

6.Подготовка к выразительному чтению.

- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

-Вы подумали, с какой интонацией будете читать?

(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).          

7.Работа в парах над выразительностью чтения

Выразительное чтение стихотворение

   - Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

   - Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

8.Творческая работа (в группах).

- Я предлагаю составить синквей.

- В чем его особенность?

- Вспомните правила работы в группах.

а)  1строка –  подлежащие (тема)

б)  2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)

в)  3  строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г)  4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д)  5 строка -  вывод  (слово – резюме, ассоциация с первым словом)

   -Проверка задания.

9. Итог урока. Рефлексия.

         - О чём вы узнали при изучении стихотворения И.С. Никитина?

-Чему учит это стихотворение?

-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?        

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам,  когда их читаешь, будто слышишь голос самого  поэта.

Заполните схему.

Родные поэты

             - На уроке:               

 - Мне понравилось … 

- Я понял, что …

 - Я научился …       

  - Я сегодня работал …

    - Оценить работу учащихся на уроке.                                                        

 9. Домашнее задание: с. 148 (выучить наизусть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."

Урок литературного чтения с презентацией 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..." На уроке прослушивается музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года", романс на стихи И.С.Никитина...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»

Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «И. С. Никитин. «Русь». Анализ текста» 4 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством И. С. Никитина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: И.С. Никитин "Русь". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое Родина, пр...

Конспект урока по литературному чтению по теме «И.С. Никитин «Русь»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя:Формирование понятия «стихотворение», как жанра литературы.развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать жанровые ос...