Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Программа «Перспективная начальная школа»
3 класс
Урок литературного чтения
Тема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»
Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. Тахта
Остренко Л.П.
Цели: донести юмор басен, научить находить мораль-поучение в басне,
работать над выразительностью.
Задачи:1.Раскрыть образы главных героев.
2.Осуществлять нравственное воспитание на примере героев басни.
3.Развивать творческое воображение и логическое мышление при работе с иллюстрациями.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, учебник «Литературное чтение» 3 класс авт. Н.А.Чуракова Москва, Академкнига,2011 г, лента времени, выставка рисунков учащихся к полюбившимся басням, мультфильм к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица», предметные картинки «Звери и птицы – герои басен»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа «Перспективная начальная школа»
3 класс
Урок литературного чтения
Тема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»
Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. Тахта
Остренко Л.П.
Цели: донести юмор басен, научить находить мораль-поучение в басне,
работать над выразительностью.
Задачи:1.Раскрыть образы главных героев.
2.Осуществлять нравственное воспитание на примере героев басни.
3.Развивать творческое воображение и логическое мышление при работе с иллюстрациями.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, учебник «Литературное чтение» 3 класс авт. Н.А.Чуракова Москва, Академкнига,2011 г, лента времени, выставка рисунков учащихся к полюбившимся басням, мультфильм к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица», предметные картинки «Звери и птицы – герои басен»
Ход урока.
1.Индукция - создание эмоционального настроя.
Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок!
Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. (На экране появляются раскрывающиеся лепестки роз).
Посмотрите, как красивы эти розы. Особенно трогательно их увидеть в этот зимний морозный день. Пусть этот день несёт нам радость общения. И, подобно этим лепесткам, пусть раскроются ваши души. Как хорошо, что мы вместе. У нас все получится. Улыбнитесь друг другу.
Бессмертные творения Эзопа и Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!
Кто не слыхал их живого слова,
Кто в жизни с басней не встретился своей!
2.Сообщение темы и целей урока
Учитель: Мы продолжаем путешествовать по разделу «Басни». Тема нашего сегодняшнего урока: Басни Эзопа «Ворон и лисица», И.А.Крылова «Ворона и лисица». На нашем уроке, ребята, мы познакомимся с новыми баснями, проникнем в их тайны и наберемся житейской мудрости.
3.Разминка и проверка домашнего задания - Начтем урок с разминки! Она поможет нам вспомнить ранее изученные басни и проверить домашнее задание
1.Зрительный диктант. (-Ваша задача: быстро прочитать шепотом пословицы, затем выразительно вслух, подумать, к какой басне можно отнести)
1.У Всякого Федотки свои отговорки («Лисица и виноград»))
2. Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось. ( Лебедь, Рак и Щука)
3.Делу – время, а потехе – час. (Стрекоза и муравей)
4.Лучше синица в руках, чем журавль в небе. (Эзоп, Соловей и Ястреб)
5.Одна пчела много меда не принесет . (Отец и сыновья. )
2. Блиц- турнир «Герои Басен» (Поможет нам вспомнить героев изученных басен)
1.Птица, которая тянула воз вверх, в облака. (Лебедь)
2. Он из кожи вон лез, пятясь назад. (Рак)
3.Птица, которая попала в западню. (Соловей)
4. Его водили по улицам. (Слон)
5.Животное, которое отказалось есть зеленый виноград (Лисица)
6.Хищник, попавший на псарню. (Волк)
Герои басен. Кто они? (Звери и птицы)
3. Работа с рисунками учащихся к полюбившимся изученным басням,
К сегодняшнему уроку вы, ребята, нарисовали рисунки к полюбившимся басням. Они представлены у нас на выставке.
А теперь рассмотри рисунки на слайде. Вспомните названия басен. Ваша задача : внимательно рассмотреть иллюстрации и найти ошибки. Что перепутано?
4.Мини - тест «Откуда эти строки?» (На индивидуальных карточках.)
Задача: Соединить стрелками отрывки с названиями басен.
5.Работа над новым материалом
А теперь приступаем к работе с новыми баснями. Вспомним, что такое басня. Откройте словарь происхождения слов и прочтите.(Учебник Р.яз. №2, стр.187)
Басня - небольшое, чаще всего стихотворное произведение. От древнего слова «баять» -говорить.
А вот первое определение басни: «Басня – есть вымышленный рассказ, являющий образ истины»
Автор первой басни сегодняшней - Эзоп. Поработаем с лентой времени. Когда же появились его басни? А когда появились первые басни?
Наш библиотекарь Полупанова Анастасия подготовила о нем небольшое сообщение. (Слушается сообщение) Чтение басни Эзопа «Ворон и лисица»
Работа по содержанию
-Из каких частей обычно состоит басня?
-Чему посвящена первая часть басни - ее повествование: взаимоотношениям животных или людей? А мораль басни?
- Почему так получилось, что ворон легко расстался со своей добычей? Какого испытания не выдержал он? (испытания лестью, восхваленьем)
Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить», их принесла нам Летучая мышь на своих крыльях (учебник стр.18)
-Кто кому льстит? Кого осуждает басня больше: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль басни.
Работа с пословицами (стр. 18)
1.Лестью и душу вынимают.
2.Ласкатель – тот же злодей.
3.Лесть без зубов, а с костьми ест.
4.Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
Прочитайте пословицы. От чего они нас предостерегают? Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести? Применимы ли они в качестве морали к этой басне Эзопа?
Физкультминутка музыкальная
«Как у наших у ворот»
Работа с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица»
- Работа с лентой времени
-Истории басен Эзопа известны во всем мире и дожили до наших дней. Их пересказывали на свой лад многие писатели и поэты в разных странах. Самые известные баснописцы – Лафонтен во Франции и Иван Крылов в России.
2. Сообщение о Крылове (Библиотекари Семейко Андрей и Коляко Кристина)
3. Просмотр мультфильма по мотивам басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»
4.Беседа по содержанию
-Что вы заметили? История, рассказанная Иваном Крыловым, похожа, что и в басне Эзопа?
-Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у других народов? (Бродячие истории)
-В чем сходство и различие басен? Какая из них написана прозой, а какая стихами?
-Какая басня помогает лучше представить животных: их внешний вид и поведение? Какая басня вам кажется более смешной? Почему?
5. Повторное чтение цепочкой по строчке учащимися
- Найдите в тексте слова, какими лисица характеризует глупую ворону, какие слова использует. (Выборочное чтение)
6.Физминутка для глаз
7.Работа с иллюстрациями.
- Ребята, посмотрите на экран! Многие художники старались отобразить эти басни с помощью кисти и карандаша, чтобы средствами изобразительного искусства мы еще ярче восприняли события, описанные в этих баснях. Это такие художники, как Д.К.Гавриленко, С.Яровой, Валентин Серов и многие другие. Особое внимание ваше я хотела бы обратить на работу Валентина Серова, она есть в вашем учебнике на странице20 и представлена на экране. Несмотря на то, что она выполнена простым карандашом и неяркая, но посмотрите, как художник передал образы героев. Сравните величину фигурок вороны и лисицы. Что вы можете сказать? Соответствуют их размеры реальности? (Фигура вороны намного больше лисицы, создается впечатление, что художник выполнял работу, сидя высоко на ели, рядом с вороной. Создается зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы)
- Как вы думаете, можно было с такого расстояния разглядеть такие подробности внешности, как «носок», «перушки», «глазки»?
Чему же учат нас эти басни? (Не верить льстивым словам окружающих, не всегда верить своим ушам, не всегда эти слова искренни, не быть доверчивыми, глупыми)
7.Связь с жпзнью.
-Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом , выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом.
8.Работа в группах . Проект «Пишем басни сами»
(Разыгрывание ситуаций, подобных тем, что описаны в баснях «Лесть в корыстных целях»)
1 ситуация. Вы не выучили наизусть басню, получили «двойку». Учитель требует ваш дневник?
2 ситуация. На день рождения вам подарили 500 рублей. Ваш брат (сестра) хотят любой ценой их заполучить.
3 ситуация. Твоему другу (подруге) купили новую компьютерную игру, о которой вы давно мечтали. А он не дает вам поиграть.
9. Итог урока
Бессмертные творения Эзопа и Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!
-Почему же спустя сотни, тысячи лет мы с удовольствием читаем басни Эзопа и Крылова? (Они интересны, полезны, несут уроки жизни) Почему басни не устаревают? (Пороки людские, такие как лесть, зависть, лень, глупость, хитрость, были 4000 лет назад и существуют сегодня.)
Какую жизненную мудрость взяли из сегодняшнего урока, из сегодняшних басен?
(не нужно быть доверчивым, и льстить некрасиво.)
10.Как оцениваете свою работу на уроке? Поднимите карточку с нужным номером.
1. Полностью раскрывшийся бутон (вы работой своей очень довольны)
2.Бутон раскрыт на половину (своей работой довольны, но могли бы работать лучше)
3. Бутон зеленого цвета ( сегодня у вас не все получилось, вы можете работать лучше)
11. Домашнее задание по выбору 1. Сочинить басню, мораль которой «Делу – время, а потехе – час».
2. Найти в библиотеке басни других авторов, прочитать одну из них.
Если успеем! (К итогу урока) – Отрываем лепестки, читаем вопрос, отвечаем.( По группам)
- Сколько частей, как правило, в басне? Как они называются?
- Сколько лет назад жил Эзоп?
- Какие художники иллюстрировали басни?
1.В каком году родился И.А.Крылов?
2.Кто чаще всего становится героем басни, а кого обычно касается вывод (мораль)?
3.Как отчество Крылова?
1.Каких писателей, создавших басни, вы знаете?
2.В каком городе стоит памятник Крылову в окружении зверей и птиц?
3.Как давно существуют истории, которые называются баснями?
«Как часто эти найденные строки
Для нас таят бесценные уроки!»
Шекспир
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
мы познакомимся с новыми баснями, проникнем в их тайны и наберемся житейской мудрости На уроке
Разминка 1.Зрительный диктант
У всякого Федорки свои отговорки Дружно –негрузно, а врозь –хоть брось. Делу – время, а потехе – час. Лучше синица в руках, чем журавль в небе Одна пчела много меда не принесет.
Разминка 2. Блиц -турнир «Герои басен»
1.Птица, которая тянула воз вверх, в облака. 2. Он из кожи вон лез, пятясь назад. 3.Птица, которая попала в западню. 4. Его водили по улицам. 5.Животное, которое отказалось есть зеленый виноград. 6.Хищник, попавший на псарню. 2. Блиц -турнир
Разминка 3.Что перепутал художник?
Разминка 4. Тест 1.Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, А щука тянет в воду Отец и сыновья 2. И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный Соловей и ястреб 3. Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!. Лебедь, рак и щука 4. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и попросил ястреба отпустить его Стрекоза и муравей 5. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику Ворона и лисица
Разминка 4. Тест 1.Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, А щука тянет в воду Отец и сыновья 2. И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный Соловей и ястреб 3. Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!. Лебедь, рак и щука 4. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и попросил ястреба отпустить его Стрекоза и муравей 5. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику Ворона и лисица
Что такое БАСНЯ? Первое определение басни «Басня есть вымышленный рассказ, являющий образ истины.»
Лента времени
Эзоп «Ворон и лисица»
Басня повествование мораль (ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ) (ОБРАЩЕНА К ЛЮДЯМ)
Физкультминутка
Физкультминутка
Физкультминутка
Физкультминутка
Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица»
Иллюстрации к басням Работа Валентина Серова Работа Д.К.Гавриленко Работа С.Ярового
Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы , или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом , выступали в роли глупой вороны? Вспомните и расскажите об этом. А живет ли лесть в наше время? Чему нас учат эти басни?
Поработаем в группах Проект Пишем басни сами
Итог урока Почему басни не устаревают? Какую житейскую мудрость вы взяли из сегодняшнего урока? Бессмертные творенья Эзопа и Крылова Мы с каждым годом любим все сильней!
1. 2. 3. 1.Вы работой своей очень довольны 2.Своей работой довольны, но могли бы работать лучше 3.Сегодня у вас не все получилось, вы можете работать лучше. Как оцениваете свою работу на уроке ?
Домашнее задание по выбору 1. Сочинить басню, мораль которой «Делу – время, а потехе – час». 2. Найти в библиотеке басни других авторов, прочитать одну из них.
Пусть басни друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! Басня – верный друг людей. С ней живется нам мудрей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме Эзоп "Ворон и лисица", И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.
Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов«Ворона и Лисица». Сравнение басен.Урок литературного чтения в 3 классе для учителей, работающих по программе "Начальна...
Урок литературного чтения 3 класс. Тема "И.А. Крылов "Ворона и Лисица"
Данный урок литературного чтения в 3 классе из раздела «Великие русские писатели» по программе "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. А. Крылов "Ворона и лисица"
Урок литературного чтения в 3 классе - басня Крылова "Ворона и лисица". К уроку прилагается презенация...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 2 часть». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 2 частью.Планируемые резьутатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова «...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 3 часть». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 3 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...