Урок литературного чтения в 3 классе по теме Эзоп "Ворон и лисица", И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Сергеева Елена Игоревна

Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов«Ворона и Лисица». Сравнение басен.Урок литературного чтения в 3 классе для учителей, работающих по программе "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx39.1 КБ
Файл prezentatsiya_k_basne.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Елена Игоревна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» г. Курска

        Урок литературного чтения в 3 классе по теме        

Эзоп «Ворон и лисица», И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Тема урока

Эзоп «Ворон и лисица», И.А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Цель урока

Осмыслить содержание, мораль, жанровые особенности басен Эзопа «Ворон и лисица», и И. А. Крылова «Ворона и лисица» на основе их сравнения.

Задачи

  1. Учиться понимать содержание басен, воздействия содержания на чувства, мысли детей;
  2. Учить сравнивать басни разных авторов: находить общее и различие в построении сюжета, характерах героев, морали, форме речи.
  3. Развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять и называть композиционные части;
  4. Читать выразительно басню.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;

выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

работать с несколькими источниками информации, текстами; проводить сравнительный анализ двух произведений; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: контролировать и оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД: развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем; работать в паре, в группе; развивать умения выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Личностные результаты: ориентироваться в нравственном содержании произведения, самостоятельно делать выводы.

Педагогические технологии

Технология развивающего обучения, элементы информационно - коммуникационной технологии и здоровьесберегающей технологии.

Основные понятия

Басня, мораль, лексическое значение слова.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы

Учебник Литературное чтение: 3 класс: Ч. 1 \ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013; Литературное чтение: 3 класс, рабочие тетради: Ч. 1 \ Л.А.  Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015. выставка книг басен, презентация, карточки с таблицами  на каждого ученика; карточки для групповой работы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Целеполагание и мотивация

(  минута)

 2. Актуализация полученных знаний.

( минут)

3.Сообщение темы и целей урока.

( минуты)

4.Первичное восприятие.

( мин)

5.Анализ произведения.

( мин)

6.Самостоятельная работа.

( мин)

7.Физкультминутка.

( мин.)

8.Первичное восприятие.

( мин.)

Словарная работа

( минута)

9.Анализ произведения

( мин.)

 

10.Сравнение басен.

( мин.)

11.Подведение итогов. Рефлексия.

( мин.)

12.Домашнее задание.

( мин.)

Прозвенел …

Мы …

Будем…

И…

Работаем …

Слушаем …

- Послушаем выразительное чтение произведения, с которым вы работали дома.

-Какой жанр произведения?

- Что такое басня?

-Выражена ли в этой басне мораль?

-Назовите мораль басни.

- Кто автор этой басни?

- Посмотрите на экран. Найдите среди писателей портрет И.А.Крылова.

-Что вы знаете об этом писателе?

-А кто изображён рядом?

-Что вы можете о нём рассказать?

-Назовите известные вам басни Эзопа, Крылова.

-Крылов и Эзоп написали много басен.

-Угадайте, кто герои басен, которые мы будем читать сегодня?

1)Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: - Карр, карр, карр.

2)Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. 

-К какому жанру относятся эти произведения?

-Кто же герои басни?

- Предположите, что с ними может произойти в басне?

-Вам предстоит сегодня познакомиться с басней Эзопа «Ворон и лисица» и басней И.А.Крылова «Ворона и лисица» и узнать о повадках героев данных произведений получше.

(На доске:

Эзоп«Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»

-Назовите тему и цели урока.

-Составим алгоритм действий при сравнении.

-По каким критериям вы будете сравнивать басни?

На слайде запись:

Эзоп

Крылов

Жанр

Форма написания

Герои

Сюжет

Композиция

Язык

-Прочитайте басню Эзопа.

-Понравилась басня?

-На произведение какого жанра похожа эта басня?

-Чем отличается?

-Что такое мораль?

-В какой форме написана басня?

-Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?

-Что вы можете сказать о языке басни?

-Назовите героев басни.

-Каким в басне показан ворон?

-Лисица?

-Назовите сюжет басни.

-Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.

-Назовите композиционные части басни.

-Где в басне спрятана мораль?

-Чему учит нас эта басня?

-Какой человеческий недостаток высмеивается?

-Заполните 1-ую колонку таблицы.

-Проверим, что у вас получилось.

-Какие критерии вызвали затруднения?

-Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных: лисицы и ворона. Сделать это надо с помощью языка жестов.

-Послушайте басню И.А.Крылова.

 (Учитель читает басню).

-Понравилась ли вам басня? Чем?

-В какой форме написана басня?

-Что вы можете сказать о сюжете басни?

-Как называется такой сюжет?

-Как вы думаете, кто из баснописцев позаимствовал сюжет?

-Прочитайте басню про себя и найдите

слова, значение которых вам непонятно.

-Как вы понимаете значение этих слов?

-Где можно узнать лексическое значение слова?

- Поработайте в парах, найдите значение  слов:

  •  «гнусна» - отвратительна;
  • «пленил» – очаровал;
  • «вещунья» -приносящая вести;
  • «взгромоздясь» - взобралась с трудом

-Назовите главных героев басни.

-Какой вы представляете себе Ворону? Подтвердите свои мысли словами из текста.

-Какой представлена в басне Лисица?

-Выделите композиционные части басни.

-Прочитайте мораль басни.

-Как вы понимаете значение слова лесть?

-В каких словах Лисицы слышится похвала?

-Всегда ли похвала бывает приятной?

-Почему Лисица хвалит Ворону?

-В чём заключается смысл морали?

-Что вы можете сказать об языке басни?

- Запишите синонимы к крылатым выражениям басни в РТ стр. 41 упр.5.

-Проверим.

-Заполните в группах 2-ую колонку таблицы.

-Проверим, что получилось.

-Какие критерии вызвали затруднения?

-Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.

-В чём сходство басен?

-Чем отличаются басни?

-В какой басне легче представить поведение героев?

-И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.

-Удалось ли художникам передать характеры героев?

-Какой представлена Ворона? Лисица?

-Лучшим  баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

- Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.

-Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.

- Прочитайте басню Крылова выразительно, передавая словами поведение и характер героев.

-Выполним тест.

-Ответьте на вопросы:

1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?

2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…

3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:

-Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.

  • - Всякий трус о храбрости говорит.

-За глупость всегда приходится расплачиваться.

 4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.

-Проверьте, что у вас получилось.

-Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.

-Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни.

-Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни.

-Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни.

-Выполнение какого задания вызвало затруднение?

-Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?

-Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.

-Запишем домашнее задание  выразительно читать басню И.А.Крылова по желанию можно нарисовать иллюстрацию к басне; инсценировать басню.

…звонок весёлый.

…начать урок готовы.

…слушать, рассуждать

…друг другу помогать.

…старательно,

…внимательно.

Чтение басни.

-Басня.

- Басня – это стихотворный или прозаический короткий рассказ с нравоучительным выводом.

-Нет. Она скрыта.

- Некоторые люди обвиняют  обстоятельства в том, что им не удалось достигнуть того, чего они хотели. При всех неудачах нужно винить только себя. Лисица в басне, говоря, что виноград зелёный обманывает саму себя.

-И.А.Крылов

 -Ответы детей.

-Эзоп.

-Ответы детей.

-Ворона.

-Лиса.

-Загадки.

- Ворона и лисица.

-Ответы детей.

-Познакомимся с новыми баснями, будем выделять особенности жанра, сравнивать их.

-Ответы детей.

-Сказка о животных.

-Есть мораль, вывод.

-Нравоучение.

-В прозаической.

-Нет.

-Басня написана простым, понятным языком.

-Ворон и Лисица.

-Глупый, доверчивый.

-Умная, хитрая.

-Лиса обманным путём отбирает у Ворона кусок мяса.

-Ответы детей.

-Вступление, основная мысль, мораль.

-В словах Лисицы.

-Не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил своё брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом.

-Глупость

-Работа в группах.

-В поэтической (стихотворной).

-Сюжет похож на предыдущую басню.

-Бродячий.

-Крылов у Эзопа.

-В Толковом словаре.

-Ворона и Лисица.

-Глупая, доверчивая, крупная.

-Хитрая, изворотливая, плутовка.

-Мораль, вступление, основная мысль.

-Лесть – это неискреннее, лицемерное, угодливое восхваление.

-Голубушка, что за шейка, за глазки, пёрышки, носок, ангельский голосок, царь – птица.

-Нет.

-Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону, льстит ей.

-В низости лести и глупости человека, ценящего эту лесть.

-Работа в группах.

-В басне много эпитетов, крылатых выражений.

-Работа в парах.

-Да.

-Жанр, герои, сюжет.

-Форма написания, композиция, мораль, язык.

-В басне Крылова.

-Чтение басни.

Выполнение задания.

-Чтобы получить желаемое.

-Глупость человека и низость лести.

 

-Ответы детей.

Коммуникативные УУД: 

- сотрудничество с учителем;

- владение диалогической речью.

Личностные результаты:

- настроить на работу;

- организация рабочего места.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в изученном материале;

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

- умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные результаты:

- умение самостоятельно делать выводы;

- самооценка.

Познавательные УУД:

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

- умение прогнозировать предстоящую работу;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

-  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты:

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение работать с толковым словарём и учебником.

Регулятивные УУД:

- умение прогнозировать предстоящую работу;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группах, в парах;

-  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты:

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

- умение работать с учебником;

- умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

-  владение монологической речью;

-умение работать в группах, в парах

- сотрудничество с учителем.

Личностные результаты:

- целенаправленная познавательная деятельность.

Познавательные УУД:

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической речью;

- сотрудничество с учителем.

Личностные результаты:

- умение самостоятельно делать выводы.

Познавательные УУД:

- умение обобщать и классифицировать по признакам;

- умение записывать слова и предложения по заданной теме.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической речью;

- умение оформлять свои мысли в письменной форме;

- сотрудничество с учителем.

Личностные результаты:

-  слуховое и зрительное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы;

- умение ориентироваться в нравственном содержании текста.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процессов результата деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.

Личностные результаты:

- самооценка критериев успешности.

Познавательные УУД:

- умение работать с источником информации.

Личностные результаты:

- право свободного выбора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Эзоп Крылов Жанр Форма написания Герои Сюжет Композиция Язык

Слайд 5

Эзоп Крылов Жанр басня Форма написания прозаическая Герои Ворон, Лисица Сюжет Лисица хвалит Ворона, чтобы отобрать кусок мяса Композиция Вступление, развитие сюжета, мораль Язык Простой, понятный

Слайд 6

Эзоп Крылов Жанр басня Форма написания стихотворная Герои Ворона, Лисица Сюжет Лисица хвалит Ворону, чтобы отобрать кусок сыра Композиция Мораль, вступление, развитие сюжета Язык Выразительный, устаревшие слова, крылатые выражения

Слайд 7

Эзоп Крылов Жанр басня басня Форма написания прозаическая стихотворная Герои Ворон, Лисица Ворона, Лисица Сюжет Лисица хвалит Ворона, чтобы отобрать кусок мяса Лисица хвалит Ворону, чтобы отобрать кусок сыра Композиция Вступление, развитие сюжета, мораль Мораль, вступление, развитие сюжета Язык Простой, понятный Выразительный, устаревшие слова, крылатые выражения

Слайд 8

«г нусна» - «вещунья» - « взгромоздясь » -

Слайд 9

«г нусна» - отвратительна «вещунья» -предсказатель « взгромоздясь » - взобралась с трудом

Слайд 10

П ЛЕНИТЬ - ОЧАРОВАТЬ, ЗАХВАТИТЬ, ЗАВОРОЖИТЬ. А НГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК - КРАСИВЫЙ, НЕЖНЫЙ, ЧИСТЫЙ ГОЛОСОК. Д ЫХАНЬЕ СПЁРЛО - ДЫХАНЬЕ ПЕРЕХВАТИЛО, РАЗВОЛНОВАТЬСЯ, ЗАДЫХАТЬСЯ. К АРКНУЛА ВО ВСЁ ВОРОНЬЕ ГОРЛО - ГРОМКО, ГРУБО.

Слайд 11

Памятник Ивану Андреевичу Крылову

Слайд 16

1. Чтобы получить желаемое. 2. Глупость, лесть. 3. - Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть. Эзоп - Всякий трус о храбрости говорит. - За глупость всегда приходится Крылов расплачиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 класс. Школа России. 2 -я четверть. И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

На уроке испоьзованы элементы драматизации с привлечением учеников другого класса....

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....