Календарно -тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по учебнику Л.Ф. Климановой
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

В соответствии с ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Kонцепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебнике «Перспектива». 1-4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - М. : Просвещение, 2011.
  2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. - М. : Просвещение, 2010.
  3. Климанова, Л. Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. - М. : Просвещ< ние, 2010.
  4. Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Кли манова [и др.]; под ред. Л. Ф. Климановой. - М. : Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного предмета Цели и задачи курса

Основные цели обучения литературному чтению:

  • совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию е как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательно] активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами[1].

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественно! литературе;
  • воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений[2].

Структура курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка.

Содержание курса представлено следующими разделами:

  • «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»;
  • «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»;
  • «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»;
  • «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапную выработку навыка чтения: от громкоречевой формы чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает луч- ее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (бег- чтение), овладевают чтением про себя.

Содержание курса включает выработку умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения мате- ала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная, деятельность»

предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (подбор заглавий к тексту, полный пересказ прочитанного текста), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно - нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно-эстетической деятельности, нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети учатся различать способы изображения мира ■ художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании пира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, создавать собственные тексты.

Предусмотрено знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся должны научиться понимать и ценить художественное произведение.

В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез - анализ - синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, сопоставляя главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается изучение художественного образа (без терминологии), воплощенного в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и ней тральные слова и выражения.

Определены для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образ; и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровне сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровне автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание раздела включено совершенствование умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.

С целью совершенствования стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.).

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включенные в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников[3].

Описание места учебного предмета в учебном плане

На уроки литературного чтения в 1 классе отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю), из них 34 часа включены в фазу постановки и решения системы учебных задач, в том числе 8 часов отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой), 6 часов - на рефлексивную фазу учебного года.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Совершенствуются техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно".

Содержание учебного предмета

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста).

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мусль текста.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном произведении; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: умения ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, обеспечивающие выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-7 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизацию. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерперетации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)[4].

Результаты изучения учебного предмета

При изучении литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1-4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты (в соответствии с требованиями ФГОС):

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средстве ее осуществления;
  • умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные, способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать Даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и лич ностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существовании различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировал свою точку зрения, а также с уважением воспринимать другие.

Предметные результаты изучения курса:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передача нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации13.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы

в практике конкретного образовательного учреждения14

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В        (конкретно указывается класс) учащиеся в процессе обучения литературному чтению работают с текстом (подбирают заглавие, пересказывают), решают коммуникативные речевые задачи, учатся понимать и анализировать художественные произведения, определяют содержание и выбор книг для чтения, выполняют творческие задания. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Материально-техническое обеспечение

1. Дополнительная литература.

  1. Бородина, В. А. Учим читать / В. А. Бородина, С. М. Бородина. - JL, 1985.
  2. Воюшина, М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников : межвузовский сборник научных трудов. - СПб., 1992.
  3. Кубасова, О. В. Как помочь ребенку стать читателем / О. В. Кубасова. - М., 2004.
  4. Лазарева, В. А. Технологии анализа художественного произведения ГВ. А. Лазарева. - М., 2006.
  5. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. - М., 1994.
  6. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст / Е. И. Матвеева. - М., 2005.
  7. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова.-М., 1972.
  8. Оморокова, М. И. Основы обучения чтению младших школьников / М. И. Оморокова. - М., 2005.
  9. Осетинская, О. В. Я - первоклассник : портфолио учащегося / О. В. Осетинская. - Волгоград : Учитель, 2011.
  10. Рез, 3. Я. Изучение лирики в школе / 3. Я. Рез. - М., 1968.
  11. Романовская, 3. И. Чтение и развитие младшего школьника / 3. И. Романовская. - М., 1982.

        ь        

13 http://www.prosv.ru/umk/pcrspcktiva/ info.aspx? ob_no=25581

В Пояснительной записке желательно определить статус школы, сс социальный заказ, назначение, стратегический анализ деятельности.

  1. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги / Н. А. Рубакин. - М., 1977.
  2. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2011.
  3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.
  4. Пропп, В. Я. Морфология сказки : исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - М., 1972.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М. : Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school- collection.edu.ru
  2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : www. festival. lseptember.ru
  4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : www.km.ru/ education
  5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа : www.uroki.ru
  6. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/per- spektiva/ info.aspx? ob no-12371

3. Наглядные пособия.

  1. Комплект наглядных пособий «Литературное чтение. 1 класс» (16 табл.).
  2. Народные сказки.
  3. Пушкин А. С. и его сказки.
  4. Крылов И. А. и его басни.

4. Технические средства обучения.

  1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
  2. Телевизор.
  3. Компьютер.
  4. Экспозиционный экран.

  1. Учебно-практическое оборудование.
  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
  2. Штатив для таблиц.
  3. Ящики для хранения таблиц.
  4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
  1. Специализированная мебель.

Компьютерный стол.


№ урока

Тема, тип урока

Ка- лен- дар- ные сроки

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности учащихся, форма работы

Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся

Формы контроля

освоение предметных знаний (базовые понятия)

универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

Фаза постановки и решения системы учебных задач (34 ч)

Книги - мои друзья (7 ч)

1

 Вводный урок. Знакомство с учебником

(постановка учебной задачи)

Система условных обозначений.

Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Индивидуальная - рассматривание и чтение условных обозначений; рассматривание обложки, титула, содержания учебника; выполнение упражнений на нахождение нужной главы в содержании учебника, условных обозначений, по ориентировке в учебнике. Фронтальная - чтение (учителем или подготовленными учащимися) обращения авторов учебника к детям; выдвижение предположений на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; ответы на вопросы

2

Книги - мои друзья

(поиск и открытие нового способа действия)

Книга, писатель, читатель. Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. Обложка, автор, каталог. С. Маршак «Новому читателю».

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя

Индивидуальная - рассматривание иллюстраций; рассказывание о прочитанных книгах. Работа в паре - чтение диалога героев учебника Ани и Вани. Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение значений слов книга, писатель, читатель', чтение стихотворения С. Маршака «Новому читателю»; участие в конкурсе юных читателей; объяснение

i

1

2

3

4

5

6

7

8

Способ чтения: чтение целыми словами. Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений

или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

смысла высказывания: «Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений», слов обложка, автор, каталог

3

«Как хорошо уметь читать...»

(поиск и открытие нового способа действия)

Внеклассное чтение.

Веселые стихи

Книга в жизни современного человека. Возникновение письменности (на образно-иллюстративной основе). Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Кто говорит молча?

Загадки, пословицы о книге. Культура обращения с книгой

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохра- нять'учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать

со сверстниками.

Индивидуальная - чтение (наизусть) стихотворения С. Маршака «Новому читателю»; рассматривание изобразительных знаков - иероглифов; чтение (по памяти) стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать». Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение смысла загадки: Кто говорит молча?; чтение высказывания К. Ушинского, текста. Работа в паре - чтение загадок, пословиц, диалога героев учебника Ани и Вани.

Коллективная - обсуждение проблемы «Культура чтения, культура обращения с книгой». Фронтальная - слушание, чтение (5-7 минут), рассматривание иллюстрации к юмористическим

  1. Сочинение письма с помощью знаков-рисунков на темы: «Я люблю читать книги», «Я люблю играть н футбол» (по выбору).
  2. Составление собственных загадок

о книге.

  1. Чтение произведения, прослушанного на уроке внеклассного

1

2

3

4

5

6

7

8

изведениям: Б. Заходер «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин»; А. Барто «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки»; А. Прокофьев «Как на горке, на горе...» (по выбору учителя)

4. Нахождение в домашней библиотеке книг, таких же по жанру, как в теме по внеклассному чтению

4

«Как бы жили мы без книг?..»

(поиск и открытие нового способа действия)

Библиотека. Тематический указатель при выборе книг. С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?» Способ чтения: чтение целыми словами

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Фронтальная - ответы на вопросы; рассматривание выставки книг (сборников сказок, рассказов, загадок, произведений С. Михалкова); выполнение упражнений по ориентировке в тематическом указателе книг.

Индивидуальная - чтение книг, выбранных в библиотеке; чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг?»; участие в соревновании «Кто быстрее?» (четкое и быстрое произнесение скороговорки). Коллективная - обмен мнениями по вопросам: Может ли компьютер заменить книгу? А кино, телевидение? Родилось ли у вас желание всегда обращаться к книге, уметь хорошо читать и понимать написанное?

1

2

3

4

5

6

7

8

5

Мои любимые писатели (поиск и от- *

крытие нового способа действия)

А. С. Пушкин - великий русский писатель. Пушкинский стиль письма. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Лукоморье, дол

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Фронтальная - ответы на вопросы; рассматривание выставки книг: стихи, сказки А. Пушкина; чтение стихов А. Пушкина; объяснение значения слов лукоморье, дол\ выборочное чтение, соотнесение иллюстраций и строк из поэмы.

Индивидуальная - чтение отрывков из сказок А. Пушкина. Коллективная - обмен впечатлениями по прочитанному отрывку из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила», мнениями по вопросам: почему имя А. Пушкина внесено в раздел «Мои любимые писатели»? Почему произведения А. Пушкина любимы многими людьми?

6

Сказки К. Чуковского (поиск и открытие нового способа действия)

К. Чуковский «Айболит». Жанровое своеобразие произведения К. Чуковского «Айболит».

Качества хорошего чтеца

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Фронтальная - рассматривание выставки книг К. Чуковского; ответы на вопросы. Индивидуальная - чтение (наизусть) отрывков из известных сказок К. Чуковского. Групповая - инсценирование сказки К. Чуковского «Айболит» (распределение ролей; исполнительские задачи: выразить голосом

1

2

3

4

5

6

7

8

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

тревогу, заботу, удивление, радость; определение интонации, с которой надо произносить слова Айболита, зверят). Коллективная - обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; выбор лучшего чтеца (артиста, исполнителя) сказки К. Чуковского

7

Из книг К. Ушин- ского. Обобщение по разделу (решение частных задач)

К. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому». Нравственные понятия: добро, зависть, злость, ложь, милосердие.

В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать дейст- »

вия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: форму-

Фронтальная - ответы на вопросы; слушание произведений К. Ушинского.

Работа в паре - чтение рассказа К. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому». Коллективная - обсуждение названия рассказа, смысла нравственных понятий: добро, зависть, злость, ложь, милосердие; заучивание пословицы наизусть; выявление практического смысла пословицы.

Индивидуальная - чтение рассказа В. Осеевой «Мама принесла Тане новую книгу».

  1. Чтение произведения, прослушанного на уроке внеклассного чтения.
  2. Нахождение в домашней библиотеке книги, такой же

по жанру, как в теме по внеклассному чтению

1

2

3

4

5

6

7

8

Внеклассное чтение.

Рассказы о животных

лировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Фронтальная - слушание, чтение (5-7 минут), рассматривание иллюстраций к произведениям: В. Бианки «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок»; Н. Сладков «Лесные сказки»; Е. Чарушин «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко»; М. Пришвин «Ёж», «Глоток молока»; Я. Аким «Мой верный чиж»; Б. Заходер «Собачкины огорчения»; Р. Сеф «Кто любит собак?» (по выбору учителя)

Радуга-дуга (4 ч)

8

Пословица - мудрость народная

(поиск и открытие нового способа действия)

Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки. • Без пословицы речь не молвится. «Секрет» загадок

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение принципом разгадывания загадок; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов^ решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию-

Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани.

Фронтальная - объяснение смысла пословицы: Без пословицы речь не молвится', чтение и разгадывание загадок; ответы на вопросы; объединение загадок по темам; чтение пословиц из старинных книг; рассматривание репродукции картины А. Киселева

Составление пословиц, загадок (о петрушке, свёкле, тыкве)

1

2

3

4

5

6

7

8

участвовать в коллективном обсуждении проблем

9

Песенки разных народов (поиск и открытие нового способа действия)

Песенки русского народа, народов России (удмуртская народная песенка «Дождик»), народов разных стран.

Песенки-потешки. Считалки. Способ чтения: чтение целыми словами

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение способом чтения целыми словами.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию

Индивидуальная - чтение песенок русского народа, удмуртской народной песенки «Дождик», песенок народов разных стран (по выбору), песенки-потешки; заучивание песенок, считалок. Фронтальная - ответы на вопросы

10

Мы идем в библиотеку (решение частных задач)

Книги-сборники народных загадок, пословиц, поговорок. «Рифмы Матушки Гусыни» (английский фольклор для детей). Считалка «Дождь», английская народная песенка «Перчатки» (перевод с англ. С. Маршака)

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение техникой чтения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию;

Индивидуальная - чтение английской народной считалки «Дождь» (перевод с англ. С. Маршака). Работа в паре - чтение песенки «Перчатки» (распределение ролей с помощью считалки)

1

2

3

4

5

6

7

8

продуктивно взаимодействовать со свер

стниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

11

Малень

кие и

большие

секреты

страны

Литера-

турии

(решение

частных

задач).

Внекласс

ное чте

ние.

Устное

народное

творчество

(малые

жанры)

Загадка, посло

вица, считалка,

детская песенка,

колыбельная

песня - малые

произведения

устного народно

го творчества.

Жанровые при

знаки колыбель

ных песенок.

Тематические

группы посло

виц. Загадки-

вопросы, загад-

ки-описания.

Слова с умень

шительно-ласкательными формами имен нарицательных и собственных

Познавательные: общеучебные -

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной форме

при формулировании ответов на вопросы;

овладение техникой чтения.

Регулятивные: принимать и сохра

нять учебную задачу; планировать дейст

вия согласно поставленной задаче; адек

ватно воспринимать оценку учителя или

товарища; контролировать свои действия

по точному и оперативному ориентирова

нию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: форму

лировать собственное мнение и позицию;

участвовать в коллективном обсуждении

проблем

Фронтальная - ответы на вопросы.

Коллективная - обсуждение и об

мен мнениями по проблеме.

Индивидуальная - выполнение

заданий к загадкам: прочитать за

гадки, сравнить, соотнести, какие

относятся к загадкам-вопросам,

какие - к загадкам-описаниям;

чтение колыбельных песенок.

Фронтальная - слушание, чтение

(5-7 минут) произведений устно

го народного творчества: песни

«Вьётся, вьётся хоровод», приго

ворок, народных песен, потешек,

считалок, загадок, небылиц (по

выбору учителя)

1. Чтение

произведе

ния, прослу

шанного

на уроке вне

классного

чтения.

2. Нахожде

ние в домаш

ней библио

теке книг,

таких же

по жанру, как

в теме по вне

классному

чтению

Здравствуй, сказка! (6 ч)

12

Узнай сказку (поиск и от-

Народная сказка - произведение устного народно-

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани.

Коллективная - обмен мнениями

I

2

3

4

5

6

7

8

крытые

нового

способа

действия) *

го творчества. Способ чтения: чтение целыми словами. Действия - главная характеристика персонажей в сказках о животных. Г. Юдин «Почему «А» первая»; И. Гамазкова «Живая азбука»; Т. Коти «Катя и буквы»

при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного."

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

о прочитанных сказках; придумывание продолжения сказки. Фронтальная - чтение отрывков из сказок; ответы на вопросы; рассматривание иллюстраций к сказкам.

Индивидуальная - чтение произведения И. Гамазкова «Живая азбука», сказки Т. Коти «Катя и буквы»

13

Сравни сказки

(поиск и открытие нового способа действия)

Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны».

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба». С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или

Индивидуальная - выполнение читательской разминки: чтение целыми словами, произнесение слова со звуком [р] (Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны»), упражнение на интонационное чтение (интонация вопроса и восклицания); словесное рисование по сказке.

Фронтальная - ответы на вопросы; рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят»;

1

2

3

4

5

6

7

8

товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

сравнение сказки народной и авторской; чтение сказки (учителем и учащимися) С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят». Коллективная - обмен мнениями, высказывание предположений

14

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит! (поиск и открытие нового способа действия)

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

Л. Пантелеев «Две лягушки»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Индивидуальная - рассматривание иллюстраций; слушание сказки «Лиса, заяц и петух»; чтение сказок «Лиса, заяц и петух», Л. Пантелеева «Две лягушки». Фронтальная - ответы на вопросы. Работа в паре - чтение диалога (предварительно отметить границы диалога: Зайчик - Собака - Лиса; Зайчик - Медведь - Лиса; Зайчик - Петушок - Лиса); соотнесение качеств сказочных героев; обсуждение по вопросам: кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? Почему Петух побеждает?); нахождение непонятных или незнакомых слов в сказке (образцов малых фольклорных жанров - закличек, приговорок). Коллективная - обмен мнениями, высказывание предположений о содержании сказок по главной мысли: «Не падай духом!»

Иллюстрирование эпизода сказки (по выбору), подготовка выразительного пересказа выбранной смысловой части с помощью рисунка

1

2

3

4

5

6

7

8

15

Сказки

народов

России

(поиск и

открытие

Нового

способа

действия).

Внекласс

ное чте

ние.

Сказки

народов

России

Татарская сказка

«Три дочери».

Пословицы:

• Кто скоро по

мог, тот дваж

ды помог.

• Ближе матери

родни нет.

• Кто родите

лей почитает,

тот вовек не

погибает.

Сказки «Два

лентяя», «Заяц

и черепаха»

Познавательные: общеучебные -

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной форме

при формулировании ответов на вопросы;

совершенствование уровня читательской

компетентности; овладение техникой

чтения, приёмами понимания прочитан

ного.

Регулятивные: принимать и сохра

нять учебную задачу; планировать дейст

вия согласно поставленной задаче; адек

ватно воспринимать оценку учителя или

товарища; контролировать свои действия

по точному и оперативному ориентирова

нию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: форму

лировать собственное мнение и позицию;

участвовать в коллективном обсуждении

проблем.

Личностные: осознают значимость

чтения; проявляют эмоциональную от

зывчивость на прочитанное

Фронтальная - ответы на вопросы.

Индивидуальная - чтение сказок

«Три дочери», «Два лентяя», «За

яц и черепаха»; словесное рисова

ние по сказкам; чтение пословиц.

Коллективная - обмен мнениями.

Фронтальная - слушание, чтение

(5-7 минут), рассматривание ил

люстраций к сказкам народов Рос

сии: «Айога»; К. Иванов «Две до

чери» (чувашская сказка) (по вы

бору учителя); ответы на вопросы;

пересказ отдельных эпизодов, де

талей текста; обсуждение и ос

мысление содержания произведе

ния (сюжетные линии, герои, чув

ства)

1. Чтение

произведения, прослушанного

на уроке вне

классного

чтения.

2. Нахождение в домашней библиотеке книг,

таких же

по жанру,

как в теме

по внеклассному чтению.

3. Воспроизведение текста по иллю-

страции

16

Лень до добра не доведет

(поиск и

открытие

нового

способа

действии)

Сказка С. Михалкова «Сами виноваты»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания

в устной форме при формулировании ответа на вопросы; совершенствованаиие уровня читательской компетенции; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблемы  - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Фронтальная - ответы на вопросы. Индивидуальная - чтение сказки С. Михалкова «Сами виноваты». Группопчн инсценирование ска жи Ьигпыпппнич оОмоН мнениими

1

2

3

4

5

6

7

8

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

17

Маленькие и большие секреты страны Литера- турии (решение частных задач)

Народная и литературная сказки.

Художественные и научно- познавательные произведения. «Лиса и заяц», «Лисица»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Фронтальная - ответы на вопросы. Индивидуальная - чтение текстов «Лиса и заяц», «Лисица», сказок; пересказ сказки (по выбору). Коллективная - обмен мнениями, впечатлениями

1

2

3

4

5

6

7

8

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Люблю всё живое (7 ч)

18

Никого не обижай

(поиск и открытие нового способа действия)

Люблю все живое.

«Природу может спасти только наша любовь». В. Лунин «Никого не обижай».

Е. Благинина «Котенок». И. Токмакова «Лягушки»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани; разыгрывание диалога по произведению И. Токмаковой «Лягушки».

Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение значения высказывания «Природу может спасти только наша любовь»-, чтение вывода.

Коллективная - обмен мнениями. Индивидуальная - чтение стихотворений В. Лунина «Никого не обижай», Е. Благининой «Котенок», И. Токмаковой «Лягушки». Групповая - составление рассказа о котенке по произведению Е. Благининой «Котенок»

1

2

3

4

5

6

7

8

19

«Разговоры, разговоры, разгово- ры...» (поиск и открытие нового способа действия)

Внеклассное чтение.

Стихи о животных

Звукозапись - средство создания образа. И. Токмакова «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Фронтальная - ответы на вопросы. Индивидуальная - чтение стихотворения И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла», произведения В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».

Работа в паре - чтение по ролям произведения В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». Коллективная - обмен мнениями. Фронтальная - чтение (5-7 минут), рассматривание иллюстраций к стихотворениям о животных: Б. Заходер «Про мохнатых и пернатых»; Ю. Мориц «Малиновая кошка»; С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке» (по выбору учителя); ответы на вопросы; обсуждение и осмысление содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства)

  1. Чтение произведения, прослушанного на уроке внеклассного чтения.
  2. Нахождение в домашней библиотеке книг, таких же

по жанру, как в теме по внеклассному чтению

20

«Мы в ответе за тех, кого приручили...»

(поиск и открытие нового спо-

«Мы в ответе за тех, кого приручили...» И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.

Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение смысла высказывания А. Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Индивидуальная - чтение произведений И. Пивоваровой «Всех угостила», С. Михалкова «Зяблик».

1

2

3

4

5

6

7

8

соба действия)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному н оперативному ориентированию ориентированию в учебнике

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в обсуждении проблем продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Работа в паре - выполнение заданий: выбрать слова, которые характеризуют мальчика в начале и в конце стихотворения С. Михалкова «Зяблик»; охарактеризовать девочку из стихотворения И. Пивовпроной «Всех угостила».

Коллективная – обмен мнениями

21

Общение с миром природы

(поиск и

открытие

нового

способа

действия)

Н. Сладков

«Без хвоста». Фотогазета

Познавательные: общеучебные -

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласна поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками

Коллективная – составление плана действий.

Фронтальная - ответы на вопросы. Индивидуальная - чтение рассказа Н. Сладкова «Без хвоста»; выполнение заданий к тексту; рассматривание содержания иллюстрации.

Групповая - создание фотогазеты на тему «Жизнь леса» (отбор материала, сочинение подписей к иллюстрациям фотогазеты); представление газеты

1

2

3

4

5

6

7

8

22

Обходиться добром

со всяким

(поиск и

открытие

нового

способа

действия)Обходить

«Русская азбу

ка». Л. Толстой

«Обходиться

добром со вся

ким», «Не му

чить животных» Л. Толстой

Познавательные: общеучебные -

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной форме

при формулировании ответов на вопросы;

овладение приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Фронтальная - рассматривание

выставки книг, портрета Л. Толстого; ответы на вопросы.

Коллективная - обмен мнениями.

Индивидуальная - слушание рас

сказов JI. Толстого из «Русской

азбуки»

Семейное

чтение.

Л. Толстой.

«Пожарные

собаки»

23

стойте

слишком

близко -

я тигре

нок, а не

киска!..»

(поиск и

открытие

нового спо

соба дей

ствия).

Внекласс

ное чте

ние.

Сказки

о животных«Эй, не

«В зоопарке»

(Б. Житков «Ве

чер») (по выбо

ру)

Ю. Тувим «За

гадки о живот

ных»С. Маршак.

Познавательные: общеучебные -

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной форме

при формулировании ответов на вопросы;

совершенствование уровня читательской

компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка

и решение проблем - самостоятельный по

иск и создание способов решения проблем

творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или

товарища.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию;

Фронтальная - ответы на вопросы; отгадывание загадок; разбиение загадок на группы (загадки-сравнения, загадки-описания).

Работа в парах - чтение стихотворения С. Маршака «В зоопарке».

Индивидуальная - чтение стихотворений Ю. Тувима.

Фронтальная - слушание, чтение (5-7 минут), рассматривание иллюстраций

 к сказкам о животных:

К. Чуковский «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище»; Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно»; «Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса,

1. Сочинение

загадок.

2. Чтение

произведения,

прослушанного на уроке

внеклассного

чтения.

3. Нахождение в домашней библиотеке книги,

такой же по

жанру, как

в теме по вне

классному

чтению.

1

2

3

4

5

6

7

8

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

волк и медведь» (по выбору учителя); ответы на вопросы; обсуждение и осмысление содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства)

4. Воспроизведение текста по иллюстрации

24

Маленькие и большие секреты страны Литера- турии (решение частных задач)

С. Маршак «Волк и лиса». В. Берестов «Лягушата». Художественные и познавательные тексты. Приемы рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Фронтальная - ответы на вопросы; рассматривание содержания иллюстраций.

Индивидуальная - чтение фрагментов произведений, в которых действующими лицами являются Лиса и Волк; чтение произведения С. Маршака «Волк и лиса», стихотворения В. Берестова «Лягушата»; составление рассказа по серии иллюстраций

Хорошие соседи, счастливые друзья (4 ч)

25

Когда мои друзья со мной

(поиск и открытие нового способа действия)

Счастливый человек, дружба, друг.

С. Михалков «Песенка друзей».

М. Танич. Пе-

Позыавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.

Коллективная - обмен мнениями. Фронтальная / индивидуальная - чтение пословиц; ответы на вопросы; объяснение значений слов счастливый человек, дружба, друг. Работа в паре - чтение произведения С. Михалкова «Песенка друзей».

1

2

3

4

5

6

7

8

Песенка «Когда мои друзья со мной».

А. Барто «Сонечка»

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной за даче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Индивидуальная - чтение песенки «Когда мои друзья со мной», стихотворения А. Барто «Сонечка»

26

Нет друга - ищи, а нашел - береги

(поиск и

открытие

нового

способа

действия)

Е. Пермяк «Самое страшное»; В. Осеева «Хорошее»; Э. Щим «Брат и младшая сестра» (по выбору).

Способ чтения целыми словами

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Фронтальная - ответы на вопросы.

Индивидуальная - чтение рассказов Е. Пермяка «Самое страшное», В. Осеевой «Хорошее», Э. Шима «Брат и младшая сестра» (по выбору).

Коллективная - обмен мнениями. Работа в паре - выполнение исследовательской работы по тексту рассказа В. Осеевой «Хорошее». Отметить в тексте, о чем мечтал Юра; обсуждение ответов на вопросы: хорошие ли были у него мечты? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что будет испытывать сестренка в тот момент,

Выполнение творческого задания (чтение по ролям рассказа В. Осеевой «Хорошее»: задача первой группы - дать советы, как прочитать ту или иную фразу; задача другой группы - исполнение ролей)

1

2

3

4

5

6

7

8

когда Юрины мечты сбываются?

Что испытывают няня, Трезорка?

О ком думает Юра на самом деле?

В каком случае можно сделать

что-то хорошее? Почему Юра

не заметил простых дел? Каким был Юра?

27

Доброе

слово

лучше

мягкого

пирога

(поиск и

открытие

нового

способа

действия)

Внекласс

ное чте

ние.

Рассказы

о детях

Е. Благинина

«Паровоз, паро

воз...», «При

шла ко мне под

ружка...».

В. Лунин «Мне

туфельки ма

ма...».

М. Пляцковский

«Солнышко на

память» (сказ

ка).

Ю. Мориц

«Это - да! Это -

нет!».

• Доброе слово

лучше мягкого

пирога

Познавательные: общеучебные -

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной форме

при формулировании ответов на вопросы;

совершенствование уровня читательской

компетентности; овладение приемами

понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохра

нять учебную задачу; планировать дейст

вия согласно поставленной задаче; адек

ватно воспринимать оценку учителя или

товарища.

Коммуникативные:уметь: форму

лировать собственное мнение и позицию;

участвовать в коллективном обсуждении

проблем; продуктивно взаимодействовать

со сверстниками.

Л и,ч н о с т н ы е: осознают значимость

чтения; проявляют эмоциональную от

зывчивость на прочитанное

Фронтальная - ответы на вопро

сы; чтение сказки М. Пляцковско-

го «Солнышко на память»; объяс

нение смысла пословицы Доброе

слово лучше мягкого пирога.

Коллективная - обмен мнениями.

Индивидуальная - чтение стихо

творения В. Лунина «Мне туфель

ки мама...».

Фронтальная / индивидуальная -

чтение стихотворения Ю. Мориц

«Это - да! Это - нет!».

Групповая - инсценировка стихо

творения Ю. Мориц «Это - да!

Это - нет!».

Фронтальная - слушание, чтение

(5-7 минут), рассматривание ил

люстраций к рассказам о детях:

В. Осеева «Сыновья», «До первого

дождя», «Плохое», «Синие листья»; Е. Пермяк «Первая рыбка», «Бумажный змей»; Э. Мошков- ская «Обида», «Книга для друга» (по выбору учителя); ответы на вопросы; обсуждение и осмысле-

1. Чтение

произведе

ния, прослу

шанного на

уроке вне

классного

чтения.

2. Нахожде

ние в домаш

ней библио

теке книг,

таких же

по жанру,

как в теме

по внекласс

ному чтению.

3. Воспроиз

ведение тек

ста по иллю

страции

Инди

виду

альная.

Чтение

стихо

творе

ний

Е. Бла

гини

ной

«Паро

воз,

паро

воз...»,

«При

шла

ко мне

под

руж

ка...»

1

2

3

4

5

6

7

s

ние содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства)

28

Маленькие и большие секреты страны Литерату- рии

(решение частных задач)

Нравственно- этические понятия (дружба, друзья, обман, лень, доброта, совесть, трудолюбие, честность).

Л. Толстой. Рассказы (по выбору)-

В. Сутеев «Чей же гриб?»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Индивидуальная - чтение пословиц, стихов о дружбе, рассказа Л. Толстого (по выбору), В. Сутеева «Чей же гриб?». Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение понятий: совесть, честность, обман, лень, трудолюбие, внимание к ближнему. Коллективная - обмен мнениями. Групповая - разгадывание кроссворда

Семейное чтение. Л. Толстой. Рассказы. Обсуждение по вопросам: почему рассказ, написанный давно, читают и сегодня? Чем он ценен? Какие мудрые мысли содержатся в этом рассказе? Какие советы дает автор?

«Край родной, навек любимый...» (4 ч)

29

Лучше нет родного края

(поиск и открытие нового способа действия)

П. Воронько «Лучше нет родного края». Столица. А. Плещеев «Весна». Города России. С. Есенин «Черемуха»;

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать дейст-

Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани о родном крае, о России.

Индивидуальная - рассказывание о своей малой родине; рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений С. Есенина, С. Дрожжи- на, А. Плещеева, И. Сурикова, Н. Грекова.

1

2

3

4

5

6

7

8

стихотворения С. Дрожжина, И. Сурикова, Н. Грекова

вия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение значения слова

столица

30

Стихотворения русских поэтов о родной природе (поиск и открытие нового способа действия)

Стихотворения А. Пушкина, А. Плещеева о зиме. Сравнение. Пелена. Текст «Четыре сестры». Стихотворный и прозаический тексты

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; составление устных рассказов; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Индивидуальная - рассматривание иллюстраций, репродукции картины П. Кончаловского; чтение стихотворений А. Пушкина, А. Плещеева о зиме, И. Сурикова «Зима», текста «Четыре сестры». Фронтальная - ответы на вопросы; объяснение значения слова пелена; сравнение стихотворного и прозаического текстов; подбор слов-ассоциаций к слову зима. Коллективная - обмен мнениями; составление сказки. Работа в паре - выполнение исследовательской работы (определить «цвет» каждой строфы, какие слова создают ощущение покоя)

Выразительное чтение стихотворения И. Сурикова «Зима» (наизусть)

1

2

3

4

5

6

7

8

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

31

Родина любимая - что мать родимая

(поиск и открытие нового способа действия). Внеклассное чтение.

Рассказы и стихи о Родине

Мать. «Родина как мать», «семейное согласие».

Стихотворения В. Берестова, Г. Виеру, Н. Бромлей. Рассказ А. Митяева «За что люблю маму»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; составление устных рассказов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Работа в паре - чтение диалога Ани и Вани.

Фронтальная — ответы на вопросы; объяснение значений слова мать.

Индивидуальная - чтение рассказа А. Митяева «За что люблю маму», стихотворений В. Берестова. Фронтальная - слушание, чтение, рассматривание иллюстраций к произведениям о Родине: Г. Скре- бицкий «Мать»; В. Степанов. «Моя родина - Россия»; С. Баруздин «Главный город»; Е. Трутнева «В родном краю»; Л. Преображенская «Наша улица» (по выбору учителя); ответы на вопросы; обсуждение и осмысление содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства); пересказ отдельных эпизодов, деталей текста

  1. Семейное чтение.

Л. Толстой «Мальчик и отец». Обсуждение по вопросам: почему говорят «правда всего дороже»? Что делать, если правду сказать страшно?

  1. Слушание (чтение) произведений

из старинных учебников (И. Косяков «Все она»; К. Ушинский «Лекарство»), Обсуждение по вопросу: какие строки стихотворения И. Косякова созвучны

1

2

3

4

5

6

7

8

содержанию стихотворений В. Берестова, Г. Виеру?

32

Мы идем в библиотеку (поиск и открытие нового способа действия)

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Фронтальная - рассматривание выставки книг о Родине; ответы на вопросы.

Индивидуальная - чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Сто фантазий (2 ч)

33- 34

Волшебная страна фантазий (постановка учебной задачи)

Фантазии. Литературные произведения с элементами фантазии

Познавательные: общеучебные - формулирование ответов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.

Коллективная - обмен мнениями. Фронтальная - ответы на вопросы; рассматривание содержания иллюстраций, соответствующих прочитанному отрывку; пересказ эпизода (по выбору учащихся). Индивидуальная - чтение произведений (по выбору учащихся)

1

2

3

4

5

6

7

8

Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Рефлексивная фаза учебного года (6 ч)

35

Интегрированная контрольная работа (итоговая) (контроль)

Интегрированная контрольная работа. Правила выполнения интегрированной контрольной работы. Самоконтроль и самопроверка

Познавательные: общеучебные - владение приемами понимания прочитанного; самостоятельное поэтапное выполнение заданий; структурирование знаний; логические - установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; анализ объектов; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные: осуществляют самоконтроль и самопроверку

Индивидуальная - ознакомление с содержанием заданий контрольной работы; поэтапное выполнение заданий контрольной работы; осуществление самоконтроля и самопроверки; установление хронометража времени на выполнение каждого задания

Индивидуальная. Интегрированная контрольная работа (см. Приложение 3)

36

Анализ итоговой работы. Проверка техники чтения (рефлексия / коррекция / контроль)

Анализ. Качественный и количественный анализ итоговой работы. Работа над ошибками. Правила выполнения работы над ошибками. Правила провер-

Познавательные: общеучебные - владений способом чтения целыми словами; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя.

Индивидуальная /работа в паре - чтение текста в течение 1 минуты (учитывать способ чтения, объем прочитанного, осмысление прочитанного, выразительность чтения). Индивидуальная - выявление пробелов в знаниях; выполнение работы над ошибками

Индивидуальная.

Проверка техники чтения

(см. Приложение 4)

1

2

3

4

5

6

7

8

ки техники чтения. Параметры техники чтения

Личностные: дают объективную оценку своей деятельности по выполнению задания

37

«Карта знаний»

(консультация/ мастерская)

Знание, незнание. Что необходимо человеку для того, чтобы преодолеть трудности и достичь определенных результатов в работе? Мои достижения. Мои неудачи. План дальнейшего продвижения по предмету

Регулятивные: ставить учебную задачу; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения и коррективы в дальнейшую работу по предмету; определять степень продвижения по предмету. Личностные: осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Индивидуальная - при педагогической поддержке учителя выстраивание индивидуальной образовательной траектории согласно выявленным пробелам в знаниях, практических умениях и навыках; определение образовательных задач на следующий учебный год; внесение корректив в индивидуальный план продвижения по предмету на следующий учебный год

Рекомендательный список литературы на лето (см. Приложение 5)

Индивидуальная. Заполнение индивидуальной

«Карты знаний»

38

Рефлексивное сочинение

(рефлексия)

Рефлексия. Сочинение - письменное изложение своих мыслей, своего отношения к определенному явлению, событию

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: осознают необходимость самосовершенствования

Индивидуальная - составление письменного рассказа, отражающего собственное отношение, впечатление о пройденном на уроках материале; формулирование вывода, содержащего итоги изучения тем предметного курса

Индивидуальная. Составление письменного рассказа

39

Портфель достижений учащегося

(демонстрация личных достижений учащихся)

/

Портфолио. Учебное портфолио по предмету. Содержимое и правила ведения портфолио

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: осознают важность и необходимость систематического ведения предметного портфолио

Индивидуальная - фиксация личных достижений по предмету в наглядной форме (творческие работы, отзывы на литературные произведения, результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках)

Индивидуальная. Оформление портфолио

1

2

3

4

5

6

7

8

40

Проектная работа (презентация)

Проектная работа. Правила презентации. Правила поведения

присутствующих на презентации. Правила

оценивания

представленной

работы

Познавательные: осуществление

поиска необходимой информации для

выполнения учебного задания с использованием дополнительной литературы;

использование знаково-символических

средств для решения задания; осознанное

и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся. Личностные: осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: уметь: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Индивидуальная (групповая) -

представление результатов проектной работы; оценивание и аргументация своего ответа и ответа

товарища на соответствие содержания ответа одноклассника заданию и качество его выступления

Выполнение

и презентация проект

ной работы

по темам:

«Книга -

лучший друг

и помощник», «Век

живи - век учись» (по выбору)

Индивидуа

льная.

Проектная

работа


[1]

Климанова Л^Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы / Л. Ф. Клима нова, М. В. Бойкина. M.: Просвещение, 2011. С. 188-189.

[2]

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. С. 136.

[3]Климанова JI. Ф.%11итсратурное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы / Л. Ф. Кли- манова, М. В. Бойкина. М.: Просвещение, 2011. С. 190-192.

[4] Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 5-е нзд . ;;rcri6 V, Просвещение, 2011. С. 137-138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России " авторы учебника Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г.

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Образовательной программы образовательного учреждения ЯБОУ Яминской СОШ в соответствии с ФГОС II.Авторы учебника:Клим...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 2 класс, 136 часов Автор учебника: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ   2 класс,  136 часовАвтор учебника: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого в редакции 2019-2020 года

Учебники по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого до 2018 года отличаются от новой редакции 2019-2020. Планирование составлено на 102 часа в соответствии с учебником 2020 года....