Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Жерлицына Елена Николаевна

 

Работа по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробуждение интереса к его произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_m.yu_._lermontov.doc79 КБ
Office presentation icon urok_lermontov_m.yu_.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения

4 класс

Тема:   Стихотворения М. Ю. Лермонтова

       «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»,

«Парус»

Цели урока:

Обучающие:

  • продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям
  • вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
  • закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;
  • продолжить обучение декламационному чтению;
  • вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы.

Развивающие:

  • развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
  • развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;
  • способствовать развитию творческого воображения;
  • развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
  • воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
  • воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация;

интерактивная доска;

музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»;

раздаточный материал для учащихся.

Ход урока

Слово учителя  

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов ...

               Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!

Это жизни дни его вернулись,

Он в нее хозяином вошел,

 Именем библиотек и улиц,

Пароходов, институтов, школ ...

В книгах -

              трудным временем проверен,

В ярком блеске добрых, смелых глаз.

Он - живой,-

           не памятником в сквере

Вновь и вновь

            рождается для нас!

                                                Павел Алдахин                                               

Учитель 

О творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

                                (СЛАЙД: портрет Лермонтова)

В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не  ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним  страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам познакомимся со стихотворением «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»  и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус».

                                  (СЛАЙД: тема урока)

Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. А в  конце урока мы поделимся своими впечатлениями.

Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.

Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения  приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова.

 Страницы жизни М.Ю.Лермонтова

ГРУППА БИОГРАФОВ

1 ученик Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш.

                                              (СЛАЙД: родители)

В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.

                                

(СЛАЙД: бабушка)

2 ученик  Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.                  

                         (СЛАЙД: маленький Лермонтов)

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее…и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…              

3 ученик Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.

                                (СЛАЙД: Тарханы)

Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.

  Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка.

4 ученик Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ.  Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.  

                                            (СЛАЙД: Кавказ)              

Синие горы Кавказа, приветствую вас.

Вы взлелеяли детство моё;

Вы носили меня на своих одичалых хребтах,

Облаками меня одевали,

И я с той поры всё мечтаю о вас, да о небе…

5 ученик В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион.

                                (СЛАЙД:Москва)

Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.

Учитель  Одно из них «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»

Подготовка к восприятию стихотворения

(СЛАЙД: Война 1812 года)

В 1812 французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М.И.Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал  покинуть своим солдатам  Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве.  Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.

Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе.

Первичное восприятие текста  Учитель читает стихотворение.

Беседа  Какие чувства вызывает у вас это произведение?

              В каких словах слышится любовь поэта к своему городу?

На с. 47 в р.т. найдите 1 задание  и выполните его.

Прочитайте самостоятельно стихотворение  и понаблюдайте, в каких ещё словах поэт выражает свою любовь к Москве. (Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный)

Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? (Столетний русский великан).

Кремль поэт сравнивает со столетним великаном. «Столетний великан» - это метафора.

Прочитайте определение слова метафора.

Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.

Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином? (Наполеона, занявшего Кремль)

Что хотел  Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте (Помериться главою, низвергнуть)

Как вы понимаете эти слова?

Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения (Величавый Ты жив!)

Подготовка к выразительному чтению

Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к Родине. Поэт воспевает Кремль и гордится своей Родиной)

Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете – грустный, торжественный или радостный. Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки, пользуйтесь карточками «Знаки-помощники». Работа в парах. 

Проверка выразительного чтения

Физминутка

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт,

Побежим скорее в море,

Окунёмся, поплывём.

Заигрались мы чего-то,

Надо на урок бежать.

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

                                                   (включить запись шума моря)

 Подготовка к восприятию стихотворения

Как вы думаете, что увидел Лермонтов?  

(СЛАЙД: морской пейзаж)

Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)

 Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

Какое море в тихую погоду, в бурю?  

(СЛАЙД: картины Айвазовского)

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.            

Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.                                    

(СЛАЙД: парус)

Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».                    

 (учитель читает стихотворение «Парус»)

 Работа с текстом стихотворения «Парус»

Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы..        

  В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.    

(СЛАЙД: текст)

Анализ текста.

Какими словами рисует Лермонтов море? (голубое, лазурь, луч солнца)

А какого цвета парус? (белый)

Белый, лазурный, голубой, золотой. (СЛАЙД: цвета)

Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)

                                                       (СЛАЙД: текст)

Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)

Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они? ( картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)

Одинокий парус между небом и землёй.

Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления)

Обратим внимание на пунктуацию, ведь в стихотворении всё важно. Первое, что бросается в глаза,- это многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике.

      Сколько раз употребляется слово парус? (один)

Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)

Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.    

 

Работа с таблицей                       (СЛАЙД: таблица)

Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

       Что читаем?

       Что видим?

         Как читаем?

      1 строфа

      2 строфа

      3 строфа

1строфа.      

Что видим? (море, небо, паруса, затишье)

Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!

 

Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)

А теперь проследим роль глаголов. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.

2 строфа.    

Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)

Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.

3 строфа. 

Что видим? (ослепляющий  своей красотой морской пейзаж)

Как читаем? (светло, торжественно)

А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»

Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину.

               

(СЛАЙД: картина М.Ю.Лермонтова «Парус»)

В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?

 Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.

Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.)

На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.)

А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.

Выразительное чтение стихотворения «Парус»

Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.

 

Романс А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»

(СЛАЙД: романс)

Ученик Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него.

Учитель Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента.

                 

  (прослушивание романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»)

Ваши впечатления?

В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус.

Заключительное слово учителя

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.

Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают « души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.

Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение наизусть

2.По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

Выставление мотивированных отметок за урок

1) Обязательно тем, кто специально готовился к уроку.

   2) Тем, кто увидел в стихотворении не только пейзаж, но и 2-ой план стихотворения.

   Оценить высоко ответы тех, кто уже хорошо умеет расставлять паузы, выделять опорные слова, передавать интонацией главную идею стихотворения.

Заключение.

Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.

Рефлексия На доске незаконченный морской пейзаж. Добавьте, пожалуйста, лодку, если считаете, что урок был полезным и интересным,

облако – если понравилось, но не всё, тучку -  если  скучным и неинтересным

Результативность:   проведение урока-исследования позволило углубить знания учащихся о  жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, развить эстетический вкус, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, воспитать любовь к литературе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Презентацию можно использовать при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино" на уроке литературного чтения. Она поможет ученикам наглядно представить Отечественную войну 1812 года....

Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"

Методическая  разработка урока по программе развивающего  обучения  Л.В.Занкова...

Урок внеклассного чтения по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Литературно-историческая игра, посвященная 200-летию Бородинской битвы, "Про день Бородина"....

открытое выражение чувства в поэзии. М.Лермонтов ««Москва, Москва!.. люблю тебя как сын...»

На уроке учащиеся выполняют много творческих видов деятельности....

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...