открытое выражение чувства в поэзии. М.Лермонтов ««Москва, Москва!.. люблю тебя как сын...»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

На уроке учащиеся выполняют много творческих видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4_kl_m._lermontov_moskva.rar2.95 МБ

Предварительный просмотр:

                                                    Каменева Татьяна Анатольевна

Тема: открытое выражение чувства в поэзии. М.Лермонтов ««Москва, Москва!.. люблю тебя как сын...»

Предметные цели: познакомить учащихся с новым стихотворением  М. Ю. Лермонтова,  вспомнить ранее изученные стихотворения; учить анализировать стихотворение (образы, эпитеты, олицетворение); учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения, способствовать расширению литературоведческого словаря, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, воспитывать уважительное отношение к писателю и его творчеству, вызвать желание читать стихи и сказки поэта.

УУД:

учебные: воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, участвовать в диалоге при обсуждении произведения, проводить поэтический анализ стихотворения;

личностные:

интересоваться разными формами художественных произведений; некоторыми видами творческой деятельности на основе литературных произведений; способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, уметь оценивать свои поступки на основе сопоставления с поступками героев литературных произведений;

регулятивные:

принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий;

познавательные:

различать виды текстов; применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; искать информацию, представлять найденную информацию; уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; понимать структуру построения рассуждения; воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

коммуникативные:

выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; проявлять интерес к общению и групповой работе; участвовать в учебном диалоге, выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе.

Оборудование: презентация, карточки, портреты

Организационный этап      Слайд   2

Сегодня на уроке вы сделаете свои маленькие открытия, и каждый из вас почувствует себя мастером, большим или маленьким, но обязательно Мастером. В путь возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми.

Вводно – мотивационный этап

1. Беседа с учащимися

 - Как называется глава, над которой мы работаем?

 - С какими произведениями из данной главы познакомились?

 - Что объединяет эти произведения?

2. Творческая работа  над четверостишьями   Слайд 3-4-5

 - Я предлагаю вам продолжить работу над стихами о Родине, о Москве.

 - Вставьте недостающие слова в рифму.

Если скажут слово _____________,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ____________.  
                           З.Александрова

Перед дальней дорогой встань на порог,
Ты увидишь, как много в мире  ______________.                

Но впадают пути, словно в песню слова,              

В тот единственный город с названьем _____________.
                                                                   Ю.Визбор  

 - Определите рифму, которую использовали поэты.

( перекрёстная, парная)

 - Что объединяет эти стихи?

 - Над каким стихотворением работали дома?

 - Как называются стихи о Родине, о героическом прошлом нашей страны, о Москве?  

3. Проверка домашней работы

1) беседа по содержанию текста

 - Назовите автора стихотворения? Это самостоятельное произведение?

 - Какова тема?

 - Какое историческое событие упоминается?

 -  С какой целью поэт вспоминает трудные и славные дни из истории России и её столицы?

2) выборочное чтение      Слайд 6-7-8

 Прочитайте строки, в которых передаётся торжественное, возвышенное настроение.

- Прочитайте строки, соответствующие иллюстрации на слайде

Вот, окружён своей дубравой, Петровский замок.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар.

3 )конкурсное  чтение текста стихотворения учащимися 

 - Выскажите своё мнение о чтение и скажите, чьё чтение наиболее понравилось.

Основной  этап

1. Вступительное слово учителя

«Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке: нет! У нее есть своя душа, своя жизнь»

Так писал о Москве Михаил Юрьевич Лермонтов. Он считал Москву

символом России, средоточием ее единства.

Любовь к Москве зародилась в душе юного поэта ещё в раннем детстве. Он вспоминал: «Мы долго ехали по пустынным улицам. Но когда добрались до Москвы-реки,  в окно кареты открылась живописная картина: вдоль набережной толпился народ, по реке сновали баркасы, а на горе возвышался белокаменный Кремль с златоглавыми церквами и стройными башнями»

Став известным поэтом М.Лермонтов писал: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве»

Воспевает столицу не только в прозе, но прежде всего в стихах.

2. Чтение учителем стихотворения «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын...»      Слайд 9-10

3. Эмоционально – оценочная беседа

- Какие чувства возникали у вас при прослушивании?

(используются таблицы «Словарь настроений)

- Как вы понимаете название стихотворения?

- Какие образы создал поэт?

4. Самостоятельное знакомство с биографией М.Лермонтова

 - Ребята, хотите узнать о жизни и творчестве поэта, который написал эти замечательные строки о Москве?

(самостоятельное чтение текста по карточке)

     М. Ю. Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года. Когда ему было 3 года, мать умерла, и бабушка занялась его воспитанием.  Детство Лермонтова прошло в имении бабушки в селе  Тарханы Пензенской губернии. Мальчик дома получил хорошее образование, свободно владел французским и немецким языками. Бабушка возила Михаила  на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы остались в творчестве навсегда.

     С 13 лет Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском пансионе, позднее в Московском университете. Стихи юный поэт начал писать с 14 лет. Он работает много, перепробовал разные  жанры: стихи, элегия, романс, песня, посвящение, послание

     В 1832 переезжает в Петербург и поступает в Военную школу юнкеров и через 2 года заканчивает её. Он служит в Гусарском полку и одновременно пишет стихи, но они  малоизвестны. Слава  к нему приходит в одночасье. Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий день он пишет стихотворение "На смерть поэта", которое сразу сделало его известным. Стихотворение  переписывалось и заучивалось наизусть. Поэт был арестован за " непозволительные стихи" и вскоре переведен нести службу на Кавказ. Публикация в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта. На Кавказе Лермонтов участвовал во всех военных операциях, "удивляя всех своей удалью" и был представлен к награде золотою саблею с надписью "за храбрость"

Среди произведений М. Ю. Лермонтова - поэмы, стихи, романы 

5. Беседа с учащимися о жизни и творчестве поэта      

Слайд 11-12-13-14-15-16-17-

 - Где, в каком году родился М.Лермонтов?

 - Кто занимался его воспитанием?

 - Где он обучался?

 - В каких учебных заведениях учился в юности?

 - Когда Лермонтов стал известным?

 - Какие литературные жанры вышли из-под пера М.Лермонтова?

6. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися

7. Словарно – лексическая работа      Слайд 18-19

 - Значение каких слов вам непонятно?

Учащиеся называют слова, а учитель прикрепляет карточки со словами на доску: безмятежный,  низвергнуть, тщетно, преданье, карниз, упованье.

 - На экране вы видите значения обозначенных слов, которые я выписала из «Толкового словаря» Ожегова. Соотнесите самостоятельно значение слова

с конкретным словом.

Не испытывающий волнения, тревоги; невозмутимо спокойный.

Сильно надеяться на кого-то, ждать с уверенностью, полагаться.  

Напрасно, бесполезно, безуспешно  

Горизонтальный  выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от воды.    

Упасть сверху вниз, быть побеждённым

Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению, традиция.

8. Работа над выразительным чтением стихотворения

Составление партитуры стихотворения

(учащиеся работают с палеткой, обозначая на ней паузы (короткую и длинную), главные слова)

9. Работа над содержанием стихотворения

 - Какое историческое событие упоминается в стихотворении?

 - Как меняется настроение стихотворения от начала до конца?

 - Кто является главным героем произведения?

 - Какими словами  М.Лермонтов описывает Кремль?

 - Что привносит образ касаток в настроение поэта?

 - Как слова, подчёркнутые в тексте, помогают перенестись из настоящего в прошлое и наоборот?

Этап повторения и обобщения

1. Чтение стихотворения учащимися по частям

2. Творческая работа по группам.

Учащиеся по группам работают над карточками, где учащиеся выступают в роли режиссёров, музыкантов, историков, художников, литераторов. После коллективного обсуждения, представитель группы рассказывает о проделанной работе

1 группа. Режиссёры.

– Представьте, что вы снимаете небольшой фильм. За кадром звучат строки стихотворения «Москва, Москва!..»

 - Какие изображения будут появляться на экране?

Каких героев можно представить? Охарактеризуйте их.

 - Художественный или документальный фильм лучше снять?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 2 группа. Музыканты.

– Найдите в тексте слова, которые “озвучивают” стихотворение.

– Какая музыка, по-вашему, может сопровождать чтение стихотворения (грустная, весёлая, торжественная, быстрая, медленная, громкая, тихая)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа. Историки.

 - Какое событие описывается в тексте?

– Какие слова в стихотворении  говорят о времени совершающихся событий?

__________________________________________________________________
Расположите “события” стихотворения по столбикам, определяя, что происходит сейчас, что происходило в прошлом.

Прошедшее время                  Настоящее время      

____________________________________________________________________________________________________________________________________              

4 группа. Художники

– Сколько картин можно нарисовать к стихотворению?  Кого изобразить в центре каждой картины?

– Какие краски нужны для каждого рисунка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5 группа. Литераторы.

– На сколько частей можно разделить стихотворение?

– Какие яркие слова, словосочетания использует автор? Какие эпитеты,  олицетворения и сравнения? Какая рифма встречается?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый этап. Рефлексия. Объявление оценок

 - Как называются стихотворения о Родине, о героическом прошлом страны, о столице?

- Какие чувства возникали у вас на уроке?

 - Что вам особенно запомнилось?

Задание на дом

подготовить выразительное чтение стихотворения, поработать

 над творческим рисованием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю тебя моя Тюмень

Праздник к Декаде Творчества...

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

Урок по кубановедению в 1 классе.Тема: Люблю тебя, мой край родной. Цели- ориентиры:Личностные.1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать ф...

Люблю тебя, мой край родной! Сочинение

Краевой конкуурс сочинений  "Люблю тебя, мой край родной!"...

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»

Работа по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробуждение интереса к его произведениям....

Конспект открытого урока «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ». (Ульяновская область)

Цели:Ø обобщить знания детей о родном крае;Ø развивать чувство гордости за свой “богатый” край;Ø воспитывать чувство любви к своей родинеØ создавать объективную основу для воспитания патриотизма и люб...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...

Открытый урок ОРКСЭ Тема: «Люблю тебя, моя Россия!»

По тематике курса этот урок позволяет расширить знания и представления  о Родине.Цель урока: формирование у школьников патриотических чувств, любви  и уважения к Родине....