УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
план-конспект урока (1 класс) по теме

 

Урок по кубановедению в 1 классе.

Тема: Люблю тебя, мой край родной.

 

Цели- ориентиры:

Личностные.

1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;

2.Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;

3.Создать комфортную обстановку для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

4.Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.

5.Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родному краю, родителям, гордости   за свою семью.

     6. Сформировать у учащихся мотивацию к более глубокому изучению      родного края.

Метапредметные.

1.Освоение обучающимися универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.

Планируемые результаты.

Личностные.

1.Самоопределение как принятие и освоение социальной роли обучающегося

2. Смыслообразование как развитие мотивов учебной деятельности.

3.Нравственно-эстетическая ориентация как развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация .

Раздаточный материал.

1.Конвер ответов по растениям, животным, полезным ископаемым нашего края..

2. Конверт с частями пословиц о дружбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kubanovedeniyu_v_1_klasse.rar21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по кубановедению в 1 классе.

Тема: Люблю тебя, мой край родной.

Цели- ориентиры:

Личностные.

1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;

2.Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;

3.Создать комфортную обстановку для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

4.Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.

5.Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родному краю, родителям, гордости   за свою семью.

     6. Сформировать у учащихся мотивацию к более глубокому изучению      родного края.

Метапредметные.

1.Освоение обучающимися универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.

Планируемые результаты.

Личностные.

1.Самоопределение как принятие и освоение социальной роли обучающегося

2. Смыслообразование как развитие мотивов учебной деятельности.

3.Нравственно-эстетическая ориентация как развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация .

Раздаточный материал.

1.Конвер ответов по растениям, животным, полезным ископаемым нашего края..

2. Конверт с частями пословиц о дружбе.

Тема: «Люблю тебя, мой край родной».

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности..

                  Среди прекрасных лесов, где хлебные поля

Есть замечательный край.

Здесь Родина моя..

О каком крае я прочитала строки? ( О Краснодарском)

Сегодня мы завершаем цикл уроков, посвященных нашему краю – единой многонациональной семье.

Многие из вас родились на этой земле и по праву считают её своей Родиной.

 Наш край велик и богат природой, но главное  его богатство- это люди.  Более 100 национальностей проживает на территории нашего края. Все живут дружно, весело, трудятся сообща, делая наш край еще богаче и красивее.

Мы сегодня будем говорить о многонациональном составе жителей нашей Родины, о дружбе и семье, о доме  и доброте.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Давайте повторим изученный материал с помощью игры «Хочу все знать».Слайд 2.

Блок вопросов №1.

   1.Как называется наша Родина? Слайд 3.

- страна;

- край;

- город;

                      2. Чем богат наш край? .Выберите правильные варианты ответов из конверта и расскажите об одном. Слайд 4.

-растения;

-животные;

- полезные ископаемые.

                      3. Люди каких национальностей населяют наш край? Слайд 5.

                    Блок вопросов №2 .Используя  классную энциклопедию о казаках, вспомнив заочную экскурсию в Атамань, дайте ответы на вопросы. Слайд6.

                   1.Как называли предводителя войска казаков?

                  2.Как назывался казачий населенный пункт?

                  3. Как называется казачья шапка?

                  4. Какое оружие было у казаков?

                  5.Как называется казачий дом?

            6. А знаете ли вы традиции и праздники казачьего народа? Кто их назовет? (Проводы на службу, Колядки, Рождество, Встреча весны, Праздник урожая – праздники; гостеприимство, уважение старших, забота о младших, почитание родителей – традиции.)

           7. А какие традиции есть в нашем классе? (Отмечать День именинника, радушно встречать гостей, петь казачьи песни, участвовать в народных праздниках)

                 Физминутка Слайд 7.

   Дружно встали! Раз! Два! Три!

   Мы теперь казаки!

   Мы ладони к глазам приставим,

   Ноги крепкие расставим,

   Поворачиваясь вправо,

   Оглядимся величаво,

   И налево надо тоже

                    Блок вопросов №3. Слайд 8.

                       1. А какой класс называют дружным?

                       2.Кто твой друг в классе?

                       3.Какие правила дружбы ты знаешь?

                       4. Какие пословицы о дружбе тебе запомнились? Почему? Соревнования по командам или рядам «Кто быстрее сможет собрать пословицы из частей».

                    Блок вопросов №4.

                    1.Отгадай ребус. Слайд девятый.

                    2.Назови членов твоей семьи. Расскажи о них.

Слайд десятый.

Вы, конечно, знаете, что папа и мама, братья и сёстры, бабушка и дедушка и другие члены вашей семьи -  ваши самые надёжные друзья.  Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту. И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда вас накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут вам добрый совет. На так ли? Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательны и заботливы с вами в эти дни мама и бабушка. Дают вам лекарство, ставят горчичники. И шепчут вам  - говорят вам такие добрые ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит. Слайд 11.

Скажите, а какие ласковые слова говорит вам мама?

(хороший, ласковый, котёночек, солнышко моё) Слайд 12.

Как хорошо, тепло на душе, когда слышишь такие замечательные слова.

                    3.Какие черты помогают жить в семье ладно, а какие  мешают?

                    4.Какие семейные праздники тебе наиболее запомнились? Почему?  

4.Осмысление и фиксация знаний в речи..  

 

Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушка и дедушка, это любовь их и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Семья – это великий дар. Когда – то Лев Толстой сказал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».Слайд 13.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, твой дом.

В нашем крае проживает громадное количество семей. Чем дружнее будут наши семьи, тем сильнее и могущественнее будет наш край. А ведь в нашем крае живут семьи разных национальностей, значит, с разными обычаями, традициями, но все живут дружно.

Я хочу пригласить вас побывать в гостях у семей разных национальностей. Слайд 14.

В нашем крае проживает более 100 национальностей и малых народностей. Но, несмотря на то, что в нашей стране проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии. И в нашем классе учатся дети более 8 разных национальностей.

Далее урок проходит в форме фестиваля разных народов.

 Встречаем ребят.

Выходят дети в национальных костюмах: казаки, русские, азербайджанцы, украинцы, немцы, белорусы. Дети представляются и называют свои имена и национальность.

У1: Наша Родина -Кубань

У2: Мы живем дружно.

У3: Мы терпимы друг к другу.

У4: И желаем вам быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми.

У5: А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны.

 Учитель: Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми, способствуют взаимопониманию. Праздники воспитывают уважение к разным народам, обычаям и традициям. Благодаря праздникам, у нас появляется желание и стремление беречь родную землю, узнать лучше друг друга.

Каждый ученик представляет свой национальный праздник, костюм и блюдо.

Русские.

Русские люди издревле славились своим гостеприимством. Как любили раньше принимать гостей! На именины, на свадьбы, праздники звали родственников, соседей, просто односельчан. Но не только! Бывало, вечерней порой вдруг кто-то «стук-стук» в окно.«Кто там, входи! – отвечают хозяева. Заходил странник, совсем незнакомый человек, и просился переночевать. Его тут же усаживали к столу. Выставляли перед ним всё, что было в доме из еды. Если же он приходил во время ужина, то, помолясь , говорил: Хлеб, соль. А хозяин отвечал: -  Добро пожаловать, хлеба-соли откушать. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах и несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. И оставляли на ночлег. Таким гостеприимными были и богатые, и бедные люди.

Любили в старину чаёвничать.  Слайд15, 16, 17.

С маленьким кусочком сахара выпивали по 10 стаканов. С мужика уж пот льётся градом, а он – «Уф!», оботрётся да снова за чай. Сидели за чаем и вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Если появлялся в доме гость, даже поздним вечером, тут же ставили самовар. И садились за чай с гостем, хотя сами только недавно вышли из-за самовара. Таков был обычай! Хозяин дома садился за стол первым. Только после него можно было садиться остальным. Нельзя было садиться за стол с немытыми руками. Горячую еду: похлёбку,  щи ставили в одной большой миске посреди стола. Каждый должен был есть не спеша, не обгоняя других.

Конкурс-викторина: старинная русская кухня.

На доске запись:КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА.

Здесь зашифрованы 5 самых любимых блюд, попробуйте назвать их.

А какой продукт был самый главный, самый почитаемый?

Без чего не обходился ни приём дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы?

Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь?

Что брали с собой в дальнюю дорогу? (Хлеб)Слайд 18, девятнадцатый.

К хлебу в старину относились свято. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с солонкой. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если вдруг кто-то обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует!

У простого народа основной пищей были: Похлёбка, репа и капуста.

Репу пекли в печи и делали из неё каши. Тогда и родилась поговорка: «проще пареной репы».

Вспомните загадки о капусте и репе.

Когда в России 300 лет тому назад появилась картошка, стали варить похлёбку. Это тоже старинное русское кушанье.

Каши из пшена, гречки, ячменя – это вам известно. А были в старину ещё и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая. А какие каши из овощей вы знаете?

На доске вывешивается  пословица: Каша – мать наша. Слайд 2О,21

Каши варили и для разных событий: на свадьбы, на похороны. В древности даже свадебный пир назывался кашей.

В России были и особенно праздничные блюда. Слайд22.

Пельмени на русский стол пришли от татар и народа коми. Слово «пельмянь» в переводе с языка коми означает «хлебное ухо». Это хлебное ухо делали с разными начинками: с мясом, с мясом и капустой, с картошкой.

В старину цари, бояре, князья любили устраивать пиры. Вот например, как пировал царь Иван Грозный.

Гостей у него было 700 человек.

Начался пир с угощения жареными лебедями. Много слуг в бархатных костюмах шли строем по двое. На золотых блюдах они несли лебедей. После этого слуги вынесли 300 жареных павлинов. Красивые павлиньи хвосты были украшением этого блюда. После павлинов вынесли кулебяки, курники, блины, оладьи, пирожки… Так гости закусили. Потом слуги поставили на столы студни, потом – жареных журавлей, петухов, кур, уток с огурцами. Следующие блюда – разные похлёбки. А ещё были рябчики со сливами, гуси с пшеном, тетёрки. К столу подали почки, баранину, карасей        , зайцев в лапше, жаворонков в луке. Еду запивали мёдом, бражкой, вином. А всего было подано 500 кушаний!

На пирах соблюдались обычаи. Когда гости собрались, выходила к ним нарядная хозяйка и кланилась всем в пояс. А гости отвечали ей земным поклоном. После этого начинался «поцелуйный» обряд. Хозяин дома кланялся гостям и просил поцеловать свою жену. В начале он целовал её сам, а потом по очереди все гости. Каждый гость подходил к хозяйке с руками за спиной, целовал её, отходил назад, кланялся ей до земли, а она отвечала ему поясным поклоном.

Хозяин за столом сидел на самом видном месте. А хозяйка вместе с гостями сидели за отдельным женским столом.

Пир начинался с того, что хозяин подавал каждому гостю кусочек хлеба с солью. А потом слуги подавили на стол пироги, блины, соленья, кур, гусей и многое другое. Гостям было трудно: ведь нельзя было отказываться от еды, чтобы не обидеть хозяев. Поэтому после пира многим было тяжело, некоторые даже заболевали.

Так принимали гостей только богатые люди. А крестьяне были бедными и не могли устраивать пиры. Но ведь поняли, что все русские люди  гостеприимны.

А что вам понравилось в этом русском обычае?

5.Включение в систему ценностей детей.

Учитель читает стихотворение под музыку.

Николай Иващенко "Мой милый край, Кубань моя "

Мой милый край, Слайд23.

Кубань моя пшеничная,     Слайд24.

Тебя в народе житницей зовут,

Достойной будь

такого возвеличил,

Приумножая честь свою и труд.

Ты кормишь хлебом

Родину большую,

Растишь пшеницу, рис,

свеклу и чай!

Твои озёра, реки, ширь степную

Люблю тебя, красавица Кубань!

Люблю акаций

белый цвет душистый

Люблю стогов пьянящий аромат.

Вдыхать люблю прозрачно

воздух чистый,

Когда грохочет громовый раскат.

Люблю тебя, мой край

за море синее

И дорог мне здесь

каждый человек.

Пусть будет чистым

небо над Россиею

Хвала рукам

дарящим людям хлеб.

6. Рефлексия деятельности на уроке.

Заканчивая сегодняшний урок, хочется сказать большое спасибо всем родителям и детям и выразить надежду, что эта работа помогла нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать ещё один шаг навстречу к взаимопониманию и единству.

Пусть вокруг вашего семейного очага всегда будут близкие, ваши семьи будут счастливы,  а наша Родина становится день ото дня могучей, сильной и красивой.

-Понравился вам, ребята, урок?

-Что особенно понравилось?

-Чем была полезна наша сегодняшняя встреча?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю тебя, мой край родной! Сочинение

Краевой конкуурс сочинений  "Люблю тебя, мой край родной!"...

Сочинения "Люблю тебя, мой край родной!"

сочинения учащихся 2 класса о родном крае...

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Урок кубановедения на тему: "Люблю тебя, мой край родной!"

Продолжить знакомить учащихся с историей малой родины. Закрепить понятие о символах Кубани. Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, за народ живущий  рядом, стремление приходить н...

Конспект открытого урока «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ». (Ульяновская область)

Цели:Ø обобщить знания детей о родном крае;Ø развивать чувство гордости за свой “богатый” край;Ø воспитывать чувство любви к своей родинеØ создавать объективную основу для воспитания патриотизма и люб...

План-конспект урока по кубановедению "Люблю тебя, мой край родной"

Урок по кубановедению "Люблю тебя, мой край родной" 1 класса....

Урок по кубановедению в 1 классе. Тема: Люблю тебя, мой край родной.

Урок по кубановедению в 1 классе. Тема: Люблю тебя, мой край родной....