Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
статья на тему

Конопкина Светлана Алексеевна

 Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»

                                           

Более 18 лет я веду краеведческие занятия в своих классах, с учащимися начальной школы. И могу сказать, что краеведение обладает большим воспитательным потенциалом в формировании мировоззрения, духовно – нравственных идеалов и убеждений школьников. 

«Нельзя заставить приказом Родину любить. Любовь эту, к людям, родному краю, Отчизне своей надо сформировать, воспитать».

Воспитание любви к родной земле - именно эта задача стала заглавной в моей деятельности по внедрению краеведения в практику работы школы первой ступени.

     Основной формой работы были факультативные занятия по программе краеведческого курса «Люблю тебя, мой край родной!», разработанной мною в соавторстве с заместителем директора Муромского историко – художественного музея Субботиной Е.А..

Программа подготовлена в 1997 году. Прошла экспертизу в городском Центре по работе с педагогическими кадрами Управления образования и была рекомендована к работе в школах первой ступени.

 Для успешной реализации программы курса мною разработано его                                                  

методическое обеспечение: тематическое планирование, разработки уроков,   рабочие тетради для учащихся,                                                                                                                                                                                                                    учебное пособие в 4 –частях, изданное в 2006 году Управлением образования администрации округа Муром.

   Все разработанные материалы были представлены на окружных Ярмарках педагогических идей (2002 г., 2004 г., 2006 г.), получили высокую экспертную оценку.

 Выступления и представленные материалы имели большой успех у коллег. Аудитория слушателей проявила живой интерес к краеведению как актуальному направлению образования и как  инновационному курсу.

 

Материалы учебного пособия к авторской программе «Люблю тебя, мой край родной!» были востребованы при создании регионального учебника «Наш край».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_iz_opyta_raboty_na_soveshchanii_vipkro.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

Об опыте работы

по реализации задач краеведческого курса

окружной программы «Люблю тебя, мой край родной»

и апробации регионального курса «Наш край»

 (Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»)                                            

«Нельзя заставить приказом Родину любить.

                                                  Любовь эту, к людям, родному краю, Отчизне

                                                  своей надо сформировать, воспитать»

                                                                     

                                                                                      Клещевникова В.И.

                                                                             (начальник Управления образования          

                                                                                                                                округа Муром)

В моей педагогической деятельности краеведческое направление давно является приоритетным. Сложилось это далеко не случайно, можно сказать, «исторически».

После отмены октябрятского и пионерского движения ушел в небытие идеал дедушки Ленина, а вместе  с этим, как ни парадоксально, были потеряны и многие духовно – ценностные основы, которые помогали учителю в работе по воспитанию нравственных качеств личности наших маленьких школьников. Вот тогда, в обстановке деидеалогизации общества (1986 г.), и родилась идея построить воспитательную работу в своем классе на основе музейных экскурсий по знакомству с историей родного города.

 В наше сложное время мы на многое уже смотрим по – иному, многое переоцениваем, но многое и открываем для себя заново.

В первую очередь это относится к нашему историческому прошлому, которое мы, как оказывается, знаем поверхностно.

Учителю выпала честь и доля в сложное время больших перемен не только передать детям все богатство отечественной культуры, но и научить беречь его, сохранять высшие ценности, нести нравственные идеалы, развивать духовные традиции России.

Более 10 лет я веду краеведческие занятия в своих классах, с учащимися начальной школы. И могу сказать, что краеведение обладает большим воспитательным потенциалом в формировании мировоззрения, духовно – нравственных идеалов и убеждений школьников.  

«Нельзя заставить приказом Родину любить. Любовь эту, к людям, родному краю, Отчизне своей надо сформировать, воспитать».

Воспитание любви к родной земле - именно эта задача стала заглавной в моей деятельности по внедрению краеведения в практику работы школы первой ступени.

Основной формой работы были факультативные занятия по программе краеведческого курса «Люблю тебя, мой край родной!», разработанной мною в соавторстве с заместителем директора Муромского историко – художественного музея Субботиной Е.А..

Программа подготовлена в 1997 году. Прошла экспертизу в городском Центре по работе с педагогическими кадрами Управления образования и была рекомендована к работе в школах первой ступени.

 Для успешной реализации программы курса мною разработано его                                                  

методическое обеспечение: тематическое планирование, разработки уроков,   рабочие тетради для учащихся,                                                                                                                                                                                                                       учебное пособие в 4 –частях, изданное в 2006 году Управлением образования администрации округа Муром (с. 21 – 22).

   Все разработанные материалы были представлены (с.24 - 26) на окружных Ярмарках педагогических идей (2002 г., 2004 г., 2006 г.), получили высокую экспертную оценку.

 Выступления и представленные материалы имели большой успех у коллег. Аудитория слушателей проявила живой интерес к краеведению как актуальному направлению образования и как  инновационному курсу.

Материалы учебного пособия к авторской программе «Люблю тебя, мой край родной!» были востребованы при создании регионального учебника «Наш край».

В прошлом учебном году в связи с внедрением в процесс обучения регионального курса «Наш край» в округе Муром решением ЦРПК УО был открыт проблемный семинар по теме «Совершенствование методов воспитания и развития младших школьников через краеведческий курс «Наш край».                 (по проблеме освоения нового курса)

Перед семинаром были поставлены задачи:

- познакомить учителей с содержанием методического обеспечения курса;

- рассмотреть методические приемы, рекомендованные автором программы Харчевниковой Е.Л., непосредственно в практике преподавания курса в школе 1 ступени;

-

Семинар, руководителем которого я являюсь, стал своего рода центром методической помощи и поддержки для учителей города в процессе освоения нового курса.

Также как и другие учителя города к освоению курса я приступила с начала прошлого учебного года. В своей практике преподавания использовала несколько скорректированный вариант тематического планирования уроков.

Новый вариант в большей степени проектировал возможность для изучения «местечкового» историко – краеведческого материала, но при этом также реализовал все поставленные программой задачи.

И это вполне оправданно, т. к. некоторые тематические уроки провести в местных условиях нашего города  и района затруднительно или невозможно по причине отсутствия историко – культурных объектов, отмеченных автором программы как наиболее значимые для учебного ознакомления с историей родного края.

 Содержание  региональной программы

«Наш край»

2  класс  Путешествие в Древнюю Русь

 

«...Откуда есть  пошла земля Русская…»

(монах Нестор. Повесть временных лет.

 Начальная русская летопись)

Учебно-тематический план.

Раздел плана, темы

Кол-во часов

Региональная программа

«Наш край»

Из программы округа

«Люблю тебя, мой край родной!»

Славяне, Русь, Владимирская земля

1

Княжества Руси. Владимир-столица Древней Руси. Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах- основатели древнего города Владимир

Экскурсия «Здравствуй, музей!». Древнее племя мурома.

Владимиро – Суздальская Русь. Крестители Мурома.

2

2

Урок-экскурсия: Золотые ворота Древней Руси. Грозные дни татарской осады (диарама обороны города от нашествия Батыя).

Сказки Муромской земли. Иван Климов. (Уч. Пособие, 1 год обучения)

1

3

История моего города/села

Мой родной город – моя малая Родина (Учебное пособие, 1 год обучения).

1

4

Урок-экскурсия по родному городу (поселку)

Экскурсия «Как жили наши далекие предки».

1

5-6

Моя родословная-летопись семьи

Страницы семейного альбома. Имя - что это? (Учебное пособие, 3 год обучения).

1

Такой вариант планирования занятий по краеведению был представлен на первом заседании семинара и одобрен аудиторией слушателей. Скорректированный вариант также давал возможность использовать педагогам в работе учебное пособие к краеведческой программе округа, имеющееся в школьных библиотеках. А это решало большую проблему в начале 2006 – 2007 учебного года: образец регионального учебника для учащихся 2 класса поступил в школы лишь к концу 1 учебной четверти.

Работая по авторской программе «Люблю тебя, мой край родной!» я использовала в планировании уроков блоковую структуру. Один блок – это три урока: введение в тему, экскурсия, обобщающее занятие. В каждом четвертном разделе рассматривалось 2 – 3 блока.

Такая структура дает возможность достаточно цельно изучить общую тему каждой четверти и приобрести ученикам навыки краеведческой  деятельности.

При освоении регионального курса «Наш край» по возможности я также использовала блоковый вариант изучения общей темы раздела года.

Экскурсия «Здравствуй, музей!». Древнее племя мурома.

Владимиро – Суздальская Русь. Крестители Мурома.

2

Сказки Муромской земли. Иван Климов. (Уч. Пособие, 1 год обучения)

1

Мой родной город – моя малая Родина (Учебное пособие, 1 год обучения).

1

Экскурсия «Как жили наши далекие предки».

1

Страницы семейного альбома. Имя - что это? (Учебное пособие, 3 год обучения).

1

Это удавалось особенно тогда, когда в плане имели место экскурсии.

Урок – экскурсия и музейный урок несколько отличаются по назначению и форме проведения. Но оба являются важной составляющей любого краеведческого курса.  

Экскурсия любого вида и музейный урок дают возможность детям «потрогать время», познакомиться учащимся с историко – краеведческими объектами в их естественных условиях, дают возможность прямого контакта с культурой разных эпох. А это особо важно для формирования эмоционально - ценностного отношения учащихся к историко - культурному наследию своего народа.

1 сентября, начало школьного года, это праздник. Своих ребят я веду в музей, на первую экскурсию по краеведению. Малышей удивляет все: кости мамонта, наконечники стрел, черепки старинных горшков. И хотя эта экскурсия носит больше созерцательный характер, т. к. учитывается возраст маленьких экскурсантов, это - первые знания моих ребят о прошлом, об истории родного города.

На экскурсии дети узнают о древнем племени мурома и делают первое открытие о происхождении названия города. Знакомясь с легендой о мальчике Креке, хранителе огня, узнают какую роль играл огонь в жизни древнего человека и наших предков.

Это открытие поможет малышам выполнить творческое домашнее задание, подготовить рисунок на тему «Как жили наши далекие предки». (помощь родителей не отклоняется)  

                           

В познавательном диалоге дети знакомятся и с новыми словами. Работа по обогащению словарного запаса учащихся ведется систематически на каждом уроке по краеведению.

Музейные уроки можно разделить по назначению.

Вводные предшествуют изучению учебного материала по теме. Они проводятся с целью накопления фактического материала для теоретических обобщений и выводов.

Другие, напротив, проводятся с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по изучаемой или изученной теме на базе вещественных и письменных исторических памятников.

   Аудиторные занятия дают простор творчеству самому учителю, предполагают разные формы проведения и использование активных приемов обучения. Игры, викторины, решение кроссвордов, конкурсы, заочные путешествия, драматические постановки – это стержень, который удерживает внимание и провоцирует интерес к содержанию урока.

     Ярким примером использования разных форм работы в структуре урока может служить занятие «Там на неведомых дорожках» (открытый урок, проводился в рамках работы городской творческой группы по истории; материал позже использован в разработке урока по теме «Народные верования» 1 раздела региональной программы «Славяне». На протяжении всего занятия ведем с ребятами познавательный поиск – ищем ответ на вопрос: «Что это – загадочная Русь?». Вспоминаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья …», знакомимся с рассказом Ст. Романовского «Родина». Работая над значением слова «Русь», незаметно для себя мои маленькие исследователи выстраивают цепочку понятий - Родина – Русь – Россия – устанавливая их незримую историческую связь.

Вместе с героями поэмы – сказки Пушкина А.С. проникают в глубину веков. Путешествуя по «неведомым дорожкам» далекого сказочного прошлого, наблюдают и оценивают поступки героев, отмечают особенности одежды, вооружение витязей и былинных богатырей. Так приходят к заключению и осознанию факта, что с течением времени мир меняется.

     В практической работе, сопоставляя образы древних славянских мифов с героями русских народных сказок и Муромского сказочника Ивана Климова, убеждаются в том, что народ бережно, с любовью, хранит свою культуру и историю.

   Драматическая постановка – отрывок «Повести о Петре и Февронии», представленный на заключительном этапе урока, иллюстрирует понятия добра и зла, еще раз доказывая: сказка, былина, миф – это образная кладовая, что передает знания о нашем прошлом из поколения в поколение.

Наиболее трудная, но действенная форма активизации творческого потенциала школьника, способствующая формированию исторического сознания и пробуждению ощущения сопричастности к историческому процессу – это историко – этнографические игры, во время которых моделируется некая «знаковая» ситуация.

Моделирование культурно – исторических образов (фрагментов) на уроке в классе или в музее осуществляет глубокое усвоение учебного материала.

Знания, полученные в результате особым образом организованной исследовательской работы, привлекают и чувственные восприятия детей. Оставляют эмоциональный след в душе ребенка – ощущение радости и удовольствия.  

Моя задача – определить такой этап урока, где моделирование будет наиболее уместно. Создавая условную модель культурно – исторического фрагмента, провоцирую ребят к поиску ответов на проблемные вопросы по изучаемой теме.

Таким образом можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к самому процессу познания, провоцировать желание к исследованию, к поиску информации, возбудить познавательный интерес.

Уже, как аксиома, принимается, что все объясненное, готовое интересует ребенка меньше, чем сам процесс исследования, открытия.

В гончарной мастерской. Село Коровино, Меленковского района.

Достаточно органично в проведение краеведческих уроков вписывается технология «музей в чемодане».  Это урок (или его фрагмент) с использованием вещей, которые  «исполняют роль исторического предмета».

В процессе урока раскрывается волшебная способность предметов быть символом своего времени, отражать господствующие в нем отношения, вкусы, свидетельствовать о происходивших событиях и свершившихся открытиях.

Давая детям возможность взаимодействовать с предметами старины – трогать их, рассматривать – вы ненавязчиво вовлекаете их в учебное исследование.

Именно так можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведет к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации.

      «Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами», - звучат как завещание слова известного американского ученого Джона Дьюи.

Как вид моделирования следует рассматривать и театрализацию.

Театрализованные представления, посвященные национальным русским и христианским праздникам, уже широко используются в практике работы начальной школы.

Театрализация – наиболее гибкая и естественная форма обучения, которая помогает ребенку войти в мир истории, усвоить знания из области культурного наследия.

Включая в урок, экскурсию, праздник небольшую костюмированную интермедию, педагог поступит совершенно правильно методически и согласно программе курса.

 Усвоение культурологического материала особенно продуктивно, когда дети не смотрят готовое действо, а сами разыгрывают его.

 Краеведческий курс имеет ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семьей и является ядром воспитательной системы моего класса. Поэтому работу всей четверти чаще всего завершает совместное с родителями мероприятие,  организованное в форме экскурсии, поездки, похода или праздника на краеведческую тему.

Проигрывание народных традиций – один из вариантов передачи «из рук в руки» народного бытового опыта. А ролевая форма общения заключает в себе особую эмоциональную привлекательность.

Учитывая способности и интересы своих ребят, для домашней работы предлагаю задания творческого и поискового характера. Предлагаю участвовать в работе и родителям. С этой целью часто использую «Тетради для творческих заданий», разработанных первоначально к учебному пособию программы «Люблю тебя, мой край родной!». Познавательные задания «Тетрадей» - от репродуктивного до творческого уровня – позволяют мне дифференцировать процесс обучения и осуществить контроль знаний, т. к. программа действует в модели безотметочного обучения.

На практических этапах уроков составляем семейные гербы и родословные, конструируем жилища древнего человека, лепим предметы крестьянской утвари, рисуем народные костюмы прошлого, фантазируем и мечтаем. Совершаем поездки и походы в города и села родного края.

На обобщающем занятии организуем просмотр выполненных работ и знакомимся с тематическими сообщениями. Лучшие сообщения «участвуют» в школьном конкурсе «Мои открытия».

Анализируя результаты работы по внедрению в свою педагогическую практику краеведческого курса, могу отметить, что дети, изучая историю края, с уважением относятся к природе и культурному наследию своего народа, искренне гордятся заслугами и достижениями земляков. Ребята стремятся строить взаимоотношения на основе нравственных ценностей - добра и взаимопомощи, что свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности их нравственных качеств.

Познавательная активность учащихся также позволяет судить о достаточно высоком уровне интереса учащихся к краеведению как предмету.

Анализ знаний свидетельствует о сформированности навыков в работе с документально – художественными источниками информации, овладении навыками групповой и индивидуальной самостоятельно – поисковой работы.

Учащиеся способны ориентироваться в образцах изделий народно – прикладного искусства края, рассматривая их как информативный источник об истории развития народного ремесла и искусства Владимирской земли.

Реализация учебно – воспитательных задач при изучении курса повышает и обеспичивает более «мягкий», безболезненный переход переход к изучению предмета истории в основной школе.

 

Подводя итог, следует сказать, что основная проблема в преподавании курса на начальном этапе (в 1 – ой четверти) – это отсутствие учебника (учебного пособия для учащихся).

Другая – это затруднения в организации контроля знаний учащихся: затруднялись самостоятельно разрабатывать тестовые проверочные задания, не имея верного  представления о критериях оценки и результативности;

(вопрос проработан после выхода сборника ВИПКРО «Наша школа», № 1, 2007 г.).

И третья – материал учебника несколько сложен в плане «объемности», т. к. навык чтения у 2 – ков еще недостаточно хорошо сформирован.

Но «объемность» можно рассматривать и как достоинство. Ведь педагог, разрабатывая урок, имеет полное право использовать предлагаемый материал по принципу «мини – макс», избранно. И фрагментарно предлагая для работы учащимся  на уроке или для домашнего ознакомления. А также в плане самообразования и подготовки своих монологов на уроке.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

Урок по кубановедению в 1 классе.Тема: Люблю тебя, мой край родной. Цели- ориентиры:Личностные.1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать ф...

Люблю тебя, мой край родной! Сочинение

Краевой конкуурс сочинений  "Люблю тебя, мой край родной!"...

Сочинения "Люблю тебя, мой край родной!"

сочинения учащихся 2 класса о родном крае...

Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"

Классный час посвящён дню образования села. Целью является приобщение учащихся к истории родного края, к событиям, людям, явлениям своей малой Родины....

Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"

Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной" (О Смоленской области). В дополнение есть презентация о родном крае, но без музыки....

Сборник творческих работ учащихся «Люблю тебя, мой край родной!»

Данный проект был приурочен к 75-летию образования Краснодарского края и реализован в январе – сентябре 2012 года. Итогом работы стало издание сборника творческих работ учащихся, выпущенного к 1...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ С ВНЕДРЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА "ЯМАЛ. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!"

Красота и богатство ЯНАО, запечатленная в музыке, живописи, поэзии коренного населения севера....