Урок внеклассного чтения. Героические события и подвиг во имя служения Родине на примере книг о Великой Отечественной войне. Мужество защитников Ленинграда в дни блокады.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Внеклассное чтение в 3 классе. по книге В. Воскобойникова  "Девятьсот дней мужества."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№3 г.Озёры.

Урок внеклассного чтения в3 классе, по книге В.Воскобойникова «Девятьсот дней мужества».

Учитель высшей квалификационной категории

       Егорова Наталья Борисовна.

Тема: «Героические события и подвиг во имя служения Родине на примере книг о Великой Отечественной войне.

            Мужество защитников Ленинграда в дни блокады.»

Эпиграф: «Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

              Что нас покориться никто не заставит.»

                                                                А.А.Ахматова.

                               

Тема урока: «Героические события и подвиг во имя служения  

                      Родине на примере книг о Великой Отечественной

                      войне.»

Цели:            

-формирование у младших школьников навыка осознанного чтения, приёмов понимания текста;

-развитие творческих способностей учащихся, устной и письменной речи младших школьников;

-введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности ребёнка.

-  ввести учащихся в богатство литературы о подвигах народа в годы Великой Отечественной войны;

-рассказать о трудностях, пережитых жителями Ленинграда в дни блокады;

-воспитания чувства сострадания, нравственности и доброты, любви и гордости к нашей Родине.                

Оборудование: фрагмент документального фильма о блокаде

           Ленинграда, песни «Журавли» (сл. Р.Гамзатова, муз.

           Я. Френкеля), «Священная война» (сл. В.Лебедева- Ку-

           мача, муз. А. Александрова), музыкальный фрагмент

           Седьмой симфонии Д.Шостаковича, выставка книг о войне,

           мультимедийное оборудование для демонстрации

           слайдов, два кусочка хлеба- 250г., 125г, бумажные

           журавлики, метроном.

       

                     

             .

                                 

                                                  Ход урока.

1.Огранизационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

   (обращение внимания учащихся к экрану интерактивной доски)

Слайд №1- Героические события и подвиг во имя служения Родине на примере книг о Великой Отечественной войне.

Слайд №2- Мужество защитников Ленинграда в дни блокады.  

                                                                  Мы детям клянёмся,    

                                                                   клянёмся могилам,

                                                   Что нас покориться никто не заставит.

                                                                                     (А.А.Ахматова).

-Прочитайте название темы нашего урока.

-Наш урок посвящён Победе советского народа над фашистской Германией.

   Учитель наизусть читает стихотворение Ю.Воронова:

                         Мне кажется:

                         Когда гремит салют,

                         Погибшие блокадники встают.

                         Они к Неве

                         По улицам идут,

                         Все как живые .

                         Только не поют.

                         Не потому,

                         Что с нами не  хотят,

                        А потому, что мёртвые молчат.

-Это стихотворение написал поэт Ю. Воронов, переживший войну подростком.

-Сегодня на уроке внеклассного чтения я хочу поговорить с вами о героизме, мужестве и подвиге народа нашей страны в годы Великой Отечественной войны, познакомить вас с произведениями о войне.

3. Слайд №3- пословицы.

     Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.

     Кто за своё дерётся, тому и слава двойная даётся.

-Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

-Издавна повелось на Руси гнать врагов с родной земли.

-Какое событие будет отмечать наш народ 9 мая?

4.-Вспомните, когда началась Великая Отечественная война?

 -Послушайте песню «Священная война», которая была написана в первые дни войны, ставшая символом Великой Отечественной войны.

(Звучит песня «Священная война»)

Слайд №4- Великая Отечественная война началась

                     22 июня 1941 года, длилась 1418 дней- 4 года,

                     погибло 27 миллионов человек.

-Почему война называется Великой?

-Почему войну назвали Отечественной?

-Не было ни одной семьи, не пострадавшей от тягот войны. Горе пришло в каждый дом.

-Кто в ваших семьях защищал Родину? (ответы учащихся)

5.-В нашей школе собирается материал об участниках войны и тружениках тыла. На основании этого материала создаётся Книга

памяти «Поколение победителей». Ученики нашего класса тоже принимают участие в создании этой Книги. Сейчас они нам об этом расскажут.

(Сообщения детей о своих родственниках - участниках войны.)

-Молодцы,ребята. Вы рассказали интересные факты из жизни ваших прадедов.

6.- Какие книги о войне мы читали?(ответы детей)

   -Перед вами книга Валерия Воскобойникова «Девятьсот

   дней мужества».

Слайд №5- В.Воскобойников

                    «Девятьсот дней мужества»

7. Фронтальная беседа по прочитанной повести.

- О чем повесть «Девятьсот дней мужества»?

-В каком городе происходят события?

-Как сейчас называется этот город? (город Ленинград переименован в Санкт-Петербург в 1991 году,19 лет назад)

-Кто главные герои повести?(семья Пахомовых)

(на примере этой семьи автор рассказывает о жизни ленинградцев годы войны.)

-Как называется первая глава книги? (Первый час войны)

-Как автор рассказывает о начале войны?

-Расскажите, как действовали члены семьи Пахомовых в начале войны?  

-Как город готовился к обороне? (Оборона- совокупность средств, необходимых для отпора врагу).

-Подберите синоним к слову оборона. (защита)

-В третьей главе мы узнаём о Ленинградском ополчении.    

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Посмотрите на иллюстрацию художника Д.Боровского( с. 9) и прочитайте отрывок из главы, который подходит к ней. (с. 7-8)                          (Ополчение- военное формирование в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах.)

-На что надеялись фашисты?

-Что пишет об этом автор? (с. 8)(чтение отрывка учеником).

-Город оказался в блокаде.

-Что такое блокада? Как вы понимаете значение этого слова?

-  Посмотрите на экран.

Слайд №6- Блокада- изоляция города путём нарушения его внешних связей. Цель блокады- истощение города и принуждение его к сдаче врагу.

-А что такое блокада в понимании самих ленинградцев?

Давайте посмотрим хронику тех лет.

(фрагмент документального фильма о блокадном Ленинграде)

-А теперь обратимся к тексту повести.

-Прочитайте, как автор описывает начало блокады.(с.14.)                  -К страшному слову «блокада» прибавилось слово « голод».

-Да, с 10 ноября Ленинградцы стали получать в день 125 г хлеба.

-Посмотрите, ребята, вот приблизительно такой величины были эти 125 г. (показать на тарелке кусочек  хлеба.)

-Ленинградцы слабели, многие умирали от голода.

 

8.-Кто из героев книги рассказывает об этих событиях?

..-Что вы знаете о семье Тани Савичевой?

Слайд№7- Фото Тани и её дневник.

-Прочитайте дневник Тани. Старайтесь читать осмысленно,

передайте  голосом то чувство горя, что испытывала Таня, записывая эти строчки.

(один ученик читает дневник Тани Савичевой).(с.14)

9.-Умирающую Таню вывезли из Ленинграда зимой 1943г.

по Дороге Жизни.

Слайд № 8.- Дорога жизни.

-Как автор нам рассказывает об этом?

-Вспомните главу о  Максиме Твердохлебе (с.15-19)

10- Что мы узнаём о семье    Пахомовых в это трудное время? (с.20)

-Последние главы повести посвящены прорыву блокады (с.25)

-Когда это произошло? (18 января 1943г, произошло соединение Ленинградского и Волховского фронтов.)

 

11-Какими словами автор заканчивает повесть? (с. 32)Прочитайте.

-Как вы думаете, почему Валерий Михайлович Воскобойников назвал повесть «Девятьсот дней мужества»? (Голод, бомбёжки не смогли сломить дух ленинградцев, выстоявших все 900 дней блокады. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей. Именно мужество защитников Ленинграда и воинов- освободителей спасло город.)

-Что означает слово «мужество»? (Мужество- храбрость, присутствие духа в опасности).

12- Героизму защитников Ленинграда посвящено стихотворение А.Ахматовой « Мужество»

Слайд .№9- фотоА. Ахматовой и годы жизни (1889-1966)

(ученик читает наизусть )

                     Мужество.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

-Поэтесса Анна Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде до тех пор, пока тяжёлая болезнь не приковала её к постели. Её эвакуировали в Ташкент. В этом далёком от фронта городе она писала стихи, зовущие к мужеству и стойкости.

13. В блокадном Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович написал знаменитую Седьмую симфонию, которую назвал «Героическая»

Слайд №10 - фотографии блокадного города.

(Звучит фрагмент Седьмой симфонии Шостаковича.)

Учитель читает стихотворение О. Берггольц.

…Над Ленинградом-

Смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,-

Мы не покинем наших баррикад.

Слайд № 11 - фото и годы жизни поэтессы.(1910-1975)

-Это стихотворение написала поэтесса Ольга Берггольц.

-Она все 900 дней блокады провела в осаждённом Ленинграде.

От истощения была на грани смерти. Постоянно выступала по радио, читала свои стихотворения, поддерживая дух блокадников.

Слайд №12.  - фото блокадного Ленинграда.

14. Много строк посвящено военному Ленинграду и подвигу его

  жителей. Кажется, что больше ничего уже не скажешь. Всё уже сказали сами блокадники.

(ученики читают наизусть стихотворение)

             Елена Рытвина

…И летели листовки с неба

На пороги замёрзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на чёрную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтоб всё это превозмочь?

Умирали -и говорили:

-Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали.Нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?

Пётр построил его на болоте. Но прочнее земли не найдёшь.

Зинаида Шишова.

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право- жить.

Здесь трусов нет,

Здесь не должно быть робких.

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим…

-Молодцы, ребята. Вы проникновенно , с гордостью прочитали стихотворения.

15 -Блокада была прорвана 18 января 1943 года, но окончательно снята 27 января 1944 года.

    - В прорыве блокады участвовал   озерчанин, младший сержант

Воронин Борис Петрович. 17-летним парнем он ушёл на войну и был направлен на Ленинградский фронт. До июля 1945 года

Борис Петрович воевал во 2 полку Противовоздушной Обороны, защищая город Ленинград от вражеской авиации.

Слайд № 14 - 17(солдатские фото. фото удостоверения к медали,

годы жизни В.Б.П.)

- Борис Петрович награждён медалью «За оборону  Ленинграда»

Вот она (показать медаль )

-Борис Петрович - мой папа. Я горжусь своим отцом!

-Этот материал я передаю в Книгу Памяти.

Слайд № 18 - современный Санкт-Петербург.

        Памятник Защитникам города.

16.Моему отцу посчастливилось выжить на войне.

- За 4 года Великой Отечественной войны наша страна потеряла

27 миллионов человек. Почтим память погибших минутой молчания. (звучит метроном)

-Иногда говорят, что души погибших воинов,словно журавли, взмывают в небо. Послушайте песню «Журавли» в исполнении  М.Бернеса.

-На уроке труда мы с вами сделаем из бумаги журавлика. Накануне Дня Победы поздравьте ветеранов  и подерите им свои  поделки.

17Итог урока.

Оценки за урок.

Домашнее задание: продолжайте собирать материал для Книги Памяти о своих родственниках,  участниках войны и тружениках тыла.

Прочитайте новые книги о войне. Список книг вывешен на стенде.

 

   

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи

"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...

Воспитание исторической памяти у школьников на примерах судеб героев Великой Отечественной войны

Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения....

книги о Великой Отечественной войне

список книг о Великой Отечественной войне, рекомендованной для чтения ученикам 2-4 классов начальной школы....

Список книг о Великой Отечественной войне для учащихся 2- 4 классов

В мире книг порой трудно выбрать нужную книгу, а этот список поможет ребятам сориентироваться....

Презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по теме : «Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель».

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:·         способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;·...

Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела».

Интегрированный  урок  внеклассного чтения и музыки  по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня  к Победе вела». 4 класс...