Воспитание исторической памяти у школьников на примерах судеб героев Великой Отечественной войны
методическая разработка на тему

Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание исторической памяти у школьников на примерах судеб героев Великой  Отечественной войны

Учитель начальных классов Проводниковской СОШ Митьковой Т.В.

« Воспитатели, учителя должны знать, кого им нужно воспитывать или выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности» (В.О.Ключевский)

Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения.

На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности.

Патриотическое воспитание в нашей школе осуществляется как в процессе обучения , так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, которые раскрывают перед учащимися традиции российского народа: освещают героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества, воспитывают непримиримость к врагам России.

Центром патриотического воспитания в МОУ Проводниковская СОШ является Музей боевой и трудовой славы. Именно он способствует расширению кругозора учеников и воспитанию их познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами музейной педагогики.

Все дальше и дальше уходят годы той войны, все меньше и меньше остается ветеранов войны, а школьный музей рассказывает именно об этом. Ученики начального звена о войне могут узнать только из фильмов и книг, так как их отцы и деды значительно моложе того возраста, в каком находятся ветераны ВОВ. Поэтому в музее они могут увидеть, услышать и потрогать руками медали солдат-героев. Ребята с интересом слушают рассказы и сами задают вопросы. Рассказать о войне, о событиях войны, о жизни во время войны может и учитель, и специально подготовленные ученики из старших классов.

Наш музей начал свою работу в 2000 году. Но еще в 1970-е годы, когда активизировалась военно-патриотическая  поисковая работа школьников, были собраны первые краеведческие материалы, которые впоследствии стали первыми экспонатами  нашего музея. Организатором и руководителем музея является учитель истории Бунеева Светлана Акимовна. За время ее руководства музеем собран богатый материал: уникальные экспонаты, личные вещи, документы, письма, военные награды, значки, памятные медали солдат. Традиции, заложенные со дня основания музея, сохраняются и приумножаются и сегодня. В музее проводятся лекции, беседы, экскурсии, уроки мужества, встречи с ветеранами войны и тыла.

Одна из композиций рассказывает о наших земляках – участниках Великой отечественной войны и тружениках тыла. Центральное место в ней занимают материалы «Будем жить». Они посвящены нашему земляку из села Андреевское летчику, Герою России, Алесандру Спиридоновичу Маслову.

А.С.Маслов погиб на пятый день войны, направив горящий бомбардировщик на зенитную батарею фашистов. В хаосе боев первого месяца войны экипаж А.С.Маслова посчитали пропавшим без вести. Но были очевидцы гибели самолета А.С.Маслова, которые захоронили останки погибших и их личные вещи. Лишь в 1951 году при перезахоронении останков летчиков были обнаружены личные вещи командира героического экипажа. Запись в личном деле А.С.Маслова- «пропал без вести» была заменена на слово «погиб».

В 1991 году благодаря совместным усилиям общественности –майора-инженера в отставке Э.В.Харитонова, народного депутата В.Я.Стадника, коллектива нашей школы, члены героического экипажа бомбардировщика А.С.Маслова посмертно были награждены орденом Великой Отечественной войны 1 степени.

Через несколько лет администрации нашей школы и сельского округа обратились с ходатайством в администрацию Коломенского района о присвоении школе имени Героя России А.С.Маслова. 18 мая 2002 года муниципальному общеобразовательному учреждению Проводниковская средняя  общеобразовательная школа присвоено имя А.С.Маслова. в день 95-летия со дня рождения А.С.Маслова 22 ноября 2002 года на здании нашей школы в торжественной обстановке была открыта памятная доска.

Есть в нашем музее экспонат, который нам особенно дорог – это металлическая капсула с землей, взятой с места героической гибели нашего земляка и членов его экипажа. Эта капсула не просто экспонат. Для нас она символ дружбы народов, защищавших нашу Родину в годы ВОВ. Ее передал в наш музей руководитель белорусской делегации, приезжавшей на открытие памятной доски на доме А.С.Маслова. Частые гости в нашей школе и родственники героя.

Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которым у него связаны  яркие эмоциональные переживания. На примере рассказа о жизни А.С.Маслова мы стараемся показать детям, что А.С.Маслов не мог поступить по-другому. Живописное место, где он родился, большая семья, в которой он воспитывался, любовь к родному краю, к Родине, которые воспитывались в семье – все это не могло не повлиять на решение А.С.Маслова.

Отечество, Родина – это не только то место, где ты родился и живешь, это и история твоей страны, ее культура, язык, самобытность, православная вера. Человек подобен веточке, давшей новый росток на теле дерева, называемой Родиной. И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не может полноценно жить и приносить плоды и настоящую пользу обществу, если отречется от своего Отечества, от заветов своих предков.

В 2009/2010 учебном году музейная работа была направлена на решение задач приобщения учащихся школы к боевым и трудовым традициям нашего народа, знакомства с героями Великой Отечественной войны, воспитания гордости за их подвиги.

За учебные годы было проведено очень много бесед, уроков мужества, встреч с ветеранами. Традиционными в школе стали военно-патриотическая игра «Зарница» ( у подростков и старшеклассников) и «Зарничка» ( у младших школьников); игра-соревнование «А ну-ка, парни», конкурсы рисунков, посвященные Дню защитника Отечества и Дню Победы.

В феврале 2010 года была проведена литературно-документальная композиция «Цветы войны», подготовленная учителями нашей школы Мельниковой Т.А. и Южиной Л.А. в рамках 65-летия Победы. Сочетание театрализации, информационной справки и мультимедийного сопровождения с костюмами всех действующих лиц определило пронзающий эффект композиции. Наиважнейшую роль в ней сыграла музыка, которая усиливала трагизм и пафос слов.

Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических  качеств учащихся,  и будут всегда являться предметом гордости и уважения.

Главное, чтобы в сердце каждого из нас поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.

Считаем, что воспитание  любви к Родине должно стать основной задачей любого педагога нашей школы. Ведь тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема: Памяти павших Героев Великой Отечественной войны.

Данный классный час предназначен для показа детям младшего, среднего школьного возраста.Задачи:1.Воспитание патриотизма и осмысленного отношения к прошлому страны у детей.2. Воспитание в детях и ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГОВ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Проблема воспитания молодого поколения на примере исторического опыта Великой Отечественной войны в современных условиях является очень актуальной. Патриотическое воспитание молодежи неразрывно связан...

Беседа по патриотическому воспитанию «Дети-герои Великой Отечественной войны»

1. Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки. 2. Обобщение знаний детей о ВОВ.3. Закрепить полученные знания детей о том, как защищал...

Урок мужества. «Памяти павших будьте достойны!» Пионеры – герои Великой Отечественной войны.

Этот урок Мужества  рассказывает о ребятах,их сверстниках, в тяжелые военные годы, их преданность Родине, отвагу, взаимовыручку. Он воспитывает патриотические чувства учащихся на примерах му...

Методическая разработка внеурочного проекта по теме “Книга Памяти. Героям Великой Отечественной войны посвящается” для учащихся 3-4 классов»

Адресат: Данный проект предназначен для учащихся 3-4 классов. Цель: Сформировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества, героическому прошл...

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...

Беседа о медсёстрах ко Дню Победы - 9 мая для школьников начальных классов. Знакомство детей с медсестрами-героями Великой отечественной войны/

Автор:Усанова Е. В.Описание:Материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей, родителей.Цель урока:Знакомство детей с медсестрами-героями Великой отечественной войны.Задачи:1. Воспит...