Элективный курс "Культура чтения" для 3 класса.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Бабарыка Галина Витальевна

В программе представлены: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_kultura_chteniya_3_klass.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа

«Культура чтения»

элективный курс по литературному чтению

для учащихся 3 класса

 (на 34 часа)

                                                                                 Составили: Бабарыка Г. В.,

                                                                                  Рублёва И.А.,

                                                                                  учителя начальных классов

                                                                                  МБОУ «СОШ №59»

Барнаул, 2012


Пояснительная записка

         Ценность детского чтения как источника развития личности и как фактора её социальной защищенности признана во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам, и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.

         Книга как средство для совершенствования души и сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо и с упоением, чарует и надолго остается в памяти и в сердце. Очень важно, показать насколько чтение увлекательное занятие, чтобы книга стала настоящим другом школьника, его постоянным спутником, с которым не скучно и интересно. Какой “вклад” должен внести учитель начальных классов? От успешности развития культуры чтения зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Курс “Культура чтения” необходим в начальной школе, так как одним из основных умений является умение работать с текстом. Слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой курс актуален в начальной школе.

Цель курса: создание условий для повышения уровня культуры чтения учащихся.

Задачи:

-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

-развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;

 -развитие у детей эмоциональной выразительной речи и артистических данных;

-расширение кругозора детей, развитие их мышления, памяти и творческого воображения;

-организация активной речевой деятельности учеников, в которой они постоянно будут осмысливать свою речевую практику, получать и применять новые знания;

-повышение рейтинга книги в жизни школьников и стимулирование желания систематического общения с книгой;

-формирование культуры чтения и навыков бережного обращения с книгой.

          Способы усвоения знаний на курсе преимущественно творческие, исследовательские. Новые знания ученик получает сам, в процессе наблюдений за речью, что, в свою очередь, формирует у ребенка умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию его мышления. Роль  учителя заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач. В ходе курса учащиеся овладевают умением работать с информацией. В содержание включены материалы по краеведению.

        Курс рассчитан на 4 года по 1 часу в неделю. Работа ведется по трем основным направлениям:

1)Речь и её значение в жизни 

Цель: объяснить детям значение речи в современном мире: речь является средством общения, обмена чувствами и мыслями, познания мира, воздействия на эмоциональное и духовное состояние человека.

2) Текст

Цель: научить детей выражать связно свои мысли не только устно, но и на письме, дать основные понятия о речевых произведениях, формировать умение работать с текстом.

3)Культура общения

 Цель: сформировать личность человека, способного в общении адекватно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других, развить театральные способности детей.

Таким образом, курс “Культура чтения” помогает развивать речь ребенка, почувствовать ему, что он талантливая и творческая личность. Созданная атмосфера доброжелательности делает ребенка более открытым, раскрепощенным. Ведение курса  в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию культуры чтения учащихся.

В рамках курса осуществляется промежуточный и итоговый контроль. Успешность освоения курса  оценивается при выполнении теста и итоговой контрольной работы. Работа учащегося оценивается отметкой «зачтено», если правильно выполнено более половины предложенных заданий.

Содержание тем курса

Устное народное творчество (7 ч)

Малые жанры фольклора. Особенности их построения и чтения. Сравнение различных жанров фольклора.  Конкурс «Знаток русских пословиц». Понятие о былине как жанре УНТ. Былинные герои. Особенности былины: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. Сравнение былин. Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление. Русская народная сказка. Определение смысла сказки. Особенности построения и чтения. Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных. Работа с книгой: предисловия, послесловия.

Басни Эзопа и И. А. Крылова (3 ч)

Слушание и сравнение басен Эзопа и русских баснописцев. Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ (развитие действия), олицетворение. Выразительное чтение и инсценирование басен.

Произведения А. С. Пушкина (2 ч)

Работа с книгами сказок Пушкина. Слушание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Рассматривание книг со сказками Пушкина разных изданий. Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации. Составление краткой аннотации к книге.

Произведения о детях и для детей (6 ч)

Чтение стихотворного произведения И. Тургенева из цикла «Деревня». Работа с книгами русских писателей о картинах родной природы. Стихи для детей. Чтение стихотворения И. Никитина. Слушание сказок Л. Н. Толстого. Составление плана сказки. Рассматривание книг Л. Толстого разных изданий. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтении стихотворения. Рассказ А. Андреева «Кусака». Работа с книгами о животных: рассматривание, знакомство с художниками-иллюстраторами.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Понятие об авторской сказке. Чтение сказок Ц. Топелиуса «Зимняя сказка», Х. К. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская». Герои положительные и отрицательные. Сравнение сказок зарубежных авторов с русскими народными. Художественный пересказ. Инсценирование эпизодов изученных сказок.

Рассказы для детей (3 ч)

Чтение рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник». Выявление главной мысли, авторской позиции (автор - рассказчик). Пересказ по плану. Рассказ А. И. Куприна «Ю-Ю». Беседа о прочитанном. Обмен чувствами и мыслями. Рассматривание книг о животных. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Пересказ от имени одного из героев.

Стихи русских поэтов (2 ч)

Слушание и чтение стихотворений С. А. Есенина. Выразительное чтение, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Работа с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, о родной природе. Контроль и учёт знаний. Промежуточный зачёт (тест) «Проверка уровня начитанности и  читательских умений».

Из истории родного края (8 ч)

Герб края, города, района. Беседа об органах управления и их обязанностях. История семьи. Родословное древо. Выпускники – гордость нашей школы. Улицы нашего района: старинные и современные. Достопримечательности района. Предприятия Барнаула. Исторические памятники Барнаула. Экскурсии по улицам города. Итоговый зачёт по курсу.

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

В результате изучения курса  ученик должен:

Знать:

  • названия и основное содержание изученных  литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;
  • стихов и рассказов из круга детского чтения;
  • детского игрового фольклора (загадка, песенка, скороговорка).

Различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные;
  • словари и справочники;
  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление/содержание);

•        виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).

Уметь:

•        читать осознанно, правильно текст художественного произведения (без учёта скорости);

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
  • делить тексты на смысловые части и составлять простой план;
  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

•        создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации предлагаемой программы необходимы следующие средства обучения:

  1. Учебная хрестоматия для учащихся (Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2007.)
  2. Рабочая тетрадь № 1 и № 2  для учащихся 3 класса (Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.)
  3. Интернет-ресурсы, интерактивная доска, мультимедийные презентации, СД-диски с литературными произведениями и сведениями об авторах.

Литература

1. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост.

Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 256 с. – (Начальная школа XXI)        

2. Рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост.

Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 112 с. – (Начальная школа XXI)

3. Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост.

Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 118 с. – (Начальная школа XXI)

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Просвещение, 2000.

5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 2002.


Календарно-тематическое планирование по курсу «Культура чтения» (3  класс)

п/п

Наименование разделов

 и тем программы

Кол-во

часов

Календарные сроки

Виды деятельности

учащихся

Оборудование, контрольно-измерительные материалы

Примечания

планируемые

фактические

Шутка, считалка, потешка, пословицы

1

Сравнение различных жанров фольклора. Упражнение в выразительном чтении

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

1

Чтение произведения

Выявление особенностей былины

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Былина «Первый бой Ильи Муромца»

1

Чтение произведения

Пересказ былины по плану

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Былина «Алёша Попович»

1

Сравнение былин

Обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Русская народная сказка «Лиса  и Котофей Иваныч»

1

Работа над выразительностью чтения

Анализ сказки. Работа с текстом. Составление плана

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Русская народная сказка «Дрозд Еремеевич»

1

Анализ сказки. Работа с текстом.

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Русская народная сказка «Елена Премудрая»

1

Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Басни Эзопа

1

Работа с текстом басен.

Анализ произведений

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Басни И. А. Крылова

1

Слушание. Сравнение басен Эзопа и русских баснописцев

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

А. Е. Измайлов «Филин и чиж»

1

Работа с текстом басни.

Анализ произведения

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

Упражнения: чтение вслух, «про себя», выразительное чтение

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

Анализ сказки. Работа с текстом. Составление плана

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

И. Тургенев «Деревня»

1

Работа с текстом произведения

Упражнение в выразительном чтении

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

И. Никитин «Помню я: бывало няня…»

1

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Л. Н. Толстой «Ореховая ветка»

1

Работа с текстом. Составление плана

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

1

Работа с текстом.

Анализ сказки.  

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

1

Работа со стихотворным текстом.

Упражнение в выразительном чтении

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

А. Андреев «Кусака»

1

Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

1

Выразительное чтение. Сравнение произведений о детях.

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Х. К. Андерсен «Снеговик»

1

Работа с текстом. Составление плана

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет

Бр. Гримм «Умная дочь крестьянская»

1

Выразительное чтение. Сравнение произведений о детях.

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля охотник»

1

Слушание. Анализ текста произведения.

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

И. А. Куприн «Ю-Ю»

1

Пересказ по иллюстрациям к произведению

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

1

Работа с рассказом и иллюстрациями. Пересказ от имени одного из героев

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

С. А. Есенин «Топи да болота»,

«Сыплет черёмуха снегом»

1

Выполнение заданий к тексту в учебнике и тетради.

Выразительное чтение

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

Контроль и учёт знаний. Промежуточный зачёт.

1

Самостоятельная работа. Выполнение заданий на карточках

Карточки с заданиями

Герб края, города, района.

Губернатор – мэр – глава администрации.

1

Беседы с учащимися  об органах управления и их обязанностях

Интернет-ресурсы,

 презентации учащихся

Приложение

Моя семья. Родословное дерево.

1

Творческие работы учащихся

Интернет-ресурсы,

сообщения учащихся

Учениками гордится наша школа. Выпускники – гордость школы.

1

Встреча с родителями-выпускниками школы

Учебник, рабочая тетрадь

Улицы моего района. Как они появились, почему так названы, старинные и новые улицы

1

Экскурсия по улицам города и района, просмотр презентаций

Интернет-ресурсы,

 презентации учащихся

Достопримечательности района

1

Экскурсия по району.

Творческие работы учащихся

Интернет-ресурсы,

 презентации учащихся

Предприятия Барнаула

1

Знакомство с предприятиями, беседы о том, когда появились, что выпускают

Интернет-ресурсы,

сообщения учащихся

Исторические мемориалы, памятники Барнаула

1

Экскурсия по городу.

Посещение памятников города, беседы с учащимися

Интернет-ресурсы

Итоговый зачёт по курсу

1

Самостоятельная работа. Выполнение заданий на карточках

Карточки с заданиями


Приложение

Промежуточный зачёт (тест)

«Проверка уровня начитанности и  читательских умений»

Вариант 1

  1. Отметь жанр фольклора.
  • басня
  • рассказ
  • пословица
  • стихотворение
  • повесть
  1. Отметь фамилию поэта.
  • С. А. Есенин
  • А. И. Куприн
  • А. П. Чехов
  • К. Г. Паустовский
  • Л. Н. Андреев
  1. Дополни предложение.

Толстого зовут Лев Николаевич, а Паустовского – _______________________________

__________________________________________________________________________

  1. Отметь лишнее слово.
  • Стихотворение
  • Рассказ
  • Сказка
  • Обложка
  • Басня
  1. Отметь фамилию автора рассказа «Емеля - Охотник».
  • И. Тургенев
  • И. А. Куприн
  • Н. А. Некрасов
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк
  • А. Андреев
  1. Закончи предложение, отметив ответ.

Сказку «Снеговик» написал ________________________________________________.

  1. Из какого произведения отрывок? Допиши предложение.

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил мух на окне; катался по полу, играя бумажкой…

        Этот отрывок – из _______________________________________________________

  1. Отметь заголовок народной сказки.
  • «Зимняя сказка»
  • «Умная дочь крестьянская»
  • «Лиса и Котофей Иваныч»
  • «Снеговик»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  1. Продолжи ряд имён героев произведений.

Илья Муромец, Святогор, Алёша Попович,_____________________________________

  1. Какая книга проверить написание слова? Отметь ответ.
  • толковый словарь
  • биографический словарь
  • орфографический словарь
  • энциклопедический словарь
  • энциклопедия

Вариант 2

1. Отметь жанр фольклора.

  • басня
  • рассказ
  • стихотворение
  • загадка
  • повесть

2. Отметь фамилию поэта.

  • И. Тургенев
  • А. П. Чехов
  • К. Г. Паустовский
  • Н. А. Некрасов
  • Л. Н. Андреев

3. Дополни предложение.

Толстого зовут Лев Николаевич, а  Мамина-Сибиряка - ___________________________

__________________________________________________________________________

4.Отметь лишнее слово.

  • Стихотворение
  • Рассказ
  • Сказка
  • Переплёт
  • Басня

5. Отметь фамилию автора рассказа «Тёплый хлеб».

  • И. Тургенев
  • К. Г. Паустовский
  • Н. А. Некрасов
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк
  • А. Андреев

6. Закончи предложение, отметив ответ.

Сказку «Умная дочь крестьянская» написал____________________________________.

7. Из какого произведения отрывок? Допиши предложение.

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

        Этот отрывок – из _______________________________________________________

8. Отметь заголовок народной сказки.

  • «Зимняя сказка»
  • «Умная дочь крестьянская»
  • «Елена Премудрая»
  • «Снеговик»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

9. Продолжи ряд фамилий известных баснописцев.

А. Е. Измайлов, С. В. Михалков, Л. Н. Толстой,__________________________________

  1. Какая книга поможет тебе узнать значение слова? Отметь ответ.
  • энциклопедия
  • толковый словарь
  • учебник
  • биографический словарь
  • орфографический словарь

Итоговый зачёт по курсу

Контрольная работа

1. Столица  Алтайского края – ___________________________________________________

2. Название рисунка, на котором изображены символы города, края – __________________

3. Река, на берегу которой расположен наш город – _________________________________

4. Как назвать одним словом ваших бабушек, прабабушек? __________________________

5. История вашего рода – _______________________________________________________

6. Запиши 2-3 названия улиц Барнаула.

Старинные: ___________________________________________________________________

Современные: _________________________________________________________________

7. Запиши названия районов нашего города:________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Укажи достопримечательности района, в котором мы живём:_______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие предприятия расположены в Барнауле?____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие памятники Барнаула тебе известны?______________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературному чтению "Моя любимая книжка" (для учащихся 2-4 классов)

Чтение книг – занятие увлекательное и полезное, но способностью осмыслить их суть и назначение обладают не все. Знакомство с произведениями различных жанров литературы поможет юным читателям по-...

Тематическое планирование элективного курса по русскому языку во 2 классе "Культура речи".

Данное планирование элективного курса  "Культура речи" составлено для 2 класса из расчёта 1 час в неделю, всего 34 часа в год....

Авторизированная программа элективного курса «Правила этикета» для учащихся 3 класса

Настоящая программа предназначена для обеспечения факультативного курса "Правила этикета" для 3 класса. Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, ...

Программа элективного курса по русскому языку "Обучение сочинению" в 3 классе.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить вып...

Программа элективного курса для 1 класса "Моя малая Родина"

В программе "Моя малая Родина" реализуется патриотическое направление работы по внеучебной деятельности в 1 классе. В программе детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мир...

Рабочая программа элективного курса по литературному чтению "Волшебный мир сказок" в 4 классе

Элективный курс «Волшебный мир сказок»  для  учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса...

Элективный курс по английскому языку 9 класс "Разговорный английский"

Программа элективного курса «Разговорный английский» предназначена для учащихся 9 классов.Данная программа предназначена для более расширенного изучения иностранного языка.  Большое внимание удел...