Авторизированная программа элективного курса «Правила этикета» для учащихся 3 класса
элективный курс (3 класс) на тему

Мартель Светлана Владимировна

Настоящая программа предназначена для обеспечения факультативного курса "Правила этикета" для 3 класса. Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, развивает умения адекватно оценивать свои поступки. Данная программа способствует формированию представления о культуре поведения, умению правильно поступать в соответствии с жизненной ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon авторизированная программа89 КБ

Предварительный просмотр:

Авторизированная программа элективного курса «Правила этикета»  для учащихся 3 класса ( на основе программы кандидата педагогических наук Вязгиной Валентины Ивановны)

 

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для обеспечения факультативного курса «Правила этикета» для 3 класса.

Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, развивает умения адекватно оценивать свои поступки.

За основу взята разработка кандидата педагогических наук Вязгиной В. И. В программе раскрываются этические категории и понятия, близкие детям данного возраста. Данная программа способствует формированию представления о культуре поведения, умению правильно поступать в соответствии с жизненной ситуации.

Этикет – это нормы, правила поведения, поддерживаемые общественным мнением ( понятие из толкового словаря Д. Н. Ушакова).

Известно, что сердцевиной воспитания детей является формирование в нём нравственности, ведь развивать ум ребёнка, не привив ему нравственных ценностей, - значит воспитать угрозу для общества. Вырастить человека в соответствии с общечеловеческими нормами нравственности и добродетели – это сложная задача, которую может решать школа только в тесном союзе с семьёй. Отчий дом – школа нравов. Если в доме нет тепла и любви, он становится школой жестокости и насилия. Следовательно, отчий дом должен интересовать школу как лаборатория, где формируется человеческий характер, его ценностные ориентиры.

Школа призвана не только давать определённую сумму знаний учащимся, но и защищать права детей. К сожалению, эти права нарушаются взрослыми, призванными заботиться о жизни, здоровье и благополучии детей, как в семье, так и в школе. Одна из причин этого явления – эмоциональная глухота, педагогическая безграмотность родителей, отсутствие здорового морально – психологического климата в семьях, где молодые родители не адаптировались к новым социальным ролям. Эти проблемы жизнедеятельности семьи школа способна разрешить. Для этого необходимо дать не абстрактные знания, а те, которые необходимы сейчас, в период воспитания ребёнка, начиная с начальной школы.

К сожалению, в наше время наблюдается «дефицит» уважительного отношения к собеседнику или просто постороннему человеку, нежелание младших считаться с мнением старших.

Введение курса направлено на повышение духовного и нравственного уровня воспитанности младших школьников путём изучения правил и законов морали, практического применения знаний в типичных ситуациях повседневной жизни. Важно так построить учебно – воспитательный процесс, чтобы дети не только систематически получали нравственные знания, умения и навыки, но и испытывали эмоциональные переживания, способствующие усвоению этих знаний, умений и навыков. Содержание и методика занятий по интересам позволяют на уровне возрастных возможностей детей систематизировать знания, которые уже имеются у получают в ходе учебно – воспитательного процесса, и применять их на практике в отношениях с окружающими.

В процессе наблюдения за своими учениками, анкетировании было выявлено, что дети часто конфликтуют друг с другом, не умеют и не хотят уступить друг другу, у некоторых не сформированы гигиенические навыки. Во время поездок, экскурсий не все дети ведут себя в соответствии с нормами поведения. Поэтому считаю, что проблема этикета достаточно актуальна. В проекте «Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения», разработанный группой учёных под руководством Кондакова А. М., указаны требования к результатам образования, где отдельной страницей идёт «Сформированность российской идентичности», «Поведенческий компонент», и встречаются пункты:

  1. Выполнение норм и требований школьной жизни
  2. Умение вести диалог, разрешать конфликты
  3. Следование моральным и нравственным нормам

Эмоционально – волевые качества определяют отношение ребёнка к сложной  моральной ситуации, побуждают его к активному поиску решения в ситуации морального выбора, что стимулирует развитие чувства долга, любви, дружбы, справедливости, стыда, чести, достоинства и других. Чувства и рефлексия предписывают поведению цель, позволяют определить средства для её достижения.

Умение вести диалог, разрешать конфликты не возникает у детей само по себе. Этому детей надо учить, и чем раньше начнётся такое обучение, тем больше у них возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Для младших школьников характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть добрым в глазах людей. Поэтому, важно не только закрепить это стремление, но и развивать умение и привычку к постоянной нравственной оценке своего поведения и поведения других людей.

Цель курса: формирование опыта нравственного поведения младших школьников.

Задачи курса:

1. Повысить духовный и нравственный уровень воспитанности младших школьников.

2. Создать условия для усвоения правил нравственного поведения в соответствии с законами общечеловеческой морали.

3. Выработать у школьников нравственные привычки в типичных жизненных ситуациях, чтоб они стали впоследствии нормой жизни.

4. Активизировать практику общения.

5. Формировать представления о культуре поведения согласно общечеловеческой нравственности и значимости собственного поведения в социуме.

6. Воспитывать национальное самосознание, любовь к Родине, патриотизм, гуманное отношение к окружающему миру.

На занятиях по этикету ученик постигает и ощущает важность и красоту человеческих отношений, определяет свою нравственную позицию, практикуется в моральных поступках.  Для ориентации на творческий процесс познания нравственных норм мною были отобраны следующие формы и методы:

  1. игры: дидактические; творческие; ролевые;
  2. обсуждение ситуаций с нравственным содержанием;
  3. проведение коллективных тематических мероприятий (день именинника, День матери, праздник отцов)
  4. практикумы, упражнения;
  5. этические беседы;
  6. этические задачи;
  7. проведение праздников совместно с родителями.

Мне хотелось разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению правил и норм поведения в отношениях к людям, природе, окружающей действительности и при проведении занятий курса включать:

  1. инсценировки (семейных советов, Дня прощения и других семейных событий);
  2. сказки
  3. моделирование ситуаций
  4. частично – поисковые методы, где дети демонстрируют, как они обычно себя ведут, а затем методом анализа исправляют ошибки;

С целью повышения интереса к теме и наглядной демонстрации изучаемых понятий, на занятиях будут использованы современных технологии:

  1. демонстрация фрагментов видеофильмов, мультфильмов, любительских съёмок с праздников и других мероприятий;
  2. использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), (ЦОР) и презентаций Power Point.

Курс предполагает выполнение практических работ, таких как: «Режим дня», «Генеалогическое древо семьи», «Памятка дежурного по классу», стенгазета «Добрые дети мира» и др.

Программа занятий курса «Правила этикета»

3 класс

(1 час в неделю, 34 часа)

1 четверть

Человечность  (9 ч)

Цель: формирование опыта нравственного поведения через общение.

Задачи: обеспечить усвоение учащимися знаний, умений и навыков культуры поведения на основе гуманистических принципов отношений друг к другу.

Помочь учащимся осознать и осмыслить этические понятия, гуманистические отношения друг к другу. Вырабатывать привычки нравственного поведения в процессе общения, научить учащихся применять полученные знания в типичных ситуациях повседневной жизни и общения.  

Занятие 1. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Занятие 2. О трудовых обязанностях.

Занятие 3. Предмет гордости в моей семье – моя родословная.

Занятие 4. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Занятие 5. От чего зависит настроение? (журналист на улице).

Занятие 6. Помоги другому радость (помощь ветеранам).

Занятие 7. Советуем друг другу (Свет мой, зеркальце).

Занятие 8. Золотое правило этикета.

Занятие 9. Человечность (общение).

2 четверть

Традиции и обычаи (7 ч)

Цель: формирование опыта нравственного поведения через изучение народных традиций и обычаев.

Задачи: дать знания о народных национальных традициях и обычаях; учить детей национальным традициям как источнику моральных норм в обществе. Формировать у школьников любовь к народным традициям, к родному краю, самосознание и патриотизм. Научить правилам поведения на национальных, христианских и народных праздниках. Развивать навыки культуры поведения в быту, в общественных местах, на праздниках и торжествах. Учить определять эмоциональное состояние другого человека.

Занятие 1. Национальные традиции и обычаи (чествование героев труда и войны).

Занятие 2. Традиции и обычаи христианских праздников.

Занятие 3. Традиции и обычаи в проведении Масленицы.

Занятие 4. Традиции и обычаи в проведении Масленицы. (Прощёный день).

Занятие 5, 6. Традиции и обычаи христианских праздников (Пасха).

Занятие 7. Традиции и обычаи христианских праздников (Рождество)

3 четверть

Красота (10 ч)

Цель: формирование опыта нравственного поведения через осознание красоты нравственных поступков.

Задачи: учить детей осознавать красоту отношений друг к другу, к себе, к своим поступкам, отношений дома, в школе.

Вырабатывать практические навыки нравственного поведения в отношениях к окружающим людям. Продолжать формировать культуру чувств, общественную активность через анализ ситуаций нравственного содержания, анализ своего собственного поведения.

Воспитывать нравственные качества учащихся: аккуратность, прилежание, вежливость, доброжелательность, чуткость, тактичность, честность, порядочность, внимательность и др.

Занятие 1. Что значит быть красивым?

Занятие 2. Красота человека (Что посеешь, то и пожнёшь).

Занятие 3. Встречают по одёжке, а провожают …

Занятие 4. Красота души, нравственных качеств человека.

Занятие 5. Поговорил бы кто со мной (речевой этикет).

Занятие 6. Красота жестов, движений.

Занятие 7. Вот школа – дом, где мы живём. (игра «Тайный друг»)

Занятие 8. Вот магазин, куда идём (честность и порядочность)

Занятие 9. Дорога, транспорт, пеший путь (внимательность).

Занятие 10. Поступки – зеркало души (обобщение).

4 четверть

Азбука гигиены (8 ч)

Цель: формирование опыта нравственного поведения через развитие гигиенических навыков путём включения учащихся в практическую деятельность.

Задачи: учить детей основным правилам поведения за столом, правилам сервировки стола. Формирование умения вести себя в качестве гостя и хозяина. Научить правилам поведения в кафе, столовой, ресторане. Практически закреплять полученные знания. Формировать навыки сервировки стола, приёма гостей. Воспитывать у учащихся гигиенические привычки. Формировать нравственные качества: аккуратность, точность, галантность, женственность, мужественность и др.

Занятие 1. Всё про визиты (премудрости этикета).

Занятие 2. В кафе, столовой, ресторане.

Занятие 3. Приглашение, прибытие и уход гостей.

Занятие 4. Праздничная сервировка стола.

Занятие 5. Поведение за столом (практикум).

Занятие 6. Прописные истины (брейн – ринг).

Занятие 7, 8. В гостях у сладкоежки (практикум).

Требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся 3 класса

Учащиеся должны знать:

  1. нравственные нормы и правила поведения в школе, в театре, в кино, на концерте, в магазине, в библиотеке, в общественном транспорте, на улице, в походе, на природе и в других общественных местах, а также правила общения в кругу друзей, среди родных и близких, в гостях, на праздниках (семейно – бытовых, христианских);
  2. вежливые слова родного языка;
  3. что такое обязанности, свои трудовые обязанности;
  4. правила поведения за столом; правила сервировки стола;
  5. традиции и обычаи встречи гостей, правила знакомства, проведения семейно – бытовых, христианских праздников на уровне своих возрастных возможностей;
  6. как выбирать подарки;
  7. правила разговора по телефону;
  8. алгоритм определения нравственного поступка

(М (мотив) + Д (действие) = П (поступок)

  1. золотое правило этикета «Относись к другому так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе»;
  2. правила поведения в кафе, в столовой, в ресторане;
  3. что и как нужно есть;
  4. правила написания писем и поздравительных открыток родителям, друзьям;
  5. азбуку гигиены;
  6. что и как носить в зависимости от ситуации;
  7. традиции и обычаи проведения семейно – бытовых, национальных, христианских праздников на уровне своих возрастных возможностей.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять ряд признаков содержания нравственных понятий вежливость, доброта, дружелюбие, тактичность, долг, человечность, ответственность и т. Д.
  2. следить за своим внешним видом, речью;
  3. создавать красоту вокруг себя;
  4. анализировать нравственные поступки, ситуации;
  5. адекватно оценивать свои и чужие поступки;
  6. аргументировано защищать свою точку зрения;
  7. определять эмоциональное состояние другого человека;
  8. создавать хорошее настроение;
  9. осознанно принимать самостоятельные решения;
  10. прогнозировать результаты своего поведения;
  11. вести беседу;
  12. сервировать стол для гостей; пользоваться столовыми приборами (ножом, вилкой, десертными приборами);
  13. пользоваться гигиеническими предметами;
  14. составлять и соблюдать распорядок дня;
  15. соблюдать нравственные нормы и правила поведения в школе, в театре, в кино, на концерте, в магазине, в библиотеке, на улице, в общественном транспорте, за столом, в походе, на природе и в других общественных местах; а также правила общения в кругу друзей, среди родных и близких, в гостях, на праздниках (семейно – бытовых, христианских);
  16. соблюдать нравственные правила общения в кругу друзей, среди родных и близких, в гостях, на праздниках, при написании писем и поздравительных открыток, в разговорах по телефону;
  17. находить компромиссы в конфликтных ситуациях, соотнося свои потребности с потребностями окружающих людей;
  18. оказывать шефскую помощь ветеранам, больным и престарелым, соседям и знакомым;

У школьников должны быть сформированы представления:

  1. о значении этикета в жизни человека и необходимости выполнения правил поведения;
  2. о нравственной воспитанности;
  3. об ответственности человека за свои поступки;
  4. о добре и зле, о дружбе и приятельстве, о подлости и благородстве; о чести, достоинстве, милосердии и других нравственных понятиях согласно темам;
  5. о нравственном и безнравственном поступке (их отличия и алгоритм оценки);
  6. о национальных и христианских традициях;
  7. о красоте поступков;
  8. о том, что человек – неотъемлемая часть природы, общества.
  9. О духовных, нравственных и культурно – исторических ценностях

Учащиеся должны усвоить, что счастье и достойная жизнь человека заключается в гуманном отношении друг к другу, к обществу, к природе и к миру в целом, в выполнении каждым своих обязанностей.

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня воспитанности учащихся.

Улучшение морально – психологического климата в классе, в школе, в семье.

Закрепление в поведении учащихся норм этикета и правил культурного общения.

Тематическое планирование курса «Правила ЭТИКЕТА»

3 класс

1 час в неделю (всего 34 часа)

Наименование разделов и тем                                                Количество часов

Человечность                                                                                           9 часов

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!        1

О трудовых обязанностях.        1

Предмет гордости в моей семье – моя родословная.        1

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.         1

От чего зависит настроение? (журналист на улице).        1

Помоги другому радость (помощь ветеранам).        1

Советуем друг другу (Свет мой, зеркальце).        1

Золотое правило этикета.        1

Человечность (общение).        1

Традиции и обычаи                                                                                  7 часов

Национальные традиции и обычаи         1

(чествование героев труда и войны).

Традиции и обычаи христианских праздников.         1

Традиции и обычаи в проведении Масленицы.        1

Традиции и обычаи в проведении Масленицы.         1

(Прощёный день).

Традиции и обычаи христианских праздников (Пасха).         2

Традиции и обычаи христианских праздников (Рождество)        1

Красота                                                                                                     10 часов

Что значит быть красивым?        1

Красота человека (Что посеешь, то и пожнёшь).        1

Встречают по одёжке, а провожают …        1

Красота души, нравственных качеств человека.         1

Поговорил бы кто со мной (речевой этикет).        1

Красота жестов, движений.         1

Вот школа – дом, где мы живём. (игра «Тайный друг»)        1

Вот магазин, куда идём (честность и порядочность)        1

Дорога, транспорт, пеший путь (внимательность).        1

Поступки – зеркало души (обобщение).        1

Азбука гигиены, здравый смысл.                                                8 часов

Всё про визиты (премудрости этикета).        1

В кафе, столовой, ресторане.        1

Приглашение, прибытие и уход гостей.         1

Праздничная сервировка стола.         1

Поведение за столом (практикум).        1

Прописные истины (брейн – ринг).        1

В гостях у сладкоежки (практикум).        2

Итого:                                                                                                    34 ч

Тезаурус

Этика – 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

2. Совокупность норм поведения. ( толковый словарь Д. Н. Ушакова )

3. Нормы и правила, определяющие, как должен поступать человек в условиях выбора между добром и злом, эгоизмом и альтруизмом, в ситуациях самовыражения личности, в мотивации поступков, в понимании принципов и норм поведения. (Аристотель)

Этикет – это нормы, правила поведения, поддерживаемые общественным мнением  (понятие из толкового словаря Д. Н. Ушакова)

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность. (понятия из толкового словаря Д. Н. Ушакова).

В книге «Воспитание личности в коллективе» (М., 2001 г. ) авторов Я. Г. Плинер и В. А. Бухвалова предлагается градация критериев оценки уровня нравственности и культуры поведения.

Критерии оценки уровня нравственности и культуры поведения учащихся.

Оптимальный или очень высокий – характер общения и поступки учеников соответствуют всем нравственным принципам.

Высокий - характер общения и поступки учеников соответствуют части нравственных принципов.

Хороший - характер общения и поступки учеников соответствуют части нравственных принципов.

Удовлетворительный - характер общения и поступки учеников соответствуют отдельным нравственным принципам.

Неудовлетворительный - характер общения и поступки учеников не соответствуют нравственным принципам.

Литература

1. Вязгина В. И. Управление процессом нравственного воспитания школьников // Проблемы выхавання. – 2001. - № 1 – С. 46 – 58.

2. Дорохов А. а. Как себя вести: (Беседы о вежливости и правилах поведения). – Мн.: Нар. Асвета, 1079. – 146/ 1 с.

3. Березовин Н. А. Воспитание младших школьников в процессе обучения. – Мозырь: Белый ветер, 1999. – 146 / 1 с.

4. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов – организаторов, классных руководителей / под ред. Профессора К. В. Гавриловец. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.

5. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно – эстетическое воспитание школьников: Книга для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Нар. асвета, 1988.–128 с.

6. Макаренко А. С. Мои педагогические воззрения // О воспитании. /Сост. авт. вст. ст. В. С. Хелемендик. – М., Политиздат, 1986. – 256 с.

7. С. И. Львова «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет.

8. Л. И. Лаврентьева, Э. Г. Ерина, Л. И. Цацинская «Школа и нравственное воспитание личности». (статья в журнале «Завуч начальной школы» №№ 3, 4, 5.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе по теме "Слова-приветствия"

Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Слова-приветствия"...

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Программа элективного курса "Создаем проекты" 2-3 класс

программа курса и КТП для 2,3 классов...

Программа элективного курса по математике для учащихся 4 класса «Решение логических задач»

Данная программа направлена на формирование творческой интеллектуальной личности, развитие её способности учиться, познавать и сотрудничать в познании....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".

Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...

Рабочая программа элективного курса "Читаем вместе" 1-3 классы

Рабочая программа элективного курса "Читаем вместе"1-3 классы...