Рабочая учебная программа по курсу "Страна этикета" 1-4 классы
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Власенко Лариса Николаевна
Программа "Страна этикета" позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.
Форма организации учебных занятий – групповая: беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, кинотеатра, музея, кафе, библиотеки.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_strana_etiketa.docx245.11 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Barbossa\AppData\Local\Packages\Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe\TempState\Downloads\ВД шапка.jpeg

Рабочая учебная программа

По курсу  «Страна этикета»

Уровень образования: МГ 1, 2-4-х классов

Количество часов  в неделю: 34 часа; в неделю: 1  час.

Учитель Власенко Л.Н.

г. Нерюнгри

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Учитель, наблюдая за поведением и общением учеников, видит: одни из них общаются легко, другие испытывают дискомфорт и свободно себя чувствуют лишь с хорошо знакомыми людьми. Мы обязаны помочь учащимся в познании тайн взаимоотношений, дать им поведенческие ориентиры, без которых человек не может уверенно чувствовать себя в обществе. Эти ориентиры заложены в этикете.

Учителю, обучающему детей правилам этикета, необходимы три условия: любовь и уважение к людям, знание этикета, знание психолого-педагогических основ обучения младших школьников, фантазия и творчество. Школьник и сам многое знает о поведении: от родителей и от педагогов дошкольных учреждений, из книг и из собственных наблюдений за людьми.

Цель настоящей программы:

освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Сформировать систему нравственных отношений между людьми.
  2. Сформировать знания о культурном облике человека.
  3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
  4. Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру.

Развивающие:

  1. Развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие.
  2. Развивать индивидуальные способности детей.
  3. Научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения.
  4. Прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Воспитательные:

  1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
  2. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца любое начатое дело.

Отличительная особенность  программы позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.

Форма организации учебных занятий – групповая: беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, кинотеатра, музея, кафе, библиотеки.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, 34 занятия в год.

Место учебного курса в учебном плане

Факультатив является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в год в микрогруппе детей 1 или 2-4 класса, по 35 минут в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится

предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всѐ это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как еѐ изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Личностные: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение;

классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учѐбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования  коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно и или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах

взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

 сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

 воспитать взаимоотношения учащихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое

подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;__

 учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми

нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином,

социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

 сформировать навык взаимодействия учащихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного

учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

 на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько

знания о ценностях;

 на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми

нравственными нормами;

 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону

своих поступков и поступков других людей;

 уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Содержание программы. 1 класс

Раздел I. Я среди людей (7час.)

 Понятия «я», «внешний вид», «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище», «верность

Тема 1 Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, уважение человека к себе. Личная гигиена.

Тема 2. Что в нашем имени?

 Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

Тема 3 Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

Тема 4 Товарищи и друзья

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

Тема 5 Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

Тема 6 Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь

Тема 7 Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой

Раздел 2. Речевой этикет (7 час)

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Тема 1Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Тема 2 Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

Тема 3 О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.

Тема 4 Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

Тема 5 Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

Тема 6 Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

Тема 7 Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

Раздел 3 Культура поведения (14ч)

Тема 1Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

Тема 2 Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

Тема 3 Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким

Тема 4 Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

Тема 5 Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

Тема 6 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

Тема 7 Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций

Тема 8 Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

Тема 9 Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

Тема 10  Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Тема 11 Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций

Тема 12 Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

Тема 13 Как вести себя в кафе

Знакомство с правилами поведения в кафе

Тема 14 Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.

Раздел 4. В мире сказок (3 час.) 

Тема 1 Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

Тема 2 Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

Тема 3 Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

Раздел IV. Итоговое занятие ( 1 час.)

Тема 1 Что мы узнали и чему научились за год

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят

Содержание программы 2-4 класс

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

 «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идёт работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Раздел 2. Этикет (7 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 13. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 15. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 16. Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 20. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 21. О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 22. Тепло родного дома.

Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)

Тема 26. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 27. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 28. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 30. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 31. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Тема 32-34. Школе посвящается.

Тематическое планирование 1 класс

Разделы программы

Количество часов

 Я среди людей

7 часов

Речевой этикет

7 часов

 Культура поведения

14 часов

В мире сказок

3 часов

Итоговое занятие

1 час

ИТОГО

32часа

Тематическое планирование 2-4 класс

Разделы программы

Количество часов

Этика общения

8 часов

Этикет

7 часов

Этика отношений с окружающими

10 часов

Этика отношений в коллективе

9 часов

ИТОГО

34 часа

  

Календарно-тематическое планирование курса в 1 классе

пп.

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Элементы содержание

Дата по плану

Дата факт.

1.

Я среди людей

7

1.1.

Кто я и как выгляжу?

1

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

6.09

1.2.

Что в нашем имени?

1

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

13.09

1.3.

Плохо одному

1

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

20.09

1.4.

Товарищи и друзья

1

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

27.09

1.5.

Как завоевывать друзей

1

Правила общения с товарищами и друзьями.

11.10

1.6.

Бескорыстие в дружбе

1

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

18.10

1.7.

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

25.10

2.

Речевой этикет

7

2.1.

Что такое этика и этикет

1

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

2.11

2.2.

Роль мимики, жестов и позы в общении

1

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

9.11

2.3.

О вежливых словах и их применении.

1

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.

23.11

2.4

Правила знакомства, представления и обращения

1

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

30.11

2.5.

Правила приветствия и прощания

1

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

6.12

2.6.

Правила извинения и просьбы

1

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

13.12

2.7.

Правила благодарности и отказа

1.

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

20.12

3.

Культура

поведения

14

3.1.

Отношение к старшим

1

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

10.01

3.2.

Отношение к учителю

1

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

17.01

3.3.

Отношение к малышам

1

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

24.01

3.4.

Как вести себя в школе, на переменах

1

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

31.01

3.5.

Правила поведения в столовой, за столом

1

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

7.02

3.6.

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

1

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1.02

3.7.

Искусство делать подарки

1

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

28.02

3.8.

Как правильно разговаривать по телефону

1

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

7.03

3.9.

Правила поведения в общественном транспорте

1

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

1.03

3.10.

Как вести себя в общественных местах

1

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

21.03

3.11

Правила поведения в театре и кино

1

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

28.03

3.12

Поведение в библиотеке и музее

1

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

4.04

3.13

Как вести себя в кафе

1

Знакомство с правилами поведения в кафе

18.04

3.14

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

1

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.

25.04

4.

В мире сказок

3

4.1.

Добро и зло в сказках

1

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

2.05

4.2.

Сказки – волшебство, чудо и правда

1

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

16.05

4.3.

Сказка – ложь, да в ней намек

1

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

23.05

5

Итоговые занятия

1

5.1

Что мы узнали и чему научились за год

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят

30.05



Календарно-тематическое планирование курса во 2-4 классах

Содержание

(разделы, темы)

Характеристика деятельности учащихся.

Даты

проведения

план

факт

1

Здравствуйте все!

Познавательная беседа. Игра.

2.9

2

Будем беречь друг друга.

Путешествие в сказку. Конкурс рисунков

9.9

3

Дружим с добрыми словами.

 Рисунки.

16.9

4

Любим добрые поступки.

Познавательная беседа. Участие в акции.

23.9

5

Подари дело и слово доброе.

Участие в концерте.

30.09

6

Умеем общаться.

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.

14.10

7

Каждый интересен.

Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценированные.

21.10

8

Подарок коллективу.

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.

28.10

9

Премудрости дедушки Этикета.

Сценки-миниатюры

29.10

10

За столом с дедушкой Этикетом.

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина.

11.11

11

Школьные правила этикета.

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.

25.11

12

 Когда рядом много людей.

Путешествие на лесную полянку.

02.12

13

 Как решать семейные проблемы.

Праздник.

09.12

14

Чистый ручеек вашей речи.

Познавательная беседа. Игра

16.12

15

Встречаем Новый год.

Познавательная беседа. Игра

23.12

16

Душа – это наше творение.

Познавательная беседа. Игра

13.01

17

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Познавательная беседа. Участие в концерте для ветеранов. Сувениры.

20.01

18

Хорошие песни к добру ведут.

Дискуссия

27.01

19

Вглядись в себя, сравни с другими.

Познавательная беседа. Практическое занятие.

03.02

20

 Помоги понять себя.

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

10.02

21

О настоящем и поддельном.

Праздник. Рисунки. Конкурсы.

17.02

22

Тепло родного дома.

Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.

03.03

23

Поздравляем наших мам.

Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.

10.03

24

Цветы, цветы – в них Родины душа.

Познавательная беседа. Игра

17.03

25

Когда солнце тебе улыбается.

Познавательная беседа. Игра

24.03

26

Чтобы быть коллективом.

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

31.03

27

Коллектив начинается с меня.

Познавательная беседа. Игра

07.04

28

Подарок коллективу.

Путешествие в весенний парк. Практическая работа.

21.04

29

Секретные советы девочкам и мальчикам.

Экскурсия.

28.04

30

Скажи себе сам.

Урок – сюрприз.

05.05

31

Вот и стали добрей и умней.

Познавательная беседа. Игра. Посещение типографии.

12.05

32

Школе посвящается.

Познавательная беседа. Игра

19.05

33

Школе посвящается.

Познавательная беседа. Игра

26.05

34

Школе посвящается.

Познавательная беседа. Игра

ИТОГО:

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА:

Опись имущества кабинета начальных  классов №246

Наименование имущества

Количество

Доска магнитная, меловая

1 штука

Стол ученический двухместный регулируемый

15 штук

Стул ученический регулируемый  

30  штук

Стол учительский

1 штука

Стул  учительский

1  штука

Шкафы книжные

5 штук

Стол компьютерный

1 штука

Тумба для компьютера

1 штука

Жалюзи

3 штуки

Стенд «Классный уголок»

1 штука

Стенд «Моя Россия»

1 штука

Стенд по ПДД, ППБ, ОБЖ

1 штука

Часы

1 штука

Цветы

15 штук

Техническое оснащение кабинета

Наименование ТСО

Марка

Год приобретения

Кол-во

1

Компьютер

2014г

1 штука

2

Принтер

«Canon»

2014г

1 штука

3

Проектор

«EPSON»

2010г

1 штука

4

Интерактивная доска

«iq Board»

2011г

1 штука

Список литературы

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  5.   Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
  11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
  14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по математике 3 класс (Школа 2100)

         Рабочая программа по математике разработана на основе  авторской учебной программы по математике Л.Г.Петерсон, входящей в Образовательную систему «П...

Рабочая учебная программа «Математика» в 3 классе школы I вида

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» в 3 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...

Рабочие учебные программы по предметам 3 класс УМК "Гармония"

Рабочие  учебные программы по всем предметам для 3 класса на 2013-2014 учебный годсоставлены на основе Программы общеобразовательных учреждений.  Программа 1-4 классы. Поурочно- темати...

Рабочая учебная программа по математике 4 класс "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к предмету, а также тематическое планирование с УУД и планируемыми результатами...

Рабочая учебная программа по математике 4 класс Авторы: А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова для УМК системы «Перспективная начальная школа»

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной программы по мате...

Рабочая учебная программа "Технология" 1-4 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1.      Приказ Министерства образования и науки Российской...