Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида
элективный курс по математике (2 класс) на тему

Сидельникова Татьяна Борисовна

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr._elekt_kurs_zanimat_matemat.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»

   СОГЛАСОВАНО:       

Заместитель директора

по учебной работе

____________Т.В. Колтунова

_____________ 2014г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _____________ 2014г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор образовательной организации

____________В.И. Часнык

_______________  2014г.

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

ДЛЯ    2   КЛАССА

НА  2014 -2015  УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                            Разработчик программы:

                                                                                   Сидельникова Татьяна Борисовна,

                                                             учитель начальных классов,

                                         учитель высшей

                                                                квалификационной категории.

                                              Педстаж – 24 года.

с. Александровское

2014 год

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………....

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования  рабочей программы элективного курса  «Занимательная математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы  элективного курса «Занимательная математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе.

2. Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по элективному курсу «Занимательная математика» во 2 классе.

3. Годовое планирование элективного курса «Занимательная математика»  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе.

4.Учебно-тематическое планирование элективного курса «Занимательная математика»  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе.

5. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  элективного курса «Занимательная математика» во 2 классе.

6. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы  элективного курса «Занимательная математика» во 2  классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования  программы элективного курса  «Занимательная математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

7. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373).

8.  ФГОС  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).

9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

11. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

13. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

14. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

16. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

17.  Учебный  план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»  на  2014-2015 учебный  год.

18.  Программы «Занимательная математика»  Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы  элективного курса «Занимательная математика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе.

Рабочая программа элективного курса «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с обучающимися 2 класса на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 1-4 классов (автор Е.Э. Кочурова) Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь элективный курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

       Актуальность рабочей программы определена тем, что она  предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

           Содержание элективного курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 

Цели, задачи и принципы программы:

Цель:

создание условий для повышения уровня математического развития обучающихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи: 

  • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
  • повышение уровня математического развития;
  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • пробуждение потребности у  школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  •  повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.

Основополагающие принципы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  обучающихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий элективного курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в общешкольных математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках.

  • Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

2. Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по элективному курсу «Занимательная математика» во 2 классе.

Пути, средства, методы достижения целей

Рабочая программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.  «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению обучающихся по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации элективного курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Сроки реализации программы

        Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 34 ч  во 2-4 в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.

        Содержание элективного курса «Занимательная математика»  отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся дополнительных математических знаний.

       Программа элективного курса «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса  составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию. Рабочая программа  содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

       Тематика задач и заданий элективного курса отражает реальные познавательные интересы детей, в рабочей программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. 

Возрастная характеристика учащихся

Программа разработана для обучающихся 8-11 лет.

Адресат: рабочая программа элективного курса «Занимательная математика» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  2 класс   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

Формы организации детского коллектива

  • игровая
  • познавательная
  • просмотр мультфильмов
  • праздники
  • конкурсы
  • викторины
  • КТД

Содержание рабочей программы элективного курса «Занимательная математика».

       В связи с вышеназванными особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, рабочая программа элективного курса «Занимательная математика» состоит:

Программы «Занимательная математика»  Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Рабочая программа

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

 № 10 VIII вида».

1.Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

1. Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

 Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2.Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

2.Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3.Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

3.Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.  

3. Годовое планирование элективного курса «Занимательная математика»  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе.

Класс

Темы

Всего часов

2 класс

Числа. Арифметические действия. Величины

15

Мир занимательных задач

7

Геометрическая мозаика

12

Итого:34

4.Учебно-тематическое планирование элективного курса «Занимательная математика»  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе.

Тема

Количество часов

Дата

Содержание

Оборудование

1.

 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

 

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

 22.

 

23.

 

24.

25.

26

27.

28.

29.

30.

31

32.

33.

34.

 Геометрическая мозаика

«Удивительная снежинка»

Крестики-нолики.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические игры

Геометрическая мозаика

Прятки с фигурами.

 

Мир занимательных задач

Секреты задач

Геометрическая мозаика

 «Спичечный» конструктор

«Спичечный» конструктор

 Геометрический калейдоскоп.

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числовые головоломки

 «Шаг в будущее»

Геометрическая мозаика

Геометрия вокруг нас

 Путешествие точки.

 «Шаг в будущее»

 Тайны окружности

Окружность.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математическое путешествие.

 «Новогодний серпантин».

«Новогодний серпантин».

Математические игры.

 «Часы нас будят по утрам…»

Геометрическая мозаика

Геометрический калейдоскоп

 

Мир занимательных задач

Головоломки

Расшифровка закодированных слов.

 Секреты задач

Числа. Арифметические действия. Величины.

 «Что скрывает сорока?»

 Интеллектуальная разминка.

  Таблица сложения однозначных, двузначных  чисел в пределах 20.

 Увеличение (уменьшение)  чисел в пределах 20.

Игры с кубиками на сложение (вычитание).

В царстве смекалки

Интеллектуальная разминка

 

Геометрическая мозаика

Составь квадрат.

Прямоугольник. Квадрат.

Мир занимательных задач

 Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений.

 Математические фокусы

 Математическая эстафета

Итого:

2

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

4

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

34 ч.

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

Игра «Крестики-нолики»

Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

Числа от 1 до 20. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (без перехода через разряд)».

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.  Танграм.

Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Конструкторы: «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Пространственные представления: «лево», «право», «вверх», «вниз». Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы»  Игры:

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

 Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием шаблонов (по образцу, по собственному замыслу).

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 4; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 1, а четвёртый — прибавляет 5.

Ответы к пяти раундам записываются.

Математические головоломки, занимательные задачи.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Задания на разрезание и составление фигур.

Определение времени по часам с точностью до часа.  «Часы»

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, игры, математические головоломки, занимательные задачи.

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Сложение», «Вычитание».

У  каждого два кубика.  Запись результатов сложения (вычитания) чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь».

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,  математические игры, математические головоломки,

занимательные задачи.

Задания на составление прямоугольников

(квадратов) из заданных частей.

 Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

 

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Решение занимательных задач.

Упражнения на развитие логического мышления.

Составление фигур из более мелких фигур

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, игры, математические головоломки, занимательные задачи.

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Сложение», «Вычитание».

слайды с изображением узоров

Лист в клетку

Лото

«Математический веер»

слайды с фигурами

слайды с картинками к задачам

спички, счетные палочки

Танграм

спички, счетные палочки

лист в клетку

карточки с цифрами

шаблоны

карандаши, лист бумаги,

шаблоны

карточки с цифрами

часы

картон

ножницы

Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Разрезные геометр. фигуры

счеты

карточки

таблицы

кубики

карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой — ответ.

слайды к задачам

таблицы

геометрический материал

геометрический материал

индивидуальные карточки

кубики с точками

слайды с математическими заданиями

5. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  элективного курса «Занимательная математика» во 2 классе.

 Обучающиеся, воспитанники должны научиться:

- видеть сходство и различия;

- замечать изменения;

-  выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.

6. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы  элективного курса «Занимательная математика» во 2 классе.

Материально-техническое обеспечение

Тематические папки:

1. Индивидуальные карточки.

2. Счетный материал.

3. Геометрический материал.

4. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

5. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (20);

Таблицы:

1.Математика 2 класс.

2. Таблицы для начальной школы «Арифметические действия»

3. Набор карточек «Сравнения»

4. Набор карточек «Цвета»

Инструменты и модели:

1. Счеты напольные.

2.Набор  «Геометрические тела».

3.«Математический веер» с цифрами и знаками.

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung

3. Проектор ACER

4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609

Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов                                         ____________

                                                                                        подпись