Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по математике (3 класс)

Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.odt52.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                               УТВЕРЖДАЮ

Решением Педагогического совета                                    Директор школы-интерната № 6

протокол № _____                                        ___________В. А. Путилова

от «___» ___________201___ г.                                          приказ № ____

                                                                                                от «___» ___________201____ г.

                                                                                   

                                                                                                                                СОГЛАСОВАНА

                                                                    Зам.директора по УВР

                                                                                             Н.А.Гаврилова                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

«Математике»

3 «В» класс

на 2019-2020 учебный год

Педагог: Павленко Елена Васильевна

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа формируется в соответствии с :

- АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью ( вариант 1)  ГБОУ школы-интерната №6;

- Учебным планом ГБОУ школы-интерната №6;

включает в себя следующие разделы: цели и задачи учебного курса, особенности обучения учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), характеристика обучающихся, планируемые результаты изучения учебного курса, календарно-тематическое планирование, учебная литература и ЭОР, лист корректировки программы.

Целью данной программы является: создание условий для формирования доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

        Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математика решает следующие задачи:

  1. формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
  2. подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
  3. максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  4. воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. коррекция зрительного восприятия и узнавания;
  2. коррекция пространственных представлений и ориентации;
  3. коррекция основных мыслительных операций;
  4. коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  6. коррекция речи, обогащение словаря;
  7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

         

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ, контрольного списывания, проверочной работы за год.

Место учебного предмета в учебном плане

В связи с психофизическими особенностями обучающихся 3 класса из части формируемой участниками образовательных отношений был добавлен еще 1 час, итого продолжительность изучения математики в 3 классе составила 34 учебных недель по 5 ч в неделю, всего 170 часов в год.

Особенности обучения математике.

 Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Математический материал в каждом классе представлен основными вышеперечисленными разделами математики. Распределяя этот материал по учебным четвертям, учитель должен опираться на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика.

Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

При отборе учебного материала учитывались разные возможности обучающихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.

После изложения программного материала в конце каждого класса чётко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все обучающиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (минимальный уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (достаточный уровень). В этой связи в программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с помощью учителя, с опорой на использование счётного материала, таблиц (сложения, вычитания, соотношения единиц измерения и др.).

Характеристика класса

Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.

Класс имеет средние знания по предмету. Некоторые учащиеся отстают в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Все учащиеся участвуют во фронтальной работе со всем классом, повторяют объяснения учителя по наводящим вопросам, решают с помощью учителя арифметические задачи. Для самостоятельного выполнения некоторым ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий. Учащимся свойственны некритичность в выполнении действий, слабость самоконтроля. Причиной этого является некритичность мышления умственно отсталых школьников. Они редко сомневаются в правильности своих действий, не проверяют ответов, не замечают даже абсурдных ошибок. Учащиеся быстро утомляемы, имеют низкую концентрацию внимания, низкий познавательный интерес.

Планируемые результаты изучения курса «Математика»

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения АООП отражают:

1.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

2.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3.Определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы).

4.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Предметные результаты АООП по математике включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по математике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

знание числового ряда 1-20 в прямом и обратном порядке;

счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20;

откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;

знание названия компонентов сложения, вычитания;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;

знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

выполнение письменных действия

сложения и вычитания чисел в пределах 20;

знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см дм), массы, времени и их соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел;

определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 часа;

решение, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью учителя на бумаге в клетку.

вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.

Достаточный уровень: • знание числового ряда 1-100 в прямом порядке;

счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения;

понимание смысла арифметических действий сложения, вычитания, умножения;

знание таблицы умножения всех однозначных чисел;

понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами

умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;

выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см дм м), массы, времени и их соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года;

умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году;

знание количества суток в месяцах;

определение времени по часам тремя способами с точностью до 5 мин;

решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

различение замкнутых, незамкнутых кривых, линий;

знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на бумаге в клетку;

Межпредметные связи:

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами:

1.Чтение – самостоятельное чтение задания, краткий пересказ задачи.

2.Русский язык – запись задач в тетрадь, списывание с печатного текста.

3.Ручной труд-  умение пользоваться линейкой, шаблонами.

Тип урока

УОНМ –УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

УЗИМ –УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

УПЗУ –УРОК ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

КУ –КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК

Календарно-тематическое планирование

Дата

план

Дата факт

Тема

Количество часов

Тип урока

Повторение. Нумерация

5

1

Повторение. Второй  десяток. Предыдущее и последующее число.

1

КУ

2

Присчитывание и отсчитывание по 2.

1

КУ

3

Количество десятков и единиц в числе. Сравнение чисел.

1

КУ

4

Разрядные таблицы. Решение простых арифметических задач.

1

КУ

5

Диагностическая контрольная работа.

1

УПЗУ

Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение) 

15

6-7

Решение примеров и задач по теме « Сложение без перехода через десяток». Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

2

КУ

8

Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 по таблице.

1

КУ

9-10

Меры времени.

2

КУ

11-12

Меры стоимости.

2

КУ

13-14

Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.

2

КУ

15-16

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

2

КУ

17-18

Виды углов. Составление и решение примеров на вычисление суммы и остатка.

2

КУ

19

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток».

1

УПЗУ

20

Работа над ошибками.

1

УЗИМ

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток

16

21

Сложение в пределах 20.

1

КУ

22

Прибавление числа 9.

1

КУ

23

Прибавление числа 8.

1

КУ

24

Прибавление числа 7. Составление и решение составных задач.

1

КУ

25

Таблица сложения. Переместительное свойство сложения.

1

УОНМ

КУ

26

Мера ёмкости – литр. Мера массы –килограмм.

1

УОНМ

КУ

27

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

1

УОНМ

28

Вычитание в пределах 20.

1

УОНМ

КУ

29

Вычитание числа 9. Составление и решение составных задач

1

КУ

30

Вычитание числа 8. Вычитание числа 7.

1

КУ

31

Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.

1

КУ

32-33

Присчитывание и отсчитывание по 4. Виды углов.

2

УОНМ

КУ

34

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через 10».

1

УПЗУ

35

Повторение. Сложение и вычитание с переходом через десяток.

1

УЗИМ

Умножение и деление

45

36-37

Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Замена сложения умножением.

2

УОНМ

38-40

Таблица умножения числа 2. Решение задач с использованием рисунков.

3

УОНМ

41-43

Деление на равные части. Таблица деления на 2.

3

КУ

44-46

Взаимосвязь умножения и деления на 2 .Решение задач по теме «Таблица умножения на 2».

3

КУ

47-49

Таблица умножения на 3. Решение задач с использованием рисунков.

3

УОНМ

КУ

50-52

Таблица деления на 3.

3

КУ

53-54

Взаимосвязь таблицы умножения и деления на 3. Дополнение и решение задач по теме «Умножение и деление на 3».

2

КУ

55

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2, 3»

1

УПЗУ

56-58

Таблица умножения на 4. Решение задач с использованием рисунков по теме «Умножение на 4».

3

УОНМ

КУ

59-61

Таблица деления на 4. Взаимосвязь таблиц умножения и деления на 4.

3

КУ

62-63

Дополнение и решение задач «Умножение и деление на 4».

2

КУ

64-66

Таблица умножения на 5.

3

УОНМ

КУ

67-69

Таблица умножения на 6. Решение задач по теме «Умножение на 5, 6».

3

УОНМ

КУ

70-72

Таблица деления на 5.

3

КУ

73-75

Таблица деления на 6. Взаимосвязь таблицы умножения и деления на 5, 6.

3

КУ

76

Таблицы умножения на 2, 3, 4, 5, 6.

1

КУ

77

Контрольная работа по теме «Умножение и деление».

1

УПЗУ

78

Работа над ошибками.

1

УЗИМ

79

Повторение по теме «Умножение и деление».

1

КУ

80

Повторение по теме «Умножение и деление».

1

КУ

Второй десяток. Повторение

2

81

Повторение по теме «Таблицы умножения на 2, 3, 4,5,6».

1

УЗИМ

82

Повторение по теме «Таблицы деления на 2, 3, 4,5,6».

1

УЗИМ

        Сотня.  Нумерация

89

83-84

Нумерация чисел в пределах 100. Сложение и вычитание круглых десятков.

2

КУ

85-86

Разрядные таблицы. Сравнение чисел.

2

УОНМ

87-88

Примеры вида 27+1. Примеры вида 80+1, 80+10.

2

УОНМ

КУ

89-90

Примеры вида 69+1. Примеры вида 69+10.

2

КУ

91-92

Примеры вида 40-1,100-1.

2

КУ

93-94

Примеры вида 25-1. Примеры вида 30-1.

2

КУ

95-97

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых и составных задач.

3

КУ

98-99

Чётные и нечётные числа в пределах 100. Повторение по теме «Решение примеров и задач в пределах 100».

2

УОНМ

КУ

100

Контрольная работа по теме «Решение примеров и задач в пределах 100».

1

УОНМ

КУ

101-102

Работа над ошибками. Меры длины.

2

КУ

103

Меры времени- час, минута, сутки, месяц, год.

1

УОНМ

КУ

104-105

Окружность, круг.

2

УОНМ

КУ

106-107

Углы.

2

УОНМ

КУ

108-109

Сложение и вычитание круглых десятков. Решение примеров в два действия.

2

УОНМ

КУ

110-111

Порядок выполнения действий в примерах со скобками.

2

УЗИМ

112-113

Решение простых и составных задач.

2

УПЗУ

114-115

Нахождение неизвестного слагаемого.

2

КУ

116-117

Нахождение неизвестного уменьшаемого. Нахождение неизвестного вычитаемого.

2

КУ

118-120

Монеты. Решение примеров в два и три действия.

3

КУ

121-122

Сложение круглых десятков и однозначных чисел.

2

УОНМ

КУ

123-124

Вычитание круглых десятков и однозначных чисел.

2

УОНМ

КУ

125-126

Сложение двузначных и однозначных чисел.

2

КУ

127-128

Вычитание двузначных и однозначных чисел.

2

КУ

129-130

Сложение круглых десятков и двузначных чисел.

2

КУ

131-132

Вычитание круглых десятков и двузначных чисел.

2

КУ

133-134

Сложение и вычитание двузначных чисел.

2

КУ

135-136

Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным.

2

КУ

137-138

Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.

2

КУ

139

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

1

УПЗУ

140

Работа над ошибками. Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

1

УЗИМ

141-142

Повторение по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел».

2

УЗИМ

143-144

Повторение по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел».

2

УЗИМ

145-146

Меры стоимости.

2

КУ

147

Меры длины.

1

КУ

148-150

Числа, полученные при измерении времени – час, минута.

3

КУ

151-153

Числа, полученные при измерении времени – сутки, год.

3

КУ

154

Повторение по теме «Меры времени».

1

УЗИМ

155

Повторение по теме «Числа, полученные при измерении».

1

УЗИМ

156

Деление на равные части.

1

КУ

Деление по содержанию.

1

157

Деление на две равные части. Деление по 2.

1

КУ

158

Деление на 3 равные части. Деление по 3.

1

КУ

159

Деление на 4 равные части. Деление по 4.

1

КУ

160-162

Решение задач по теме «Деление на равные части по содержанию».

3

КУ

163-164

Решение задач по теме «Деление на равные части по содержанию».

2

КУ

165

Итоговая контрольная работа.

1

166

Деление на 5 равных частей. Деление по 5.

1

КУ

167

Составление и решение задач по теме «Деление на 5 равных частей. Деление по 5».

1

КУ

168

Взаимное положение геометрических фигур на плоскости.

1

КУ

169

Порядок арифметических действий в примерах со скобками.

1

КУ

170

Повторение по теме «Нумерация в пределах 100».

1

УЗИМ

                           

                                   Список используемой литературы и ЭОР

1. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)

2. АлышеваТ. В.  Математика (Учебник для 3 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. - М., « Просвещение» 2019.

3. Рабочая тетрадь по математике 3 класс. Часть 1. Алышева Т.В, Эк В.В. – М.: Просвещение, 2019

4. Социальная сеть работников образованияHYPERLINK "http://nsportal.ru/" HYPERLINK "http://nsportal.ru/"nsportal.ru

5. httpsHYPERLINK "https://kopilkaurokov.ru/"://HYPERLINK "https://kopilkaurokov.ru/"kopilkaurokovHYPERLINK "https://kopilkaurokov.ru/".HYPERLINK "https://kopilkaurokov.ru/"ruHYPERLINK "https://kopilkaurokov.ru/"/

6. httpsHYPERLINK "https://infourok.ru/"://HYPERLINK "https://infourok.ru/"infourokHYPERLINK "https://infourok.ru/".HYPERLINK "https://infourok.ru/"ruHYPERLINK "https://infourok.ru/"/

7. httpHYPERLINK "http://www.prodlenka.org/"://HYPERLINK "http://www.prodlenka.org/"wwwHYPERLINK "http://www.prodlenka.org/".HYPERLINK "http://www.prodlenka.org/"prodlenkaHYPERLINK "http://www.prodlenka.org/".HYPERLINK "http://www.prodlenka.org/"orgHYPERLINK "http://www.prodlenka.org/"/

Специфическое оборудование:

  1. наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе;
  2. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  3. настольные развивающие игры;
  4. слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Информационно - коммуникационные средства:

  1. Компьютер в комплектации

Интерактивная доска SMART


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....

Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных школ. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы учебного курса, требования к уровню подготовки...

Рабочие программы для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочие программы для 2 класса коррекционной школы VIII вида разработаны на основе программ для специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....

Программы для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Программы для 2 класса коррекционной школы VIII вида, составлены на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой....

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику  В.В.Эк Математика 3 класс....