Рабочие программы в 3 классе по УМК "Школа 21 века".
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Леонтьева Анна Анатольевна

 Воспользоваться материалом будет сложно,т.к у нас  только 2 урока литературного чтения  в неделю , поэтому материал очень сжат,его нужно было  вместить в 68 уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 п/п

Тема

урока

  Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды

контроля,

измери

тели.

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дата

проведения

Универсальные учебные действия

Ученик научится

План

Факт

Раздел «Устное народное творчество» (10 часов)

1

Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик».Пословицы.

1

Вводный

Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении.

Текущий,

фронтальный, индивидуальные опросы.

Личностные:

- положительное отношение к школе;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки, как хорошие или плохие;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Личностные:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки, как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Личностные:

- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

Регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

.

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные- слушать и понимать речь других;

Личностные:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Регулятивные:

-находить ответы  на вопросы в тексте, иллюстрациях 

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);  

Коммуникативные

-оформлять свои мысли в письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

небольшого текста);

Личностные:

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные:

-- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Личностные:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки, как хорошие или плохие;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

- слушать и понимать речь других;

Личностные:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Регулятивные:-

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике (на развороте,  в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях 

Коммуникативные

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Личностные:

- положительное  отношение к обучению.

 

Регулятивные:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные:

.

- ориентироваться в учебнике

- находить ответы тексте,.

        

Коммуникативные

- слушать и понимать речь других; 

Личностные:

- положительное  отношение к обучению.

Регулятивные:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные

- ориентироваться в учебнике

- находить ответы на вопросы в тексте,.

        

Коммуникативные

- слушать и понимать речь других;

Личностные:

- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

Регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

.

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные.

-выразительно читать 

 и пересказывать текст 

Личностные:

 - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Регулятивные:

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях 

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);  

Коммуникативные

-оформлять свои мысли в письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Личностные:

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные

выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Личностные:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей,

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Регулятивные:-

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике (на развороте,  в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях 

Коммуникативные

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Личностные:

- положительное  отношение к обучению.

 

Регулятивные:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике

- находить ответы тексте,.

        

Коммуникативные

- слушать и понимать речь других; 

Личностные:

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.

Регулятивные:

-        определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Познавательные:

-- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Личностные:

- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

Регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

;Коммуникативные.

-выразительно читать 

 и пересказывать текст

Личностные:-

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

        Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений.

Регулятивные:-

-. работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль, информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

        Средство формирования- методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

Познавательные:

-свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию.

Средство формирования -тексты учебников, обеспечивающие формирование первичных навыков работы с информацией.

Коммуникативные

- работать с соседом по парте, в малой и в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

        Средством формирования -технология продуктивного чтения и организация работы в парах

Ученик научится:

«Виды речевой и читательской деятельности»

- Чтение:.чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами

-осознавать значение чтения для расширения своего читательского

кругозора;

-понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

-практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

         Работа с текстом: ---осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка.

  -  работать со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя.

-понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

-подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

-читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное;

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

-пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

-классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги- сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

-, Чтение. - читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок

понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;

-работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг- сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности

-свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

-свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

Работа с текстом:

- нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

Ученик научится:

«Литературоведческая пропедевтика»

-различать стихотворный и прозаический тексты;

-определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

- использовать в речи, изученные литературоведческие понятия: (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения,

сравнение, эпитет).

- ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение,

литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. ---Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

-- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

- находить и читать диалоги и монологи героев

- Определять в качестве цели аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

- осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата . -  

Ученик научится:

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- рассказывать сказки от лица героя;

- рассказывать о героях произведения;

- создавать истории с героями произведений.

- написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета.. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Ученик

получит возможность научиться:

- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

- выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

-сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок. поговорок

-Коллективной творческой  работе по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях

Ученик научится:-

«Чтение: работа с информацией»

- находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

- сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.

-оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

- находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

- находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

-Получать информацию с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»).

пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о

героях, произведениях и книгах.

Ученик научится:-

Формирование базовых эстетических ценностей -эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) построено на основе анализа литературных текстов, а также на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями  и иллюстрациями к ним, помещёнными  в учебнике.

- Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой).

Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых в методическом аппарате наряду с анализом их языковых и структурных особенностей (описание, повествование, научный или научно-популярный текст, главная мысль и главное переживание, и т. д.) затрагиваются нравственно-этические и экологические проблемы:  

литературным произведениям.

Ученик научится:-

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется  с помощью вопросов и заданий, цель которых – опереться на социальный и личностный опыт ребенка..

Ученик научится:-

Смыслообразование и самоопределение -децентрации младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника на помощь героям интриги с целью решать интеллектуальные задачи.

понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

- находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой  

Ученик научится:

в рамках коммуникации как сотрудничества:

-работать с соседом; по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

 

«Виды речевой и читательской деятельности»

- Чтение:.чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами

-осознавать значение чтения для расширения своего читательского

кругозора;

-понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

-практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

         Работа с текстом: ---осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка.

  -  работать со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя.

-понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

-подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

-читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное;

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

-пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

-классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги- сборники по темам и жанрам.

5.09

2

Малые формы фольклора: русские народные сказки: «Самое дорогое»

«Про Ленивую и Радивую»

1

Комбинированный

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Определение главной мысли. Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Пересказ сказки от лица одного героя

Текущий.

Фронтальная проверка.

9.09

3

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. наблюдение за развитием событий .деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям

Индивидуальный опрос.

12.09

4

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер».  

1

Урок изучающего чтения

Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу

Текущий,

индивидуальный опрос.

16.09

5

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

1

Комбинированный

Слушание сказки. Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных. наблюдение за развитием событий. деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям

Текущий,

фронтальный опрос.

19.09

6.

Малые формы фольклора: скороговорки, потешки.

1

Урок изучающего чтения

 Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок

Фронтальный опрос, иллюстрирование.

23.09

7

Устное народное творчество.

Проверочная работа по формированию читательских умений.

1

Урок изучающего чтения

Обобщение по разделу. Литературная игра.

Выставка прочитанных книг.

Самостоят.

работа

26.09

8

Административная  входная контрольная работа.

Былины. «Добрыня и змей»

1

Контрольный

Урок изучающего чтения

Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

Контрольная работа.

30.09

9

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник

1

 Слушание, обучающее чтение

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опрос.

3.10

10

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

1

Слушание, обучающее чтение

Сравнение былин. Выявление характера героя его поступков и их мотивов. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий

Текущий.

Самостоятельная работа, беседа.

7.10

11

Былины. «Вольга
и Микула»

1

Слушание, обучающее чтение

Заполнение таблицы сравнения былин, умение называть положительных и отрицательных героев.,рассматривание иллюстраций обложек книг.

Текущий,

10.10

12

Эзоп «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лиса и виноград»

1

Урок изучающего чтения

Формулирование личной оценки героев басни. упражнение в выразительном чтении

(выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).

Работа с внутритекстовой иллюстрацией.

Выделение частей басни, главной мысли (морали).

фронтальный, индивидуальный опрос Текущий

14.10

13

И. Крылов «Ворона и лисица».

1

Урок изучающего чтения

Работа с внутритекстовой иллюстрацией.

Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Упражнение в выразительном чтении

Текущий

фронтальный, индивидуальный опрос.

17.10

А. С. Пушкин (4 часа)

14

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…»

1

Вводный

Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выразительное чтение.

Текущий.

21.10

15

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

Урок изучающего чтения

Жанр произведения: литературная сказка в ст

ихах. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев

Текущий.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

24.10

16

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

К.Паустовский «Сказки Пушкина»

1

Комбинированный

Выразительное чтение.

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

Текущий групповая работа, взаимопроверка.

28.10

17

А. С. Пушкин. Стихи

1

Урок изучающего чтения Обобщающий урок

самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие.

Упражнение в выразительном чтении. Выделение языковых средств художественной выразительности (олицетворение). Поиск олицетворений

Текущий.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

31.10

Стихи русских поэтов (3 часа)

18

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»

1

Вводный.

Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения
(мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении

Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха.

Текущий,

11.11

19

А. Майков «Осень»

1

Комбинированный

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

14.11

20

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

1

Комбинированный

Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

18.11

                                       Л.Н.Толстой  (4 часа)

21

Л. Толстой. Сказка «Два брата».

Басня «Белка и волк».

1

 Вводный

Обобщение читательского опыта. Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки.

фронтальный, индивидуальный опрос.

21.11

22

Л. Толстой  «Лебеди»,  «Зайцы»

1

Комбинированный (слушание и чтение)

Слушание басни. сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме выделение морали. Чтение по ролям .

Текущий, работа в парах.

25.11

23

Л. Толстой «Прыжок»

1

Комбинированный (слушание и чтение)

Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения.

Текущий, фронтальный.

28.11

24

Л. Толстой

Былина «Как боролся русский богатырь»

1

Урок изучающего чтения

Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям

Текущий, индивидуальный опрос.

    2.12

Н. А. Некрасов (5 часов)

25

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

(отрывок)

1

Вводный

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия «лирический герой», поиск слов, выражений, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении.

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

5.12

26

Н. Некрасов. «Мужичок с ноготок»

(Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

1

Комбинированный (слушание и чтение)

Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения.

Текущий, взаимопроверка.

9.12

27

Н. Некрасов «Славная осень»

1

Комбинированный (слушание и чтение)

Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень»

Текущий, работа в парах.

12.12

28

Н. Некрасов. «Мороз-воевода».

«Отрывок из поэмы «Мороз,Красный нос».

1

Комбинированный (слушание и чтение)

Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. Чуковского. Работа над содержанием. Выделение языковых средств художественной выразительности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте

стихотворения.

Текущий; работа в парах.

16.12

29


К. И. Чуковский

«О стихах Н. А. Некрасова».

Обобщение по разделу «Русские поэты».

1

Урок изучающего чтения

. Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе

Работа со справочно-энциклопедической литературой

Текущий .

19.12

А. П. Чехов  (5 чассов )

.

30

А. П. Чехов «Степь».

(отрывок из повести)

1

Вводный

Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана.

Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу

Текущий;

23.12

31

Административная интегрированная диагностическая работа за 1 полугодие.

1

Контрольный

Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

Самопроверка..

Диагностическая работа

26.12

32

А. П. Чехов.  «Ванька».

Рассказ.

1

Комбинированный (слушание и чтение)

Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям

Подготовка собственных высказываний по заданным темам

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос..

9.01

33

А. Чехов «Ванька».

Рассказ.

1

Комбинированный (слушание и чтение)

Слушание. Определение жанра. Словарная работа.

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

13.01

34

Н.Шер «О рассказах А.П.Чехова»

1

Комбинированный

Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

16.01

Сказки  зарубежных  писателей (2 часа)

35

Ш. Перро «Подарки феи»

1

Вводный

 Выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором
(выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана

Текущий,

20.01

36

И. Топелиус

 «Солнечный луч в ноябре».

.

1

Урок изучающего чтения.

Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

23.01

Стихи русских поэтов (3 часа)

37

И. Никитин «Русь»

1

Вводный

Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение подготовленной части

Текущий;

27.01

38

И. Никитин «Утро»

1

Урок изучающего чтения

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения

Текущий; взаимопроверка.

30.01

39

И.З. Суриков «Детство»

С.Д.Дрожжин «Привет»

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

1

Урок изучающего чтения.

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Деление на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям

Текущий,

фронтальный, индивидуальные опросы.

3.02

Д.Н. Мамин-Сибиряк (3 часа)

40.

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

Вводный

Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета.

Текущий,

6.02

41

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

Комбинированный

Озаглавливание частей. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки

Индивидуальный опрос.

10.02

42

Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

Обобщение по разделу «Произведения Д. Мамина-Сибиряка»

1

Урок изучающего чтения.

выявление авторской позиции, формулирование личной оценки.
повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ

Текущий; взаимопроверка,.

13.02

А.И.Куприн (3 часа)

43

А. И. Куприн «Синяя звезда»

Вводный

Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опрос.

17.02

44

А. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Урок изучающего чтения.

работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. упражнение в выразительном чтении составление устных рассказов – описаний животных

Обобщение читательского опыта

Текущий;

20.02

45

А. Куприн «Барбос и Жулька»

Обобщение по разделу «Произведения А. Куприна»

1

Комбинированный

Текущий,.

24.02

С. Есенин (4 часа)

.

46

С. Есенин. Стихи о Родине

1

Вводный

Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). упражнение в выразительном чтении. Выделение языковых средств художественной выразительности

Текущий,

фронтальный, индивидуальный

27.02

47

С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи  о природе

1

Урок изучающего чтения

. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией

Текущий, взаимопроверка.

3.03

48

С. Есенин «Береза».

1

Урок изучающего чтения

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Выразительное чтение

Текущий, фронтальный. взаимопроверка.

6.03

49

С. Есенин «Бабушкины сказки»

Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина»

1

Урок изучающего чтения

Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина,
А. Пушкина о детстве.

Текущий.  

10.03

50

К. Паустовский «Стальное колечко»

1

Вводный

Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром

Текущий;

13.03

51

К. Паустовский.

«Кот-ворюга»  

1

Урок изучающего чтения.

Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части,: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении

Текущий, фронтальный.

17.03

52

К. Паустовский «Какие бывают дожди»,

Обобщение по разделу «Книги о природе»

1

Комбинированный

Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнение рассказов с рассказом «Кот-ворюга» (чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания

Текущий; взаимопроверка.

20.03

С. Я. Маршак (2 часа)

53

С. Маршак «Урок родного языка»

В. Субботин «С Маршаком»

1

Вводный

. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Выделение языковых средств художественной выразительности

Текущий

3.04

54

С. Маршак «Ландыш».

Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака»

.

1

Урок изучающего чтения

Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг С. Маршака: рассматривание, сравнение художественного оформления.

7.04

Л. Пантелеев (3 часа)

.

55

Л. Пантелеев в «Честное слово».

1

Вводный

Беседа по выявлению первичного восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям

Текущий, фронтальный,

10.04

56

Л. Пантелеев в «Камилл и учитель»

1

Урок изучающего чтения

14.04

57

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

1

Урок изучающего чтения

Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

17.04

А.П.Гайдар (3 часа)

58

А. Гайдар «Горячий камень»

1

Вводный

Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-

композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рассказа.

 Текущий;

21.04

59

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок)

1

Урок изучающего чтения

Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть

Текущий;.

фронтальный,

24.04

60

С. Михалков «Аркадий Гайдар»

 К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре».

1

Урок изучающего чтения

Очерк. Жанр: очерк (небольшой документальный рассказ)

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

28.04

М. М. Пришвин (2 часа)

61

М. Пришвин «Моя Родина»

«Выскочка»

1

Вводный

Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении

Текущий,

фронтальный,

1.05

62

Пришвин «Жаркий час».

В. Чалмаев «Воспоминания о
М. М. Пришвине»

1

Урок изучающего чтения

Работа над жанром: художественный рассказ. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Наблюдение за развитием сюжета. Описание героя

Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана.

 Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

5.05

 63

Административная интегрированная  диагностическая работа за год.

1

Контрольный

Проверка уровня начитанности и читательских умений

Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги

Диагностическая работа, самопроверка.

8.05

Зарубежная литература (4 часа)

64

Дж. Лондон « Бурый волк»

1

Вводный

Ознакомительное чтение. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение
(поиск и чтение описаний).

Текущий,

8.05

65

Дж. Лондон « Бурый волк»

1

Комбинированный

Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений Дж.Лондона, А.Чехова,  А. Куприна

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос.

12.05

66

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

1

Урок изучающего чтения

Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер)

Текущий,

15.05

67

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

1

Комбинированный

Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос..

19.05

68

Библиотечный урок «Что читать летом»

1

Урок рефлексии.

Знакомство со  списком литературных произведений  и их авторами. Оформление «читательского дневника» -отчёта о  прочитанных  произведениях.

Текущий

22.05

Материально-техническое обеспечение

Дополнительная литература

Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1. -  М.: Вентана-Граф, 2008. – 208 с. (Оценка знаний).

Хрестоматия по чтению 3 класс.

Беседы  с  учителем:  Методика  обучения:  3 класс  / Под  ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2007. -320 с.- (Начальная школа XXI века).

Н.Л.Варченко, Н.В.Хаткина. Детская энциклопедия. Азбука и сказки, загадки и подсказки

Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.

Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника.

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей.

http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция ЦОР,  базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.

http://ims.ocpi.ru - Региональная коллекция ЦОР, ЦОР, разработанные педагогами Пермского края.

http://nsc.1september.ru - Электронные версии газеты «Начальная  школа»

http://www.openworld.ru - На сервере «Открытый мир», в разделе «Мир знаний» размещены полнотекстовые версии журнала «Начальная школа».

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

http://www.ipk.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/index.shtml - ЯИРО (начальная школа).

http://www.cofe.ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка».

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.mccme.ru/~dima/erunda/naoborot/index.htm - "Всё наоборот" – стихи для детей, собранные Григорием Кружковым.

http://www.sf.mksat.net/vk/krapivin_index.htm - Писатель Владислав Крапивин.

http://www.literatura1.narod.ru/dmitrij_emets.html - Писатель Дмитрий Емец. 

http://www.nikitinsky.com.ua - Детский писатель Юрий Никитинский.

http://e-skazki.narod.ru/index.html - "Сказка для народа" - народные и авторские сказки.
http://www.kinder.ru - Каталог детских ресурсов "Kinder.Ru".
http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук".
http://www.biblioguide.ru/ - BiblioГид: всё о детской книге

http://www.kostyor.ru/archives.html -  Журнал для школьников "Костёр"
http://www.cofe.ru/read-ka/ -  "Почитай-ка" - детский сказочный журнал. Сказки, великие  сказочники, головоломки, курьезные факты из жизни ученых, конкурс литературного творчества, калейдоскоп необычных сведений из мира животных и истории, рассказы о легендарных воинах разных времен и народов.

Информационно-коммуникативные средства

Диск с презентациями:

  • Творчество писателей: Пушкин А.С., А.Л.Барто, Астафьев, Драгунский, С.Я.Маршак, Успенский, Шарль Перро, К.И.Чуковский, Носов, В.Бианки
  • Басни Крылова
  • История книги
  • Г.Тукай
  • Н.Носов
  • Сказки и рассказы Л.Н.Толстого
  • С.Я.Маршак

Диск со сказками А.С.Пушкина

Диск с русскими народными сказками

Наглядные пособия

Набор «Из твоих любимых книг»

Иллюстрации к сказкам

Сказочные герои

Портреты детских писателей

Технические средства обучения

Интерактивная доска «SMART»

Детские нетбуки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс " Школа 21 века"

Рабочая программа 1 класс, " Школа 21 века"...

Рабочие программы 1 класс "Школа 21 века"

Рабочие  программы  1 класс под редакцией Виноградовой Н.Ф. составлены с учетом новых стандартов ФГОС. Подробно расписаны пояснительные записки, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочие программы 1 класс "Школа 21 века"

Рабочие  программы  1 класс под редакцией Виноградовой Н.Ф. составлены с учетом новых стандартов ФГОС. Подробно расписаны пояснительные записки, требования к уровню подготовки учащихся...

рабочие программы 1 класс школа 21 века под Виноградовой

рабочие программы 1 класс  школа 21 века под Виноградовой...

Рабочая программа 3 класс "Школа 21 века"

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редак...

Рабочие программы 2 класс Школа 21 века

Рабочие программы для 2 класса  Школа 21 века...

Рабочая программа 4 класс "Школа XXI века"

Рабочая программа 4 класс Русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изо, технология, музыка...