Разработка урока по литературному чтению в 1 классе на основе компетентного подхода.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Гекк Любовь Владимировна

Проектная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

Разработка урока по литературному чтению

в  1 – ом классе

на основе компетентного подхода.

Учителя начальных классов

МОУ Кратовской СОШ №98

Гекк Любовь Владимировны

2011г.

Тема: «Литературные сказки».

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: урок – практикум.

Базовая образовательная технология: практико- ориентированная проектная деятельность.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • Оценивать поступки героев сказки
  • Понимать эмоции других, учиться сопереживать.
  • Высказывать свое отношение к поступкам окружающих.
  • Формировать установку на доброе отношение, на взаимное уважение.
  1. Познавательные:
  • Учиться высказывать свою версию, прислушиваться к мнению других.
  • Учиться работать по предложенному плану.
  • Развивать мышление, память, речь.
  • Учиться корректировать свою работу, вносить дополнения, изменения.
  • Учиться делать выводы по итогам общей работы учителя и класса.
  1. Коммуникативные:
  • Суметь оформить свои мысли и в словесной форме и в письменной (цветом на данном уроке).
  • Слушать и слышать других, вступать в диалог.
  • Выполнять правила общения, принятые классом.
  • Учиться работать в паре (в работе с карточками).
  1. Предметные:
  • Точно, вдумчиво отвечать на вопросы учителя.
  • Знать несколько названий сказок, несколько фамилий авторов, чьи сказки слышали, видели или читали.
  • Знать названия нескольких русских народных сказок.
  • Знать отличие сказки от рассказа.
  • Узнать, что сказки бывают прозаическими и стихотворными.

Учебный материал:

  •  сказка С.Я. Маршака «Тихая сказка»;
  • портрет автора;
  • набор книг большеформатных, иллюстрированных;
  • карточки

                                     

  • цветные карандаши.

Реализация проекта:

  1. Сообщение темы: «Мир сказок».
  2. Подготовка к восприятию сказки:
  • Какую русскую народную сказку мы читали на прошлом уроке?
  • Почему мы считаем ее русской народной  ?
  • Почему называем сказкой, а не рассказом?
  • Она написана, как рассказ в прозе или в стихах?
  • Сравним прозу и стихи:
  • Кто начнет рассказывать сказку «Кот , Петух и Лиса». Слушаем начало зачин  сказки.
  • Кто прочтет слова лисы, которыми она выманивала Петушка из избушки?
  • Кто сообразил, в чем отличие зачина сказки и песенки Лисы?
  • Выскажите свою версию, а все послушайте разные мнения и оцените, кто прав. И так в чем различие? Послушайте еще раз!
  1. Физкультминутка (связанная с миром животных).

     Вот изба, а вот окошко

На окошке ела кошка

        И пошла, пошла, пошла…

        Домик с зайчиком нашла.

- А эти слова – проза или стихи?

- Да, они в рифму:

- Повторите кошка, окошко; пошла, нашла.

     4. Определение детьми литературного материала для работы на уроке:

  • Что за книги перед вами? Кто их автор? (Находят).
  • Чей портрет вы видите? (прочтите надпись под ним).
  • По иллюстрациям назовите литературные произведения, знакомые вам, книги С.Я. Маршака.
  • Полистайте и определите - С.Я. Маршак – поэт или писатель?

                                                  -  Он пишет в стихах или в прозе?

    5. Слушание «Тихой сказки».

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили – были серый еж

И его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж – отец, ежиха – мать

И ребенок ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

Спит давно народ лесной.

Спит  и зверь и птица.

Но во тьме, в тиши ночной

Двум волкам не спится.

Вот идут на грабежи

Тихим шагом волки…

Услыхали их ежи,

Подняли иголки.

Стали круглыми, как мяч, -

Ни голов, ни ножек.

Говорят: - Головку спрячь,

Съежься, милый ежик!

Ежик съежился, торчком

Поднял сотню игол…

Завертелся волк волчком,

Заскулил, запрыгал.

Лапой – толк, зубами – щелк,

А куснуть боится.

Отошел, хромая, волк.

Подошла волчица.

Вертит ежика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?

Принялась она катать

Шарик по дороге.

А ежи – отец и мать –

Колют волчьи ноги.

У ежихи и ежа

Иглы. Как у елки.

Огрызаясь и дрожа,

Отступают волки.

Так бы скоро не ушли

Восвояси волки,

Да послышался вдали

Выстрел из двустволки.

Пес залаял и умолк…

Говорит волчице волк:

- Что-то мне не можется.

Мне бы тоже съежиться.

Спрячу я, старуха,

Нос и хвост под брюхо!

А она ему в ответ:

- Брось пустые толки!

У меня с тобою нет

Ни одной иголки.

 Нас лесник возьмет живьем,

Лучше вовремя уйдем! –

И ушли, поджав хвосты,

Волк с волчицею в кусты.

В дом лесной вернется еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

Тихо,

Тихо,

Тихо…

- Может угадаете название? Выскажите свое мнение и прислушаетесь к другим версиям. Выберем лучшее название.

6. Беседа:

  • Почему автор назвал это произведение сказкой?
  • А кто автор?
  • Если у сказки есть автор, значит сказка какая?
  • А почему она называется ТИХОЙ?

Мнения могут быть самыми разными? Докажите, что ваше мнение правильное, но прислушайтесь и к другим мнениям. Так почему С.Я. Маршак назвал сказку ТИХОЙ по вашему мнению.

  • Что в сказке правда, а что - выдумка ?
  • Как ежи себя защитили?
  • Кто из вас сочувствует, переживает? - Почему?

7. Физкультминутка:

Делаем движения за мной и думаем, почему так розданы ножи ежам?

                                                     У ежа два ножа,

                                                     У ежихе полтора,

                                                     У ежонка пол-ножонка

                                                     Дай пожалуйста, ножа!

- Как ножи соответствуют размерам ежей?

- Докажите, что к зарядке мы слышим стихотворение, а не прозу?

- Какие слова срифмованы?

(Зарядка повторяется для ответа на вопрос)

8. Смоделируем, спроектируем обложку «Тихой сказки» С.Я.Маршака.

Работаем по моему плану, можно советоваться с соседом по парте.

  • Покажите квадратную карточку.
  • Обозначим кружком в центре карточки, что мы слышали сказку.
  • Если это сказка о жизни людей – закрасьте круг розовым цветом, если о животных – коричневым, если о растениях – зеленым.
  • Покажите, кто закрасил розовым. Почему – никто?
  • А зеленым?
  • А почему коричневым?
  • Напишите  над кружком печатными буквами фамилию автора МАРШАК.
  • Почему напечатали слово с прописной буквы?
  • Под кружком напечатаем, пользуясь моей работой на доске, название книги – Тихая сказка.

Пусть этот квадрат станет закладкой для работы после обеда – продолжением работы на уроке.

9. Повторное слушание сказки с целью:

- запомнить начало, зачин сказки, основную часть и концовку.

Подумать, добро или зло победило в авторской сказке?

  1. Слушаем, рассматривая иллюстрации в книге.
  2. Читаем зачин, концовку.
  3. Отвечаем на проблемный вопрос:

- Что победило в сказке?

- Кому это приятно?

- Почему?

- Какие взаимоотношения в нашем классе, в вашей семье вам были бы    всегда приятны?

-Нам всем?

10. Домашнее задание и задание на занятие во внеурочное время:

  1. Читать книги С.Я Маршака, воспитывать в себе лучшие человеческие качества, доброе отношение ко всему живому, взаимное уважение.
  2. Решить, какую часть сказки вы будете иллюстрировать: вводную, основную или заключение, чтобы создать самодельную книжку раскладушку: «Тихая сказка» С.Я Маршака в наших картинках.

11. Подведем кратко итог урока:

  • Что задело за душу на этом уроке?
  • Что показалось самым полезным для нас, читателей? Чему учились?

12. Заключительное слово учителя: 

      - Мне радостно, что вы узнали, что есть русские народные сказки и  авторские; есть сказки в прозе, и в стихах. Учились слушать и слышать учителя и одноклассников, а главное – учись доброте, сочувствию, сопереживанию. Пусть наш класс станет дружной семьей.

Во внеурочной работе книжка будет выглядеть так:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»...

Разработка урока по литературному чтению 4 класс

Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....

Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"

Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...