Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Козаченко Ирина Николаевна

Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и занимательного материала (доклад ученика о биографии, книжная выставка, иллюстрации к басням, инсценировка басни, игровые задания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Урок по литературному чтению

   Тема « Басни И.А.Крылова. Обобщение.»

                             3 класс

          Учитель начальных классов:  Козаченко И.Н.          

                                            ГОУ СОШ №367 г.Москвы

Цели: 1. Обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова;

               2. Продолжать формировать умение находить мораль в произведении;

               3. Учить « видеть » и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;

               4. Развивать память, внимание, мышление, формирование навыков беглого чтения, умение выразительно читать художественные произведения;

               5. Воспитывать интерес к чтению;

               6. Расширять кругозор.

Оборудование: учебник « Родная речь » 3 класс 1 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, портрет И.А.Крылова, книги с баснями, иллюстрации к басням, карточки.

                                            Ход урока:

1. Организационный момент.

- Мы с вами несколько уроков изучали творчество одного писателя и именно о его произведениях мы сегодня поговорим, обобщим знания о его жизни и творчестве.

2. Повторение.

- Скажите творчество какого писателя мы изучали? ( Творчество И.А.Крылова. )

- Что он писал? ( Он писал басни. )

- Значит, как мы можем назвать И.А.Крылова? ( Баснописец. )

- Потому что баснописец – это…( Человек, который пишет басни. )

1. – А что такое басня?

(Верно. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)

- Посмотрите, какие слова о баснях Крылова пишет известный писатель Грибоедов.

          …Ох! Басни смерть моя!

         Насмешки вечные над львами! Над орлами!

        Кто что ни говори:

        Хотя животные, а всё – таки цари!

  1. Какие басни И.А.Крылова вы знаете?
  2. Посмотрите на нашу книжную выставку. Назовите эти басни!
  3. Теперь посмотрите на выставку рисунков. Назовите эти басни!
  4. А теперь давайте послушаем доклад по биографии И.А.Крылова.     ( учащийся делает доклад )
  5.  Более двухсот басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855году в летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружена деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова » всегда цветы? Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

      2. – Мы с вами изучали много басен. И некоторые из них учили наизусть. ( 3 учащихся рассказывают басни на выбор )

 - Какова мораль этой басни?

 - Чему она учит?

- Какая крылатая фраза?

3. – Мы говорили, что в баснях действуют животные, в которых мы легко узнаём людей, их пороки, поступки.

- Многие басни мы читали по ролям, чтобы были более видны и понятны черты наших героев. Так давайте одну из басен прочтём по ролям. ( чтение басни по ролям – на выбор учителя )

- Мораль этой басни?

- Чему учит?

- Крылатая фраза?

3. Физкультурная минутка.

4. Знакомство с новой басней.

- Мы знакомились со многими баснями. И сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной басней И.А.Крылова « Кот и повар ».

1. чтение басни учителем;

2. разбор непонятных слов;

3. разбор ( поиск ) морали;

4. поиск крылатой фразы;

5. объяснение смысла басни;

6. выводы.

5. Инсценировка басни.

- Некоторые басни Крылова мы иногда видим по телевизору как мультфильмы. И ребята подготовили инсценировку одной из басен.          ( инсценировка любой басни )

- В чём мораль басни?

- Чему учит?

- Крылатая фраза?

- Мы вспомнили басни, которые изучали, а теперь поработаем с учебником.

6. Работа с учебником.

- Откройте учебники на странице 137.

- К басне « Ворона и лисица » вам надо было разобрать вопросы. Давайте её ещё раз прочтём.

1. чтение басни « Ворона и лисица »;

2. разбор вопросов.

7. Закрепление.

- А теперь мы ещё раз повторим басни и обобщим ваши знания.

1 конкурс « Мораль сей басни такова »

- В какой басне была такая мораль?

1. « Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. » ( « Ворона и лисица » )

2. « Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:и дело не пойдёт на лад.»(«Щука и кот»)

3. « Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. » ( « Ларчик » )

4. « Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! » ( « Чиж и голубь » )

5. « Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука. » ( « Лебедь, Щука и Рак » )

2 конкурс « Назови героя »

- Кто сказал такие слова:

1. « Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки! » ( Лисица )

2. « Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё моё

С песком и илом?

За дерзость такову – я голову с тебя сорву. » ( Волк )

3. « Ларец с секретом,

Так, он и без замка.

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и ларчик вам открою

В механике и я чего-нибудь да стою. » ( Механик – мудрец )

4. « Погодите! Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите. » ( Мартышка )

5. « Скажите мне, кумушка, что у тебя за страсть

Кур красть? » ( Крестьянин )

3 конкурс « Крылатые слова »

- Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова.

- Вспомните, эти крылатые фразы:

1. « Лебедь, Щука и Рак. » ( « Да только воз и ныне там. » )

2. « Волк и ягнёнок. » ( « У сильного всегда бессильный виноват. » )

3. « Ларчик. » ( « А ларчик просто открывался. » )

4. « Кот и повар. » ( « А Васька слушает, да ест. » )

5. « Мышь и крыса. » ( « Сильнее кошки зверя нет. » )

4 конкурс « Собери название басни »

- Я вам сейчас раздам карточки с частями от названий басен. Они все перепутались. Соберите их. ( названия любых басен )

8. Итог.

- Творчество какого писателя мы повторяли?

- Что такое басня?

- Для чего И.А.Крылов писал басни?

- И.А.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

( оценивание учащихся )

9. Домашнее задание.

- Придумайте другую концовку басни « Ворона и лисица ». Как могло бы быть?

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению 2 класс «Произведения Николая Носова. Обобщение»

Разработка урока по литературному чтению 2 класс «Произведения Николая Носова. Обобщение». На уроке используются здоровьесберегающие технологии. Урок был построен с соблюдением всех правил: прописаны ...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Урок по литературному чтению "Басни И.А. Крылова"

УМК "Школа России", 3 класс. Конспект урока и презентация....

Урок по литературному чтению "Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица" 3 класс

Технологическая карта урока по литературному чтению. Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица". 3 класс. По учебнику В. Ю. Свиридовой...

Урок по литературному чтению "Басни Эзопа и Крылова"

Урок в з классе по УМК "Начальная школа 21 века"....

Методическая разработка урока по литературному чтению Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

Методическая разработка урока по литературному чтению во  2 классе по теме "О братьях наших меньших. Обобщение по разделу".Тип урока: обощение и систематизация знаний....