План - конспект урока по литературному чтению по теме: В.А. Осеева «Волшебное слово». Проникновение в замысел автора. Способ передачи настроения героев с помощью средств языка.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Панкратова Надежда Константиновна

Данный урок способствует обеспечению полноценного восприятия текста детьми посредством предлагаемого литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnoe_chtenie_2_klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 21

План - конспект урока по литературному чтению

Класс: 2

Тема: В.А. Осеева «Волшебное слово».

 Проникновение в замысел автора. Способ передачи настроения героев с         помощью средств языка.

Учебник: «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2012

Место урока в учебном контексте: итоговый урок по произведению В.Осеевой «Волшебное слово».

Цели:

  1. Формирование читательской позиции ребёнка.
  2. Совершенствование навыка синтагматического чтения.

Задачи:

обучающие:

  1. Обеспечить полноценное восприятие текста детьми посредством анализа предлагаемого литературного произведения.
  2. Продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.

развивающие:

  1. Развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.
  2. Развивать логическое мышление, интеллект, зрительную память, произвольное внимание.
  3. Развивать творческие умения для передачи настроения и характера героев, своего отношения к ним.
  4. Формировать коммуникативные компетенции.

воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся чуткость, побуждать добрые чувства, вежливое отношение.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Предметные: Умение работать над литературным текстом.

Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД):

  • Регулирование своего поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.
  • Построение логических рассуждений.
  • Представление информации на основе моделей сообщений.
  • Умение осуществлять итоговый пошаговый контроль результатов.
  • Умение владеть диалоговой формой речи.
  • Умение работать в паре, группе.

Тип урока: работа с художественным текстом. 

Оборудование урока:

  1. Плакат для речевой разминки.
  2. Заготовки слов на магнитной основе:

обидеть, оттолкнуть, ободрить, приблизить, приласкать

  1. Кисточка и заготовки для рисунков.
  2. Заготовки для составления пословиц.
  3. Мелодия с записью для динамической паузы.
  4. Книга с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово».
  5. Клубок для игры.

Для детей:

  1. Индивидуальная карточка (толкование слова «вежливый»)
  2. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы, для выполнения творческой работы (домашнее задание).
  3. Карандаш, линейка.

Структура и ход урока:

I.Приветствие.  

Приветствие с элементом дыхательной гимнастики.

Учитель: Здравствуйте!

Дети:        (вдох) Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги нашей лень.

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться,

Всем, всем, всем;

Здравствуйте!

II.Мотивационный компонент.  

1).Создание эмоциональной атмосферы. 

Игра «Гимнастика настроения» (Работа над стихотворением С. Маршака «Жадина»  с использованием графического словаря настроения).

На доске плакат с записью текста

                - Гриша, Гриша, дай мне нож.

                 - Ты обратно не вернешь

                 - Дай-ка, Гриша, карандаш,

                 - Ты обратно не отдашь,

                  - Гриша, Гриша, дай резинку,

                  - Ты откусишь половинку,

                  - Гриша, Гриша, дай чернил,

                  - Ты бы сбегал и купил.

Учитель: Прочитайте закрытыми губами (готовность детей показывать в паре)

Кто участвует в разговоре?

(Два мальчика, одного зовут Гриша)

Учитель:  Как можно назвать разговор?

(Диалогом)

Учитель: Каким цветом показаны слова Гриши?

(Черным)

Учитель: Как надо читать слова Гриши?

(передавая злость, он был жадным мальчиком)

а) чтение диалога по группам

б) чтение в паре

2).Актуализация знаний, умений и навыков обучающихся.

Учитель:  Захочется ли обратиться с просьбой к Грише еще раз?

А какое слово могло бы всё изменить?

(Волшебное, пожалуйста)

3). Определение темы и постановка учебных задач.

Учитель:  В каком рассказе мы узнаем про это слово?

(В произведении В.А. Осеевой «Волшебное слово»)

III. Операционно-исполнительский этап.  

1).Самостоятельное чтение по заданию в группах.

Учитель:  О каких неприятностях поведал Павлик старичку? Найдите этот отрывок, прочитайте его самостоятельно и выполните задание.

Идет проверка выполнения задания.

 2). Чтение по ролям.

 Учитель: Назови участников разговора.

(Павлик, автор, дедушка)

Учитель: Какие слова помогают описать поведение и настроение Павлика?

3). Словарная работа.

 Учитель: Слова, с которыми Павлик обращался к брату, сестре, бабушке могли только (что сделать?), выберем подходящие.

На доске выбираем съемные таблички со словами:

слово может:

обидеть

оттолкнуть

Учитель: Можно ли Павлика назвать вежливым человеком? (Нет)

Учитель: Кого, по-вашему, можно назвать вежливым человеком?

Учитель: Убедиться в правильности рассуждений нам поможет толковый словарь.

Человек, умеющий себя вести, называется вежливым.

Древнее слово веже, значит знаток, знающий как себя вести с людьми.

4).Работа над значением слова.

Учитель: В  чем заключалась помощь со стороны старика?

( Он подсказал Павлику волшебное слово)

Учитель: А что это за слово? Волшебная кисть творит чудеса.

Происходят превращения на белом листе, учитель раскрашивает и появляется слово «пожалуйста» за счет предварительной парафиновой записи.

Учитель: Вслушайтесь в это слово. От него исходит добро. Может ли это слово обидеть? Что оно может сделать?

приласкать

ободрить

приблизить

Ученик читает глаголы в неопределенной форме.

 - Прочитайте, как советовал старичок говорить это слово.

5).Выборочное чтение.

6).Динамическая пауза.

Звучит музыка, дети исполняют «Вальс дружбы».

7).Чтение по цепочке.

Учитель: К какому отрывку относится этот предмет?

(учитель в руках держит набор красок)

8).Комментированное выполнение задания.

Учитель: Как Павлик обращается к Лене?

-Подчеркнем эти слова.

(Глядя ей в глаза, тихим голосом сказал)

Учитель: А  теперь назовите слова, определяющие настроение Лены, когда к ней обратился Павлик.

(Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала)

9).Перечитывание отрывка в лицах.

10).Подбор отрывка к рисунку из книги.

Учитель: Какой отрывок подходит к рисунку? (Бабушка на кухне)

Был ли уверен Павлик, что слово поможет? (сомневался)

- Подтверди ответ.

-Чтобы прогнать сомнение, он перед тем, как произнести просьбу подготовил бабушку. Как он это сделал? Выбери слова.

(Повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал)

12).Хоровое чтение.

Учитель: Хором попробуем прошептать слова Павлика.

Как на бабушку подействовали слова Павлика? Прочитайте.

(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в улыбке)

Учитель: Почему брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

(Он обратился к брату со словом «пожалуйста»)

13).Чтение по ролям.

-Так какая же волшебная сила кроется в слове «пожалуйста»?

 14).Работа над пословицами в группах.

а) составление пословицы из отдельных частей.

Добрый человек ...         ... потом - говори.

Сначала думай...            ...добром и платят.

Вырасти вырос...           ...добру и учит.

Век живи…                    …а ума не вынес

За добро...                     ...век учись.

Учитель: Какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?

б) работа над значением пословицы

- Кому из рассказа она относится?

(Старичок был добрым человеком и знал много вежливых слов. Он и научил Павлика доброму слову.)

IV.Регулирующий этап.  

1).Рефлексия учебной деятельности.

а).Игра «Волшебный клубок».

Учитель: Каким добрым словам научили бы мы Павлика?

Дети поочередно принимают клубок и называют слово.

 б).Индивидуальная работа обучающихся по оценке результата учебной деятельности (дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «светофорчиков»).

-Что ценного для себя ты подчеркнул на уроке?

  • Зеленые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям,
  • Желтые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
  • Красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым.

2).Домашнее задание.  

Рассказать, какие волшебные слова ты знаешь и как их используешь в общении.

(Творческая работа проходит с учетом дифференциации по уровню творчества и по характеру помощи со стороны учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса

Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...

Урок по литературному чтению по теме :В.А.Осеева «Волшебное слово».

Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: В.А. Осеева! Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: В.А. Осеева! Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В. А Осеева «Волшебное слово». 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: чтениеКласс: 2Тема урока: Я и мои друзья.  В. А Осеева «Волшебное слово».Цель урока: познакомить с рассказом В. А Осеевой «Волшебное слово»; развитие у учащихс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В. А Осеева «Волшебное слово. Закрепление». 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: чтениеКласс: 2Тема урока: Я и мои друзья.  В. А Осеева «Волшебное слово». ЗакреплениеЦели урока: составить план рассказа В. А Осеева «Волшебное слово»; переска...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "В. А. Осеева "Волшебное слово"

УМК "Школа России"Авторы учебника Л. Ф. Климанова, М.В, Голованова, В. Г, Горецкий...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.А. Осеева "Волшебное слово" 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о биографии В.А. Осеевой, о произведении  «Волшебное слово»; формирование  умений анализировать художественный текс...