Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению на тему "В.А. Осеева "Волшебное слово" 2 класс, УМК "Школа России"
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Вакушина Юлия Николаевна

    Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о биографии В.А. Осеевой, о произведении  «Волшебное слово»; формирование  умений анализировать художественный текст; формирование представлений о добре и отзывчивости; развитие навыков чтения, творческих способностей, мышления, речи, развитие коммуникативных навыков.

    Планируемые результаты

    Предметные

    знать: особенности и структуру рассказа как литературного жанра;                                                                                             

    уметь:  определять главную мысль рассказа, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; объяснять значение слов с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

    Личностные: ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект31.37 КБ
    Файл Презентация1.81 МБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 19.02.2019                                                                                                         ФИО учителя: Морозова О. А.

    Школа: 148                                                                                                                 ФИ студента: Вакушина Ю., 36 гр.

    Класс: 2 «Е»                                                                                                                 ФИО методиста: Галиуллина Н. К.

    Кабинет: 205                                                                                                                                                                                        

    Конспект урока литературного  чтения

    Тема: В. А. Осеева «Волшебное слово».

    Цели деятельности учителя: знакомство детей с биографией В.А. Осеевой, произведением  «Волшебное слово»; формирование  умений анализировать художественный текст; формирование представлений о добре и отзывчивости; развитие навыков чтения, творческих способностей, мышления, речи, развитие коммуникативных навыков.

    Планируемые результаты

    Предметные

    знать: особенности и структуру рассказа как литературного жанра;                                                                                            

    уметь:  определять главную мысль рассказа, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; объяснять значение слов с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

    Личностные: ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

    Тип урока: «открытие» нового знания.

    Оборудование: УМК «ШР»  учебник Литературное чтение: 2 кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий-М.: «Просвещение»\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация.

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-

    метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

    Деятельность ученика

    I.Этап самоопределения к деятельности

    Психологический настрой

    1 мин

    Парная  форма работы

    -Повернитесь лицом друг к другу,  улыбнитесь, пожелайте хорошей продуктивной  работы на весь урок.

    -Ребята, сегодня за активную работу и за соблюдение дисциплины я буду раздавать жетоны, и тот, у кого окажется самое большое количество жетонов, получит небольшой приз. Но помните, что за нарушение этих двух правил, я жетоны буду забирать.

    Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

    Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

     II.Актуализация знаний и мотивация

            Практический: речевая разминка,

     выраз. чтение

    Практический:

    метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

    4 мин

    Речевая разминка.

    -Послушайте небольшое стихотворение:

    Был вежлив

    Этот мальчик

    И, право, очень мил:

    Отняв у младших мячик,

    Он их благодарил,

    Спасибо! — говорил.

    (С.Я. Маршак)

    - Прочитайте про себя.

    - Давайте прочитаем вместе медленно хором, по слогам;

    - А теперь следим за указкой и читаем в среднем темпе целыми словами хором;

    - Читаем вместе со мной быстро хором.

    - А сейчас самостоятельно прочитайте очень тихо, а слово «спасибо» громко;

    - Кто быстрее? (индивидуально, 3-4 чел)

    - Молодцы!

    - Можно ли назвать этого мальчика вежливым? Почему?

    - Как мы его назовем?

    -Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»?

    -А каким людям подойдут вежливые слова?

    Читают, правильно артикулируя

    1. Читают про себя
    2. Читают хором медленно по слогам

    1. Читают целыми словами

    1. Читают быстро хором
    2. Читают очень тихо, а слово «спасибо» громко
    3. Читают индивидуально в быстром темпе

     Отвечают на вопросы

    -Нет, потому что он обижал малышей

    -Грубым, злым, невоспитанным

    -Нет, потому что грубые и злые люди не произносят вежливых слов.

    -Добрым, воспитанным

    П: осмысление читаемого  текста

    П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

    III. Постановка учебной задачи

    Словес.: подводящий диалог

    Наглядный: ребус

    3 мин

    Повторение изученного

    Фронтальная форма работы

    - Ребята, когда вы слышите слово «вежливость» что вам представляется? Как вы понимаете значение этого слова?

     - Какие добрые слова, вы знаете и часто говорите?

    -Как вы думаете, зачем они нужны людям?

    -Верно, ребята, эти слова нам очень помогают. Можно ли назвать их «волшебными»? Почему?

    -Верно, как вы думаете, о чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться?

    -Верно, ребята, тема нашего урока звучит так: «Волшебное слово», а нашими целями будут: знакомство с новым произведением «Волшебное слово» и развитие навыков чтения. (На слайде).

    - Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.

    Имя автора рассказа зашифровано. Расшифруем его (ребус).

    -Правильно, ребята.

    -Это хорошие манеры, добрые поступки

    -Спасибо, пожалуйста, благодарю

    -Эти слова помогают нам быть вежливыми, поднимают настроение людям

    -Да, потому что эти слова помогают нам сблизиться с другими людьми, расположить их к себе

    Определяют цель и тему урока

    -Будем читать о вежливых словах, учиться выразительно читать.

    Разгадывают ребус

    -Валентина Осеева

    П: подведение под понятие

    П: построение речевого высказывания

    Р: целеполагание

    IV. Открытие нового знания

    Словесный: слово о писателе.

    Практический: словарно-лексическая работа.

    6-7 мин

    Слово об авторе

    -Ребята, кто уже знает что-то об этой писательнице?

    -Очень хорошо, поднимите руку, кто хочет узнать о ней подробнее.

    Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия)

    Валентина Александровна родилась 15 апреля в городе Киеве (Слайд 1).

    В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.

    Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (Слайд 2, 3): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».

    -Поднимите руку, кто уже читал какие-нибудь произведения Валентины Осеевой? Какие?

    - Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово»

    Откройте учебники на стр. 87. Прочитайте название рассказа. Предположите, о чем может говориться в рассказе?

    Первичное знакомство с текстом.

    - Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

    -Итак, ребята, так о каком волшебном слове говорится в рассказе?

    -Верно, о слове «пожалуйста»

    -Кто рассказал Павлику об этом слове?

    -Установите порядок, к кому сначала пошел Павлик с просьбой, к кому во вторую очередь и в третью? (Имена героев на слайде)

    Словарно-лексическая работа.

    - Ребята, вы прослушали рассказ, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

    -«Чуть не поддал хорошенько». Как вы думаете, что это значит?

    -Верно, а как вы думаете, что означает слово «стряпает»?

    -Я знаю, что это детская писательница, я читал произведение «Отцовская куртка» и т.д.

    Слушают, анализируют слово об авторе.

    Отвечают на вопрос.

    «Гришка», «Рыжий кот», «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ»,книга стихов «Ежинка», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи», 3 части  повесть «Динка»,  «Динка прощается с детством»

    -О каком-то вежливом и добром слове

    Слушают образец чтения

    -Пожалуйста

    -старичок, сидевший на скамейке

    -Сначала к сестре Лене, затем к бабушке и потом просил у брата

    Анализируют значения новых слов

    - чуть не ударил

    – готовит пищу

    Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

    П.: умение строить речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

    П: осмысление читаемого  текста

    Динамическая пауза

    Практический:

    упражнение

    1-2 мин

    Динамическая пауза

    -Ребята, а сейчас давайте встанем и проведем динамическую паузу.

    -Молодцы, присаживайтесь.

    Повторяют движения за героями видеоматериала

    Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

    V. Первичное закрепление

    Практич:  индивидуальное чтение и анализ Т 

    Частично-поисковый:

    выделение смысловых частей, озаглавливание

    Вопросы обобщающего характера

    5 мин

    Чтение и первичный анализ.

    Анализ языковых особенностей.

    Фронтальная форма работы

    -Ребята, давайте сейчас разделим рассказ на части. Кто попробует определить 1-ю часть?

    -Как мы назовем эту часть?

    -Хорошо, давайте прочитаем эту часть по цепочке, по абзацу.

    -Ребята, как повел себя Павлик при встрече со старичком? Найдите слова в тексте, которые бы выражали его настроение?  

    -Верно, мальчик был очень злым. Вежливо ли он повел себя со старичком? Почему?

    -А можно ли так вести себя со старшими? Почему?

    -Да, так поступать нельзя, иначе вы покажите себя очень невежливым и невоспитанным человеком.

    -Кто определит 2-ю часть и даст ей название?  

    -Молодец, давайте продолжим чтение по цепочке.

    -Ребята, найдите в тексте слова, где говорится о том, как нужно произносить волшебное слово. Кто прочитает?

    -А как вы думаете, почему это слово нужно произносить именно таким образом?

    -Хорошо, давайте определим следующую часть рассказа. Кто попробует и даст название?

    -Замечательно, почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа и почему выполняли их после помощи старичка?

    -Да, они поняли, что Павлик может быть воспитанным и хорошим мальчиком, поэтому стали ему помогать.

    - Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

    Делят рассказ на части

    1)«Маленький старичок… А почему вы все спрашиваете?»

    -Знакомство старичка и Павлика

    Читают рассказ.

    -Он был злым и сердитым.

    «Сердито буркнул, сердитое лицо, сжал кулаки, крикнул»

    -Нет, он был грубым, кричал на старичка.

    -Нет, так как это невоспитанно.

    2) «Я хочу тебе помочь…Он вскочил и побежал домой». Ее можно назвать «Помощь старичка».

    Читают рассказ.

    -«Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь»

    -Его надо произносить не спеша, не очень громко, потому что оно волшебное, оно помогает нам вежливо о чем-то попросить.

    3) «Лена сидела за столом…остались начерченные зонтиком непонятные знаки». Ее можно назвать: «Сила волшебного слова»

    -Он был грубым, не использовал слово «пожалуйста». А потом он начал его говорить, родные поняли, что он добрый и вежливый.

    -Да, людям будет приятно с ним общаться, он будет казаться вежливым, все хотят помогать такому человеку.

    П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

    П: построение речевого высказывания

    П: смысловое чтение, поиск и выделение информации, анализ текста.

    К: умение строить понятные речевые высказывания; аргументировать собственное мнение.

    VI. Самостоятельная работа с проверкой

    Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение

    Словесный: обобщение  наблюдений по тексту, выразительное чтение

    7-8 мин

    Анализ образов и подготовка к чтению по ролям.

    Фронтальная и парная формы работы.

    -Ребята, а сейчас вы поработаете в парах, у вас будет 2 задания (на слайде):

    1. Обсудить с соседом, действительно ли старичок был волшебником? Почему?

    2. Определить сколько всего героев в рассказе и описать характер каждого.

    -Я даю вам 3 минуты на обсуждение.

    -Итак, время вышло, кто готов ответить на 1 вопрос?

    -Хорошо, кто ответит на 2 вопрос, сколько героев в рассказе?

    -Верно, как вы думаете какой характер у старичка?

    -Как нужно читать строчки, где есть его слова?

    -Кто попробует так прочитать?

    -Павлик, какой он?

    -Как нужно читать строки в начале о нем?

    -Подтвердите текстом.

    -А теперь, найдите слова, где Павлик использует волшебное слово, как нужно их читать?

    -Подтвердите текстом.

    -Хорошо, сестра Лена, как вы думаете, она из жадности не давала краски?

    -А когда Павлик использовал волшебное слово, как повела себя Лена, кто прочитает?

    -Как выглядело лицо бабушки, кто прочитает?

    -А как ее лицо изменилось после слова «пожалуйста»?

    -Ребята, а почему же брат не брал с собой Павлика на лодке кататься?

    -Верно, найдите слова, где брат согласился его взять с собой, кто прочитает?

    -И последний герой – автор, как нужно читать его слова?

    -Хорошо!

    Работают в парах.

    Анализируют образы героев.

    -Нет, старичок не был волшебником, он был обычным человеком, но очень вежливым и воспитанным, и знал волшебные слова.

    -6 героев: старичок, Павлик, Лена, бабушка, брат и автор.

    -Добрый, вежливый, воспитанный.

    -Спокойно, не громко, рассудительно.

    Читают слова старичка.

    -Сначала он злой и сердитый, а затем тоже становится добрым и воспитанным.

    -Громко, со злостью.

    Читают слова Павлика.

    -Тихо, спокойно, вежливо

    Читают слова Павлика.

    -Нет, она не жадная, просто Павлик очень грубо просил.

    Читают строки  о Лене

    Читают строки  о бабушке

    -Павлик грубо просил его, а брат думал, что и на лодке Павлик будет плохо себя вести.

    Читают строки о брате.

    -Спокойно, повествовательно

    К: взаимодействие с партнером

    П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

    П: осмысленное чтение худож. текста

    П: поиск и выделение необходимой информации

    Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

    П: осознанное построение речевого высказывания

    П: осмысленное чтение худож Т, синтез

    VII. Включение в систему знаний

    Частично-поисковый: выборочное выразительное чтение по ролям.

    7-8 мин

    Чтение по ролям.

    Фронтальная и индивидуальная формы работы

    -Ребята, давайте распределим роли, кто будет читать за старичка? Павлика? Лену? Бабушку? Брата? Автора?

    -Будьте внимательны, не путайте свои слова с другими героями и старайтесь читать выразительно. Обратите внимание на экран, здесь прописано, каким образом нужно читать слова каждого героя.

    -Поднимите руку, кто считает, что слова Павлика/старичка/Лены/бабушки/брата/автора были прочитаны правильно, выразительно? Почему?

    Домашнее задание.

    -Очень хорошо, а сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 87-91, чтение по ролям.

    Читают рассказ выразительно по ролям.

    -Он читал выразительно, потому что соблюдал правильную интонацию, читал спокойно/быстро/громко.

    Записывают д/з

    П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

    П: осмысленное, выразительное чтение худож Т.

    VIII. Рефлексия деятельности

    Практический: заполнение признаков басни в таблице

    Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

    2-3мин

    - Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? Кто автор?

    - Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете?

    - Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо.

    - Молодцы, вы отлично сегодня поработали!

    Отвечают на вопросы учителя:

    - «Волшебное слово», В. Осеева

    -Слово «пожалуйста»

    -Извините, благодарю, спасибо.

    Приводят примеры из жизни.

    П: осуществление синтеза

    Р: осуществление итогового контроля

    П: построение речевого высказывания


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил, Спасибо! — говорил . ( С.Я. Маршак)

    Слайд 3

    Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

    Слайд 4

    Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово». Цели урока: -знакомство с новым произведением В. Осеевой «Волшебное слово »; - развитие навыков чтения.

    Слайд 5

    Валентина Осеева е е

    Слайд 6

    Валентина Александровна Осеева

    Слайд 8

    Бабушка Брат Лена 1. Лена 2. Бабушка 3. Брат

    Слайд 9

    « Чуть не поддал хорошенько » - чуть не ударил « стряпает » - готовит пищу

    Слайд 10

    «Волшебное слово» 1 часть: Знакомство старичка и Павлика 2 часть: Помощь старичка 3 часть: Сила волшебного слова

    Слайд 11

    1. Обсудить с соседом, действительно ли старичок был волшебником? Почему ? 2. Определить, сколько всего героев в рассказе и описать характер каждого.

    Слайд 12

    Герой Как читать Старичок Спокойно, негромко , рассудительно. Павлик Сначала громко, со злостью. Затем т ихо, спокойно, вежливо. Лена Удивленно, вежливо. Бабушка Удивленно, радостно, с улыбкой. Брат Удивленно, вежливо. Автор Спокойно, повествовательно.

    Слайд 13

    Домашнее задание Учебник стр . 87-91, чтение по ролям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

    Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс...

    Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России

    Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

    Конспект урока по литературному чтению «Н. Н. Носов «Телефон», 3 класс УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- уметь чита...