Конспект урока по литературному чтению на тему "В.А. Осеева "Волшебное слово" 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о биографии В.А. Осеевой, о произведении «Волшебное слово»; формирование умений анализировать художественный текст; формирование представлений о добре и отзывчивости; развитие навыков чтения, творческих способностей, мышления, речи, развитие коммуникативных навыков.
Планируемые результаты
Предметные
знать: особенности и структуру рассказа как литературного жанра;
уметь: определять главную мысль рассказа, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; объяснять значение слов с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 31.37 КБ |
Презентация | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 19.02.2019 ФИО учителя: Морозова О. А.
Школа: 148 ФИ студента: Вакушина Ю., 36 гр.
Класс: 2 «Е» ФИО методиста: Галиуллина Н. К.
Кабинет: 205
Конспект урока литературного чтения
Тема: В. А. Осеева «Волшебное слово».
Цели деятельности учителя: знакомство детей с биографией В.А. Осеевой, произведением «Волшебное слово»; формирование умений анализировать художественный текст; формирование представлений о добре и отзывчивости; развитие навыков чтения, творческих способностей, мышления, речи, развитие коммуникативных навыков.
Планируемые результаты
Предметные
знать: особенности и структуру рассказа как литературного жанра;
уметь: определять главную мысль рассказа, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; объяснять значение слов с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 2 кл.: Учебник: В 2 ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий-М.: «Просвещение»\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | Парная форма работы -Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошей продуктивной работы на весь урок. -Ребята, сегодня за активную работу и за соблюдение дисциплины я буду раздавать жетоны, и тот, у кого окажется самое большое количество жетонов, получит небольшой приз. Но помните, что за нарушение этих двух правил, я жетоны буду забирать. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Практический: речевая разминка, выраз. чтение Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4 мин | Речевая разминка. -Послушайте небольшое стихотворение: Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил, Спасибо! — говорил. (С.Я. Маршак) - Прочитайте про себя. - Давайте прочитаем вместе медленно хором, по слогам; - А теперь следим за указкой и читаем в среднем темпе целыми словами хором; - Читаем вместе со мной быстро хором. - А сейчас самостоятельно прочитайте очень тихо, а слово «спасибо» громко; - Кто быстрее? (индивидуально, 3-4 чел) - Молодцы! - Можно ли назвать этого мальчика вежливым? Почему? - Как мы его назовем? -Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? -А каким людям подойдут вежливые слова? | Читают, правильно артикулируя
Отвечают на вопросы -Нет, потому что он обижал малышей -Грубым, злым, невоспитанным -Нет, потому что грубые и злые люди не произносят вежливых слов. -Добрым, воспитанным | П: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог Наглядный: ребус | 3 мин | Повторение изученного Фронтальная форма работы - Ребята, когда вы слышите слово «вежливость» что вам представляется? Как вы понимаете значение этого слова? - Какие добрые слова, вы знаете и часто говорите? -Как вы думаете, зачем они нужны людям? -Верно, ребята, эти слова нам очень помогают. Можно ли назвать их «волшебными»? Почему? -Верно, как вы думаете, о чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? -Верно, ребята, тема нашего урока звучит так: «Волшебное слово», а нашими целями будут: знакомство с новым произведением «Волшебное слово» и развитие навыков чтения. (На слайде). - Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом. Имя автора рассказа зашифровано. Расшифруем его (ребус). -Правильно, ребята. | -Это хорошие манеры, добрые поступки -Спасибо, пожалуйста, благодарю -Эти слова помогают нам быть вежливыми, поднимают настроение людям -Да, потому что эти слова помогают нам сблизиться с другими людьми, расположить их к себе Определяют цель и тему урока -Будем читать о вежливых словах, учиться выразительно читать. Разгадывают ребус -Валентина Осеева | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово о писателе. Практический: словарно-лексическая работа. | 6-7 мин | Слово об авторе -Ребята, кто уже знает что-то об этой писательнице? -Очень хорошо, поднимите руку, кто хочет узнать о ней подробнее. Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в городе Киеве (Слайд 1). В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят. Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (Слайд 2, 3): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». -Поднимите руку, кто уже читал какие-нибудь произведения Валентины Осеевой? Какие? - Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово» Откройте учебники на стр. 87. Прочитайте название рассказа. Предположите, о чем может говориться в рассказе? Первичное знакомство с текстом. - Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе? -Итак, ребята, так о каком волшебном слове говорится в рассказе? -Верно, о слове «пожалуйста» -Кто рассказал Павлику об этом слове? -Установите порядок, к кому сначала пошел Павлик с просьбой, к кому во вторую очередь и в третью? (Имена героев на слайде) Словарно-лексическая работа. - Ребята, вы прослушали рассказ, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. -«Чуть не поддал хорошенько». Как вы думаете, что это значит? -Верно, а как вы думаете, что означает слово «стряпает»? | -Я знаю, что это детская писательница, я читал произведение «Отцовская куртка» и т.д. Слушают, анализируют слово об авторе. Отвечают на вопрос. «Гришка», «Рыжий кот», «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ»,книга стихов «Ежинка», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи», 3 части повесть «Динка», «Динка прощается с детством» -О каком-то вежливом и добром слове Слушают образец чтения -Пожалуйста -старичок, сидевший на скамейке -Сначала к сестре Лене, затем к бабушке и потом просил у брата Анализируют значения новых слов - чуть не ударил – готовит пищу | Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей. П.: умение строить речевое высказывание; осмысляют учебный материал. П: осмысление читаемого текста |
Динамическая пауза Практический: упражнение | 1-2 мин | Динамическая пауза -Ребята, а сейчас давайте встанем и проведем динамическую паузу. -Молодцы, присаживайтесь. | Повторяют движения за героями видеоматериала | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V. Первичное закрепление Практич: индивидуальное чтение и анализ Т Частично-поисковый: выделение смысловых частей, озаглавливание Вопросы обобщающего характера | 5 мин | Чтение и первичный анализ. Анализ языковых особенностей. Фронтальная форма работы -Ребята, давайте сейчас разделим рассказ на части. Кто попробует определить 1-ю часть? -Как мы назовем эту часть? -Хорошо, давайте прочитаем эту часть по цепочке, по абзацу. -Ребята, как повел себя Павлик при встрече со старичком? Найдите слова в тексте, которые бы выражали его настроение? -Верно, мальчик был очень злым. Вежливо ли он повел себя со старичком? Почему? -А можно ли так вести себя со старшими? Почему? -Да, так поступать нельзя, иначе вы покажите себя очень невежливым и невоспитанным человеком. -Кто определит 2-ю часть и даст ей название? -Молодец, давайте продолжим чтение по цепочке. -Ребята, найдите в тексте слова, где говорится о том, как нужно произносить волшебное слово. Кто прочитает? -А как вы думаете, почему это слово нужно произносить именно таким образом? -Хорошо, давайте определим следующую часть рассказа. Кто попробует и даст название? -Замечательно, почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа и почему выполняли их после помощи старичка? -Да, они поняли, что Павлик может быть воспитанным и хорошим мальчиком, поэтому стали ему помогать. - Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова? | Делят рассказ на части 1)«Маленький старичок… А почему вы все спрашиваете?» -Знакомство старичка и Павлика Читают рассказ. -Он был злым и сердитым. «Сердито буркнул, сердитое лицо, сжал кулаки, крикнул» -Нет, он был грубым, кричал на старичка. -Нет, так как это невоспитанно. 2) «Я хочу тебе помочь…Он вскочил и побежал домой». Ее можно назвать «Помощь старичка». Читают рассказ. -«Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь» -Его надо произносить не спеша, не очень громко, потому что оно волшебное, оно помогает нам вежливо о чем-то попросить. 3) «Лена сидела за столом…остались начерченные зонтиком непонятные знаки». Ее можно назвать: «Сила волшебного слова» -Он был грубым, не использовал слово «пожалуйста». А потом он начал его говорить, родные поняли, что он добрый и вежливый. -Да, людям будет приятно с ним общаться, он будет казаться вежливым, все хотят помогать такому человеку. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: построение речевого высказывания П: смысловое чтение, поиск и выделение информации, анализ текста. К: умение строить понятные речевые высказывания; аргументировать собственное мнение. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение Словесный: обобщение наблюдений по тексту, выразительное чтение | 7-8 мин | Анализ образов и подготовка к чтению по ролям. Фронтальная и парная формы работы. -Ребята, а сейчас вы поработаете в парах, у вас будет 2 задания (на слайде): 1. Обсудить с соседом, действительно ли старичок был волшебником? Почему? 2. Определить сколько всего героев в рассказе и описать характер каждого. -Я даю вам 3 минуты на обсуждение. -Итак, время вышло, кто готов ответить на 1 вопрос? -Хорошо, кто ответит на 2 вопрос, сколько героев в рассказе? -Верно, как вы думаете какой характер у старичка? -Как нужно читать строчки, где есть его слова? -Кто попробует так прочитать? -Павлик, какой он? -Как нужно читать строки в начале о нем? -Подтвердите текстом. -А теперь, найдите слова, где Павлик использует волшебное слово, как нужно их читать? -Подтвердите текстом. -Хорошо, сестра Лена, как вы думаете, она из жадности не давала краски? -А когда Павлик использовал волшебное слово, как повела себя Лена, кто прочитает? -Как выглядело лицо бабушки, кто прочитает? -А как ее лицо изменилось после слова «пожалуйста»? -Ребята, а почему же брат не брал с собой Павлика на лодке кататься? -Верно, найдите слова, где брат согласился его взять с собой, кто прочитает? -И последний герой – автор, как нужно читать его слова? -Хорошо! | Работают в парах. Анализируют образы героев. -Нет, старичок не был волшебником, он был обычным человеком, но очень вежливым и воспитанным, и знал волшебные слова. -6 героев: старичок, Павлик, Лена, бабушка, брат и автор. -Добрый, вежливый, воспитанный. -Спокойно, не громко, рассудительно. Читают слова старичка. -Сначала он злой и сердитый, а затем тоже становится добрым и воспитанным. -Громко, со злостью. Читают слова Павлика. -Тихо, спокойно, вежливо Читают слова Павлика. -Нет, она не жадная, просто Павлик очень грубо просил. Читают строки о Лене Читают строки о бабушке -Павлик грубо просил его, а брат думал, что и на лодке Павлик будет плохо себя вести. Читают строки о брате. -Спокойно, повествовательно | К: взаимодействие с партнером П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: осмысленное чтение худож. текста П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания П: осмысленное чтение худож Т, синтез |
VII. Включение в систему знаний Частично-поисковый: выборочное выразительное чтение по ролям. | 7-8 мин | Чтение по ролям. Фронтальная и индивидуальная формы работы -Ребята, давайте распределим роли, кто будет читать за старичка? Павлика? Лену? Бабушку? Брата? Автора? -Будьте внимательны, не путайте свои слова с другими героями и старайтесь читать выразительно. Обратите внимание на экран, здесь прописано, каким образом нужно читать слова каждого героя. -Поднимите руку, кто считает, что слова Павлика/старичка/Лены/бабушки/брата/автора были прочитаны правильно, выразительно? Почему? Домашнее задание. -Очень хорошо, а сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 87-91, чтение по ролям. | Читают рассказ выразительно по ролям. -Он читал выразительно, потому что соблюдал правильную интонацию, читал спокойно/быстро/громко. Записывают д/з | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков П: осмысленное, выразительное чтение худож Т. |
VIII. Рефлексия деятельности Практический: заполнение признаков басни в таблице Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 2-3мин | - Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? Кто автор? - Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете? - Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо. - Молодцы, вы отлично сегодня поработали! | Отвечают на вопросы учителя: - «Волшебное слово», В. Осеева -Слово «пожалуйста» -Извините, благодарю, спасибо. Приводят примеры из жизни. | П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля П: построение речевого высказывания |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил, Спасибо! — говорил . ( С.Я. Маршак)
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово». Цели урока: -знакомство с новым произведением В. Осеевой «Волшебное слово »; - развитие навыков чтения.
Валентина Осеева е е
Валентина Александровна Осеева
Бабушка Брат Лена 1. Лена 2. Бабушка 3. Брат
« Чуть не поддал хорошенько » - чуть не ударил « стряпает » - готовит пищу
«Волшебное слово» 1 часть: Знакомство старичка и Павлика 2 часть: Помощь старичка 3 часть: Сила волшебного слова
1. Обсудить с соседом, действительно ли старичок был волшебником? Почему ? 2. Определить, сколько всего героев в рассказе и описать характер каждого.
Герой Как читать Старичок Спокойно, негромко , рассудительно. Павлик Сначала громко, со злостью. Затем т ихо, спокойно, вежливо. Лена Удивленно, вежливо. Бабушка Удивленно, радостно, с улыбкой. Брат Удивленно, вежливо. Автор Спокойно, повествовательно.
Домашнее задание Учебник стр . 87-91, чтение по ролям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению «Н. Н. Носов «Телефон», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- уметь чита...