Конспект урока по литературному чтению на тему "В.А. Осеева "Волшебное слово" 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Вакушина Юлия Николаевна

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о биографии В.А. Осеевой, о произведении  «Волшебное слово»; формирование  умений анализировать художественный текст; формирование представлений о добре и отзывчивости; развитие навыков чтения, творческих способностей, мышления, речи, развитие коммуникативных навыков.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру рассказа как литературного жанра;                                                                                             

уметь:  определять главную мысль рассказа, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; объяснять значение слов с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные: ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект31.37 КБ
Файл Презентация1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19.02.2019                                                                                                         ФИО учителя: Морозова О. А.

Школа: 148                                                                                                                 ФИ студента: Вакушина Ю., 36 гр.

Класс: 2 «Е»                                                                                                                 ФИО методиста: Галиуллина Н. К.

Кабинет: 205                                                                                                                                                                                        

Конспект урока литературного  чтения

Тема: В. А. Осеева «Волшебное слово».

Цели деятельности учителя: знакомство детей с биографией В.А. Осеевой, произведением  «Волшебное слово»; формирование  умений анализировать художественный текст; формирование представлений о добре и отзывчивости; развитие навыков чтения, творческих способностей, мышления, речи, развитие коммуникативных навыков.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру рассказа как литературного жанра;                                                                                            

уметь:  определять главную мысль рассказа, его нравственный смысл; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; объяснять значение слов с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные: ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ШР»  учебник Литературное чтение: 2 кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий-М.: «Просвещение»\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Парная  форма работы

-Повернитесь лицом друг к другу,  улыбнитесь, пожелайте хорошей продуктивной  работы на весь урок.

-Ребята, сегодня за активную работу и за соблюдение дисциплины я буду раздавать жетоны, и тот, у кого окажется самое большое количество жетонов, получит небольшой приз. Но помните, что за нарушение этих двух правил, я жетоны буду забирать.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

        Практический: речевая разминка,

 выраз. чтение

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4 мин

Речевая разминка.

-Послушайте небольшое стихотворение:

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

Спасибо! — говорил.

(С.Я. Маршак)

- Прочитайте про себя.

- Давайте прочитаем вместе медленно хором, по слогам;

- А теперь следим за указкой и читаем в среднем темпе целыми словами хором;

- Читаем вместе со мной быстро хором.

- А сейчас самостоятельно прочитайте очень тихо, а слово «спасибо» громко;

- Кто быстрее? (индивидуально, 3-4 чел)

- Молодцы!

- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? Почему?

- Как мы его назовем?

-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»?

-А каким людям подойдут вежливые слова?

Читают, правильно артикулируя

  1. Читают про себя
  2. Читают хором медленно по слогам

  1. Читают целыми словами

  1. Читают быстро хором
  2. Читают очень тихо, а слово «спасибо» громко
  3. Читают индивидуально в быстром темпе

 Отвечают на вопросы

-Нет, потому что он обижал малышей

-Грубым, злым, невоспитанным

-Нет, потому что грубые и злые люди не произносят вежливых слов.

-Добрым, воспитанным

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Наглядный: ребус

3 мин

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- Ребята, когда вы слышите слово «вежливость» что вам представляется? Как вы понимаете значение этого слова?

 - Какие добрые слова, вы знаете и часто говорите?

-Как вы думаете, зачем они нужны людям?

-Верно, ребята, эти слова нам очень помогают. Можно ли назвать их «волшебными»? Почему?

-Верно, как вы думаете, о чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться?

-Верно, ребята, тема нашего урока звучит так: «Волшебное слово», а нашими целями будут: знакомство с новым произведением «Волшебное слово» и развитие навыков чтения. (На слайде).

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.

Имя автора рассказа зашифровано. Расшифруем его (ребус).

-Правильно, ребята.

-Это хорошие манеры, добрые поступки

-Спасибо, пожалуйста, благодарю

-Эти слова помогают нам быть вежливыми, поднимают настроение людям

-Да, потому что эти слова помогают нам сблизиться с другими людьми, расположить их к себе

Определяют цель и тему урока

-Будем читать о вежливых словах, учиться выразительно читать.

Разгадывают ребус

-Валентина Осеева

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово о писателе.

Практический: словарно-лексическая работа.

6-7 мин

Слово об авторе

-Ребята, кто уже знает что-то об этой писательнице?

-Очень хорошо, поднимите руку, кто хочет узнать о ней подробнее.

Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия)

Валентина Александровна родилась 15 апреля в городе Киеве (Слайд 1).

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.

Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (Слайд 2, 3): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».

-Поднимите руку, кто уже читал какие-нибудь произведения Валентины Осеевой? Какие?

- Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово»

Откройте учебники на стр. 87. Прочитайте название рассказа. Предположите, о чем может говориться в рассказе?

Первичное знакомство с текстом.

- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

-Итак, ребята, так о каком волшебном слове говорится в рассказе?

-Верно, о слове «пожалуйста»

-Кто рассказал Павлику об этом слове?

-Установите порядок, к кому сначала пошел Павлик с просьбой, к кому во вторую очередь и в третью? (Имена героев на слайде)

Словарно-лексическая работа.

- Ребята, вы прослушали рассказ, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

-«Чуть не поддал хорошенько». Как вы думаете, что это значит?

-Верно, а как вы думаете, что означает слово «стряпает»?

-Я знаю, что это детская писательница, я читал произведение «Отцовская куртка» и т.д.

Слушают, анализируют слово об авторе.

Отвечают на вопрос.

«Гришка», «Рыжий кот», «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ»,книга стихов «Ежинка», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи», 3 части  повесть «Динка»,  «Динка прощается с детством»

-О каком-то вежливом и добром слове

Слушают образец чтения

-Пожалуйста

-старичок, сидевший на скамейке

-Сначала к сестре Лене, затем к бабушке и потом просил у брата

Анализируют значения новых слов

- чуть не ударил

– готовит пищу

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: умение строить речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

П: осмысление читаемого  текста

Динамическая пауза

Практический:

упражнение

1-2 мин

Динамическая пауза

-Ребята, а сейчас давайте встанем и проведем динамическую паузу.

-Молодцы, присаживайтесь.

Повторяют движения за героями видеоматериала

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление

Практич:  индивидуальное чтение и анализ Т 

Частично-поисковый:

выделение смысловых частей, озаглавливание

Вопросы обобщающего характера

5 мин

Чтение и первичный анализ.

Анализ языковых особенностей.

Фронтальная форма работы

-Ребята, давайте сейчас разделим рассказ на части. Кто попробует определить 1-ю часть?

-Как мы назовем эту часть?

-Хорошо, давайте прочитаем эту часть по цепочке, по абзацу.

-Ребята, как повел себя Павлик при встрече со старичком? Найдите слова в тексте, которые бы выражали его настроение?  

-Верно, мальчик был очень злым. Вежливо ли он повел себя со старичком? Почему?

-А можно ли так вести себя со старшими? Почему?

-Да, так поступать нельзя, иначе вы покажите себя очень невежливым и невоспитанным человеком.

-Кто определит 2-ю часть и даст ей название?  

-Молодец, давайте продолжим чтение по цепочке.

-Ребята, найдите в тексте слова, где говорится о том, как нужно произносить волшебное слово. Кто прочитает?

-А как вы думаете, почему это слово нужно произносить именно таким образом?

-Хорошо, давайте определим следующую часть рассказа. Кто попробует и даст название?

-Замечательно, почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа и почему выполняли их после помощи старичка?

-Да, они поняли, что Павлик может быть воспитанным и хорошим мальчиком, поэтому стали ему помогать.

- Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

Делят рассказ на части

1)«Маленький старичок… А почему вы все спрашиваете?»

-Знакомство старичка и Павлика

Читают рассказ.

-Он был злым и сердитым.

«Сердито буркнул, сердитое лицо, сжал кулаки, крикнул»

-Нет, он был грубым, кричал на старичка.

-Нет, так как это невоспитанно.

2) «Я хочу тебе помочь…Он вскочил и побежал домой». Ее можно назвать «Помощь старичка».

Читают рассказ.

-«Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь»

-Его надо произносить не спеша, не очень громко, потому что оно волшебное, оно помогает нам вежливо о чем-то попросить.

3) «Лена сидела за столом…остались начерченные зонтиком непонятные знаки». Ее можно назвать: «Сила волшебного слова»

-Он был грубым, не использовал слово «пожалуйста». А потом он начал его говорить, родные поняли, что он добрый и вежливый.

-Да, людям будет приятно с ним общаться, он будет казаться вежливым, все хотят помогать такому человеку.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации, анализ текста.

К: умение строить понятные речевые высказывания; аргументировать собственное мнение.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение

Словесный: обобщение  наблюдений по тексту, выразительное чтение

7-8 мин

Анализ образов и подготовка к чтению по ролям.

Фронтальная и парная формы работы.

-Ребята, а сейчас вы поработаете в парах, у вас будет 2 задания (на слайде):

1. Обсудить с соседом, действительно ли старичок был волшебником? Почему?

2. Определить сколько всего героев в рассказе и описать характер каждого.

-Я даю вам 3 минуты на обсуждение.

-Итак, время вышло, кто готов ответить на 1 вопрос?

-Хорошо, кто ответит на 2 вопрос, сколько героев в рассказе?

-Верно, как вы думаете какой характер у старичка?

-Как нужно читать строчки, где есть его слова?

-Кто попробует так прочитать?

-Павлик, какой он?

-Как нужно читать строки в начале о нем?

-Подтвердите текстом.

-А теперь, найдите слова, где Павлик использует волшебное слово, как нужно их читать?

-Подтвердите текстом.

-Хорошо, сестра Лена, как вы думаете, она из жадности не давала краски?

-А когда Павлик использовал волшебное слово, как повела себя Лена, кто прочитает?

-Как выглядело лицо бабушки, кто прочитает?

-А как ее лицо изменилось после слова «пожалуйста»?

-Ребята, а почему же брат не брал с собой Павлика на лодке кататься?

-Верно, найдите слова, где брат согласился его взять с собой, кто прочитает?

-И последний герой – автор, как нужно читать его слова?

-Хорошо!

Работают в парах.

Анализируют образы героев.

-Нет, старичок не был волшебником, он был обычным человеком, но очень вежливым и воспитанным, и знал волшебные слова.

-6 героев: старичок, Павлик, Лена, бабушка, брат и автор.

-Добрый, вежливый, воспитанный.

-Спокойно, не громко, рассудительно.

Читают слова старичка.

-Сначала он злой и сердитый, а затем тоже становится добрым и воспитанным.

-Громко, со злостью.

Читают слова Павлика.

-Тихо, спокойно, вежливо

Читают слова Павлика.

-Нет, она не жадная, просто Павлик очень грубо просил.

Читают строки  о Лене

Читают строки  о бабушке

-Павлик грубо просил его, а брат думал, что и на лодке Павлик будет плохо себя вести.

Читают строки о брате.

-Спокойно, повествовательно

К: взаимодействие с партнером

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: осмысленное чтение худож. текста

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осмысленное чтение худож Т, синтез

VII. Включение в систему знаний

Частично-поисковый: выборочное выразительное чтение по ролям.

7-8 мин

Чтение по ролям.

Фронтальная и индивидуальная формы работы

-Ребята, давайте распределим роли, кто будет читать за старичка? Павлика? Лену? Бабушку? Брата? Автора?

-Будьте внимательны, не путайте свои слова с другими героями и старайтесь читать выразительно. Обратите внимание на экран, здесь прописано, каким образом нужно читать слова каждого героя.

-Поднимите руку, кто считает, что слова Павлика/старичка/Лены/бабушки/брата/автора были прочитаны правильно, выразительно? Почему?

Домашнее задание.

-Очень хорошо, а сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 87-91, чтение по ролям.

Читают рассказ выразительно по ролям.

-Он читал выразительно, потому что соблюдал правильную интонацию, читал спокойно/быстро/громко.

Записывают д/з

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

П: осмысленное, выразительное чтение худож Т.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2-3мин

- Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? Кто автор?

- Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете?

- Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо.

- Молодцы, вы отлично сегодня поработали!

Отвечают на вопросы учителя:

- «Волшебное слово», В. Осеева

-Слово «пожалуйста»

-Извините, благодарю, спасибо.

Приводят примеры из жизни.

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

П: построение речевого высказывания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил, Спасибо! — говорил . ( С.Я. Маршак)

Слайд 3

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Слайд 4

Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово». Цели урока: -знакомство с новым произведением В. Осеевой «Волшебное слово »; - развитие навыков чтения.

Слайд 5

Валентина Осеева е е

Слайд 6

Валентина Александровна Осеева

Слайд 8

Бабушка Брат Лена 1. Лена 2. Бабушка 3. Брат

Слайд 9

« Чуть не поддал хорошенько » - чуть не ударил « стряпает » - готовит пищу

Слайд 10

«Волшебное слово» 1 часть: Знакомство старичка и Павлика 2 часть: Помощь старичка 3 часть: Сила волшебного слова

Слайд 11

1. Обсудить с соседом, действительно ли старичок был волшебником? Почему ? 2. Определить, сколько всего героев в рассказе и описать характер каждого.

Слайд 12

Герой Как читать Старичок Спокойно, негромко , рассудительно. Павлик Сначала громко, со злостью. Затем т ихо, спокойно, вежливо. Лена Удивленно, вежливо. Бабушка Удивленно, радостно, с улыбкой. Брат Удивленно, вежливо. Автор Спокойно, повествовательно.

Слайд 13

Домашнее задание Учебник стр . 87-91, чтение по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по литературному чтению «Н. Н. Носов «Телефон», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- уметь чита...