Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e._i_charushin-_kaban_-_kopiya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Е. И. Чарушин «Кабан»
Цели деятельности учителя:
-расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Е. И Чарушина;
-закрепление умения работы с текстом.
-учить анализировать поступки героев;
-развивать память, речь, мышление;
-обогащать словарный запас;
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
Планируемые результаты:
Личностные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать свою версию на основе работы с текстом;
- составлять алгоритм действий.
Предметные:
-находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник литературного чтения 4 класс, Л.Ф Климанова, учебная презентация.
Этапы урока | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент// Мотивационный этап Словесный: слово учителя | 1мин | Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя ленится, Так как мы ученики. | Приветствовать учителя. | Л:самоопределение; Р: мобилизация эмоциональной устойчивости |
2. Постановка учебной задачи и её решение Практический: проверка домашнего задания Словесный: слово учителя | 5 мин | Проверка домашнего задания Какие истории вы приготовили? Кто готов озвучить свой рассказ от имени Вьюшки? Опускается туман, Просыпается кабан. Роет землю у реки, Точит острые клыки. а ) прочитайте хором б)1 ряд – читает в полголоса, чтобы предостеречь. в) 2 ряд - читает с испугом г) все вместе - читаем очень быстро в темпе скороговорки. А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Что это за фамилия? YNЧQWАRРSУUШYVИZН (Чарушин) Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Е.И.Чарушин? (Слайд 7) (Чарушин писал о животных, птицах и о природе.) - Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся, вы тоже определите сами. Для этого прочитайте слова из заглавных букв, написанных на доске. (На доске написаны слова: Клетка, Акварель, Быстро, Акулька, Ноздри - Как называется это произведение? -Произведение Чарушина Е.И. называется «Кабан». Какие цели мы поставим пере собой на уроке?(познакомиться с творчеством Евгения Ивановича Чарушина и его рассказом «Кабан»; учиться правильно, выразительно читать рассказ, анализировать его, отвечать на поставленные вопросы, составлять план пересказа.) - Ребята, вспомните, какие произведения Чарушина мы читали с вами раньше? (Щур. Томкины сны и т.д.) | Выбирать правильный ответ Разгадывать головоломку Выполнять взаимопроверку Определять тему и цели урока | П: осмысленно читают текст П: структурирование знаний; П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания |
3. Решение частных задач Наглядно- слуховой Прослушивание текста Наглядно- слуховой Прослушивание текста Практический: Работа с тестом Практический :словарная работа Словесный: ответы на вопросы Практический: словарная работа Практический :работа с учебником Словесный : ответы на вопросы Практический: составление плана рассказа | Слово об авторе Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал). Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. А вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом (повесить слово на доске). Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать он научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. - Давайте вспомним , какие животные были дома у Чарушина. 5. В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. 6. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Он наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома. Вот почему так хорошо понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. - В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С.Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно. Сейчас мы будем читать рассказ, а вы внимательно следите и все непонятные слова, которые встретятся в тексте, выделяйте карандашиком. Потом мы объясним их значение. Физкультминутка Непонятные слова: студень, зуд, гуськом, небоскрёб, буянит, марал, зоосад. Давайте дадим им объяснение.(читают дети) 1) студень - холодец; 2) зуд - чесотка; 3) гуськом - друг за другом; 4) небоскреб - высокий; 5) буянит – играет; 6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами; 7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы.(Мы слышим засад, а пишем – зоосад.) - А вы знаете кто такой кабан? Кабан (дикая свинья) – это крупное хищное животное. Живёт он в лесу. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях. Тело кабана покрыто густой щетиной. Итак, вместе с героями рассказа Чарушина Е.И. «Кабан», мы отправляемся вперед по лесным дорогам открытий. Сейчас проследим, как развивалось действие, и составим план пересказа. -С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Появляется табличка: «Интересно! Ничего не вижу!» -Как повел себя художник, увидев непрошеных гостей? Прочитайте. Появляется табличка: «Все из рук попадало!» -Понравилось ли это Сережке? Что так сильно напугало художника? Появляется табличка: «Прощай, моя акварель!» -Какие чувства он испытывает? Табличка: «Делать что-то надо!» -Что он решает? Прочитайте, как описаны его действия. -Как себя чувствует в это время автор? Табличка: «Вспотел со страху!» -Что происходит в самый разгар событий? Прочитайте. Табличка: «Кабаны в клетке!» На доске план: «Интересно! Ничего не вижу!» «Все из рук попадало!» «Прощай, моя акварель!» «Делать что-то надо!» «Вспотел со страху!» «Кабаны в клетке!» Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению. У страха глаза велики. Трусливому зайцу и пень волк. Волков бояться – в лес не ходить. Трус своей тени боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. Кто дрожит – тот и бежит. Почему? | Слушать слово об авторе Отвечать на вопрос Выполнять словарную работу Выполнять физические упражнения Анализировать прочитанное Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Составлять план рассказа Объяснять смысл пословиц | П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте . П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; П: строят речевое высказывание | |
6. Итог урока. Практический: Самоанализ | Понравился ли он вам рассказ? - От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица.) - Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? - Грустное оно или веселое? - Было ли вам страшно за автора? - А в какой момент стало страшно автору? - Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал ). Д/З Выразительное чтение рассказа с.92-95 Подготовиться к работе по его содержанию | Проводят самооценку. Записывают домашнее задание. | Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах....
Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин "Выскочка" УМК "Школа России" 4 класс.
Цель урока: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ещё про Мальку" Школа России
Технологическая карта урокаЦель урока: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; развивать воображение, связную речь, навыки вы...
Конспект урока по литературному чтению "Б.Житков -Про обезьянку"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению: С.В.Михалков "Если" (УМК "Школа России) 3 класс
УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению: Н.Н.Носов "Телефон"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: Н.Н.Носов "Телефон"(УМК "Школа России) 3 класс...