Литературное чтение. Обобщающий урок по произведению Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Цели:

- углубленный анализ содержания

-  составление портретных характеристик персонажей

- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;

заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

- развитие речи.

Компетенции, формируемые на данном уроке: 

- ценностно-смысловые;

- учебно-познавательные;

- коммуникативные;

- общекультурные;

- социально-трудовые;

- информационные;

- личностного саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afanaseva_olga_nikolaevna_urok_lit._chteniya.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева Ольга Николаевна

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 10

посёлка Радуга

Урок. Презентация. Публикация

Литературное чтение

Обобщающий урок по произведению Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс          Цели:

- углубленный анализ содержания

-  составление портретных характеристик персонажей

- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;

заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

- развитие речи.

Компетенции, формируемые на данном уроке: 

- ценностно-смысловые;

- учебно-познавательные;

- коммуникативные;

- общекультурные;

- социально-трудовые;

- информационные;

- личностного саморазвития.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа установка;

карточки

Программное обеспечение: 

Презентация. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Приложение

Ход урока.

Организационный момент.

Метод «Поздоровайся улыбкой»

У.: Сейчас , ребята ,поприветствуем друг друга улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу.

Поделились хорошим настроением, тогда можем начинать урок.

 Постановка цели и задач урока.

Слайд 1

Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение  Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка «Серая шейка».

Слайд2.

Актуализация полученных знаний.

Вспомните содержание сказки.

Слайд 3.

 - Кто такая Серая Шейка?

 - Серая Шейка была взрослой уткой или ребёнком?

 - У неё были родители?

 - Одинаково ли родители относятся к своей дочери ?

У.: Вспомним разговор Утки и  Селезня 

                                  Чтение по ролям1 глава.

Стр. 28

- Как ведёт себя  Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

( Она всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).

А Селезень ?

( Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, « всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что Серой Шейки было бы лучше , если бы Лиса её  съела: всё равно ей суждено погибнуть зимой.)

- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции?

 - Дайте характеристику этим героям. Какими вы бы их словами охарактеризовали?

Слайд 4.

- Посмотрите на их жизненные позиции. Одинаковы ли они ?

- Сейчас мы с вами поучимся составлять синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь Селезня и Утки.

Синквейн – это свободное творчество, но записанное по определённым правилам. Посмотрите на слайд.

Слайд 5.

Работа в парах.

 - Половина класса будет составлять синквейн со словом Утка, а вторая половина  - со словом Селезень. Карточки у всех на столах.

Работаем 3 минуты. Зачитайте ваши работы.

_ Уточка была доброй, заботливой.

Селезень же любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то   « оказывалось, что он всегда умён, всегда прав и всегда лучше всех».

- В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда6 если не занимать в жизни активную позицию, не помогать  другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том что полезно, а что вредно. Стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным. Такого человека называют обывателем.

Слайд 6.

- Действительно , обыватель – это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека. О их жизненной позиции говорит народная мудрость « Моя хата с краю, я ничего не знаю»

  - Хорошо ли находиться рядом с таким человеком ?

Физминутка.

Упражнение « Четыре стихии»

Слайд 7.

Земля – приседаем и касаемся руками пола.

Вода – вытягиваем руки вперёд и делаем плавательные движения.

Воздух – поднимаемся на носочки и делаем глубокий вздох.

Огонь -  вращаем локтевыми и лучезапястными суставами.

 - Почему Утка, такая заботливая, добрая не может остаться со своей больной дочерью и улетает на юг ?

 - Давайте найдём ответ во 2 главе.

Стр. 33

 - Что же гонит птиц с милой родины?

 - Однако вывести потомство птицы возвращаются на Родину.

Слайд 8.

- Где ваша Родина?

Родина нужна не только людям , но и птицам.

- А где же Родина  нашей  Серой Шейки ?

 - Это небольшая река, заросшая камышом, которая в лютый мороз становилась самым страшным её врагом, которого, как и голодную Лису, боялись все герои этой сказки.

- Давайте прочитаем, что об этом сказано в конце первых трёх глав.

Чтение по рядам.

Слайд 9.

1 гл. « Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем  съела  Серую Шейку,

- ведь всё равно она должна погибнуть зимою». – Селезень

2гл.» Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня Съела…» - Серая Шейка.

3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!... Какая несчастная Серая Шейка! Съест её Лиса…» - Заяц.

- Никто не верит в её возможность выжить, даже сама уточка.

- Зимой не только Серой Шейке из сказки грозит опасность. Может ли каждый из вас  стать спасителем для птиц.?

- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?

 - Вам понравился Акинтич? Какой Это человек?

Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее , чем удачная охота.

 - Дети, как вы думаете, почему в нашей сказке охотник никого не убил?

( Ведь у сказки должен быть счастливый конец .

Потому что он человек, а главное предназначение человека – спасать природу.

Люди должны заботиться о тех, кто слабее .).

Слайд 10.

 - Что же хочет сказать Мамин – Сибиряк этим произведением7

Подведение итогов.

 -Скажите, что вас тронуло в этой сказке?

 - Что поразило?

- Что порадовало?

 - Что вызвало недовольство и возмущение ?

 - Но я то уверена , что, вы , ребята , добрые и отзывчивые.

Домашнее задание.

 - Подумайте, почему Дмитрий  Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки?

( Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку).

 - Как бы вы назвали 5 часть ?

( Возвращение в семью . Новые друзья.

Зимовье в новой семье .)

_

Приложение

Метод « Синквейн»

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-ем классе Тема: Отражение позиции героя. Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка».

Продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием Iглавы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»;   Развивать творческие способности, мышление, речь.  ...

Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.

Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Конспект урока по литературному чтению "Обобщающий урок о разделу "Собирай по ягодке – наберешь кузовок", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи.Планируемые результатыПредметные:- знать авторов и названия рассказов раздела;- знать соде...

Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс

Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок "Путешествие в страну "Фантазия"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Страна «Фантазия»».Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о биографии авторов Евгения Велтистова, Кира...