Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс
план-конспект урока (4 класс)

Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приемыш - конспект урока164.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»

Цель: Учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтения.

Задачи:

- развивать умение работать с текстом по вопросам, выборочно;

- давать характеристику героям , их поступкам;

- находить главную мысль произведения;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

УУД:

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова.

Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при выполнении заданий, правильность и аккуратность записи;

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

Оборудование:  компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, видео-запись «Лебеди», аудио-запись французского композитора  К.Сен-Санса "Лебедь", карточки для оценки,  графический планшет, ноутбук.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.

Этапы урока

Ход урока

  1. Мотивационный этап

- Здравствуйте. Начинаем урок литературного чтения.

Хороший результат можно получить только тогда, когда вокруг тишина, а на столе порядок. Все готовы?

-Мы поговорим о природе и об очень  важном качестве человека.

II. Актуализация знаний

  1. Продолжить пословицы:

Жизнь дана на ….(добрые дела);

Делай добро и …..(жди добра);

Не ищи красоты - ….(ищи доброты).

- О каком качестве человека будем говорить? (доброте)

- Что такое доброта?

- Человек по отношению к кому может быть добрым? ( животным, людям)

- Какого же человека можно назвать добрым?

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Приемыш)

- Кто автор? (Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк)

- Какая тема данного произведения? (как Тарас приютил лебедя)

- Какая тема нашего урока? (Доброта-спасет мир, …)

- На прошлом уроке мы читали рассказ, разделили на части, составили план текста. Тогда сегодня что нам остается делать? (дать характеристику героям).

- Какие стили произведений мы знаем?(науч, делов, разгов, публиц, худож)

- Какой стиль у этого произведения? (худож)

- В конце урока вы будете составить текст в художественном стиле.

- Какую цель будем ставить?

Цель:

1.  Раскрыть их взаимоотношения, черты характера.

2.  Проанализируем, как автор описывает лебедя.

3.  Составить рассказ в художественном стиле

4. Доказать, что доброта- это щедрость души человека.

(Слайд 2)

III.  Проверка домашнего задания

- Сначала проверим дом. задание. Посмотрим, как внимательно прочитали рассказ (слайды)

1. Соедините слова со значениеями слов. – 1балл каждой паре. (5) (Слайд 3)

  1. Найти из текста и исправить ощибки в предложениях.( 5)(Слайды 4-5)

     

- Проверяем по таблице и оцениваем свою работу.

4. Выполнить тест. (оценка работы). (5б) (Слайды 6-10)

1. Кто автор рассказа «Приемыш»?

а)  Е.И. Чарушин

б) М.М. Пришвин

в)  Д.Н. Мамин-Сибиряк

2. Чему научили родители мальчика?

а) любить книгу

б) рисовать

в) петь

3. Что такое сайма?

а) Охотничий домик

б) Боярский двор

в) Рыбацкая стоянка

4. Кто встретил автора?

а) Тарас

б) Соболько

в) Никто не встретил

5. Как звали собаку?

а) Шарик

б) Соколко

в) Соболько

6) Где жил Тарас?

а) В деревне

б) На рыбацкой стоянке

в) В шалаше

8)  Как относились друг к другу Приёмыш и Соболько?

а)  Как друзья

б) Как враги

в) Они друг друга  не замечали

Оцените свою работу.

Оценки за домашнюю работу:

15 б – «5»

14 – 12 б – «4»

11 – 10 б – «3»

Меньше 9б – «2»

- Ставьте смайлик у кого пять? (4,3)

- Молодцы!

IV. Работа над темой урока

  1. Работа в группах, составление кластеров.

- Сейчас будем работать по тексту, каждый ученик составляет кластер – характеристику своего героя, опираясь на текст. (Слайд 12)

1 гр: составить характеристику Лебедя.

2 гр. Характеристика Тараса.

3 гр. Характеристика Соболько.

Составление общего кластера по группам (на экране учитель с помощью программы Paint 3D чертит кластер и заполняет)

2 группа:

 - Назовите по одному те качества Тараса, которые ему присуще и доказательство найдите из текста.

https://fsd.videouroki.net/html/2018/02/06/v_5a7a03473434a/99709024_2.jpeg

Милосердный – стр 77

Любящий своих питомцев – стр 78

Одинокий – стр 79

Добрый – стр 83

Переживающий – стр 81

Искренний – стр 80

1 группа:

- Автор много слов отобрал для характеристики приемыша.

hello_html_300b6c91.jpg

Стр 78 умная

Стр 80 гордая, царская

Стр 80 свой характер имеет

Стр 81 ученая птица

Стр 82 особенная

3 группа:

- Соболько какая?

Стр 76 пестрая

Стр 76 умная, лучший друг человека

Стр 78 веселая, дружелюбная

Стр 80 озорная

Стр 81 ласковая

- Какой вывод?

 - Они любят друг друга. У них как одна семья.

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

  1.  Сообщение о лебеди. (Подготовленные дети рассказывают, показ фотографий «Лебеди»)

(Слайды 13-22)

       Лебеди представляют крупных водоплавающих птиц, которые относятся к семейству «утиные» и к отряду «гусеобразные». Размах крыльев почти 2 метра и весом не меньше 15 кг. Оперение имеет окрас чисто белый, а также угольно черный или серых оттенков.

       Питаются лебеди рыбой, растениями.  Они добывают себе пищу за счет своей длинной шеи, которую они погружают в воду. При этом можно видеть на поверхности воды только заднюю часть птицы с хвостом.  Основное время лебеди проводят на воде больших озер с камышовыми зарослями. Плавают медленно, величаво, уверенно. 

     Лебеди улетают осенью на юг, создавая неизгладимое в памяти впечатление. Они пролетают над территорией, с какими-то печальными криками, как бы прощаясь с этим местом до следующей весны. Лебеди в стаях не толкутся, они живут парами. Издавна символами супружеской верности считаются белые лебеди, образ двух плывущих лебедей с шеями, изогнутыми в форме сердца, стал символом любви.

3. Самостоятельная работа. (Слайд 23)

- Лебедь – царская птица. К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь" и обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой «благородной, царской птицы».

(видео-запись «Лебединая верность»,  музыкальная пьеса К.Сен-Санса "Лебедь").

 - Составьте маленький рассказ в художественном стиле «Лебедь-царская птица» (4-6 предложений).

- Послушайте рассказ одноклассников и скажите свое мнение.

V. Анализ художественного произведения. Рефлексия. 

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:

(Слайд 24)

 Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас?

 Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной?

Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)

Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной? Почему?

- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Доброта — это богатство, щедрость души человека.

- Чему учит нас этот рассказ?
- Каждый должен жить так, как предназначила природа.
Грубое вмешательство человека в природу, не понимание её ценности, приводит к трагедиям. Просто людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое!

- Покажите своего лебедя сделанного из бумаги.

Вы сейчас можете обратиться к людям с просьбой. (Люди, не стреляйте в лебедей……)

VI. Итог урока:

- Чему учились на уроке?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Что помог понять вам рассказ?

Критерии оценивания

Оценки

1. Понял содержание рассказа

2. Сам составил кластер

3. Написал текст в художественном стиле

4. Активно участвовал на уроке

5. Научился любить природу

Итоговая оценка:

Оценка учителя.

VII. Домашнее задание:

 Составить рассказ на тему “ История одного лебедя”.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "Фестиваль сказочных героев"

Презентацию  "Фесиваль сказочных героев"можно использовать на уроке литературного чтения  в 1 классе. Данная презентация составлена по народным и авторским сказкам....

Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.

Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....

Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс

Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова   4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век ...

Презентация к уроку литературного чтения. Тема Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

В презентации представлены основные этапы работы над литературным произведением....

Презентация к уроку литературного чтения. Тестовая работа по рассказам В. Осеевой.

Тестовая работа по рассказам В. Осеевой. Презентация к уроку литературное чтение. 2 класс. "Школа России"...

Тема: Характеристика героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Предмет: Литературное чтение        Класс: 4 классТема: Характеристика  героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»...