Приёмы совершенствования навыков чтения младших школьников
статья по чтению по теме

Маргунова Любовь Владимировна

статья с указанием приёмов и видов работ с текстом для совершенствования техники чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приёмы совершенствования навыков чтения младших школьников»

 «В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному  чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения .И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. По мнению психологов – на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор № 1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима систематическая,  целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

                      В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости  школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга». Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что читать книги при низкой технике чтения- это не удовольствие, сколько мука. Возникает вопрос: « С какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие  начальное обучение?»

      В программе для начальных классов было определено, что скорость  чтения к концу четвёртого класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит Н.А.Лошкарёвой, доценту МПГУ – 120 слов в минуту. Третья точка зрения – В.А. Сухомлинскому, он считает, что беглое чтение, нормальное чтение – это темп 150-300 слов в минуту. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались на «5», он должен выполнять рекомендацию В.А. Сухомлинского. А если хочет, чтобы выпускники начальной школы были все троечники, надо придерживаться определённым программным нормативам. Но всё же большинству учеников вполне доступна скорость  чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос:  «А как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости - скорости оптимальной .Какие резервы обучения можно здесь использовать?»

        Как добиться оптимальной скорости чтения, осознанности и выразительности.  

К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью». Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.  

         

       Упражнения по совершенствованию техники  чтения:

1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:

- артикуляционная гимнастика для губ, языка;

- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;

     - упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;

- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.

2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:

- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;

- чтение текста через слово.

3 группа.  Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча:

    - чтение за диктором;

- чтение в парах;

- групповое чтение;

- чтение с отрывом взгляда от текста;

- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;

- жужжащее чтение;

- зрительные и слуховые диктанты;

- упражнение “чтение-спринт”;

- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;

- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;

- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.

4 группа.  Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:

- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.

5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:

- словарная работа;

- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

- чтение только второй половины слов.

 6 группа.Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:

Прочитай предложение с заданной интонацией,  задания интеллектуального характера

(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).

     Данные упражнения включаются в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаются учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.

     Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках дают в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в тетради. Технику чтения нужно проверять ежемесячно, результаты анализировать и комментировать учащимся, доводить до сведения родителей.

Упражнения, помогающие усовершенствовать технику чтения.

«Звуковая разминка»

1.Артикуляция.

Гласные: а,о,у,ы,и,э.

Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ.

Согласные: з-с-ж, ш-ж-с и др.

Согласные и гласные: же, че, ща, жра, стри и др.

2.Слова, трудные для произношения.

Электрификация, иллюминация, портфель, растениеводство и др.

3. Скороговорки.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Даётся в качестве разминки перед чтением.

«Фотоглаз»

Этот приём можно использовать с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

  1. За короткое время ученики должны воспринять слоги, слова, предложение;
  2. За отведённое время ученики должны запомнить («сфотографировать») столбик слогов, слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово;

Использование этого приёма помогает детям научиться читать целыми словами.

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимальном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается с 20с (в начале)  до 2-х минут.

Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона чтения.

                                                                      «Губы»

Упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения вслух и про себя, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.

 К плотно зажатым губам по команде «Читать про себя! Губы!» дети прикладывают палец левой руки.

                                                                     «Угадай»

Чтение текста, перекрытого полосками (2,3,4 – в зависимости от того, как дети читают)

                                                                   «Буксир»

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников.

Дети читают  тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путём внезапной остановки на каком либо слове и повторения его. Дети должны показать это слово.

                                                                  «Сравни»

Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения)

Это упражнение активизирует учащихся, т.к. они видят «свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

                                                                  «Кто быстрее?»

Найти в нескольких незнакомых статьях, небольших текстах, лежащих на столе,  данное предложение.

По команде «Начали!» каждый ученик берёт статью и «скользит»  по тексту в поисках данного предложения.

Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

«Считаем слова»

При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы (в 1классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе – не более 4-х, в 3-4 классах – не более 5-ти.

Цель этого упражнения – загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой – счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами.

Чтение «Спринт»

На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы  и зубы.

Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

Скачкообразное чтение «Кенгуру»

Под счёт 1,2,3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух.

Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1,2, фиксируя взгляд на начале и конце строки.

       Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим  заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды работы над текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим номером.

  Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

  1. Чтение всего текста.
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  5. Чтение, после чтения пересказывание.
  6. Чтение с сокращением текста (ученики убирают слова или предложения, которые можно опустить). Подготовка в сжатому пересказу.
  7. Чтение «цепочкой» по предложению.
  8. Чтение «цепочкой» по абзацу.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения самого предложения.
  15. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  16. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  17. Чтение и установление жанра произведения.
  18. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышленно (для сказки)
  19. Чтение и нахождение предложение, ставших поговорками, крылатыми словами (для басни)
  20. Беседа с сопровождением выборочного чтения текста.
  21. Нахождение в тексте выводов.
  22. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  23. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
  24. Чтение и обсуждение названия произведения.(Как ещё можно назвать?)
  25. Чтение по ролям.
  26. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  27. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  28. «Живая картинка» (один ученик читает, другой         мимикой лица реагирует на услышанное).
  29. Нахождение отрывка, который надо прочитать презрительно, строго,  с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  30. Нахождение и чтение предложения с вопросительным знаком,  с восклицательным знаком, запятой, многоточием и т.д.
  31. Конкурсное чтение стихотворений(жюри выбирается из учащихся, победивших в таком конкурсе ранее).
  32. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  33. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  34. Нахождение и чтение слов , предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно и т.д.
  35. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  36. Выразительное чтение произведения по собственному выбору.
  37. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
  38. Нахождение  в тексте слов с  указанной орфограммой.( Кто быстрее найдёт слово на заданное правило).
  39. Нахождение  в тексте самого длинного слова.
  40. Нахождение  в тексте двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  41. Чтение, пометка непонятных слов.
  42. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  43. Нахождение и чтение слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)
  44. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  45. Чтение слов, к которым даны сноски.
  46. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Весна» и т.д.
  47. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)

              Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя. Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.

               Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.В.А.Суомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало ...

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....

Приёмы совершенствования навыка чтения младшего школьника

Навык чтения - явление сложное, комплексное. Степень овладения навыком чтения - один из показателей общего уровня развития ребёнка. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная рнабота ...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ....

Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в ...

Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.

Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....